Информация с сайта http://отечестворт.рф/izdat/book11/068-garmash.htm :
"Воздушный стрелок 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й Воздушной армии старший сержант АЛМАКАЕВ Гиляджи Мурадымович, 1916 г.р., уроженец: РСФСР, Пензенская область, Городищенский район, с. Нижняя Елюзань,
жена Алмакаева Галина Харитоновна.
Окончил Челябинскую школу стрелков-бомбардиров в 1941 году. В РККА с 12 сентября 1939 года.
Экипаж самолета Ил-2 (заводской номер 304415) с мотором АМ-38ф № 450958 не вернулся с боевого задания 26 июня 1944 года из района Юливеси - цель Баккила, Карельский перешеек.
Место падения самолета Ил-2 в районе хутора Юстилла в 2-х км западнее Сайменского канала (2,5 км севернее воинского мемориала "Петровка", 11 км от Выборга) Выборгского района Ленинградской области в 2003 году обнаружено поисковым отрядом "Поиск" (г. Выборг, руководитель Геннадий Дмитриевич Михайлов). Обломки самолета были обнаружены рядом со старой финской дорогой, прямо в ближнем тылу финской обороны. Основная часть обломков отсутствовала, и скорее всего в послевоенное время была сдана в металлолом. Среди обломков поисковикам удалось найти обломок редуктора с номером двигателя: АМ-38 № 450958. Также на месте падения было обнаружены: гильзы от авиационной пушки ВЯ-23 и авиационного пулемета ШКАС. На гильзах год выпуска: 1944.
По документам Центрального архива Министерства обороны было установлено, что мотор АМ-38 № 450958 был установлен на самолет Ил-2 с номером 304415 и на данном самолете не вернулись с боевого задания летчик, младший лейтенант Гармаш Василий Данилович, 1921 г.р., и воздушный стрелок, старший сержант Алмакаев Гиляджи Мурадымович, 1916 г.р.
В течение 2005 года поисковыми группами "Рубин" (г. Санкт-Петербург, руководитель Николай Анатольевич Михайлов) и "Невская оперативная группа" (г. Всеволожск, руководитель Олег Константинович Попко) проводились дополнительные работы по обследованию места падения самолета. На остатках от бортовой аптечки был обнаружен номер, написанный простым карандашом: 4415.
В 50 м от основного места нахождения обломков кабины на миноискатель удалось обнаружить один крючок от парашюта. На месте обнаружения обломков кабины были найдены сильно обгоревшие костные останки одного из членов экипажа самолета, скорее всего воздушного стрелка. Данная версия подтверждалась нахождением в этом районе большого количества патронов крупнокалиберного авиапулемета УБТК и гильз от ракетницы. Из парашютной системы в районе нахождения останков обнаружены пряжки, заклепки от парашютной сумки и один крючок. Также были обнаружены: одна пуговица и одна разорванная гильза от пистолета ТТ.
Вещи, найденные на месте падения самолета.
16 июля 2005 года были проведены дополнительные работы на месте падения самолета, в результате которых были найдены: вытяжное кольцо и пряжки от парашюта, столовая ложка (сильно деформированная) и останки летчика.
8 сентября 2007 года останки погибшего экипажа были торжественно захоронены на воинском мемориале, который находится на 4 км Ленинградского шоссе (трасса Выборг - Санкт-Петербург) Выборгского района Ленинградской области.
Вот как описывают последний бой экипажа архивные документы Центрального архива Министерства обороны РФ:
"26.06.1944 г. Ил-2 № 304415 мотор АМ-38ф № 450958 - не вернулся с боевого задания. 26.06.1944 г. Экипаж 943 ШАП - младший лейтенант Гармаш, воздушный стрелок старший сержант Алмакаев. Сбиты ЗА в районе Юливеси. Экипаж погиб, самолет сгорел. С 11:35 до 12:35 штурмовали артбатареи и танки противника в районе Баккиля. Метеоусловия - ясно. Боевой порядок группы - "клин". Цель атаковать по команде ведущего. Ведомым давить ЗА противника в районе цели. В районе цели был сильный огонь ЗА и МЗА противника. Ведущий командир группы перед вылетом дал указания всем экипажам по всем вопросам выполнения боевого задания. На маршруте давал указания не растягиваться, держаться компактного строя, следить за воздухом. При подходе к цели подал команду атаковать цель и на бреющем полете уходить на свою территорию. Экипаж летчика Гармаш сбит в районе цели ЗА противника".
Поисковикам удалось разыскать родных погибших.
По сообщению администрации Харьковской области, Василий Гармаш родился в 1922 году. Родители - коренные жители села Липцы, крестьяне-бедняки. После окончания неполной средней школы имени П.В. Щепкина Гармаш работал в колхозе имени Петровского в селе Липцы. По призыву в РККА служил сперва в Воронеже, затем в Московском военном округе. В настоящее время в школьном музее села Липцы существует стенд, посвященный младшему лейтенанту Василию Даниловичу Гармаш.
Гиляджи Алмакаев закончил Челябинскую школу стрелков-бомбардиров в 1941 году. Но на фронте попал в пехоту в 1076-й стрелковый полк 314-й стрелковой дивизии, связистом. За участие в боях был награжден двумя медалями "За боевые заслуги" (17.05.1943 г., 15.9.1943 г.), "За оборону Ленинграда" (6.7.1943 г.), а попав в авиацию, был награжден еще медалью "За отвагу" (24.02.1944 г.).
Из письма сестры старшего сержанта Алмакаева - Алмакаевой Менявяри Мурадымовны: "...Гиляджи родился в 1916 году в селе Нижняя Елюзань. До войны он закончил педагогическое училище в г. Ульяновске и работал учителем начальных классов в нашем селе. В конце 30-х годов Гиляджи женился, и в 1939 году у него родилась дочь Неля. В 1940 году он поступил в летную школу г. Челябинска, которую закончил в этом же году, став стрелком-радистом. В 1944 году был ранен. В апреле 1944 года приезжал после госпиталя домой. После короткого отпуска уехал на фронт, и больше мы его не видели. Его жена Галина Харитоновна тяжело переживала известие о том, что ее муж не вернулся из полета и пропал без вести... В настоящее время ее нет в живых... Еще раз огромное Вам спасибо от всех родных и близких воинов, погибших при защите нашей Родины"."
Информация с сайта http://отечестворт.рф/izdat/book11/068-garmash2.htm :
"«Их судьбы в единую слиты...»
Гармаш Василий Данилович, летчик, младший лейтенант. Родился 1 января 1921 года в селе Липцы Липецкого района Харьковской области УССР. Украинец. Назначен на должность 10 мая 1944 года. Закончил 10 классов в 1939 году, Балашовскую авиационную школу летчиков в апреле 1944 года. В РККА с 1939 года, в ВВС с 1940 года. Наград нет. Холост. Отец Гармаш Даниил Прохорович проживает по месту рождения сына. Погиб при выполнении боевого задания.
Алмакаев Гиляджи Мурадымович, воздушный стрелок, старший сержант. Родился 5 января 1916 года в селе Нижняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. Татарин. Назначен на должность 6 декабря 1943 года. Закончил 1 курс Педагогического института в 1938 году, Челябинскую школу стрелков-бомбардиров в 1941 году. В РККА с 12 сентября 1939 года, в ВВС с 10 августа 1941 по 10 августа 1941 и с 6 декабря 1943 года. До прибытия в полк - радист 1074 стрелкового полка 314 стрелковой дивизии. Награжден медалью "За боевые заслуги" 17 мая 1943 года, медалью "За боевые заслуги" 15 сентября 1943 года, медалью "За оборону Ленинграда" 6 июля 1943 года, медалью "За отвагу" 24 февраля 1944 года. Женат, жена Алмакаева Галина Харитоновна, отец Мурадым Хабибуллович, мать Хадича Хосановна - проживают по месту рождения. Погиб при выполнении боевого задания.
Два человека, две судьбы. Один моложе и прожил меньше. Другой старше и рассказать о жизни есть что, больше. Эти краткие, скупые сведения за которыми прошли жизни двух солдат Великой Отечественной, записаны в алфавитной книге учета личного состава 943-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Разные жизненные пути.
Один, окончив десятилетку, стремясь стать полезнее Родине, поступает в военное летное училище и готовится стать летчиком. Вот строки из письма Харьковской областной государственной администрации: "...Гармаш В.Д. по окончанию курса неполной средней школы им. П.В. Щепкина в 1936 году работал в колхозе им. Петровского в селе Липцы. Позднее был призван в ряды Красной Армии, сначала служил в городе Воронеже, потом в Московском военном округе...".
Второй, после школы поступает в институт и хочет стать учителем, мечтает передавать детям свои знания. "...До войны он окончил педагогическое училище в городе Ульяновске и работал учителем начальных классов в нашем селе..." - так пишет в своем письме родная сестра Гиляджи Алмакаева, семидесятивосьмилетняя Менявяря Мурадымовна.
Первый, не успел создать семью, так и погиб не женатым, не оставив после себя потомства. Сначала военное училище, а потом война. Второй успел. Женился на женщине, которая родила ему дорогого ребенка, частицу их обоих. А потом тоже война, но и на которой по ранению был краткосрочный отпуск. Успел полюбить и быть любимым. "...В конце 30-х годов Гиляджи женился, и в 1939 году у него родилась дочь Неля. В 1944 году был ранен и в апреле 1944 года он приезжал после госпиталя домой. После короткого отпуска уехал на фронт, и больше мы его не видели. Его жена Галина (Алия) Харитоновна (Хуссяиновна) тяжело переживала известие о том, что ее муж не вернулся с полета и пропал без вести..." - продолжает сестра Алмакаева.
В июне 1941 года их жизненные пути, такие разные и не похожие были поделены, на ДО, и ПОСЛЕ. Началась Великая Отечественная война.
Василий Гармаш до апреля 1944 года обучался в Балашовской военной школе летчиков под Саратовом, и прибывает в боевой 943-й штурмовой авиаполк 10 мая 1944 года, как раз в период подготовки к Выборгской наступательной операции.
Гиляджи Алмакаев уже 10 августа 1941 года попадает в 1074 стрелковый полк 314 стрелковой дивизии на должность связиста под Ленинград. В начале войны, многие выпускники авиационных школ и школ авиационных специалистов оказались далеко от авиации, так как большое количество самолетов было уничтожено в первые дни войны прямо на аэродромах, и в частях находилось большое количество "безлошадных" пилотов, штурманов и стрелков-радистов. Ему пришлось пройти трудный и страшный путь пехотинца. В сентябре 1941 года 314-я стрелковая дивизия, в ожесточенных боях, останавливает продвижение немецко-финских войск на реке Свирь, под городом Лодейное Поле. Он выживет там, впервые попав в жестокую мясорубку войны. Он выживет под деревней Гайтолово, на печально знаменитом Синявинском "болотно-высотном" направлении в сентябре 1942 года. Тогда, 314-ю дивизию бросят прорывать кольцо окружения, в котором оказались часть сил 2-й Ударной и 8-й армий Волховского фронта. Только за один день, 30 сентября 1942 года 1074-й стрелковый полк, в котором служил Алмакаев, потеряет убитыми и пропавшими без вести более 3000 солдат и офицеров, так и не прорвав линии немецкой обороны. Потом, спустя четыре месяца, в январе 43-го, его 314-я дивизия будет прорывать немецкую оборону, и расширять коридор по прорыву блокады Ленинграда в районе "неприступной" Рощи Круглая и сожженной деревни Гонтовая Липка. Он выживет и пройдет все эти испытания достойно. Находясь в пехоте, Гиляджи Алмакаев будет награжден двумя солдатскими медалями "За боевые заслуги" и заслуженной "За оборону Ленинграда".
Попав в авиационный полк, старший сержант Гиляджи Алмакаев приказом командира 277 штурмовой авиадивизии от 6 декабря 1943 года назначается на должность воздушного стрелка. И опять бои. Только теперь, он "глаза и защита" летчика самолета. Но и он полностью должен доверять своему пилоту, его жизнь очень часто теперь зависит от мастерства и мужества командира. И он не подвел. Об этом говорит тот факт, что уже 24 февраля 1944 года старший сержант Алмакаев награждается медалью "За отвагу".
Согласно Положения "О наградах и премиях для личного состава военных воздушных сил Красной Армии, Авиации Дальнего Действия, истребительной авиации ПВО, ВВС Военно-Морского Флота за боевую деятельность и сохранение материальной части" объявленного Приказом Народного Комиссара Обороны И.В. Сталина № 294 от 8 октября 1943 года, летчики и воздушные стрелки (на двухместных самолетах) штурмовой авиации представлялись к правительственным наградам:
а) за боевые вылеты для атаки наземных и морских объектов противника:
к первой награде - за 10 успешных боевых вылетов;
б) за уничтожение самолетов противника на земле и за сбитые самолеты в воздушных боях:
к первой награде - за 6 самолетов, уничтоженных на земле или 2 лично сбитых самолета в воздушных боях.
На основании вышеизложенного Гиляджи Алмакаев заслужил боевую медаль за 10 успешных боевых вылетов или за два лично сбитых самолета противника. Заметим, что согласно вышеприведенного документа боевым вылетом засчитываемым для награждения, считался каждый полет, связанный со встречей с воздушным противником, или полет, протекавший в зоне зенитного огня противника. На простом языке каждый боевой вылет означал встречу со смертью. Ты или тебя.
Эти две разные на первый взгляд судьбы сведет одно обстоятельство - они оба сгорят в подбитом самолете. 26 июня 1944 года обломки самолета и их сгоревший прах, огненным смерчем свалится на позиции финской пехоты. Их самолет упадет в 50-и метрах от основной магистрали - дороги, по которой в этом районе идет передвижение войск. Нет, я не буду убеждать или утверждать, что они в последнем смертельном "пике" стремились повторить подвиг капитана Гастелло, шли на огненный таран. В полковых документах об их смерти написано просто: "...находясь под сильным огнем мелко-зенитной артиллерии, не прижался к земле и на высоте 60-70 метров на развороте, допустил большой крен, тем самым увеличил площадь поражения..."
Разве это уменьшает их подвиг.
Спустя шесть десятилетий их обгоревшие останки найдут поисковики. Они так и будут 60 долгих лет вести свой последний бой. Их последний вылет закончится гораздо позднее, а не в горьком для их семей 1944 году. Уже в наше время, люди отдадут им должное, наклонив головы и выпив по 100 грамм русской водки, не чокаясь. Земля, которую они защищали, примет их останки под звуки, государственного гимна, а красные знамена, будут склоняться над небольшими как будто для детей гробиками.
Их судьбы, связанные одной на двоих датой смерти, пересеклись с судьбами живых. Что привело в лес под Юстиллой ребят из поискового отряда "Поиск" города Выборга, под руководством Геннадия Дмитриевича Михайлова? Это они, первыми, на рубеже обороны наткнулись на разбросанные обломки самолета, и тамже обнаружили обломок редуктора, на котором был выбит продублированный номер мотора АМ-38ф № 450958, по которому и установили имена погибших летчиков. А ребят из отряда "Невская оперативная группа", из города Всеволожска - Олега Попко, Сергея Громова, Данила Бабашинского, Андрея Клевно, Эдуарда Козловского? Это их миноискатель первым "пискнул" над местом, где была "растерта" об камни, кабина самолета. А Кирилл Лебедев и Николай Михайлов из отряда "Рубин" из города Санкт-Петербурга? Это их руками были найдены останки сначала воздушного стрелка, а потом и летчика.
Есть, что-то свышепредначертанное каждому. Двум ребятам из 44-го сгореть заживо в кабине штурмовика, а уже сейчас, молодым парням из поисковых отрядов из 21-го века, настырно искать и встретиться духовно с ними на склоне небольшой каменистой высоты под Выборгом. Когда поисковикам задаешь вопрос: А зачем вы занимаетесь поиском? Они с трудом смогут ответить на этот простой вопрос. Но, они знают ответ! У каждого на земле, есть свой "крест", который каждый несет по своей жизни...
Илья Прокофьев,
Сентябрь 2005 года."