Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Миронов Виктор Алексеевич

Сообщений 1 страница 30 из 80

1

Получен ответ из ЦАМО:
http://s015.radikal.ru/i333/1110/3f/768404cb74ba.jpg
Информация из документа:

«…
АРХИВНАЯ СПРАВКА

Сообщаем, что в книге учета рядового и младшего начальствующего состава 144 гвардейского штурмового авиационного полка за 1944-1946 годы значится:
«Миронов Виктор Алексеевич, гвардии старший сержант, механик авиационный, 31.12.1917 года рождения, уроженец г. Баку, ст. Баладжары, призван 15.11.1939 г. Кировским РВК г. Баку, в часть прибыл из ШМАС [школы младших авиационных специалистов] 15.10.1940 г., награжден: орден «Красная Звезда», медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией», медаль «За взятие Берлина», медаль «За освобождение Праги», демобилизован на основании Указа от 20.03.1946 г., приказ №051 от 05.06.1946 г. по месту жительства» (все так в документах).
Основание: ЦАМО РФ, 208332, д. 1, л. 50 об., 51.
В картотеке учета награжденных записано, что гвардии старший сержант Миронов Виктор Алексеевич, 1917 года рождения, уроженец г. Баку ст. Баладжары, старший механик 9 гвардейской штурмовой авиационной дивизии 144 гвардейского штурмового авиационного полка, награжден:
Медалью «За боевые заслуги» №119343 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.11.1942 г.;
Орденом «Красной Звезды» №1686335 приказом по 9 шад №011-н от 15.05.1945 г.
Награды вручены, А-№546172.
Основание: ЦАМО РФ, картотека учета награжденных.
144 гв. шап с 5 февраля 1944 года по 11 мая 1945 года входил в состав действующей армии.
Основание: ЦАМО РФ, Перечень №12, стр. 92.
…»

Миронов Виктор Алексеевич

мл. сержант

Медаль «За боевые заслуги»
http://s4.uploads.ru/t/VeoZC.png

Документ Награждение
Дата 23.11.1942
Автор Президиум ВС СССР
Тип документа Указ Президиума Верховного Совета
Список наград Орден Ленина; Орден Красного Знамени; Орден Отечественной войны I степени; Орден Отечественной войны II степени; Орден Красной Звезды; Орден «Знак Почета»; Медаль «За отвагу»; Медаль «За боевые заслуги»; Медаль «За трудовую доблесть»; Медаль «За трудовое отличие»
Источник информации фонд 33 опись 682524 дело 580
Номер записи в базе данных 12115773

http://s002.radikal.ru/i197/1110/71/b0ca1dfcd67d.jpg  http://s017.radikal.ru/i440/1110/a5/0c0d74744dd2.jpg
Информация из документа:
"...
УКАЗ
Президиума Верховного Совета СССР
О награждении орденами и медалями начальствующего и рядового состава Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом доблесть, мужество и выдающиеся заслуги в деле боевой подготовки частей, подготовки кадров летно-технического состава и обеспечения действующей армии авиационным вооружением и боеприпасами – наградить:

МЕДАЛЬЮ "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ"

36. Младшего сержанта МИРОНОВА Виктора Алексеевича
…"

После демобилизации Миронов Виктор Алексеевич работал механиком по ремонту и обслуживанию автомобилей и двигателей на одном из предприятий г. Баку.
В 1949 г. Виктор Алексеевич переехал в г. Нижний Ломов Пензенской области. Работал на Нижнеломовском предприятии №5.
Призывался для прохождения военных учебных сборов сроком 1 месяц.
Виктор Алексеевич Миронов скоропостижно ушел из жизни 10.07.1953 г., утонул.
Похоронен на городском кладбище г. Нижний Ломов.

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2013-09-22 16:11:25)

0

2

Здравствуйте, Александр!

Кем Вам приходится Виктор Алексеевич, фото сохранились?

Миронов А.А. написал(а):

Работал на Нижнеломовском предприятии №5.

Предприятие №5 - это что?

0

3

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

Виктор Алексеевич Миронов - мой дед.
Сохранилась фотография послевоенного времени.
http://i021.radikal.ru/1110/1e/589041a0074e.jpg

Предприятие №5 - так раньше, кажется, назывался ФГУП ЭМЗ. В сети найти подтверждений этому не удалось.

С уважением, Александр

0

4

Информация с сайта «Авиаторы Второй Мировой» http://allaces.ru/ :

"144-й гвардейский штурмовой Львовский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк
В действующей армии:
• 22.06.41 - 31.08.41 (226 cбап)
• 20.05.42 - 15.07.42 (800 шап)
• 15.10.42 - 05.02.44 (800 шап)
• 05.02.44 - 11.05.45 (144 гшап)
Сформирован как 226 сбап в составе Киевского ОВО. Формирование было завершено 13.09.40 г.
Входил в состав 16 сад. К 22.06.41 г. имел на вооружении 43 самолета Су-2 (в том числе 11 неисправных). Перед войной полк базировался на аэродроме Соломенка и Бузовая под Киевом, а за несколько дней до войны три аэ перелетели в г. Чертков (Западная Украина).
С первого дня войны и до августа 1941 г. полк, находясь в составе 36 иад, а с 24.06.41 г. 62 ад, действовал против войск противника, наступавших в направлении Дубно, Ровно, Житомир, Киев. За это время экипажи полка совершили 364 боевых вылетов, провели 34 воздушных боя, в которых сбили 7 самолетов противника.
В начале августа полк передал оставшиеся Су-2 в 227 ббап и в конце месяца был выведен на переформирование, при этом часть летного и технического состава была переведена в 52 ббап.
26.03.42 г. полк был преобразован в 800 шап.
На вооружении имел самолеты Ил-2.
С 18.05.42 г. входил в состав 226 шад. В первой половине июня уничтожал технику и живую силу противника на подступах к Купянску.
К середине июня 1942 г. после тяжелых боев на Юго-Западном фронте полк практически потерял боеспособность. Уцелевшие штурмовики были переданы в 504 шап, а личный состав выведен в тыл на переформирование.
С октября 1942 г. входил в состав 292 шад -> 9 гшад. В середине октября начал производить боевые вылеты с аэродрома Андреаполь на Калининском фронте.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР No. 016 от 05.02.44 г. преобразован в 144 гшап.
В июле 1944 г. за отличия во Львовской операции полку присвоено почетное наименование Львовский.

Командиры полка
226 сбап, майор Анатолий Иванович Митрофанов, ... - 26.03.42
800 шап, майор, подполковник Анатолий Иванович Митрофанов, 26.03.42 - 12.43; подполковник Павел Михайлович Шишкин 12.43 - 05.02.44
144 гшап подполковник Павел Михайлович Шишкин 05.02.44 - ...; майор Михаил Иудович Степанов ... - 05.45

На этом же сайте есть фотография личного состава 3-й авиаэскадрильи 144 гшап:
http://allaces.ru/sssr/foto2/gudyrya05.jpg
Источник: фотогалерея адьютанта аэ 144 гшап Егора Яковлевича Гудыри:
http://allaces.ru/p/people.php?id=00000002438

Кажется, на данной фотографии Виктора Алексеевича нет…
Это может означать, что, вероятно, он был в другой авиаэскадрилье…

Интересно, можно ли узнать еще какие-либо сведения о Викторе Алексеевиче путем изучения документации по 226 сбап/800 шап/ 144 гшап, хранящейся в ЦАМО?

С уважением, Александр

0

5

Задался вопросом о штате штурмового авиационного полка. Такую информацию нашел на сайте http://www.warmech.ru :

«Я дрался на Ил-2
О.В.Растренин. Главная ударная сила.
Продолжение 2. О порядке награждения летчиков-штурмовиков. Качество матчасти. Уровень техобслуживания.


7 августа 1941 г. было принято решение ГКО, а за ним, 10 августа, вышел приказ командующего ВВС КА генерала П.Ф. Жигарева, согласно которому все штурмовые полки должны были перейти на трехэскадрильный состав с 33 самолетами в каждом полку. Однако в связи с большими потерями и огромными трудностями восполнения потерь в самолетном парке в этот период войны организационно-штатная структура была пересмотрена. Приказом Наркома Обороны от 20 августа 1941 г. все штурмовые авиаполки, на вооружение которых поступали Ил-2, стали формироваться в составе двух эскадрилий по девять Ил-2 в каждой и двух машин в управлении полка (самолеты командира и его заместителя) - всего 20 самолетов.»
http://www.warmech.ru/war_weapon/il-2-3.html

«Продолжение 5. Штат штурмовых полков. Уровень летного и боевого мастерства летчиков-штурмовиков Ил-2.
После создания 5 мая 1942 г. 1-й воздушной армии к концу года были реорганизованы в воздушные армии все остальные ВВС действующих фронтов.
Одновременно с этим происходило формирование авиационных корпусов резерва Главного командования и переформирование в однородные смешанных авиадивизий и авиаполков.
Штурмовая авиадивизия теперь стала состоять из трех штурмовых авиаполков и одной отдельной штрафной штурмовой эскадрильи.
Штурмовые авиаполки переводились на 32-самолетный состав: 2 [или 3?, А.М.] эскадрильи по 10 Ил-2 и 2 Ил-2 в управлении полка (самолеты командира и штурмана полка).
Несмотря на увеличение численного состава штурмовых авиаполков, новые штаты все еще не отвечали требованиям войны. Боевой опыт показал, что эскадрилья из 10 самолетов уже на третий-четвертый день боев из-за потерь "выдыхалась" и обычно могла работать только шестеркой, что не позволяло должным образом организовывать борьбу с зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника...
По общему мнению, требовалось штат штурмовой эскадрильи увеличить до 14 самолетов (3 звена по 4 Ил-2 и по одному самолету [331] у командира и штурмана эскадрильи), а штат полков - до 45 Ил-2, 1 Ил-2У и 1 У-2. В этом случае эскадрилья из 14 самолетов в основном работала бы восьмеркой. Кроме того, два командирских Ил-2 являлись как бы резервными, что позволяло продолжительное время строить боевые порядки эскадрильи в зависимости от задачи и обстановки. На 40-самолет-ный состав штурмовых авиаполков ВВС КА перешли только в 1944 г.»
http://www.warmech.ru/war_weapon/il-2-6.html

Источник: Артем Драбкин. Я дрался на Ил-2. Нас называли смертниками. Москва. "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2005.

С уважением, Александр

0

6

На фото выше я насчитал 46 человек.

0

7

Да, действительно, сколько человек было по штату в штурмовой авиаэскадрилье?
Нашел в сети Штат №015/282 (к сожалению не скан документа, а Word-файл)
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/files/T2 … 15_282.doc

Согласно этому документу в эскадрильях авиационного штурмового полка при 32-х самолетном составе по штату должно быть 146 человек, т.е. 48-49 человек в каждой эскадрилье. В каждой аэ по 10 механиков авиационных, т.е. за каждым самолетом был закреплен 1 механик.
На должность  механик авиационный назначаются ст.сержанты технической службы с ВУС №74 – механики, мотористы и складские работники авиационные (только из числа служивших в кадровых частях ВВС);
Инд.арт.воор – 15кр№4 (3кр№4);
Лет.тех.обм. – 35.

Что означают последние 2 записи?

В архивной справке из ЦАМО указано

Миронов А.А. написал(а):

старший механик 9 гвардейской штурмовой авиационной дивизии 144 гвардейского штурмового авиационного полка

В штате №015/282 такой должности нет. Возможно указанная должность была введена в штат ШАП позже?

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2011-11-04 02:48:26)

0

8

Приведу полный состав эскадрильи из того же источника.

Наименование должностей,                  Число должн.   Военное звание       ВУС   Дол.окл       Инд.арт.воор.  Лет.тех.обм.
матчасти и транспорта

6. Авиационные эскадрильи (в полку три)           
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Командир эскадрильи                                     1             Ст.лейтенант,          1      1650                  п,к                 33
                                                                                  капитан
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Военный комиссар                                          1              Политрук,               5      1550/1650          п,к                  33
                                                                                  ст.политрук
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зам.командира эскадрильи                              1            Лейтенант,                1      1500                  п,к                 33
он же штурман 3)                                                         ст.лейтенант
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Адъютант                                                      1            Лейтенант                 6    850/1200                п                  -
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А. Авиационные звенья (в эскадрильи – два, в полку – шесть)           
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Командир звена                                              1               Старшина              72           -               п,к                  33
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пилот старший                                             1?(2?)           Ст.сержант,          72           -                п,к                 33
                                                                                     старшина
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пилот                                                           4               Ст.сержант            72            -               п,к                  33
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Б. Техническо-эксплуатационная часть           
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ст.техник эскадрильи                                    1               Ст.техник-лейтенант 13        1100              п                   35
– он же пом.ком.эскадрильи
по эксплуатации
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Механик авиационный звена                          2                Старшина техсл       74         -               3кр№4               35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Механик авиационный                                  10              Ст.сержант техсл      74         -             15кр№4               35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Моторист авиационный                                 8               Сержант техсл          74         -              12кр№4               35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Техник авиавооружения                               1               Техник-лейтенант      15         725                                    35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Механик авиавооружения                             1               Ст.сержант техсл       79          -                                      35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мастер авиавооружения                              4                Сержант техсл           79         -                                       35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стрелок авиавооружения                             6                Красноармеец           79         -                                        35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Механик по радио                                       1                Ст.сержант техсл       43         -              2кр№4                35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Механик электроспецоборудования              1                 Ст.сержант техсл      80         -              1кр№4                35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мастер электроспецоборудования                1                 Сержант техсл          80         -              2кр№4                35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Механик авиаприборов                                1                 Ст.сержант техсл      79         -              1кр№4                35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мастер авиаприборов                                 1                  Сержант техсл          79         -              2кр№4                35
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итого:                                                               48?(49?)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3) Он же командир звена

0

9

Получен ответ на мой запрос от 01.08.2011 г. в Национальное Архивное Управление Азербайджанской Республики по рекомендации ВК Нижнеломовского района Пензенской области.
http://www.realazer.com/companies/346.html
http://s017.radikal.ru/i411/1111/62/0e7160b01b3b.jpg
Текст ответа:
«…
Национальное Архивное Управление Азербайджанской Республики сообщает, что государственные архивы Азербайджанской Республики укомплектованы документами гражданского характера.
Документы военных частей, учреждений и ведомств хранятся в Министерстве Обороны Азербайджанской Республики, куда впредь рекомендуем обращаться непосредственно по адресу
AZ 1073, г. Баку, пр-т Джавида, 3
…»

Признаться, я был бы очень рад сведениям о моем деде также и из документов гражданского характера (например, соц. данные и др. информация). Похоже на отписку или неверно истолкован мой запрос (посчитали, что меня интересует только информация о прохождении воинской службы, хотя я просил сообщить также любую имеющуюся информацию в отношении судьбы деда)?

Отправлен запрос от 26.08.2011 в Республиканский военный комиссариат г. Баку. Ответ пока не получен.
http://www.navigator.az/firm/5859/info/

Готовлю запрос с учетом полученной информации из ЦАМО в военный комиссариат Бинагадинского района (бывший до 1992г. Кировский район г.Баку)
http://www.navigator.az/firm/1954/info/
"29 апреля 1992 года были переименованы еще 4 района: «район 26 бакинских комиссаров» в «Сабаильский район», «Кировский район» в «Бинагадинский район», «Ленинский район» в «Сабунчинский район», «Октябрьский район» в «Ясамальский район»."
http://ru.wikipedia.org/wiki/Административное_деление_Баку

Есть затруднения. В сети указаны также другие адреса этого военкомата
http://www.infoportal.az/ru/catalogue/207/
http://www.bakuaz.org/spravka/1.htm

Дворянкин С.А. написал(а):

Пилот                                                           4               Ст.сержант            72            -               п,к                  33

Сергей Анатольевич, +6 (+7) строкой ниже должно быть. Исходя из того, что 10 самолетов в эскадрилье.

Миронов А.А. написал(а):

Задался вопросом о штате штурмового авиационного полка.

Разместил также здесь:
http://forum.patriotcenter.ru//index.php?topic=20373.0

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2011-11-05 19:17:51)

0

10

Здравствуйте, Александр!

Миронов А.А. написал(а):

Сергей Анатольевич, +6 (+7) строкой ниже должно быть. Исходя из того, что 10 самолетов в эскадрилье.

Я брал данные из штата авиационного штурмового полка ВВС Красной Армии (военного времени) №015/282, найденного Вами. Там и командир звена 1 при двух звеньях в эскадрилии (3 во всем полку при 6-и звеньях). Меня тоже удивило, что в эскадрилии пилотов менее 20% от общей численности эскадрилии и что пилотов меньше чем самолетов.

0

11

Добрый вечер, Сергей Анатольевич!

Поначалу думал, что пилотов в звеньях полка (не считая старших пилотов) - 12 и плюс 20 указано дополнительно строкой ниже, всего - 32.
Вы правы, 20 строкой ниже - это всего в звеньях: 3+5+12 (командир звена, пилот старший и пилот), сразу не сообразил. Но, действительно, чем объясняется то, что пилотов по штату меньше чем самолетов?

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2011-11-05 23:18:21)

0

12

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

Полагаю, что нижеперечисленные должности АЭ относятся к "летным", точнее эти должности - пилоты:
командир эскадрильи – 3;
военный комиссар – 3;
зам. командира эскадрильи, он же штурман (он же командир звена) – 3;
командир звена – 3;
пилот старший – 5;
пилот – 12;
всего – 29.
Но, самолетов боевых в эскадрильях – 30. Один "безхозный"? Или я что-то упустил?

Дворянкин С.А. написал(а):

командир звена 1 при двух звеньях в эскадрилии (3 во всем полку при 6-и звеньях)

зам. командира эскадрильи, он же штурман (он же командир звена, см. сноску (3)) – 3; командир звена – 3; всего 6 при 6-и звеньях или 2 при 2-х звеньях.

Адьютант 3-й аэ 144 гшап Е.Я.Гудыря в своих воспоминаниях отмечает, что количество летчиков и самолетов в полку все же не было равным.
"...
Находясь на излечении в госпитале, [Е.Я.Гудыря] познакомился с майором авиации, который искал пополнение для своей части. Е.Я.Гудыря имел соответствующую подготовку, но не имел боевого опыта. Поэтому был переведен в 41 оутап, а потом в 144 гшап на нелетную должность адъютанта эскадрильи. Несмотря на это, Егор Яковлевич летал. По его рассказам количество самолетов и летчиков было не равным. Поэтому, получив задание, экипаж формировали тут же исходя из поставленной задачи и готовых к вылету самолетов: «Ты левым, ты правым, ты стрелком и т.п.». Таким образом летали практически все, кто был в полку, не обращая внимания «летный» или «не летный» человек. Егор Яковлевич летал стрелком. И каждый раз молился, чтобы их не сбили, т.к. рассказывать как он, «не летный», попал на борт выполняющего задание самолета или как он попал за линию фронта было бы сложно.
..."

Информация с сайта "Авиаторы Второй Мировой": http://allaces.ru/p/people.php?id=00000002438

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2011-11-06 23:53:09)

0

13

Здравствуйте, Александр!
Да, наверное, так. Пилотов старших, я думаю, всё же в полку 6 (по 1-му на каждое звено), а не 5. Скорее всего, в тексте опечатка. Тогда будет "полный комплект".

0

14

Добрый вечер, Сергей Анатольевич!

Логически напрашивается вывод, что в тексте где-то опечатка и, действительно, пилотов старших, возможно 6 (интересно было бы увидеть оригинал документа). Но тогда цифры "Итого в эскадрильях" и всего в "Авиационные звенья" были бы другие, не 20 и 146, а на единицу больше. Может быть один самолет - учебный или в роли учебного?

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2011-11-07 20:16:35)

0

15

Здравствуйте, Александр!
Я "сдаюсь", нужен комментарий специалиста. Всё остальное - гадание на кофейной гуще.

0

16

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

Версия с учебным Ил-2 в штате шап отпадает. Были другие, возможно, внештатные, учебные самолеты в шап.
«…
Утром вышел на полеты. Командир полка приказал тренироваться на «ПО-2» и «ЯК-12» несколько дней. Затем инспектор дивизии по технике пилотирования принял зачеты.
— Можно пускать на тренировочные полеты на боевом самолете, — заключил он. [39]
— Полетишь? — спросил Митрофанов.
— Хоть сейчас, товарищ майор.
— Без инструктора?
— Да.
— А самолет не разобьешь?
— Никак нет, не разобью.
— Ну, добро. Видишь, вон там стоит самолет? Иди, прими его у механика и прирули к старту.
Подошел к «ильюшину». Весь-то он изрешеченный, весь в заплатках и латках. На стабилизаторе цифра тринадцать...»

Источник: Бегельдинов Т. Я. «Илы» атакуют. Алма-Ата: Казахстан, 1966. — 176 с.
http://militera.lib.ru/memo/russian/beg … t2/03.html

Поискал в сети определение лет.тех.обм:
Летно-техническое обмундирование – специальная одежда для летного и технического состава, приспособленная для полетов и работы на авиационной технике.
Источник: Военно-авиационный словарь
http://www.flyingschool.ru/tesaurus/206/63171/

Следовательно, в гр. Лет.тех.обм.:
33 – это специальная одежда для летного состава, приспособленная для полетов на авиационной технике.
35 – это специальная одежда для технического состава, приспособленная для работы на авиационной технике.

Кроме 29 пилотов (летчиков) в эскадрильях такое обмундирование (33) имеет начальник воздушно-стрелковой службы, который и дополняет количество старших пилотов до 6. (старшие пилоты и Начальник воздушно-стрелковой службы – ведущие в звеньях):
«8  штурмовиков 611-го  ШАП ( ведущий – начальник  воздушно-стрелковой  службы  полка  капитан  М.П.Ступак ) на дороге из Арсениевки в Надлак уничтожили 20  автомашин и вызвали несколько очагов пожаров.»
Источник: Вадим КОЛЕЧКИН. Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в январе-феврале 1944 г.
http://fmc.my1.ru/publ/aviajija_v_bojak … /1-1-0-45/

Еще 3 пилота: командир полка, военный комиссар [полка] и штурман полка –  пилоты в авиационном звене управления полком (2 самолета Ил-2, 1 самолет связи типа У-2 или УТ-2)

Вот теперь «полный комплект»: 30 самолетов в эскадрильях – 30 пилотов (летчиков), 3 самолета в звене управления полком и 3 пилота

Остается выяснить, что такое кр№4 и предшествующие цифры в гр. Инд.арт.воор.
Предположу, что этим индивидуальным вооружением были некие ремонтные комплекты №4 (ремонтные комплекты №1, 2, 3 для автомобилей или другой техники), по аналогии с (см. приложение 2):
http://www.oa-14.narod.ru/poslevoiny-7.htm

Тогда предшествующие цифры – количество ремкомплектов.
Не гадаю, но предполагаю. Так сказать рабочая версия...

С уважением, Александр

0

17

Здравствуйте, Александр!
Кто ищет, тот всегда найдёт.
Вас теперь можно "зачислять" в авиаспециалисты.
На мой взгляд, все Ваши предположения, если и не верны на 100%, то очень близки к этому.
Спасибо Вам.

Ещё раз посмотрел штат №015/282, обратите внимание на сноску 1) - "Входит в расчет летных экипажей". Видимо, 6-м старшим пилотом в полку всё же является штурман полка.

0

18

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

Благодарю взаимно. За комментарии, уточнения, участие в обсуждениях.

Дворянкин С.А. написал(а):

Ещё раз посмотрел штат №015/282, обратите внимание на сноску 1) - "Входит в расчет летных экипажей". Видимо, 6-м старшим пилотом в полку всё же является штурман полка.

Согласен с Вами. Верно, 30-й самолет в эскадрилье принадлежал штурману полка. Подтверждения есть в мемуарах:

«…Для штурмовки аэродрома была выделена восьмерка «ильюшиных». Ведущим назначен штурман полка майор П. Русаков. В составе группы летел и замполит полка капитан П. Поляков.»
Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации / Лит. запись Л. Ф. Юдина. — К.: Политиздат Украины, 1988. — 224 с., 8 л. ил.
http://militera.lib.ru/h/donchenko2/03.html

«…Нужно было блокировать вражеский аэродром в районе Мелитополя. На задание вылетели четыре шестерки штурмовиков. Ведущим группы был штурман полка М.Степанищев, а его заместителем Заворызгин…»
Информация с сайта «Герои страны». Заворызгин Борис Сергеевич.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4084

О характеристике штурмового авиационного полка, что он представляет из себя во время войны, какова его структура и состав (устное описание из воспоминаний Героя Советского Союза М.Я.Романова):
«Штурмовой авиационный полк в настоящее, то есть во время Великой Отечественной войны, … представляет из себя воинскую часть, способную выполнять самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск тактические задачи командования по уничтожению живой силы и техники на поле боя и в тылу врага. Штурмовики взаимодействуют главным образом, с пехотой и танковыми войсками. Они также наносят удары по железнодорожным станциям, по железнодорожным составам на перегонах, по мостам и переправам, по резервам противника и другим целям.
Полк состоит из трех авиационных эскадрилий и звена управления. В авиаэскадрилью входят три авиазвена, состоящих, в свою очередь, каждое из четырех экипажей. В экипаж самолета входят два человека - летчик и воздушные стрелок. Кроме того, самолет обслуживают авиамеханик, авиамоторист, авиаоружейник. Все вместе они составляют боевой расчет, которым командует командир экипажа, обычно летчик младший лейтенант. Командир экипажа отвечает за воспитание своих подчиненных, за их боевую и политическую подготовку. В звене и эскадрильи имеются еще и узкие технические специалисты: по радио, по приборам и по другому спецоборудованию. Во главе технического состава звена стоит техник, обычно техник-лейтенант. Во главе технического состава эскадрильи стоит авиаинженер, обычно старший техник-лейтенант. Всего, вместе с летно-подъемным и техническим составом в авиационной эскадрильи насчитывается около 80 человек личного состава, в распоряжении которых находится, как правило, 12 боевых самолетов Ил-2. Эскадрильей командует летчик командир авиаэскадрильи. У него есть заместитель - штурман авиаэскадрильи. Звеном командует командир авиазвена. Кроме этого в каждом звене имеется еще летчик старший, который является ведущим пары самолетов.
Авиаполком управляет звено управления, штаб и политчасть. В звено управления кроме командира полка входят следующие его заместители: по политической части (летчик), по летной работе, по авиаинженерной службе, по штурманской подготовке (флагштурман полка, летчик), по воздушно-стрелковой службе (летчик), по авиасвязи, по оргвопросам (начальник штаба). У начальника штаба имеются заместители и помощники по оперативной части, по строевой подготовке и другие. В авиаэскадрильях штабную работу ведут адъютанты авиаэскадрилий. В политчасть полка входят кроме замполита парторг, комсорг, секретари партийных и комсомольских организаций авиаэскадрилий. Как видите, по своей структуре авиаполк является довольно стройной военной организацией, в которой предусмотрены все службы для нормального функционирования в любой обстановке.»

Документальная повесть летчика-штурмовика, Героя Советского Союза М.Я.Романова. 565 штурмовой. Воспоминания о войне.
http://www.airforce.ru/history/ww2/roma … age_02.htm

Вывод: штурман полка, иногда начальник  воздушно-стрелковой  службы  полка, назначались ведущими в группах, а старший пилот - ведущий для пары (тройки?) самолетов.

С уважением, Александр

0

19

Дворянкин С.А. написал(а):

Предприятие №5 - это что?

Миронов А.А. написал(а):

Предприятие №5 - так раньше, кажется, назывался ФГУП ЭМЗ. В сети найти подтверждений этому не удалось.

Необходимо уточнить. Правильно - предприятие п/я 5 (так в документе). Работал слесарем [7-го разряда].

Дополнительная информация.
Гв. ст. сержант Миронов Виктор Алексеевич имеет благодарности и благодарственные грамоты от командования:
- Благодарственная грамота от командующего войсками 1 Украинского фронта маршала Советского Союза И.Конева, июль 1945 г.;
- Благодарность от командующего воздушной армией генерал-полковника авиации С.А.Красовского, Вена 1946 г.;
- Благодарность и награждение грамотой от командира гвардейского штурмового Львовского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационного полка гвардии майора М.Степанова., 6 июня 1946 г.

С уважением, Александр

0

20

Здравствуйте!

Тема о 144 Гвардейском штурмовом авиационном полку «226 сбап/800 шап/144 гв. шап» здесь: http://srpo.ru/forum/index.php?topic=20400.0

Попытка собрать информацию…
Интересные факты:
Оказывается, часть летного и технического состава 226 сбап, переведенного в последствии вместе с 227 сбап в 52 ббап, были направлены через Харьков, затем техсостав и др. службы полка через Тихорецк, и далее весь личный состав под Пензу на ст. Каменка-Белинская в 10 запасной авиационный полк на переформирование…

С уважением, Александр

0

21

Здравствуйте, Александр!
Я правильно понимаю, что в Каменку полк прибыл на переформирование в октябре-ноябре 1941г.?

0

22

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

Дворянкин С.А. написал(а):

Я правильно понимаю, что в Каменку полк прибыл на переформирование в октябре-ноябре 1941г.?

Да, я также так понимаю. Вот дословный текст выдержки из публикации Раткина В. «История боевых действий 62-й БАД ВВС 5 армии ЮЗФ»:
«…
БудникИ.Н.: «Когда нависла угроза окружения полка, остатки полка /.../ перелетели под Чернигов (с. Марьяновка), откуда вели боевые действия до 31 августа 1941 года /.../. А остальной состав полка вместе с батальоном аэродромного обслуживания прорывались группами из окружения».
Еще до вылета из окружения в сентябре 1941 года остатки 226 и 227 полков свели в один полк под командованием полковника Турыкина Г.П. К тому моменту в 226-м БАП оставались 10 Су-2 (Мацегора Н.К., штурман). В октябре 1941 г. этот сборный полк получил наименование 52-го ближне-бомбардировочного авиаполка, его возглавил майор А.И. Пушкин.
Хворостьянов И.А., техник: «Последние боевые действия полк проводил недалеко от Чернигова, где у нас осталось всего несколько самолетов, после чего убыли сначала в Харьков. а потом в 10-й ЗАП, под Пензу. Техсостав и другие службы потопали пешком до Харькова, где нас погрузили в эшелон и отправили почему-то сначала в Тихорецк, а оттуда в Каменку-Белинскую под Пензой».
...»

Раткин В. История боевых действий 62-й БАД ВВС 5 армии ЮЗФ. Часть 2 – полки Су-2. — Мир авиации, 2005, No. 1.

Из вышесказанного следует, что время перебазирования 52 ббап – после сентября, т.е., приблизительно октябрь-ноябрь 1941. Но это пока только предположительно. Конечно, хотелось бы найти еще какие-либо документальные подтверждения о времени прибытия и переподготовки личного состава полка в 10 ЗАП в Каменке.

С уважением, Александр

0

23

Миронов А.А. написал(а):

...фотография личного состава 3-й авиаэскадрильи 144 гшап:
http://allaces.ru/sssr/foto2/gudyrya05.jpg
Источник: фотогалерея адьютанта аэ 144 гшап Егора Яковлевича Гудыри:
http://allaces.ru/p/people.php?id=00000002438
Кажется, на данной фотографии Виктора Алексеевича нет…
Это может означать, что, вероятно, он был в другой авиаэскадрилье…

У меня были предположения, наряду с некоторыми сомнениями…
Мой отец, посмотрев отпечатанную фотографию, уверенно узнал на фотографии деда: четвертый (слева) в первом (ближнем) ряду, (рядом с ним в центре, возможно, командир эскадрильи). Он подтвердил, что это его отец, т.к. он действительно носил короткую прическу «полубокс» с короткими висками.

С уважением, Александр

Отредактировано Миронов А.А. (2011-11-20 17:17:59)

0

24

Здравствуйте, Александр!
Не знаю Ваш это дед или нет, но общего с Вашим дедом много.
Может быть на обороте этой фотографии есть фамилии? Или может быть есть воспоминания Гудыри Е.Я.?
У Ворончука А. в архиве есть фото ветеранов полка от 9.05.1985г. http://allaces.ru/p/people.php?id=00000002438 . А кто-нибудь из ветеранов 144 гшап жив?

0

25

Здравствуйте, Сергей Анатольевич!

Из ветеранов 144 гшап (226 сбап/800 шап) живы:

Одинцов Михаил Петрович (начинал службу в 226 ББАП/800 ШАП, затем в 820 ШАП, …)
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=338
http://pervye-geroi.ru/index.php?option … mp;catid=2

Бегельдинов Талгат Якубекович (командир 1 АЭ 144 ГВ. ШАП)
http://www.bnews.kz/ru/persons/show/14057/

С уважением, Александр

0

26

Здравствуйте, Александр Александрович!
Одинцов М.П., как я понял, стал зам. командира 155 гв.шап, в 144 гв.шап не служил.

Бегельдинов Т.Я. на январь 1943г. обозначен как "пилот штурмовика Ил-2 в 800-м штурмовом авиационном полку 296-й авиадивизии". Про 144 гв.шап не нашёл в тексте по ссылке.

Вы с ними связывались по Вашему деду?

0

27

Информация в биографических справках различных источников отличается.
Здесь есть про 144 гшап:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бегельдинов,_Талгат_Якубекович

Мемуары: 
Бегельдинов Т. Я. «Илы» атакуют. Алма-Ата: Казахстан, 1966. — 176 с. / Второе дополненное и переработанное издание/ Литературная запись Ю. Ильяшенко. / Тираж 160000 экз.
http://militera.lib.ru/memo/russian/beg … index.html

Бегельдинов Т. Пике в бессмертие: (хроника подвига летчиков-штурмовиков). — Алматы: Жазушы, 2000. — 256 с. ISBN 5–605–01716–0
http://militera.lib.ru/memo/russian/beg … index.html

Очень интересно читаются. К сожалению, не нахожу контактные данные Бегельдинова Т.Я., чтобы связаться...

http://iremember.ru/pilots/begeldinov/begeldinov.jpg
Бегельдинов Талгат Якубекович

0

28

Здравствуйте, Александр Александрович!
Попробуйте написать президенту Казахстана Назарбаеву Н. http://www.akorda.kz/ru/other/contact_us , или на эл.почту akorda@e.gov.kz . Как лучше писать, читайте здесь http://www.kakprosto.ru/kak-54399-kak-n … kazahstana .

0

29

Спасибо, Сергей Анатольевич!
Попробую написать, может быть появится какая-либо дополнительная информация.

Дворянкин С.А. написал(а):

Одинцов М.П., как я понял, стал зам. командира 155 гв.шап, в 144 гв.шап не служил.

Но Михаил Петрович служил в 800 шап и начинал службу также в 226 сбап. Возможно, владеет какой-либо информацией о моем деде.
В настоящее время Одинцов М.П. - вице-президент Российской ассоциации Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы.
http://www.pervye-geroi.ru/

Контактные данные: http://www.pervye-geroi.ru/index.php?op … p;Itemid=3

http://allaces.ru/sssr/publ/ryazanov/27.jpg
Пять Дважды Героев Советского Союза.
Слева направо, сидят: М.П.Одинцов, В.Г.Рязанов, В.И.Андрианов,
стоят: Т.Я.Бегельдинов, М.Х.Михайличенко.

Фото с сайта "Авиаторы Второй Мировой".
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/p … nov/11.dat

СРЕБРЯНЫЙ ЯКОРЬ НЕБЕС Жизнь и дела генерала Василия Рязанова
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/p … nov/01.dat

Рязанов Василий Георгиевич - генерал-майор авиации, с 17.03.43 генерал-лейтенант, командир 1-го штурмового авиационного корпуса (шак); командир 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса (гв. шак).
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=600
800 шап/144 гшап, как и 820 шап/155 гшап, входили в составе 292 штурмовой авиационной дивизии (шад)/9 гв. шад в состав 1 шак/1 гв. шак.
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/s … had292.dat

С уважением, Александр

0

30

Боевой путь 226 сбап
http://i081.radikal.ru/1112/a8/45e312bc2278.jpg

Источник: Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков. Су-2 на фронтах Великой Отечественной.

Жуляны – ныне аэропорт «Киев» (Жуляны). В 1940–1950-х –  «аэропорт на Чоколовке» или просто «Киевский аэропорт».
http://ru.wikipedia.org/wiki/Жуляны_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)

с. Бузовая (укр. Бузова)  – село, входит в Киево-Святошинский район Киевской области Украины.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бузовая_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
В настоящее время находится аэродром «Бузовая» (40 км от Киева, Житомирское направление. Клубное поле АСК «Мастер»).
http://modelka.com.ua/aerodrom/aviamode … er/51.html
Красная Волока – Червоная Волока (укр. Червона Волока) — село на Украине, основано в 1710 году, находится в Лугинском районе Житомирской области.
Марьяновка – ?
Юрьевка (укр. Ю́р'ївка) — село Черниговского района Черниговской области Украины.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Юрьевка_(%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)
Тихорецк – город в России, административный центр Тихорецкого городского поселения и Тихорецкого района Краснодарского края. Город расположен в 150 км к северо-востоку от Краснодара и в 165 км к юго-востоку от Ростова-на-Дону. Железнодорожная станция Тихорецкая — узловая на пересечении линий Ростов-на-Дону — Баку и Волгоград — Новороссийск.

С уважением, Александр

0