Согласно данным сайта Шокорова Владимира Павловича http://penzavld.narod.ru/spis_zax.htm , в г.Белинский имеется братская могила, данных по которой нет в ОБД Мемориал:
"Братская могила с памятником в пионерском парке г. Белинска
1 РЫЖКОВ П.С.
2 ЛАРИН А.А.
3 Неизвестный летчик
4 Неизвестный летчик.
5 ВОЛКОВ П.
6 Неизвестный солдат."
Белинский р-н г.Белинский. Братское захоронение.
Сообщений 1 страница 30 из 55
Поделиться12011-04-16 12:45:45
Поделиться22016-02-23 17:08:12
749 авиаполк дальнего действия
ст. сержант Ларин А.А., штурман,
сержант Рыжков П.С., стрелок-радист
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=52208616
Отредактировано Дворянкин С.А. (2016-02-23 18:43:52)
Поделиться32016-02-23 18:23:12
Паспорт 2014г. появился в ОБД Мемориал.
Информация о захоронении https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=89607276 :
89607276
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Пензенская обл.
Номер захоронения в ВМЦ 58-133/2014
Первичное место захоронения г. Белинский, ул. Лермонтовская, Некрополь
Вид захоронения индивидуальные захоронения
Состояние захоронения хорошее
Количество могил 15
Захоронено всего 15
Захоронено известных 2
Захоронено неизвестных 2
Кто шефствует над захоронением МОУ СОШ №2 г. Белинского.
Фотоснимок и схема расположения захоронения из карточки захоронения https://obd-memorial.ru/html/info.htm?i … amp;page=2 :
Географические координаты Некрополя: 52.9656, 43.4234
Обращает на себя внимание, что количество могил не соответствует количеству известных имён и неизвестных в карточке захоронения.
См.также:
Погибщие экипажи самолетов на территории Пензенской области;
Башмаковский р-н р.п.Башмаково. Братское захоронение. Авиакатастрофа.
Башмаковский р-н с.Соседка. Братское захоронение летчиков.;
Вадинский р-н с.Вадинск. Братское захоронение летчиков;
Земетчинский р-н д.Пашково. Братское захоронение летчиков;
Каменский р-н Каменка. Братское захоронение летчиков;
Кузнецкий р-н г.Кузнецк. Братское захоронение летчиков;
Кузнецкий р-н с.Никольское. Братское захоронение летчиков.;
Мокшанский р-н с.Плёсс. Братское захоронение лётчиков.
Наровчатский р-н с.Казеевка. Братское захоронение. Авиакатастрофа.
Никольский р-н г.Никольск. Братское захоронение лётчиков.
Пачелмский р-н Пачелма. Братское захоронение летчиков.
Поделиться42016-05-16 22:34:29
Погибщие экипажи самолетов на территории ПО :
Добрый вечер. Интересуюсь боем или катастрофой (мне точные данные не известны) в районе г. Чембар (ныне Белинский) 9.07.1943. Там погиб летчик Кравченко Василий Семенович - штурман отряда. Имеется ли возможность узнать подробности событий? Также хотелось бы узнать точное место захоронения.
...
есть обратная сторона фотокарточки
Любимый муж Вася
погиб 9/VII-43г., жил 8ч, похоронен 11/VII-43г. р-н Чембар
По просьбе А.А.Шилина Татьяна прислала лицевую сторону фотографии - см. сообщение 38 в данной теме :
Сегодня Татьяна Кравченко из Новороссийска прислала фотографию своего прадеда – Кравченко Василия Семёновича (в центре).
В одном донесении с В.С.Кравченко значится погибшим в тот же день командир звена той же школы Петр Афанасьевич Криксин - https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=56698113 .
У обоих лётчиков указана также одна полевая почта - 21946.
Войсковая часть полевая почта № 21946 - Энгельсская военная бомбардировочная школа
Источник: http://www.soldat.ru/pp_v_ch.html
К 1936 году школа стала одной из лучших среди лётных школ страны. Итоговым приказом Народного Комиссара обороны СССР за 1937 год 14 Военная школа пилотов переименовывается в «Энгельское военно-авиационное училище» лётчиков (ЭВАУЛ). Училищу устанавливается годовой праздник, день его образования — 31 декабря 1931 года.
С 1939 года училище переходит на подготовку лётчиков-бомбардировщиков на самолёте СБ.
Многие выпускники училища отличились при выполнении интернационального долга в воздушных боях над Испанией, защищая небо Родины в военных конфликтах на озере Хасан, на реке Халхин-Гол, в войне с белофиннами.
В воздушных боях в небе Испании выпускник 1933 года, старший лётчик отдельной истребительной авиационной эскадрильи испанской республиканской армии майор Иван Алексеевич Лакеев совершил 312 боевых вылетов, провел 50 воздушных боёв, лично сбил 12 и 16 самолётов противника в группе. Он стал первым выпускником училища, удостоенным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1937 года, звания Героя Советского Союза.
В боях в районе реки Халхин-Гол первый воздушный таран на встречных курсах совершил выпускник училища 1933 года, командир эскадрильи 22 иап старший лейтенант Витт Фёдорович Скобарихин. В ходе боев он совершил 169 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 29 августа 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В воздушных боях с белофиннами плеяду Героев Советского Союза умножили питомцы училища: выпускник 1933 года, командир эскадрильи 9 шап 7 армии Северо-западного фронта капитан Владимир Игнатьевич Белоусов, совершивший 30 боевых вылетов на бомбардировку войск противника; выпускник 1935 года, командир звена 3 лбап и 63 сбап старший лейтенант Николай Григорьевич Брагинец, совершивший 34 боевых вылета на бомбардировщиках Р-5 и СБ; штурман эскадрильи 49 иап 14-й саб ВВС 8-й армии старший лейтенант Владимир Николаевич Пешков, к марту 1940 года совершивший 99 боевых вылетов в тыл противника на разведку и штурмовку военных объектов, в воздушных боях сбивший лично 3 вражеских самолёта и 1 в группе (я не нашел подтверждение того, что В. Н. Пешков заканчивал 14-ю военную школу, возможно речь идет о Пешкове Владимире Никитиче?).
С 1 мая 1940 года в училище организована подготовка стрелков-радистов (Приказ НКО СССР № 008 от 14 марта 1940 года «О подготовке летно-технических кадров ВВС Красной Армии в 1940 году») [2] Во второй половине 1940 года училище передается из Управления высших учебных заведений Красной Армии в подчинение Начальнику главного управления ВВС. В 1941 году училище переходит на новую систему подготовки (Приказ НКО СССР № 080 от 3 марта 1941 года «Об установлении системы подготовки и порядка комплектования ВУЗов ВВС и улучшении качества подготовки летного и технического состава»). В предвоенный период в стенах училища было подготовлено более 4-х тысяч лётчиков.
Согласно приказу НКО СССР от 05.02.1941 № 049 «О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе их на новые штаты» училище стало именоваться «Энгельская военная авиационная школа пилотов» (Энгельская ВАШП. Штат № 20/11-А (бомбардировщиков) с дополнением 20/14).
С началом Великой Отечественной войны в школе решались задачи подготовки лётчиков для фронта. 22 июня 1941 года выпускник школы, заместитель командира эскадрильи 127 иап 11 сад Западного особого военного округа старший лейтенант Пётр Александрович Кузьмин совершил 5 боевых вылетов на истребителе И-153, сбил 1 самолёт противника. В этот же день, в 20.10, в воздушном бою в районе села Каменка Гродненской области, расстреляв весь боекомплект, будучи тяжело раненным, таранил истребитель Me-109 (предположительно командира истребительной эскадры JG27 майора Вольфганга Шельмана (Wolfgang Schellmann)) и погиб смертью героя. Выпускник 1933 года, командир эскадрильи 22 дбап 81 дбад капитан Василий Гаврилович Тихонов в августе 1941 года во главе своей эскадрильи в составе особой группы майора В. И. Щелкунова совершил 4 успешных налёта на Берлин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Бывший лётчик-инструктор школы майор Владимир Васильевич Землянский 7 августа 1942 года в районе Сталинграда был подбит и направил горящую машину на скопление немецкой боевой техники, погибнув при взрыве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу 1941 года были сформированы, подготовлены и отправлены на фронт девять маршевых авиационных полков, на вооружении которых были самолеты И-15, И-16, И −153, Миг-1, По-2, Р-5, СБ, ДБ-3М, ДБ-3Ф; были организованы курсы подготовки комиссаров авиационных полков. За период войны было обучено и отправлено на фронт около 500 летчиков — комиссаров полков. Также были организованы курсы стрелков — радистов для самолётов штурмовой и бомбардировочной авиации. В период боёв под Сталинградом, технический состав обеспечивал боевые вылеты с полевых аэродромов школы самолётов ДБ-3Ф полков дальней бомбардировочной авиационной дивизии, лётно-инструкторский состав школы привлекался к отражению налётов фашистской авиации на города Энгельс и Саратов, к ведению воздушной разведки. В конце 1941 года постановлением НКО СССР командованию школы была поставлена задача по организации обучения курсантов — лётчиков на самолёты Пе-2.
Источник: Википедия
Отредактировано Дворянкин С.А. (2019-07-08 22:11:44)
Поделиться52016-05-16 23:05:42
http://belinskiy.museum-penza.ru/news/2 … 9/11230184
9 декабря 2015 10:21
... 4 могилы неизвестных летчиков появились в Пионерском парке в 1942 году. До середины 70-х годов они были безымянными. Поиск фамилий похороненных был начат учителем Белинской средней школы №1 Тикуновой Р.Ф. совместно с учениками отряда «Орленок». Им удалось установить имена двух летчиков, погибших в районе села Куликовка, при выполнении боевого задания.
Ларин Алексей Алексеевич, 1922 года рождения, уроженец города Орла, штурман; Рыжков Петр Спиридонович, 1918 года рождения, уроженец Курской области, Хомутовского района, радист. Экипаж самолета в ночь с 6 на 7 октября 1942 года погиб в катастрофе в районе села Куликовка Чембарского (ныне Тамалинского) района. Похоронены летчики были в Парке Коммунаров. Ребята нашли родных и близких погибших воинов, состояли с ними в переписке. Внучка Ларина А.А. посетила город Белинский и побывала на месте захоронения деда.
Поиск имен второго экипажа самолета, разбившегося в районе Верхнего леса, близ Чембара, продолжается и поныне.
(Из работы Табаевой Ольги, учащейся МОУ СОШ №2 г. Белинского)
Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-04-09 20:35:21)
Поделиться62016-10-08 07:52:56
Поиск имен второго экипажа самолета, разбившегося в районе Верхнего леса, близ Чембара, продолжается и поныне.
Добрый день, Сергей Анатольевич и Мария! Получается, что имена неизвестных летчиков, похороненных в Пионерском парке г.Белинского - В.С.Кравченко и П.А.Криксин?
Поделиться72016-10-08 08:08:23
Некрополь в г.Белинском.
См.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … e89607279/
Фото В.Г.Гришакова. г.Белинский Могилы летчиков.2015 год.
Ларин Алексей Алексеевич - старший сержант.
Дата рождения __.__.1922
Место рождения Орловская обл., г. Орел, ш. Болховское, 22
Место призыва Орловский РВК, Орловская обл., Орловский р-н
Воинская часть 688 авп КалФ
Дата поступления на службу 15.09.1940
Кто наградил Калининский фронт
Наименование награды Орден Красного Знамени
Даты подвига 21.02.1942
Номер фонда ист. информации 33
Номер описи ист. информации 682524
Номер дела ист. информации 180
Архив ЦАМО
См.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … e10018704/
Отредактировано Григорий71 (2016-10-08 10:52:17)
Поделиться82016-10-08 08:24:36
Рыжков П.С., летчик, похоронен в Пионерском парке г.Белинский.
Рыжков Петр Спиридонович
Дата рождения __.__.1918
Воинская часть 749 ап дд 24 ад дд
Дата поступления на службу __.__.1939
Наименование награды Медаль «За боевые заслуги»
Даты подвига 25.09.1942
Номер фонда ист. информации 33
Номер описи ист. информации 682525
Номер дела ист. информации 9
Архив ЦАМО
См.: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … e12077623/
Поделиться92016-10-08 19:03:58
Здравствуйте, Вячеслав Геннадьевич!
простомария написал(а):Поиск имен второго экипажа самолета, разбившегося в районе Верхнего леса, близ Чембара, продолжается и поныне.
Получается, что имена неизвестных летчиков, похороненных в Пионерском парке г.Белинского - В.С.Кравченко и П.А.Криксин?
Пока есть информация только с оборота фотографии о гибели Кравченко под Чембаром, документов я не видел. О гибели Криксина под Чембаром - это лишь моё предположение.
4 могилы неизвестных летчиков появились в Пионерском парке в 1942 году.
А В.С.Кравченко и П.А.Криксин погибли не в 1942г., а в 1943г..
Создавайте Рыжкову и Ларину Персональные страницы.
Поделиться102018-04-09 15:12:27
Чембарское небо, ставшее судьбой
В центре нашего города, Пионерском парке, находится некрополь. Там в тени деревьев расположены могилы известных в городе людей. Среди захоронений и две могилы неизвестных летчиков, которые разбились во время войны в районе Черной горы. За ними ухаживают учащиеся городской школы №2, преподаватели. Еще несколько лет назад мемориал находился в полуразрушенном состоянии, но в преддверии 65-летия Великой Победы при финансовой поддержке администрации города, выделившей 260 тысяч рублей, и предпринимателя В.А. Бучина, который связан с областной мемориальной компанией, в некрополе были проведены реставрационные работы.
На протяжении года преподаватели истории и естествознания школы №2 М.А. Шуткова и Е.Ф. Екимочкина пытались установить имена неизвестных погибших летчиков.
- взяться за это дело нас заставило то, что большинство могил было в плачевном состоянии, а с некоторых пропали таблички с именами, - рассказывает нам Маргарита Александровна. Так к истории относиться нельзя. Мы провели с ребятами краеведческий час, на котором решили окунуться в эти исторические события. Учащиеся заинтересовались и быстро взялись за дело. Они разделились на группы. Одни опрашивали население, преимущественно старожилов, которые могли помнить об этом событии. Другие стали работать с архивными данными в библиотеке. Мы же взяли на себя обязанность обойти организации, в которых могли быть сведения о гибели летчиков – военкомат, ЗАГС, горадминистрацию. Обратились мы и к Н. Прониной, которая в прошлом заведовала партийным архивом, а также к В. И. Денисовой, которая раньше занималась охраной памятников. Параллельно стали делать запросы в областной архив, ФСБ.
Несколько лет назад о падении самолета рассказывал нам и преподаватель многопрофильного колледжа Ф.Ф. Воробьев. В военные годы он был мальчишкой, поэтому с присущей ему любознательностью тоже бегал на гору, чтобы посмотреть на упавший самолет. Подробнее рассказать об этом Федор Федорович так и не смог, так как место падения военной единицы было быстро оцеплено органами безопасности.
- В одной из поездок в Пензенский архив мы встретились с его директором Т.А. Евневич, - продолжила рассказ М.А. Шуткова. – Когда она узнала о цели нашей работы, решила помочь. Нам были предоставлены ценные сведения, в которых подтверждалась гибель четырех летчиков. Две фамилии уже установлены, а две – нет. Подтвердила она и факт падения самолета в нашем районе. Но подробной информации у них также нет.
- Работниками архива были подняты документы Чембарского райкома КПСС и райисполкома, обкома партии, облисполкома за 1942 и 1952 годы, - продолжила рассказ Е.Ф. Екимочкина. – Просматривали они и газеты «Пензенская правда» за март – июнь 1972-1973, 1974 годов, а также «Путь к коммунизму» за 1952 год. Предоставили нам и ксерокопию документа, утраченного нашим районным архивом, с описанием некрополя. Но о том, кто захоронен в могилах, тоже не знают.
И все же кое-что поисковой группе удалось узнать. На их запрос из Центрального архива Министерства обороны РФ был прислан ответ, в котором говорится о том, что «экипаж 4 отдельного авиационного полка дальних разведчиков в составе лейтенанта А.И. Конценебина, уроженца г. Орска, и старшего лейтенанта М.К. Петли, родившегося в Днепропетровской области, пропал без вести при перелете к месту дислокации полка в Борисоглебск. Возвращаясь с задания, экипаж был вынужден по метеоусловиям произвести посадку на аэродроме в Терновке. Третьего декабря 1942 года летчики вылетели из Пензы, но в Борисоглебск не вернулись». Не эти ли летчики сейчас покоятся на нашей земле? Казалось бы, разгадка близка, но никаких подтверждений нигде не обнаружено. При дальнейшей работе выяснилось, что место гибели самолета было оцеплено 78-м воинским подразделением, который располагался в то время на территории Пензенской области. У него было задание забрать с самолета оружие, патроны, инструменты, обмундирование. Эти сведения предоставила Федеральная служба безопасности РФ. И более об этом подразделении ничего не известно.
Но оказалось, что ребята не одиноки в своем поиске. В.Н. Седов со своим другом на протяжении 10 лет разыскивают место падения самолета и могилы экипажа, который пропал без вести зимой 1942 года. На их запросы в различные военкоматы приходили ответы со сведениями. Желая помочь ребятам, В.Н. Седов предоставил копию архивной справки из Подольска московской области, в которой говорится о лейтенанта А.И. Конценебине, летчике 4 авиаполка, погибшего 03.12.1942 года. Место захоронения неизвестно. Прислал он и копию архивной справки о том, что А.И. Конценебин и М.К. Петля сняты с довольствия. И вновь сведения совпадали.
- Сейчас много случаев, когда люди через много лет находят захоронения родственников, - говорят Маргарита Александровна и Елена Федоровна. – Казалось бы, человек пропал без вести, но он вновь «возвращается» к своим родным благодаря поисковым работам, которые проводятся повсеместно. Мы лелеем надежду на то, что в этих безымянных могилах покоятся Александр Иванович Конценебин и Михаил Карпович Петля. Надеемся и на то, что в случае подтверждения нашей версии сможем найти их родственников и сообщить о месте захоронения.
Остается найти сведения о 78-м воинском подразделении. Ведь только они могут пролить свет на тайну гибели экипажа, подтвердить имена погибших летчиков или опровергнуть, тогда работа может быть продолжена.
Е Будеркина.
«Сельская новь», от 22 июня 2010 г.
Поделиться112018-04-09 20:11:10
Донесение штаба 4-го авиационного полка разведчиков ГК КА от 10.01.1943 г :
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?i … 05&p=1
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?i … 05&p=3
https://obd-memorial.ru/html/imagelink? … 90ca5a54d8
4.Петля Михаил Карпович, старший лейтенант, начальник связи авиаэскадрильи-штурман, 1913 г. р., уроженец с.Елизаветовка Днепропетровской области, кадровый, 13.12.1942 г пропал без вести при перелете, жена Иноземцева Мария Ивановна, г.Чкалов ул.Ворошиловская д.125.
5. Канцинебин Александр Иванович, лейтенант, летчик, 1919 г. р., уроженец г.Орск Чкаловской области, кадровый, 13.12.1942 г пропал без вести при перелете, жена Канценебина Валентина Яковлевна, г.Чкалов ул.Малышевская д.9
Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-04-09 20:21:06)
Поделиться122019-06-23 20:01:37
Как часто бывает, за давностью лет воспоминания о конкретных событиях стираются, что-то остается в памяти рельефно, что-то для обычного жителя кажется неважным и забывается. А если было несколько похожих случаев, произошедших друг за другом, то факты перемешиваются и через несколько десятков лет сложно восстановить, как всё было на самом деле.
7 октября 1942 года
Бомбардировщик Ил-4 (до 26.03.1942 – ДБ-3ф).
24-я авиадивизия дальнего действия, 749-й авиаполк дальнего действия (место дислокации – аэродром Платоновка, ~ город Рассказово, Тамбовская область).
В ночь с 6 на 7 октября 1942 года упал возле села Куликовка, Чембарского (сейчас – Тамалинского) района. В городском некрополе города Чембар/Белинский захоронены члены экипажа:
Ларин Алексей Алексеевич (1922 г., г. Орел), старший сержант, штурман-стрелок (передняя установка);
Рыжков Петр Спиридонович (1918 г., Курская обл.), сержант, стрелок-радист (башенная установка).
Неизвестна судьба командира экипажа – лейтенанта Скуратовского, в состав экипажа самолетов Ил-4 входил также стрелок люковой установки.
Из воспоминаний Макушкина Сергея Николаевича (с. Куликовка):
Когда самолёт упал, летчики были ещё живы. Их раненых повезли в Чембар, но по дороге они умерли, поэтому их и похоронили в Чембаре.
Авиакатастрофа произошла в поле, недалеко от нынешнего кладбища.
Другой самолет совершил аварийную посадку на том же поле. Лётчики были в Куликовке. Потом приехали механики, отремонтировали его и лётчики улетели.
Воспоминания Макушкиной Екатерины Сергеевны, одной из жительниц с. Куликовка (записаны весной 2019 г., женщине около 90 лет)
Два эпизода с самолётами в Куликовке во время ВОВ
1) Летом, днём, в поле за нынешним кладбищем, совершил аварийную посадку самолёт.
Лётчики заходили к Илюшиным – Макару Васильевичу и Наталье (жители Куликовки), там их покормили и дали ведро смородины.
Когда взлетели – сразу упали, двух человек из разбившегося самолёта на лошади, запряжённой в повозку, повезли в Чембар. По дороге, или уже в Чембаре, лётчики умерли, там их и похоронили.
Вероятнее всего, этот эпизод относится ко второму случаю?
2) 6-7 октября 1942 года, ночью, в поле за нынешним кладбищем, совершил аварийную посадку самолёт (размером больше предыдущего).
Лётчики, пока ждали ремонтников из Каменки, около месяца жили в Куликовке. По воспоминаниям местных жителей (Макушкина Екатерина Сергеевна и др.), обутые в унты, они ходили в магазин, гостили у Шурыгиных, выказывали внимание одной из их дочерей.
По информации от местных жителей, они после ремонта, благополучно улетели. По документам о безвозвратных потерях 24-й АД Ларин и Рыжков погибли именно с 6-го на 7-е октября 1942 года.
Информация была предоставлена:
Шилин Александр Александрович,
ПРОО «Приволжское географическое общество»,
«Гильдия первопроходцев земли Пензенской»,
«Клуб путешественников «ЗАГОСКИНЪ».
Отредактировано Любовь М. (2019-07-04 18:39:39)
Поделиться132019-06-23 21:14:32
Здравствуйте, Любовь!
Неизвестна судьба командира экипажа – лейтенанта Скуратовского
Каков источник информации о Скуратовском?
Поделиться142019-06-24 14:04:21
В этой катастрофе л-т Скуратовский Константин Григорьевич выжил (выпрыгнул с парашютом из падающего самолета). В дальнейшем продолжал воевать в составе 749 апдд (в последующем 9 гв. апдд).
Поделиться152019-06-24 19:50:09
В этой катастрофе л-т Скуратовский Константин Григорьевич выжил (выпрыгнул с парашютом из падающего самолета). В дальнейшем продолжал воевать в составе 749 апдд (в последующем 9 гв. апдд).
Скажите, а сведения о том, что командир экипажа именно выпрыгнул с парашютом откуда?
Поделиться162019-06-24 20:17:23
Из объяснительной записки лейтенанта Скуратовского К.Г. к аварийному акту от 8.10.1942г.
Поделиться172019-06-24 22:17:26
Здравствуйте, Любовь, Сергей Алексеевич!
Скуратовский Константин Григорьевич 1915г.р. - http://www.podvig-naroda.ru/?#id=173017 … ilManAward
Звание: гв. ст. лейтенант
в РККА с 1938 года
Место службы: 9 гв. ап ДД 7 гв. авд ДД 3 гв. ак ДД.
7-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия создана 23 мая 1943 года путём выделения части сил из состава 3-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия.
Источник: Википедия
3-я гвардейская авиационная Днепропетровская дивизия дальнего действия (3-я гв. ад дд)...
История наименований дивизии
52-я авиационная дивизия;
52-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия;
52-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия;
24-я авиационная дивизия дальнего действия;
3-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия;Источник: Википедия
Из объяснительной записки лейтенанта Скуратовского К.Г. к аварийному акту от 8.10.1942г.
Сергей Алексеевич, у Вас сканы (фото) этой объяснительной, аварийного акта имеются?
Поделиться182019-06-25 08:40:55
Да, имеются.
Поделиться192019-06-25 11:46:49
Здравствуйте, Сергей Алексеевич!
Да, имеются.
Поделитесь?
Поделиться212019-07-04 17:35:12
21
Отредактировано Сан Саныч (2019-07-09 01:18:06)
Поделиться222019-07-04 19:11:56
Здравствуйте, уважаемый Александр Александрович!
поэтому хочется внести ясность из первоисточника, соотнесённую с анализом имеющихся в нашем распоряжении документов.
Ясности не внесли, ибо первоисточник - воспоминания (помните постулат "врет, как свидетель"?).
После того, как мы, по незнанию ситуации, чуть было не отреклись от лётчика Скуратовского, выяснились удивительные подробности, и всё вдруг сразу встало на свои места. Совершенно очевидно, что штурман-стрелок передней установки Ларин и радист-стрелок башенной установки Рыжков, фамилии которых в объяснительной записке Скуратовского не называются, составляли с ним один экипаж и погибли в двух километрах к северу от Чембара 7 октября 1942 года.
опять же, документальный первоисточник где? подойдет любой документ того времени со списком экипажа.
Мораль: домыслы будут долго и упорно до того момента, пока не будет обнародованы архивные документы по катастрофе.
хороший урожай хлеба, но убирать его было некому – мужчины ушли на фронт – рожь высокая, созрела смородина
чудесное лирическое литературное отступление.
Так таки никто рожь вообще и не убирал?
А как же такой малюсенький момент, что даже в воспоминаниях встречаются упоминания, что у трактористов была бронь - им не разрешали уйти на фронт, пока урожай не уберут. Не говоря о том, что работали и женщины, и дети.
И если посмотрите тему Сурского рубежа, то, думаю, обратите внимание на многочисленные воспоминания участников, что копали в морозы мерзлую землю. Очень яркая такая подробность. А почему не копали раньше, пока было тепло - не потому ли, что все были на уборке урожая?
Но тему Вы этой фразой действительно затронули интересную. В некоторых документах есть точные даты призыва, можно попробовать посчитать. Почти наверняка будет по кривой нормального распределения Гаусса.
И что там с именами и датами в словах опрошенных Вами? Они точно говорят, что это был 1941 (вариант - 1942? 1943? 1944?) год. Или менее конкретно "во время войны"? А какое имя было у лётчика, который заходил в дом к Вашей тёте?
Так что, в данном случае была бы более справедлива фраза: "Я знаю, что ничего не знаю" (с).
Поделиться232019-07-04 20:48:40
23
Отредактировано Сан Саныч (2019-07-09 01:19:13)
Поделиться242019-07-04 21:31:12
Здравствуйте, Мария, Сергей Алексеевич, Сан Саныч!
Сергей Алексеевич, спасибо Вам огромное за предоставленные документы, я их разместил в Вашем сообщении. У Вас, случаем, по остальным авиакатастрофам на Пензенской земле нет таких же документов?
Сан Саныч, если мы хотим разобраться с обстоятельствами катастроф, то давайте слушать и слышать друг друга. По поводу свидетельских показаний поддержу Марию - отделить правду от вымысла в них - большая, не поддающаяся описанию, наука. Боюсь, что это непосильно и искусственному интеллекту, не то, что нам - простым смертным. Сан Саныч, здесь задача у всех одна - восстановить, по возможности, хронику событий тех грозных лет и увековечить память защитников нашего Отечества. Поэтому призываю к конструктивному диалогу, не стоит тратить время на эмоции и пр..
Ребята, давайте жить дружно!
Поделиться252019-07-04 21:40:50
Открытым остаётся вопрос по Кравченко и Криксину, кои, судя по надписи на обороте фотографии, тоже почили где-то на Чембарщине. Если честно, сначала я их имел неосторожность считать повелителями «кукурузника», тем более, что и дата гибели – 9 июля 1943 года – вполне соотносится с созреванием смородины. Но аргументов «против» – значительно больше. Можно покопаться в биографиях сельских жителей, упомянутых выше. Наверное, это позволит сузить временные пространства. Или всплывут какие-нибудь новые документы, как в случае со Скуратовским. Можем ли мы узреть лицевую сторону фотографии Кравченко?
Сан Саныч, Вы Татьяне написали по этому вопросу на эл.почту, которую я Вам предоставил?
Поделиться262019-07-04 22:28:35
26
Отредактировано Сан Саныч (2019-07-09 01:19:40)
Поделиться272019-07-05 00:03:33
со мною тут пытаются свести счеты ажно
Когда человек начинает переходить на повышенные тона и на личности, значит, нормальные аргументы закончились.
Никто с Вами счеты сводить не собирался и не собирается. Это вообще что было?
Александр Александрович, Вы молодец. Собранная Вами информация из уст свидетелей бесценна. И все это было озвучено с Ваших слов в сообщении Любови Михайловны.
Но никто не будет серьезно относиться к датировке на основании таких воспоминаний.
Вы много документов сами обработали? Как Вы думаете, насколько обманчива человеческая память? Например, жена говорит: муж ушел на фронт на второй день войны (и это указывается в подворовом опросе 1946-1947 года, т.е. через несколько лет после описываемого события, а не через 70). Потом находится запись в списках военкомата и оказывается, что он ушел на фронт спустя два-три месяца, в августе-сентябре 1941г., что отражается в следующем донесении райвоенкомата.
Не далее как месяц назад меня просили найти информацию на погибшего на фронте родственника, собирали сведения по всем членам семьи, кто что помнит. Все помнили, что Петя (условно), лейтенант, летчик, погиб в первом бою. Промучилась сутки, оказалось, что Ваня, рядовой пехотинец и успел год повоевать. В идентификации помогло редкое имя матери и знание адреса.
Это к тому, что Вы на 100% уверены, что аварии были в 1941 и 1942 году, а не в 1942 и 1943?
А теперь аргументация по делу.
Как следует из информации, выложенной здесь, имена Ларина и Рыжкова были выявлены в середине 1970-х учителями и школьниками Белинского. С учетом того, как тогда это делалось, это означает, что они вели длительную переписку с архивом и, вплоне вероятно, опрашивали свидетелей, которых на тот момент было гораздо больше, чем сейчас. Возможно, что-то из этого осталось в школьном музее.
Обращаю внимание на число похороненных (6), и то, что у одного указано "неизвестный солдат" (не лётчик).
Подтверждающие документы мы видим в этой теме, это донесение 24 аддд, именной список безвозвратных потерь за октябрь 1942 года. https://obd-memorial.ru/html/info.htm?i … 01&p=3
В документе написана буквально следующая информация: военнослужащие 749 авиаполка дального действия Ларин Алексей Алексеевич, штурман, и Рыжков Петр Спиридонович, стрелок-радист, погибли при катастрофе в ночь с 6 на 7 октября 1942 года. Марка самолета и место аварии не указаны. Похоронены в парке Коммунаров города Чембара, дата похорон не указана.
Вы даже не прочитали тему, иначе бы не написали
то-то, где-то, случайно, обронил фамилию "Скуратовский".
ибо вопрос о Скуратовском Сергей Анатольевич задал месяц назад, на что был получен ответ, что информация взята:
Из объяснительной записки лейтенанта Скуратовского К.Г. к аварийному акту от 8.10.1942г.
Спрашивается: зачем гадать на кофейной гуще и строить аналитические догадки, если просто есть документ.
Вторая дата стоит на фотографии: любимый муж Вася (Кравченко Василий Семенович), погиб 9.07.1943, жил 8 часов, похоронен 11.07.1943 р-н Чембар.
Если Вы настаиваете на датировке лето 1941 - то придется признать, что аварий было три, в 1941, в 1942 (без смертельного исхода) и в 1943. А по воспоминаниям, записанных Вами, их две.
Про пресловутое ведро смородины. Вы сами указываете, что неизвестно, какое воспоминание относится к одной аварии, какое к другой. А если это всё-таки ошибка восприятия и высокий урожай ржи был в 1943? (понятно, что в октябре смородины уже быть не может, поэтому этот эпизод не может относиться к аварии октября 1942).
Ваши респонденты точно назвали дату 6-7 октября 1942? Или Вы, зная дату, ее просто подставили в нужное воспоминание? Дословный необработанный текст воспоминаний можете воспроизвести?
Судя по тому, как Вы это описываете, воспоминания звучат как "во время войны упал самолет, и мы бегали на него смотреть" (в каком году - кто ж знает).
Для того, чтобы на что-то ссылаться, нужен прямой текст рассказчика.
И если Вы обратили внимание, то в теме еще два имени звучат: А.И. Конценебин и М.К. Петля, летчики, пропавшие без вести в декабре 1942.
Вам точно интересно, как звали того лётчика? Я это могу узнать. Я знаком с сыном Марии Давидовны, он живёт в городе Белинском. Что ещё спросить? Какого цвета было нижнее бельё у моей тёти во время свидания в сельском клубе?
Замечательно, спросите! Представляете, мне действительно интересно имя того лётчика. Желательно с фамилией, потому что летчиков было не так много и можно попробовать установить подробности аварии. Пока получается, что были некие летчики, которые починились и улетели, неизвестно из какой части неизвестно в каком году. Почему бы про них не узнать, чтобы окончательно расставить точки над i?
p.s. Тема про советское нижнее бельё тоже актуальна, потому что интересна история костюма. Только это не на этом форуме, здесь тематика всё-таки другая.
Вот я постоянно искореняю в себе этого самого потенциального персонажа. В то же время, записывать всех во "врущие свидетели" - антинаучно!
надо под диктофон записывать точные слова свидетеля.
Иначе Вы их пропускаете через себя и получается дополнительное искажение.
А то Вы напишете, что по воспоминаниям, авария была в октябре 1942, а человек этого не говорил!
Отредактировано простомария (2019-07-05 00:08:30)
Поделиться282019-07-05 00:37:02
Из аварийного акта от 08.10.1942
самолет ИЛ-4, изготовлен 13.06.1942 на заводе №126, эксплуатировался с 18.07.1942
летчик Скуратовский Константин Григорьевич
техник Калинкин Иван Игнатьевич
время и место происшествия: 7 октября 1940 (видимо, описка - 1942), 12.30, гор. Чембар, 2 км севернее
задание: ночной полет на боевое задание - бомбометание
причины аварии: отказ работы правого мотора, отказ авиагоризонта, что привело летчика к крайней мере оставить самолет и выброситься на парашюте. Штурман и радист погибли.
Исходя из объяснительной записки К.Г.Скуратовского, он отдавал приказ экипажу прыгать. Самолет упал и сразу загорелся, штурман и радист погибли.
Отредактировано простомария (2019-07-05 00:40:23)
Поделиться292019-07-05 02:25:13
29
Отредактировано Сан Саныч (2019-07-09 01:20:12)
Поделиться302019-07-05 10:55:04
Здравствуйте, Мария, Сан Саныч!
А вот то, что у вас с ней был сговор - однозначно. Естественно, лучше пустить в ход тяжёлую артиллерию из РАН, когда сама не знаешь, что ответить, а, чтобы вышло наверняка, надо отредактированно подстраховаться шилинской подписью.
Сан Саныч, спасибо, Вы мне подняли настроение с утра!
К вопросу о воспоминаниях: этот Ваш текст когда-то может оказаться выданным за воспоминания очевидца событий развернувшегося заговора.
И ещё к портрету Ил-4, раз уж о нём зашла речь: он был очень своеобразен в управлении, его надо было уметь оседлать (как, впрочем, и Пе-2 - другой массовый советский бомбардировщик, унесший жизнь легендарной Марины Расковой), не каждому это было под силу, тем более в условиях ускоренной подготовки пилотов в военное время. На территории Пензенской области одних только Илов четвёртых во время войны полегло столько, что изучать - на всех хватит.
Сан Саныч, если несложно, пожалуйста, без пустословия по профессиональным темам. Вы, наверняка, знаете, насколько сложен в управлении двухколёсный велосипед и насколько сложно его оседлать, но при этом в цирке косолапые на них искусно катаются.
Вам, наверняка, известно соотношение авиакатастроф с участием "илюш" и "пешек" к общему количеству их вылетов в годы войны и, наверняка, известны причины всех авиакатастроф с их участием? Приведите, пожалуйста, для начала, эти данные. А если Вам эта информация недоступна, то, пожалуйста, оставьте рассуждения о сложностях оседлания и малосильных лётчиках (и о сговорах тоже) за пределами данного ресурса. Спасибо за понимание!
Продолжение темы - Белинский р-н г.Белинский. Братское захоронение. стр.2