Из поколения победителей
Из поколения победителей ныне здравствующий 92-лений житель Калининграда Ива Никифорович Ганюшин. Выпускник в октябре 1942 года Орджоникидзевского военного училища связи он, в составе Юго-Западного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов, прошел по нелегким дорогам войны. И хотя главным оружием батальонного связиста на передовой были "кабель, телефон и катушка на спине", молодому офицеру не раз приходилось участвовать в атаках и контратаках, конвоировать в тыловой сборный пункт захваченных в плен немецких солдат и офицеров, доставлять в медсанбаты раненых бойцов и командиров. Ведь война - это нелегкая повседневная тяжелая работа. А еще лейтенант Ганюшин дважды вствупал в смертельный поединок с экипажами вражеских танков и дважды выходил победителем.
Из наградного листа, подписанного командиром 547-го стрелкового полка 127-й стрелковой Чистяковской дивизии гвардии майором Долженко: "12 декабря 1943 года свыше 10 немецких танков атаковали наш передний край под населенным пунктом Лутовкой Житомирской области. Выдвинувшись с ружьем ПТР на правый фланг 4-й стрелковой роты, лейтенант Ганюшин на 100 метров подпустил ведущий пулеметный и пушечный огонь танк, и с первого выстрела подбил его. Экипаж пытался спастись бегством, но меткими выстрелами из винтовки товарищ Ганюшин уничтожил его... Достоин правительственной награды - ордена "Красная Звезда".
Лаконичные строки наградного листа не могут передать тех обстоятельств, которые прдшествовали смертельному поединку молодого офицера с экипажем вражеского танка. Далеко не каждому воину, вооруженному противотанковым ружьем, удавалось на поле боя уничтожить бронированную машину. В условиях сложной обстановки боя, когда на солдат, находящихся в окопах, накатываются лязгающие и ведущие интенсивный огонь машины противника, необходимо было иметь большую смелость и мужество, чтобы не поддаться панике, тщательно прицелиться, выждать, когда танк подойдет на наиболе выгодную дистанцию, и произвести поражающий выстрел. Большинство бронебойщиков так и действовали, однако многим из них, к сожалению, не всегда удавалось перехитрить смерть.
В тот декабрьский день 1943 года их стрелковый батальон бросили навстречу немецкой части, прорвавшей оборону на одном из участков переднего края. В полутора километрах от украинского села Лутовка роты начали спешно окапываться. Взвод лейтенанта Ганюшина, вернее его остатки, занялся прокладкой линии связи. В четыре направления работали трое бойцов и их командир. Каждый отвечал за "свое" направление. и вдруг как хлыстом ударили крики наблюдаталей - "Танки!"
Приблизившись к незавершенным и незамаскированным позициям обороняющихся, экипажи танков открыли огонь из пушек и пулеметов. С воем разлетались осколки, градом сыпались комья мерзлой земли на лежащих в неглубоких окопах стрелков. И когда раздались крики раненых о помощи, страх смерти парализовал волю к сопротивлению некоторых молодых солдат, и они бросились бежать в тыл, спасая, как им казалось, свою жизнь. Лейтенант Ганюшин лишь на мгновение увидел убегающего солдата-бронебойщика и немедля бросился к его окопу. Противотанковое однозарядное ружье Дегтярева, задрав ствол в небо, лежало на бруствере. Рядом - патроны с бронебойно-зажигательной пулей со стальным сердечником. А один из вражеских танков, двигаясь прямо на него, подходил все ближе и ближе, имея намерение зайти в тыл правого фланга роты.
- Бить в лобовую броню, - вспоминает ветеран, - почти верная смерть. ее толщина такова, что бронепробиваемость равна нулю, а ебя обнаружишь. Самое уязвимое место танка, это гусеницы. Поэтому правильной прикладкой ружья к плечу я прицелился в правую его гусеницу и произвел первый выстрел, затем второй. Танк, словно налетев на препятствие, резко дернулся в правую сторону и в метрах 80 от меня остановился. Выскочив из люков обездвиженной машины, экипаж предпринял попытку устранить неисправность, но я из карабина открыл по ним огонь. танкисты пытались укрыться за машиной с противоположной стороны, но мои пули настигли всех четверых. Хотя полной уверенности в том, что все они были сражен моими выстрелами, нет. По ним стреляли и бойцы из соседних окопов. В том бою мы устояли, хотя потери понесли большие. Подойдя ко мне, комбат, кивнув головой в сторону подбитого танка, молча похлопал по плечу и крепко пожал руку. А представление к награждению меня орденом Красной Звезды будет подписано командиром полка спустя три месяца, в новом 1944 году, когда я, участвуя в контратаке под селением Ясполь Чудновского района, уничтожил трех немецких солдат.
Вскоре подобная ситуация поединка с экипаже м вражеского танка у командира взвода связи лейтенанта Ганюшина повторяется вновь. В уличном бою за один из крупных населенных пунктов Житомирской области, вновь из страха смерти броси ПТР в почему-то наполовину вырытом окопе во дворе дома с ограниченным обзором, сбежал солдат. Услышав гул мотора приближающегося танка, офицер внось занял место бронебойщика. И хотя в секторе его обстрела вражеская машина находилась менее минуты, он поразил ее в борт, а затем, после перезарядки, бросился за ухдящим танком и, держа длинноствольное ружье весом 17,5 кг прикладом под правой мышцей, произвел выстрел в район двигателя.
- Я в который раз прокручиваю в своей памяти этот фронтовой эпизод, - делится впечатлениями Иван Никифорович, - и уверен, что от первого моего выстрела понес потери экипаж, находящийся в башне, а со второго - получили повреждения некоторые узлы и механизмы двигателя. Судите сами. Пушка и пулеметы почти одновременно перестали стрелять, а двигатель начал работать с перебоями, однако механику-водителю удалось вывести поврежденную машину к своим.
1954 год. Нижне-Амурская область. Капитан Ганюшин с супругой Валентиной Александровной
Долгожданную Победу старший лейтенант Ганюшин встретил в Бресте. Его, имевшего одно легкое и два тяжелых ранения, Главное управление связи Крайно Армии после излечения в Грозненском эвакогоспитале №5062, направило в ремонтно-восстановительный отряд связи. В послевоенное время офицер принимал активное участие в восстановлении инфраструктуры связи в Белоруссии и Западной Украине, в прокладке новых линий связи в таежных районах Нижне-Амурской области и на Военно-Грузинской дороге, проходящей через Главный Кавказский хребет. Возглавляемая им рота в составе 15-го Отдельного полка Правительственной связи "ВЧ" связи в Группе советских войск в Германии на протяжении нескольких лет была лидером в социалистическом соревновании в войсках связи. В 1972 году, за высокие показатели в служебной деятельности, майор И.Ганюшин награждается третьим, но уже "мирным" орденом Красной Звезды.
Переживая за развал Советского Союза, за времена ложных героев, времена наживы, иного смысла жизни, когда честь и долг - понятия относительные, Иван Никифорович продожает верить в возрождение единого великого братства народов нашей страны, одержавшего победу над фашизмом, преодолевшего военную разруху. И не поверить ветерану, возраст которого приближается к 100-летнему юбилею, нельзя. А это заставляет молодое поколение с надеждой смотреть в будущее...
Алексей Горевич