http://cpacibodedu.ru/article/1695-taka … naya_jiznb
http://tcbag.info/iashina.html
Яшина Екатерина Николаевна
Длинная и насыщенная разными событиями жизнь, оставила свои следы на лице, испещренном глубокими морщинами, и лишь глаза до сих пор полны тепла и ясного света.
Родилась Екатерина в деревне Графки, что близ села Кучки, Пензенской области. Мать, Матрена Карповна Новикова, растила дочку одна, без мужа. Ей, инвалиду первой группы, полуслепой, приходилось нелегко. Жили бедно, и маленькая Катя в таких непростых условиях взрослела быстро. В Графках девочка окончила начальную школу. Чтобы продолжить образование, нужно было ходить за несколько километров в соседнее село Кучки. Но учиться дальше Катя не стала: нужно было помогать матери. Сама еще ребенок, она пошла в няньки, присматривать за чужими детьми. Чуть позже уже работала в колхозе, вместе со взрослыми женщинами вязала снопы. Внезапно начавшаяся война усложнила и без того нелегкую судьбу девушки.
В 1942-м году, когда Катюше едва исполнилось восемнадцать, ее взяли в армию. В Телегино, где находился военкомат, Катя и ее односельчанка Маша добрались на лошади. Их сразу же повезли на станцию и отправили в Саратов, где новоиспеченные бойцы приняли присягу. Служила Екатерина на Украинском фронте в прожекторном батальоне. Неподалеку находились зенитчики. Боец Новикова с командного пункта сообщала им о приближении немецких самолетов.
- Наш батальон располагался на берегу Днепра неподалеку от жилого поселка, — рассказывает Екатерина Николаевна. Когда началась бомбежка, люди, пытаясь найти защиту, бежали к нам. А я стояла на посту с винтовкой, в противогазе, и плакала от страха: снаряды рвались совсем близко, смерть ходила рядом и косила всех подряд, невзирая на возраст. Как-то ночевали в одном доме под Киевом. Внезапно налетели немецкие самолеты. Мы лежали, а с потолка на нас сыпалась земля. Утром побежали на пост, а спустя время увидели, что на месте дома, где мы провели страшную ночь, образовался огромный котлован. Людей в поселке не было: кто успел, покинул родные места, остальные погибли. Все это четко сохранила память, будто бы произошло совсем недавно.
Екатерина прослужила на Украине до конца войны. В победном 45-м она возвратилась в свое родное село Графки. Поезд, на котором бойцы ехали с фронта домой, на каждой станции тепло встречали местные жители. Они бросали в окошки букеты цветов, выкрикивали слова благодарности, а сердобольные женщины передавали еду и напитки. Так Катя добралась до станции Панчулидзиевка, а оттуда со своей однополчанкой из Кучек пошла домой пешком. Мать в это время чистила картошку. Увидев дочь, от радости заплакала. Казалось, разговорам не будет конца. Ведь в письмах дочка была крайне немногословна. Сообщала лишь самое главное:
«Мама, я жива».
Началась мирная жизнь. В 1948 году Катя вышла замуж за местного парня.
- Он попить попросил, я и подала, - улыбаясь лишь одними глазами, вспоминает Екатерина Николаевна. — На следующий день узнала, как Иван (так звали молодого человека) сказал дома:
«Вот эта девушка с родинкой мне очень понравилась. Хочу, чтобы она стала моей женой».
Пятьдесят лет прожила Екатерина Николаевна со своим мужем. Бедность преследовала ее и в семейной жизни. Домом служила плохонькая деревянная избенка, крытая соломой. Зимой окна промерзали, покрывались инеем: топить было нечем. Носили солому, ей и обогревали избу. Когда мужа взяли на три года в армию, Екатерина осталась с двумя маленькими дочками на руках (Людмила и Галина). Потом родилось еще трое детей (Валентина, Николай и Александр). Всю свою жизнь Екатерина Николаевна много работала: и в конторе по заготовке зерна, и в магазине уборщицей, и дома, ухаживая за скотиной, в огороде и на картофельном поле. На пенсию ушла, когда ей было уже шестьдесят пять…Муж умер в 1999-м году в День Победы - 9 мая. Сейчас Екатерина Николаевна вместе с одним из сыновей, Александром, и одной из дочерей, Галиной, живет в Старой Каменке, куда переехала много лет назад. Остальные дети часто приезжают ее навещать. Людмила Ивановна и Николай Иванович приезжают из Набережных Челнов, респ. Татарстан. Валентины Ивановны, к сожалению, уже давно нет...
- Мама у нас молодец, - говорит Галина Ивановна. - На здоровье жаловаться не привыкла. В 66 лет у нее был приступ аппендицита. Врачи хотели оперировать. Но приступ неожиданно прекратился, и Екатерина ушла прямо с операционного стола. Как говорится, Бог миловал…
Памяти бабушки Кати тоже можно позавидовать. Рассказывая о далеких военных годах, она вспоминает многие подробности, будто это было вчера. Правда, сколько у нее внуков и правнуков, она запамятовала. Но то, что их более десятка, знает наверняка.
Итак, что же определяет долголетие?
Как видите, совсем не благополучная и сытая жизнь. А по-видимому, само отношение к этой жизни, к людям и умение любить их и защищать.
Бинкова Екатерина Геннадьевна, Казань, 2015-02-23 13:41