Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Янин Пётр Сергеевич

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.vestibek.ru/news-16-3199.html

   Хлеб растил, врага громил

              http://s1.uploads.ru/t/83kus.jpg

В очередной раз интерес к семейной истории всколыхнула великая дата. Из заветных шкатулок, узелков и альбомов люди достают вещи и фотографии, которым суждено стать реликвиями для многих поколений. Большое видится на расстоянии.
Янин Петр Сергеевич.- Сколько себя помню, отец всегда был в работе, даже после пенсии «прихватил» несколько лет – таких свекловодов, каким был Петр Сергеевич Янин, в совхозе «Новобековский» ценили, уважали и, соответственно, загружали по полной. Его общий стаж в поле измеряется не годами, а десятилетиями. Когда уходил на заслуженный отдых, в трудовой книжке «накапало» 52 года! И это был настоящий подвиг, за который простому механизатору вручили высокую правительственную награду – медаль «За трудовую доблесть», - рассказывает дочь Любовь Петровна Саранцева. – Мы, дети, а нас в семье было четверо, гордились своим отцом.
…До войны село Затолокино было большим и густонаселенным. Испокон веку люди здесь жили, любили, женились, рожали детей. Чем больше мужиков в семье, тем выше достаток, ведь один в поле – не воин.
На покос братья Янины вставали плечо к плечу с отцом, на жнивье выходили вместе. И когда пришла беда, за бронь не спрятались. Анатолий погиб в первые месяцы войны сурового, 41-го года. Тимофей вернулся домой инвалидом без ноги. Иван прошагал пол-Европы, пол-земли и на Бранденбургских воротах начертал свою фамилию.
Петр ушел на фронт, едва ему исполнилось девятнадцать лет. Новобранца определили в особый учебный батальон 316 стрелковой дивизии. Служить здесь считалось очень почетным. Красноармейцы из уст в уста передавали слова командующего 4-ой танковой группой генерал-полковника Эриха Гепнера, адресованные фон Боку, что «это дикая дивизия, воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя. Её солдаты не сдаются в плен, они чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».
Петр Сергеевич был по жизни очень скромным человеком и, как все фронтовики, хлебнувшие лиха, о войне вспоминал редко. Только вот раны на теле не спрячешь. Металл, входя в живую плоть, оставляет шрамы. В январе 42-го на Сталинградском фронте пуля навылет прошила ему правую руку, а в сентябре при освобождении станции Котлубань бойцу серьезно зацепило ногу.
В 1942-43 годах эта станция стала рубежом обороны Сталинграда. Немцы рвались к Волге. Части 316-ой стрелковой дивизии под командованием полковника Зубарева с 27 танковой бригадой 7 танкового корпуса 18 сентября ворвались на разъезд 564 километр. Дружной атакой выбив оттуда противника, двинулись вдоль железной дороги в направлении возвышенности под названием «Большой гребень». Получив приказ, начали наступление на высоту 145.5. Немцы бросили в этот район крупные силы пехоты и 50 танков. Их позиции были расположены в удобной для обороны местности. Передний край проходил по гребням высот, прикрывавших огневые рубежи. С этих высот прекрасно просматривались окрестности, любое выступление наших войск встречало яростное сопротивление…Взятие станции Котлубань обошлось дорогой ценой. После войны в память о погибших, а здесь полегло около трех тысяч человек, установили памятник высотой 68 метров в виде стоящего солдата, который держит в руках каску.
Петр получил тяжелое ранение, раздробленная берцовая кость долго не срасталась и солдата отправили на долечивание в тыл. Воздух Родины – эвакогоспиталь располагался в селе Зубрилово- быстро поднял раненого на ноги, но о возвращении в строй врачи посоветовали Петру забыть.
- Ничего, - думал он, собирая пожитки, - весной в колхозе работы непочатый край. Да и бабы, поди, измаялись, надрываясь в поле. Буду землю пахать, коли отвоевался, хлеб для фронта растить, ведь хороший солдат – это сытый солдат.
Весна 43-го была ранней и дружной. Рабочих рук не хватало. В поле выходили и детки малые, и бабки старые. На 20-летнего парня, хоть и хромого, смотрели с надеждой. У девчонок заблестели глаза, каждой хотелось принарядиться. Война войной, а молодость в крови бушует.
Много насмотрелся он за это время. На войне смерть становилась привычной, чувства притуплялись. Каждый день в полку кого-то снимали с довольствия. Не в бирюльки здесь играли. А деревня изнемогала от неизвестности. Над похоронками голосили всем селом. И чем горше были эти слезы, тем острее осознание, что лег родной человек на далекий погост и накрылся чужой землицей. Смотреть в глаза юным вдовам, примерившим свадебный венец перед самой войной,  матерям, потерявшим кормильца, у Петра уже не было сил, каждую неделю ездил в военкомат, просился на фронт и, наконец, в октябре 44-го попал под очередную мобилизацию.
Огрызаясь залпами орудий, военная машина вермахта отступала перед натиском и решимостью советских войск расквитаться с фашизмом за преступления перед человечеством. Армия воевала уже не числом, а умением, и войскам теперь нужно было не «пушечное мясо», а профессионалы. Петра направили в 7-ой танковый полк. Войну наш земляк закончил командиром орудия 69 тяжелого танкового полка, в котором прослужил до ноября 1946 года.
Петр Сергеевич не дожил до тех времен, когда свеклу в его родном совхозе стали выращивать по новым технологиям, без ручного труда, не увидел мощных тракторов, экономящих трудозатраты. Сам-то он в поле от рассвета до заката, без отпусков и выходных. Но даже при таком графике умудрялся выделять «потехе – час». Страстью Янина, которой он заразил и дочку Любашу, была рыбалка.
- Бывало, спать не ложусь, жду, когда отец с работы придет, чтобы сходить с ним на речку. А он перекусит наскоро, возьмет удочки, и отправляемся. По целому ведерку головлей и красноперок приносили мы домой. Меня в такие моменты просто распирало счастье!
И еще одно яркое впечатление врезалось в память дочери. Идет отец с работы, пропахший мазутом и степным ветром, загоревший до черноты, уставший после трудовой смены, и в широких ладонях несет, как великую драгоценность, горсточку земляники – гостинчик детям от кумы-лисы.
- Папины награды – и боевые, и трудовые – наша память о нем, наша гордость за него, - говорит Любовь Петровна, бережно поглаживая холодный металл орденов Красной звезды и Славы. - А теперь эту гордость уже несут по жизни правнуки Петра Сергеевича. У них был героический прадед.

+2

2

брат Янин Анатолий Сергеевич

+1