Бабикова Загиля Усмановна
15.10.2012
Последние из могикан Татарской Шуриновки
У калитки встречает небольшого роста, хрупкая женщина, Загиля Усмановна Бабикова. Узнав, кто такие и откуда, о цели визита в их почти забытую и Богом, и людьми деревню, сокрушается, что дома нет Миши. Это её сын. Мухаммед Хасянович Бабиков. Два года назад он был героем одной из наших публикаций, когда шуриновцы, прожив более двух десятилетий без воды, обнаружили её прямо у себя под ногами, в старой скважине. Именно благодаря во многом хлопотам и настойчивости Мухаммеда жители Татарской Шуриновки добились тогда от власти помощи в оборудовании, возрождении скважины.
- Он вам не встретился? Миша в Вадинск поехал. По делам, - объясняет Загиля Усмановна. – А я что рассказать могу? Я и по-русски-то плохо говорю. Образование моё – всего 3 класса.
Загиля Усмановна уроженка спасской (беднодемьяновской) земли. Родилась в 1933-м году (в марте 2013-го ей исполнится 80 лет) в Татарском Шелдаисе. Мама Хадича Маликовна воспитывала её одна. Когда Загиле исполнилось 9 лет, грянула война. Отец Усман Рафикович, уйдя на фронт, не вернулся. Пропал без вести.
В Вадинский край З.У. Бабикову привела, можно сказать, судьба. Сюда они с мужем Хасяном Умяровичем переехали, поженившись. Супруг был родом из мордовского села Берёзинка (Республика Мордовия).
- Муж умер давно. Двадцать лет назад, - говорит З.У. Бабикова.
У Загили Усмановны четверо детей – два сына и две дочери. Шамиль и Адиля живут в Московской области. Мухаммед и Нурия с мамой, в деревне.
- Родственников у нас совсем мало осталось, - прослезившись, делится Загиля Усмановна (слёзы часто появляются в её глазах во время беседы). – Все почти умерли. Дети, правда, не забывают. Недавно гостили.
У Бабиковых довольно большое хозяйство. Есть лошадь, корова, овцы, две собаки. От пасеки осталось всего 5 ульев, остальные рои погибли – завёлся клещ.- А куры, утки, гуси?
- Куры есть. А гусей и уток не держим. Их лиса крадёт. Сидит в лесу и караулит. Когда люди все в дом уходят, хватает и уносит, - улыбнувшись, говорит Загиля Усмановна.
На предложение сфотографироваться вопросительно отвечает:
- Ой, я, наверное, вся в морщинах? И ненарядная?
- Да нет, красивая.
Сфотографировавшись, и увидев себя на экране фотокамеры, Загиля Усмановна удовлетворённо расплывается в улыбке:
- И, правда, хорошая получилась и нарядная.
На позитиве и расстаёмся с женщиной, повидавшей в своей жизни немало лиха. Напоследок Загиля Усмановна рассказывает, где ещё в Шуриновке можно «найти» людей.
…На обратном пути у дома Бабиковых останавливаемся снова. Вернулся из райцентра сын Загили Усмановны Миша. Мухаммед Хасянович эмоционально рассказывает о деле, по которому ездил на велосипеде в Вадинск. Он попытался помочь матери получить звание «Ветеран труда Пензенской области» (поездка эта, конечно, не первая). Не получилось. Три года стажа «потерялись» совсем – не смогли подтвердить документально. Но 40, как полагается по закону, «наскребли». Однако 1 год сминусовался потому что работать начала Загиля Усмановна с 15-ти лет. А надо, чтобы было с 16-ти.
- Она же награждена медалью «Материнская доблесть»! - с гордостью говорит сын Миша, тут же рассказывая обо всех «препятствиях», через которые пришлось пройти на пути к медали за многодетность.
Бабиковы – единственная семья, проживающая в Татарской Шуриновке круглый год. Их малый населённый пункт – один из самых отдалённых от центральных дорог. До Вадинска - 7 километров. Трассы нет. Грунтовая дорога. Зимой её постоянно переметает снегом. А они, Бабиковы, живут. Как последние из могикан.