Абусяев Зякир Исхакович

http://www.slovonashe.ru/news-3-1644.html Наше слово. Лопатинская районная газета

19.02.2015
Подарил суляевцам свет
http://s2.uploads.ru/t/RNgmI.jpg
Свои воспоминания житель Суляевки З.И. Абусяев начал с армейской службы – именно эти годы, тяжелые, беспокойные, проведенные на чужой земле, больше всего отпечатались в памяти.
Зякир Исхакович приветливо встретил меня еще в коридоре своего просторного дома, попутно бросив несколько фраз домочадцам на своем родном языке. «Извините, мы уж между собой по-татарски», – обратился ко мне хозяин. «Ну не на французском же вам общаться!» – ответила я. «На французском не умею, – засмеялся Зякир Исхакович и продолжил серьезно, – а вот по-немецки немного могу...»
Ветеран с волнением берет в руки маленькую книжечку – свой военный билет, в котором несколькими короткими строчками описаны долгие 6 лет службы. Она для З.И. Абусяева началась в декабре 1944 года, когда молодому защитнику Отечества едва исполнилось 17.
– По март 1945 года я находился в 98 запасном стрелковом полку под Пензой, – говорит герой повествования. – Потом наш 379-й полк, где я был минометчиком, готовили к отправке на фронт. А 9 мая пришла весть о Победе. Это было такое великое счастье! Так что на фронт мы не успели, но служба для нас только начиналась. Мы даже не знали, куда нас отправляют. Как потом выяснилось, в Карелию, в Петрозаводск – 419 полк конвойных войск, нас тогда называли «НКВД-шники»: три года, с 46-го по 49-й, мы охраняли пленных немцев, бендеровцев, они рубили лес, строили дороги. Там-то я и научился немного говорить по-немецки. У нас к пленным было отношение хорошее, над ними не издевались, кормили. А вот к советским пленным фашисты относились иначе. Брат моей супруги был в плену, одной гнилой картошкой питался...
В 1949 – 1950 годах служба нашего земляка продолжилась поближе к малой родине – в Ленинграде.
– Тут уж красота – и продукты, и еда, и даже девчата были, – улыбается собеседник. – Здесь располагались огромные склады, и отсюда расходилось все продовольствие и вооружение. Я работал на проходной: Лермонтовский проспект, 51, самое крайнее здание около Балтийского вокзала. Демобилизация началась в 50 – 51 годах. Мне упорно предлагали остаться в Ленинграде.
Как-то к Зякиру Абусяеву в очередной раз подошел командир части, ударил по плечу: «Ну что, не передумал? Здесь тебе жилье выделят, женим». «Нет!», – как всегда твердо ответил молодой человек. «Ну и дурак!», – подкрепив сожаление крепким русским словцом, только и сказал командир.
Зякира неумолимо тянуло на родину. Здесь он сам построил себе дом, выбрал спутницу жизни по душе. В январе 1951 года Зякир Исхакович и Нажия Харисовна сыграли свадьбу. По сельской улице резво мчали молодую пару рысаки председателя колхоза!
Мчали, сами того не ведая, в долгую, наполненную событиями жизнь. В этом году Абусяевы отметили 64-ю годовщину создания семьи. Главное их богатство – успешные, заботливые дети (четыре сына и три дочери) и многочисленные внуки. Живут они в Саратове и в Чапаеве, навещают часто. Хотя быт родителей обустроили не хуже, чем в городской квартире, к себе все равно зовут. Но, как и в далеком 50-м году, у Зякира Исхаковича один ответ: «Нет!». А о том, что когда-то мог бы стать жителем теперь уже Санкт-Петербурга, и не вспоминает.
– А сюда-то приехал – тут ни радио, ни света, – оглядывается назад З.И. Абусяев. – Вот этим мы и занялись – радиоузел, электрификация... Около домов жители копали ямы, мы ставили столбы, тянули провода. Рядом с нынешним клубом стоял сарай, в нем был вот такой генератор (ветеран широко развел в стороны руки) на 300 киловатт, он и вырабатывал электроэнергию. Работала ручная радиостанция. Я открывал окна, включал радио, и слушать его бежали все...
Зякир Исхакович – уважаемый в селе человек и, кстати, старейший из мужчин. Подарив односельчанам свет, в прямом смысле слова, электриком работал до пенсии. И вне работы, по просьбе жителей Суляевки, в любое время суток, с «когтями» и плоскогубцами, спешил устранять неполадки.
– Да он еще в прошлом году на столб лазил! – восхищается своим подопечным соцработник Шафика Ришатовна Бяширова. – В его возрасте быть в такой форме – это счастье. Бабай строгий, требовательный, любит, чтоб все по его было – настоящий хозяин. Они с бабушкой аккуратные, грамотные, сердечные. За семь лет, что я с ними, они мне стали как родители. Свои у меня умерли. Я не усну, если не позвоню и не спрошу, выключили газ или нет, как себя чувствуют. В свободное время сразу к ним бегу. И праздники вместе отмечаем. Особенно священный для всех нас 9 Мая: напеку пирогов, накроем стол, говорим и вспоминаем. Правда, воспоминания Закиру Исхаковичу даются тяжело. Вот только один случай. Молодой его сослуживец нашел гранату, после боев осталась, и говорит: «Смотрите, ребята, что у меня!». Командир ему кричит, чтоб не трогал и не бросал ее. Он не послушал, так и подорвался. А ведь это уже после войны, после Победы...
А еще будоражат душу ветерана воспоминания о детстве. «Голод», «разруха», «война» – такие страшные слова становились к нему синонимами. К тому же в четырехлетнем возрасте мальчик потерял родную маму. Для его отца это была потеря уже второй жены, а потом и третьей… Вот такая судьба.
– Сейчас, когда покушаем, я убираю со стола кусочки хлеба со словами: «Это курам», – продолжает Ш.Р. Бяширова. – А мой строгий дедушка плачет. Ведь было время, когда о горсточке муки, о таком вот кусочке хлеба дети только мечтали… Да, сколько они пережили на своем веку, и представить страшно. Может, поэтому судьба и наградила их долголетием и ясным умом. Нам с них только пример брать!
Ирина Янус

http://sulyaevka.rlopatin.pnzreg.ru/new … 1894/print

5.05.2015 13:45
http://s6.uploads.ru/t/sT3JY.jpg
30  апреля работники  Суляевского дома культуры  вместе с школьниками  посетили ветерана ВОВ Абусяева Зякира Исхаковича. Он рассказал о своей жизни во время войны, о том как воевал. Дети внимательно слушали рассказ и задавали интересующие их вопросы. А также ребята прочитали стихотворения о победе ВОВ ,спели песни   и подарили  небольшой подарок.

    Низкий поклон вам, мужественные солдаты  Великой Отечественной войны! Каждое новое поколение с благодарностью и бесконечным уважением будет говорить вам "СПАСИБО!", дорогие ветераны…