Лебедева Нина Михайловна
http://encsakhalin.ru/object/1804567521?lc=ru Энциклопедия Сахалинской области
ЛЕБЕДЕВА-КИЯШКО, НИНА МИХАЙЛОВНА
- начальник Военно-революционного штаба Сахалинской области, член партии эсеров-максималистов (1920) (см. также: "Николаевские события").
https://www.toz.khv.ru/newspaper/arkhiv … _na_kerbi/ https://www.toz.khv.ru/newspaper/arkhiv … e_id=30457 газета Тихоокеанская звезда
22.12.2009, 24.12.2009
Нижнеамурская трагедия: расстрел на Керби
Надеюсь и верю - имя хабаровского историка, ученого, преподавателя, журналиста, телеведущего, основателя Ротари-клуба в Хабаровске Виктора Смоляка хорошо знакомо и не забыто хабаровчанами. Еще чуть более года назад наша газета публиковала интервью с Виктором Григорьевичем, в которых он рассказывал о себе, о трагических событиях в Николаевске-на-Амуре в 20-е годы прошлого века, которыми он был занят.
Виктор Григорьевич ушел из жизни в 2008 году. А на днях состоялась презентация его посмертной книги «Междоусобица», выпущенной краевым музеем им. Н.И. Гродекова.
Сто с небольшим страниц я прочел за одну ночь, хотя была это не детективная книга, не беллетристика, а историческое исследование давних событий, связанных с именами Я.И. Тряпицына и Н.М. Лебедевой, с партизанской войной в низовьях Амура.
…В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в МГУ по теме «Гражданская война на Дальнем Востоке». Это был осознанный выбор, он предопределен его детством, юностью, когда впервые услышал о трагических событиях на Нижнем Амуре в 1918-20 годах. Детство Смоляк провел в Николаевске-на-Амуре, что и придало его интересу к прошлому через встречи и общения с очевидцами, участниками происшедшего. И более поздним их осмыслением.
Партизанское движение в этих краях переплелось в трагический клубок неординарных событий, роковых ошибок, просчетов, неконтролируемых страстей, зависти и мести. В итоге всего этого был разгромлен и сожжен самый старый дальневосточный город, погибли тысячи людей, как воевавших, так и мирных. Финалом стал расстрел «виновников», инициаторов освободительного похода в Нижнеамурье, захваченного тогда японцами.
Вот как это было. Замер таежный поселок Керби, напрягся в ожидании объявленной казни. В теплый июльский вечер из трюма баржи на берег ступил уже бывший командующий партизанской Красной армии Николаевского фронта анархист-индивидуалист Яков Тряпицын. С высоко поднятой головой, в белой холщовой рубашке на выпуск, закованный в цепи, он медленно шел по скрипящему трапу, припадая на раненую ногу. Следом за ним, по-бабьи скрестив руки на большом животе (беременная. - А.Г.), спускалась его жена, бывший начальник штаба партизанской армии Нина Лебедева. Затем на берег сошли другие арестованные.
Через четыре дня их расстреляют. Первым поставили у вырытой ямы Тряпицына, рядом - Лебедеву. За ними - пятеро остальных. Раздается команда: «Взвод, пли!» Осужденные повалятся в яму, все, кроме Тряпицына. Он только пошатнулся после залпа, но затем вновь выпрямился, наклонился вниз, взял на руки бездыханное тело Нины Лебедевой.
В Тряпицына начнется беспорядочная стрельба, но он продолжает стоять с телом Лебедевой на руках. Главный расстрельщик Приходько подбежит к нему и в упор разрядит револьвер. Тряпицын медленно повалится в яму, не выпуская из рук Лебедеву…
Так описан этот страшный финал в начале книги В. Смоляка.
Что же за люди были Тряпицын и Лебедева? «В исторической литературе их биографические справки крайне противоречивы - признается автор. - Я потратил много лет, чтобы проследить их жизненный путь, думаю, что представленные мною биографии близки к истине».
Яков Тряпицын родился в 1897 году в семье зажиточного крестьянина в Муромском уезде Владимирской губернии. Окончил четырехлетнюю школу с похвальным листом. В 1916 году ушел добровольцем на военную службу. Принимал участие в боевых действиях Первой мировой войны. За храбрость награжден Георгиевским крестом. Принимал участие в штурме Зимнего дворца. Весной 1918 года он приехал на Дальний Восток, партизанил здесь. В 1919 году командовал небольшим отрядом под Хабаровском.
Нина Лебедева родилась (предположительно) в 1895 году в Пензенской губернии, училась в гимназии. С юных лет связала свою судьбу с партией социал-революционеров. За участие в покушении на пензенского губернатора попала на каторгу в Сибирь. Ссылку отбывала в Акатуе вместе с Марией Спиридоновой, лидером партии левых эсеров. После Февральской революции Лебедева становится организатором читинского союза максималистов. От наступавших семеновских банд сбежала в Благовещенск, откуда перебралась в Хабаровск. Здесь становится секретарем подпольной организации, поддерживает связь с красными партизанами.
Тряпицын и Лебедева познакомятся на одной из конференций подпольщиков под Хабаровском (в селе Анастасьевка). Красивая женщина приметила удивительно красивого 23-летнего молодого человека. Между ними возникает симпатия.
Летом 1919 года Я. Тряпицын с небольшим отрядом партизан уйдет на Нижний Амур. Партизанское движение (против белых, японцев), которое он здесь возглавит, позже получит название «тряпицынщина», как дальневосточный вариант «махновщины». На пути в 800 километров отряд обрастал группами и группками местных партизан. Одержав ряд побед, выросший отряд подошел к Николаевску-на-Амуре. К февралю 1920 года у Тряпицына было около 2000 партизан, отряд разбили на два полка, командующим партизанской Красной армии (именно так она называлась после реорганизации) единогласно был избран Я. Тряпицын. 11 февраля они перешли в наступление и заняли часть крепостных казарм Чнырраха. Путь на город был открыт. Японскому гарнизону был выдвинут ультиматум, обещаны гарантии. Он был принят и утром 29 февраля 1920 года партизанская армия войдет в Николаевск-на-Амуре.
Вскоре сюда доберется Нина Лебедева.
Но перемирие с японцами было недолгим. В ночь с 11 на 12 марта случится тот самый роковой «николаевский инцидент» - японцы нападут на партизан, но потерпят жестокое поражение.
Большой интерес в книге Смоляка представляет рассказ о создании т. н. «Николаевской коммуны». В ней использовалась жесткая регламентация хозяйственной жизни, распределение, контроль. Сделать это без определенного диктата, насилия было нельзя. Вот почему в исторической литературе она квалифицируется как «выродившийся в бандитизм нарост пролетарской революции».
К трагической гибели Тряпицына и его сподвижников окажется причастна его антибуферная политика. Советские историки считали создание Дальневосточной республики («буфера») плодом «мудрой политики Ильича». Мол, создание некоего буферного государства спасет Россию от интервентов. Идею эту особенно продвигали, лоббировали приморское земство и тамошние коммунисты. Они засылали запросы везде, вплоть до Москвы, и просили: поддержите идею, сообщите свое мнение.
Нижнеамурцы всячески противились «буферу». Тряпицыну идут телефонограммы из Иркутска, Владивостока, Хабаровска с требованием признать «буфер». Тряпицын отвечает отказом, он убежден, что буферная политика ошибочна, а центр проводит ее в силу незнания местных условий. В одной из телеграмм в Иркутск (с копией в Москву Ленину) говорится: «…Вы своим «буфером» предали всю Красную армию Дальнего Востока». Логика Тряпицына в противостоянии буферному строительству хорошо прослеживается в обращении облисполкома к трудовому населению низовьев Амура: форма правления в таком государстве будет буржуазная, а не народная. Чьи интересы будет защищать такая власть… «Мы боролись только за советскую власть. И только ее признаем».
Такая упрямая позиция, которую олицетворял Тряпицын, была опасной лично для него. К тому же дело усугублял назревавший конфликт внутри бывших единомышленников.
В мае 1920 года в Николаевск пришла телеграмма из Москвы: японские войска высадились в Александровске-на-Сахалине и готовы идти на Николаевск. Имейте это в виду…
К сожалению, оборону города партизаны организовать не сумели, хотя и старались. К тому времени японский десант насчитывал до 20 тысяч солдат.
Во второй половине мая 1920 года стало очевидным - противостоять японцам невозможно. Созданный накануне военно-революционный штаб из пяти человек (Тряпицын и Лебедева были в его составе) принимает решение начать эвакуацию партизан и население вверх по Амгуни в район Кербинских приисков. А это - 15 тысяч жителей, среди которых почти половина детей и женщин. Огромный обоз под прикрытием трех тысяч партизан медленно двигался по Амгуни, тайге, марям, болотам и к середине июня стал подтягиваться к Керби.
Когда большая часть населения покинула Николаевск, город стали готовить к уничтожению. Вопрос этот обсуждался на заседании штаба, были предложения сохранить Николаевск. Но Тряпицын настаивал: уничтожить! До трагического дня остается несколько дней. В Николаевск идут телеграммы: Тряпицыну уже приказывают признать «буфер», который смог бы остановить наступающих японцев. Но в ответ категорическое несогласие: скоро сожжем радиостанцию и уничтожим за собой все…
Уничтожение Николаевска началось 30 мая 1920 года. Каменные здания взрывались, деревянные поджигались. Все сооружения крепости Чныррах взорвали. Сильный ветер превратил город в огромный костер - он полыхал почти два дня. Из всех зданий уцелели торговое училище и тюрьма. Тряпицын во главе своего штаба и роты сопровождения покинул сожженный Николаевск 1 июня, 16 июня прибыли в Керби. Здесь они застали совсем других партизан - растерянных, обозленных, голодных, многим нужны были виновники случившегося. Тряпицын попытался навести порядок, предостеречь разложение отряда. Но методы были прежние - «врагов» расстреливать на месте. Вот потому против Тряпицына восстал отряд партизан-артиллеристов под командованием Андреева. Был создан временный походный штаб. 4 июня мятежники высадились на окраине села Керби. К пароходу «Амгунец», где находился штаб Тряпицына, подошла лодка с группой восставших, которые разоружили охрану, обманом вызвали из каюты Тряпицына, арестовали его, Лебедеву, других.
Без выстрелов восставшие разоружили кербинский гарнизон. 6 июля состоялось общее собрание, на котором был избран суд «для рассмотрения виновности Тряпицына и его приспешников» (т. н. «суд 103» - по числу представителей в нем. - А.Ч.).
8 июля состоялось судебное заседание. Это был странный суд, разбирательство напоминало общее собрание некоего коллектива. Не было ни прокурора, ни защитников, их «функции» выполняли делегаты, выбранные на собрании.
Суд начался с допроса обвиняемых. Тряпицына допрашивал некто П. Воробьев.
- К какой партии принадлежите?
- Анархист-индивидуалист…
- По чьему решению сожжен город Николаевск?
- По решению нашего равштаба.
- По чьему решению в Николаевске были уничтожены видные советские деятели, товарищи Будрин, Иваненко, Мизин и другие? В чем они обвинялись?
- Они расстреляны по моему распоряжению.
...Суд приговорил Тряпицына, Лебедеву, Харьковского, Железнина, Оцевилли, Сасова, Трубчанинова к смертной казни.
Вечером приговор был приведен в исполнение.
На второй день судили еще 10 человек и тоже приговорили к расстрелу…
В заключении к своей книге автор не рассматривает «свой скромный труд как завершение изучения истории Гражданской войны в низовьях Амура, а скорее как предложение молодым историкам продолжить работу над этой проблемой».
Это звучит как завещание безвременно ушедшего из жизни историка Виктора Григорьевича Смоляка. Он оставил нам свою редкую по собранному материалу книгу-исследование о событиях Гражданской войны, которые и сегодня пока еще остаются белыми пятнами в нашей истории. Хотя теперь их стало значительно меньше - благодаря бесценному и бескорыстному труду историка.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.
http://penzoved.forumhub.ru/viewtopic.php?id=961 Форум Пензенских краеведов
03.09.2014 10:44
Вопрос к любителям и знатокам истории Пензенской области.
Разыскиваю сведения по малолетней эсерке гимназистке, 1898-99 года рождения сосланной из Пензы в 1914 году на поселение в Восточную Сибирь Нины Михайловны Лебедевой Позже она станет ближайшей соратницей красного партизана-анархиста Якова Тряпицына и будет расстреляна вместе с ним в 1920 году в местечке Керби относительно недалеко от Николаевска-на-Амуре
Более подробно узнать по произошедшему в 1920 можно набрав в поиске "Николаевский инцидент"
В книге соратника Лебедевой максималиста Жук-Жуковского "Лебедева и Тряпицын" он пишет о ней:
"Нина Михайловна Лебедева, насколько мне известно, родилась в Москве, детство же своё провела в Пензенской губернии, где училась в гимназии."
Дальше он пишет: "Чуть ли не со школьной скамьи она попала в тюрьму за революционную деятельность и в 1914 году была осуждена царским судом в ссылку на вечное поселение за принадлежность к группе С.Р. Максималистов. Как протекала её жизнь в ссылке говорить не буду, скажу только, что выйдя в ссылке замуж - она скоро разошлась с мужем и осталась с маленьким сыном одна.. В начале 1917 г. мы встретились и познакомились в Чите, куда оба попали после амнистии - я из каторги, она из ссылки."
Дальше она становится одним из организаторов Читинского союза максималистов, затем ушла вместе с войсками Лазо, затем оказалась в подполье в Благовещенске и Хабаровске, ну а затем началась "тряпицинская эпопея"
В Кербинском приговоре о ней сказано: "Лебедева Нина Михайловна (Павловна) 21 года", то есть предположительно, она 1898-99 года рождения.
Меня несколько смутило её замужество. Возможно Лебедевой она стала в ссылке по мужу.
То есть, не попадалась ли Вам малолетняя анархистка-гимназистка Нина с отчеством Михайловна, предположительно, Лебедева, но не факт, 1898-99 года рождения, осуждённая в Пензе в 1914 году?
Вопрос: могли ли так сурово осудить малолетнюю революционерку (на момент осуждения ей должно быть 15-16 лет) на вечное поселение только за принадлежность к партии Социал Революционеров Максималистов?
Кто может чем помочь подсказать по этой личности?
Отредактировано Дворянкин С.А. (2016-02-08 16:45:42)