Пронькин Иван Прокофьевич

http://musei.penza.memo.ru/malchishka-i … 270p1.html

Мальчишка из Наровчата
Выполнила: Кобринчук Ксения, ученица 8 класса МОУ СОШ с. Саловка Пензенского района
Руководитель: Иванкина Ольга Аверьяновна,  учитель истории
Пенза 2007

           Чтобы оценить настоящее, нужно знать прошлое, а оно уходит от нас всё дальше и дальше. Но ведь мы – прямые потомки своих дедов и прадедов, в каждом из нас есть их частичка, и мы не вправе забывать о том, как жили эти люди, чему радовались, как трудились и как защищали свою землю.
Однажды я в руках деда увидела фотографию. На ней запечатлена целая семья, фотография очень интересная, потому что она сделана в 1933 году, она отличается от современных снимков. На ней моя прабабушка вместе со своими детьми, а самый маленький – мой дед Иван. Все они одеты по моде тех далёких 30-х годов. И мне очень захотелось узнать, как жили мои родственники в то тяжёлое предвоенное время. Когда я услышала историю жизни семьи Пронькиных, а через такие беды и страдания, наверное, прошли многие советские семьи, я поняла, что из маленьких судеб складывалась общая история 20 века. Каждый из них внёс в судьбу страны свою, пусть самую незначительную лепту. Они вырастили хороших детей, внуков и правнуков, старались сделать нашу жизнь как можно лучше, добрее, сражаясь и защищая свою землю во время войны, а в послевоенные годы поднимали страну, работая на заводах, фабриках и на полях. И мы, поколение 21 века, не должны забывать об этом. Прошлое должно быть в нашей памяти, в нашем сегодняшнем дне, без прошлого нет будущего, и я с гордостью буду рассказывать своим детям и внукам историю жизни мальчишки из Наровчата.
Родился и жил мой дед, Пронькин Иван Прокофьевич, в селе Наровчат в семье Прокофия Григорьевича и Акулины Федотовны Пронькиных. Родители Прокофия: мама-Татьяна, отец- Григорий Иванович. Семья многодетная, пять братьев и три сестры: Григорий, Яков, Василий, Иван, Леонид, Вера, Татьяна, Мария. Жили они в Наровчатском районе с. Морозовка рядом с Троице Скановым мужским монастырём (1,5 км). Занималась семья сельским хозяйством. Три брата Прокофия погибли в Великой Отечественной войне: Яков, Леонид и Василий.
Семья Акулины Федотовны: отец - Быков Федот Ильич, умер в 1936 году, мама-Ксения Петровна Быкова, умерла 6 июня в 1949 году. Детей было трое: брат Иван, сестра Полина и сама Акулина. Быков Федот Ильич до революции был военным моряком. Жила семья Быковых в Наровчатском районе в с. Морозовка.
Акулина и Прокофий поженились, будучи очень молодыми людьми, Акулине было 16, Прокофию 19 лет. Из-за юности Акулины Федотовны их брак отказались регистрировать в селе Морозовка. Тогда Прокофий Григорьевич поехал в соседнюю деревню Шиловка, и  там их брак зарегистрировали. Ведь Прокофий тогда работал начальником  ЧК  Наровчатского района.
В семье Пронькиных родилось четверо детей: дочери Шура и Нина, и два сына Петр, и младший Иван. Иван Пронькин родился в 1930 году. В это время его мама Акулина Федотовна  работала в типографии, наборщицей. Время было тяжелое, бабушка Вани работала в колхозе, поэтому с  маленьким Иваном сидеть было некому. Когда были свободны старшие дети, они приглядывали за Ваней, но чаще всего он оставался дома один.
Отец Вани, Прокофий Григорьевич, работал в наровчатском военкомате комиссаром, он регистрировал будущих бойцов красной армии.
В 1930 году его послали учиться в Москву, в школу « Красных командиров».
А в 1931 году, проучившись в Москве всего один год, Прокофий Григорьевич заболевает воспалением лёгких и умирает. После смерти мужа, Акулина решила ехать в Москву и купить дачу в Подмосковье, чтобы быть поближе к сестре, т.к. ей было очень трудно, ведь на её руках осталось четверо малолетних детей. Но дачу не удалось купить. Мама Акулина Федотовна возвращается назад в Наровчат. Она узнает, что потеряла работу. Чтобы как-нибудь прокормить семью, она устроилась в Наровчатский госпиталь санитаркой. Госпиталь был большой, двухэтажный. Было несколько кирпичных корпусов. Акулине приходилось ухаживать за тяжелобольными в инфекционном отделении. Умерла она в 37 лет от тифа, заразилась этой страшной болезнью от сына своей подруги.
Четверо детей остались сиротами, младшему моему дедушке было 9 лет. Всех их к себе забрала бабушка, мама Акулины, 59-летняя Ксения Петровна Быкова.
Баба Ксения, именно так её звали внучата, работала в колхозе. От зари до зори приходилось трудиться в поле, но несмотря на все старания, жили они бедно. И хотя бабушка оформила опекунство, и ей стали платить на каждого ребёнка по 10 рублей, но этих 40 рублей не хватало. Чтобы как-то выжить, приходилось голодать, и скопили немного денег на покупку козы. Мой дедушка Ваня вместе со старшим братом заготавливали траву козе, ходили в лес за дровами, таскали тяжёлые вязанки на себе, хорошо, что лес был рядом. Он же их и кормил. Собирали все, что можно было есть: ягоды, грибы, всевозможную траву.
Все вместе ухаживали за огородом (поливали, пололи, потому что от этого урожая зависела их жизнь).  Сажали рожь, пшеницу. Разные овощи: картошку, морковь, огурцы, помидору, капусту. У бабушки в с. Морозовке был свой сад. В этом саду были яблони, сливы, груши. Росла малина. Буханка хлеба в военные времена стоила 100 рублей, 1 пуд картошки - 400 рублей. До весны картошки и зерна не хватало. Все обкладывалось налогом, и подсобное хозяйство, и сад. Зерно приходилось докупать и что бы его хватило до нового урожая добавляли в хлеб траву и картошку. В понедельник крутили через мясорубку сырую картошку  и траву, а на следующий день бабушка из всего этого пекла хлеб.
Когда началась Великая Отечественная война, дедушке исполнилось 11 лет. В это время он учился в четвёртом классе. В школе писали чернилами. Каждый носил с собой в школу чернильницу. Писали в тетрадях.
Беда вошла в каждый дом. Не обошла война  стороной и семью моего деда. Старший брат Петр, прибавив себе год, т.к. ему было всего лишь 17 лет, ушёл добровольцем. До войны брат Пётр окончил всего семь классов. Потом начал работать комбайнёром. 13 апреля 1943 года был пасмурный день, под ногами сыро и грязно. Пётр взял в дорогу немного сухарей, т.к. больше брать было нечего, а мой дед Иван пошёл его провожать до Ломова. Именно оттуда односельчан отправляли на фронт. Дедушкин брат Петр Пронькин был зачислен в Пулемётно-миномётное училище в г. Балаково. После училища его часть перебросили под Брянск. Он был пулемётчиком, а потом стал автоматчиком. Воевал на западном фронте с 1 августа по 17 сентября. 17 сентября, при взятии Брянска, был тяжело ранен осколком в левую сторону груди. Осколок прошел мимо сердца, левая рука не работала полгода. Свое совершеннолетие Петр встретил в госпитале г. Грязовец. 1 января 1944 года Петра Пронькина выписали, а 3 января он вернулся в Наровчат.  Ночью постучал в окно. Все были очень рады, что он живой. «В нашем доме собралось почти всё село», - говорит дед. Каждого раненого так встречали, потому что можно было узнать о войне не из газет и радио, а от человека, который побывал на передовой. Когда он был дома, с больной рукой пошел работать комбайнёром. После того как он окреп, его опять взяли на фронт.
Победу Пётр встретил в 1945 году в Восточной Пруссии. После войны его отправили служить на границу с Турцией в Армению в город Степан-Иван, где он прослужил до весны 1950 года. Потом демобилизовался и остался жить на Кубани.
После ухода Петра на войну, дедушка остался единственным мужчиной в доме. Он пытался хоть как-то помочь своей бабушке.
Всех детей, у которых умерли родители, отправили в сапожную мастерскую, которая располагалась в здании госпиталя, эвакуированного в Наровчат. Там они чинили обувь раненым солдатам. Таким образом, мой дед получил специальность сапожника.
Девочкам тоже приходилось несладко, они учились, помогали по хозяйству.
Старшая сестра Шура была отличницей, но так как семья часто голодала, не хватало теплой одежды, она заболела. Шура простудила почки, её отправили в санаторий, но вылечить так и не смогли. Умерла Шура в 15-летнем возрасте на глазах моего деда: села на лавочку и больше не встала.
Младшая сестра Нина окончила педагогический Московский институт им. Н.К. Крупской заочно, за три года – экстерном. Стала учителем русского языка и литературы. А когда ездила сдавать экзамены, жила в Москве у тёти на улице Таганка.
Пётр после войны остался в армии сверхсрочно, а потом работал на элеваторе председателем профкома в городе Лабинск Краснодарского края, где и живёт в настоящее время.
А мой дедушка и сейчас хорошо помнит учителей, которые приехали в Наровчат вместе с эвакуированным детским домом: Орлов Алексей Петрович – учитель русского языка, Коваленко Евлампия Никифоровна – учительница физики, Ховрина Мария Платоновна – учительница истории. Иван Пронькин через всю жизнь пронес благодарность своим учителям: эти добрые и отзывчивые люди занимались с моим дедом, т.к. он много пропустил, и ему было очень трудно нагнать всю программу. 
В 1949 году умерла Ксения Петровна,  моя прабабушка, и все заботы о младшем брате взяла на себя старшая сестра Нина, которая к этому времени уже работала в школе. Она направляла своего брата и помогала ему материально. Во многом благодаря Нине, Иван смог не только окончить десять классов, но и поступить в Московский  сельскохозяйственный институт на зоотехническое отделение.
Жил в общежитии, приходилось в свободное время и по ночам разгружать вагоны, чтобы хоть как-нибудь прокормиться, одеться и обуться. Когда он был на четвёртом курсе, его институт перевели в Удмуртию, где в 1957 году он и получил специальность зоотехника.
После окончания института был направлен в Сюмсимский район Удмуртии, главным зоотехником Верх-Юсовской МТС.
В 1964 году в селе Бессоновка Пензенского района встретил мою бабушку, которая была учителем-практикантом  русского языка и литературы в Бессоновской средней школе. Приехали в Саловку в декабре 1975 года, когда открылась Саловская средняя школа, где бабушка стала работать завучем. В 1965 году в семье Пронькиных родилась дочка Лена, а в 1967 году родилась вторая дочка Люся, моя мама. Дедушка работал председателем профкома.
Жизнь наладилась. Больше не было ранних смертей. Девочки продолжили учительскую династию: мама работает в Саловской средней школе завучем, а тетя Лена учителем математики.
Я много раз слышала от своего дедушки, как он со слезами рассказывал про те трудности, которые прошли его родственники и он сам. Мы не должны забывать об этом, а наоборот показывать своё уважение,  проявлять свою заботу и ласку.

Список литературы и источников
Интервью записала у Пронькина Ивана Прокофьевича 1930 года рождения внучка Кобринчук Ксения 8 ноября 2007 года. 
Фотография из семейного альбома Пронькиных.

брат Пронькин Петр Прокофьевич

Отредактировано простомария (2018-12-11 10:42:49)