Мариенгоф Анатолий Борисович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мариенгоф … _Борисович
Анато́лий Бори́сович Мариенго́ф (24 июня (6 июля) 1897, Нижний Новгород — 24 июня 1962, Ленинград) — русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист.
Биография
Анатолий Мариенгоф родился 24 июня 1897 года в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Предки по отцовской линии — выходцы из Лифляндской губернии.
Мариенгофы жили в Нижнем Новгороде, где Анатолий учился в Дворянском институте. Детство Анатолия Мариенгофа прошло под сильнейшим влиянием отца. В обширных мемуарах писателя, созданных во второй половине столетия, отцу отводилась роль наиболее здравомыслящего и тонкого человека среди всего тогдашнего окружения Анатолия, да и среди позднейших знакомств. Борис Михайлович участвовал и в формировании литературного вкуса сына. Чрезвычайная антирелигиозность Анатолия Мариенгофа, судя по всему, также была воспитана отцом.В 1913 году, после смерти жены, отец Мариенгофа, воспользовавшись приглашением английского акционерного общества «Граммофон», стал его представителем в Пензе и переехал туда с детьми (у Анатолия была младшая сестра). Там Анатолий продолжил учебу в 3-й частной гимназии С. А. Пономарёва, где в 1914 году издавал журнал «Мираж», «более чем наполовину заполняя его собственными стихами, рассказами, статейками…». Здание Пономарёвской гимназии в Пензе сохранилось до наших дней; в 2015 году на нём была торжественно открыта мемориальная доска Мариенгофу.
Неординарным событием для молодого Мариенгофа явилось путешествие летом 1914 года по Балтике на учебной парусной шхуне «Утро». Он побывал в Финляндии, Швеции и Дании и даже получил матросское свидетельство, чем чрезвычайно гордился. Однако плавание прервалось после того, как началась Первая мировая война.В 1916 году Мариенгоф окончил гимназию и уехал в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. Не проучившись там и полгода, он попал на фронт, где в составе инженерно-строительной дружины занимался устройством дорог и мостов.
На фронте он продолжал писать стихи. В том же году появляется первая пьеса в стихах «Жмурки Пьеретты».В 1917 году, пока он ехал в отпуск, произошла революция. Возвратившись в Пензу, с головой уходит в литературу. Его произведения вышли в нескольких поэтических сборниках, он также в 1918 году выпустил первую собственную книжку под названием «Витрина сердца». Создает поэтический кружок, включивший соученика по гимназии поэта Ивана Старцева и художника Виталия Усенко.
Летом белые чехословаки входят в город. От случайной пули погибает отец. После этого трагического события Анатолий Мариенгоф навсегда покинул Пензу и переехал в Москву, где остановился у своего двоюродного брата Бориса и совершенно случайно показал свои стихи Бухарину, бывшему на тот момент главным редактором «Правды». Тому стихи не понравились, но талант в молодом человеке он разглядел и устроил его литературным секретарём издательства ВЦИК, которым руководил по совместительству.
Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. МоскваВскоре в издательстве ВЦИК происходит его встреча с Сергеем Есениным, имевшая существенное значение в судьбах обоих. Потом знакомится с В. Шершеневичем и Рюриком Ивневым. Так оформляется группа имажинистов, заявившая о себе «Декларацией», опубликованной в январе 1919 года в журнале «Сирена» (Воронеж).
Тесная дружба связывает Мариенгофа с Есениным. Их биографии словно бы переплетаются. Осенью 1919 года они поселяются вместе и на несколько лет становятся почти неразлучны. Вместе ездят по стране: летом 1919-го побывали в Петрограде, весной 1920-го в Харькове, летом в Ростове-на-Дону, на Кавказе. Публикуют в печати письма друг другу, чем вызывают негодование критиков. Есенин посвятил Мариенгофу стихи «Я последний поэт деревни», поэму «Сорокоуст», драму «Пугачев», стихотворение «Прощание с Мариенгофом».
В конце 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. Рождается сын Кирилл.
В 1924—1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, вскоре также начал писать киносценарии. Всего их было создано около десяти. В 1928 году вместе с Никритиной, получившей работу в БДТ, Мариенгоф переехал в Ленинград, где прожил до конца жизни.В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники» (в СССР издан только в 1988 г., см. ниже раздел «Издания»). Публикация «Циников», равно как и следующего романа «Бритый человек», вышедшего в том же издательстве в 1930 году, принесла Мариенгофу массу неприятностей, писатель был подвергнут в СССР травле. Это привело к тому, что 1 ноября 1929 года он направил письмо в правление МО Всероссийского союза советских писателей, где признал, что «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимо».
В вышедшем в 1932 году VI томе «Литературной энциклопедии» его творчество характеризуется как «один из продуктов распада буржуазного искусства после победы пролетарской революции». Характерно, что романы «Циники» и «Бритый человек» в статье не упомянуты.
Сын Кирилл покончил жизнь самоубийством (повесился) в марте 1940 г. Причины до настоящего времени не установлены.
Примерно в это же время на театральных площадках Москвы идёт спектакль «Шут Балакирев» по одноимённой пьесе Мариенгофа.В июне 1941 года приходит на Ленинградское радио и читает баллады (очерки в стихах), тут же звучавшие в выпусках «Радиохроники». Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой были эвакуированы в Киров, где прожили около трёх лет. Возвращается в Ленинград.
В послевоенное время против А.Б. Мариенгофа и М.Э. Козакова была развёрнута травля за их пьесы «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» и «Остров Великих Надежд».
В 1948 году написал пьесу в духе борьбы с космополитизмом «Суд жизни», но она не была принята к постановке.
В 1953-1956 годах написал ещё одну автобиографическую книгу «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», где рассказал о детстве и юности, дополнил портрет Есенина. После смерти Мариенгофа была опубликована её сокращённая и приглаженная цензурой версия (под названием «Роман с друзьями»), а в полном виде книга вышла только в 1988 году (см. ниже раздел «Издания»).Анатолий Мариенгоф умер 24 июня 1962 года (в день своего рождения по старому стилю) в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
Творчество
После революции Мариенгоф знакомится с Есениным. Есенин сводит его с другими молодыми поэтами, возникает новое направление в поэзии — имажинизм. Вместе они участвовали в выпуске четырёх номеров журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и ряда сборников «Имажинисты».
Иосиф Бродский написал о Мариенгофе, что тот был первым, кто применил «киноглаз» в русской литературе. Булат Окуджава посвящал ему многие свои стихотворения. Увлечение Бродского Мариенгофом упоминается также Александром Генисом в воспоминаниях о Сергее Довлатове: «Мариенгоф, автор книги „Циники“, которую Бродский со свойственной ему отчаянностью назвал лучшим русским романом».Увековечение памяти
Мемориальная доска Мариенгофу в Пензе в день открытия
В сентябре 2014 года с предложением об увековечении в Пензе памяти А. Б. Мариенгофа к пензенским властям обращался писатель Захар Прилепин и ряд деятелей культуры[5].
11 сентября 2015 года в Пензе была торжественно открыта мемориальная доска Анатолию Мариенгофу на здании бывшей частной 3-й мужской гимназии С. А. Пономарёва (Пономарёвской гимназии), в которой будущий поэт и драматург учился с 1913 по 1916 годы (ул. Московская, 34). Автор мемориальной доски — скульптор, член Союза художников России Александр Хачатурян. В церемонии открытия приняли участие мэр Пензы Юрий Кривов и председатель Пензенской городской Думы Виктор Кувайцев.25 февраля 2016 года в Нижнем Новгороде писатель Захар Прилепин и мэр города Денис Москвин открыли мемориальную доску по адресу Большая Покровская, 10в. В этом доме Мариенгоф прожил с 1897 по 1913 год.
17 июня 2016 года в деревне Плетниха (Нижегородская область) появилась улица Мариенгофа.Адрес в Нижнем Новгороде
1897—1913 — улица Большая Покровская, 10В
Адреса в Москве
1918—1919 — улица Петровка, 19, в квартире зятя аптекаря Г. И. Габриловича;
1919—1920 (начало марта) — Богословский пер., 3, кв. 11, ныне Петровский пер., 5, в квартире Короткова Карпа Егоровича;
1920 (начало марта) — 1920 (июнь) — Георгиевский (ныне Вспольный) пер., 15, кв. 5, в квартире Быстрова Семена Федоровича;
1920 (ноябрь) — 1928 — Богословский пер., 3, кв. 46, ныне Петровский пер., 5;
Адреса в Ленинграде
1928—1930 — Улица Марата, 47, кв. 30
1931—1941 — Кирочная ул./ул. Салтыкова-Щедрина, 24, кв. 37;
1944—1962 — Бородинская улица, 13;Произведения
Витрина сердца — «Див», 1918
Кондитерская солнц — М., Имажинисты, 1919
Магдалина — М., Имажинисты, 1920
Буян-Остров. Имажинизм — М., Имажинисты, 1920
Руки галстуком — М., Имажинисты,1920
Стихами чванствую — М., Имажинисты, 1920
Тучелёт (книга поэм) — М., Имажинисты, 1921, тираж 1000 экз.
Развратничаю с вдохновением — М., Имажинисты, 1921
Разочарование — М., Имажинисты, 1922
Заговор дураков — М., Имажинисты, 1922
Двуногие — М., изд. автора,1925
Новый Мариенгоф (1922-26) — М., Современная Россия, 1926
Воспоминания о Сергее Есенине — М., Огонек,1926
Роман без вранья — Л., Прибой, 1927, 1928, 1929
Такса-клякса — Л., Радуга, 1927
Циники — Берлин, 1928
Мяч проказник — Л., Радуга, 1928
Бритый человек — Берлин, Петрополис, 1930
Бобка-физкультурник — М., ГИЗ, 1930
Екатерина — 1936
Шут Балакирев — Л.-М., Искусство, 1940
Поэмы войны — Киров, 1942
Пять баллад — Киров, 1942
Ленинградские подруги — М., 1943
Мистер Б — М., 1943
Наша девушка — М., 1943
Совершенная виктория — М., 1943
Егоровна — М., 1945
Суд жизни — 1948
Рождение поэта — Л.-М., Искусство, 1951
Мама — М., 1953
Странный характер (сборник пьес) — М., Искусство, 1955
Маленькие комедии — Л.-М., Искусство, 1957
Не пищать! — Л.-М., Искусство, 1959 (в соавторстве с М.Козаковым; по произведениям А.С.Макаренко)
Рождение поэта. Шут Балакирев. Пьесы — Л., Советский писатель, 1959
Посмертные издания
Роман с друзьями — журнал «Октябрь» №№ 10—11, 1965
Стихи. «День Поэзии» — 1969
Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. Роман без вранья. Циники — 1988; 1990
Циники — журнал «Глаз. Дайджесть новой русской литературы» № 1, 1991
Это вам, потомки! Записки сорокалетнего мужчины. Екатерина — 1994
Бессмертная трилогия — 1998
Стихотворения и поэмы — Библиотека поэта 2002
Издания
Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…: Романы / Сост., подгот. текста, послесл. Б. Аверина. — Л.: Худож. лит., 1988. — 480 с. Тираж 200 000 экз. ISBN 5-280-00901-6.
Мариенгоф А. Стихотворения и поэмы. — Спб.: Академический проект, 2001. — 350 с. (Новая библиотека поэта. Малая серия). ISBN 5-7331-0138-5.
Мариенгоф А.Б. Собрание сочинений в 3-х томах. / Сост., подгот. текста, комментарии О. Демидов. Т.1: Стихи; Драмы; Произведения для детей; Очерки; Статьи; Коллективное: манифесты и письма; Письма; Комментарии / Вступ. ст. З. Прилепина. Т.2: Кн.1: Проза; Мемуары; Комментарии / Вступ. ст. Т. Хуттуненa. Кн.2: Мемуары; Комментарии. Т.3: Пьесы; Послесловие А. Колобродова; Комментарии / Вступ. ст. В. Сухова. — М.: Книжный клуб Книговек, 2013. ISBN 978-5-4224-0737-8.
Мариенгоф А.Б. Циники: роман "Циники", стихотворения / Сост., подгот. текста и вступ. статья О. Демидов — М.: Книжный клуб Книговек, 2016 — 368 с. (Поэты в стихах и прозе)
На экране
Сценарии
1928 — Дом на Трубной («Параша») (в соавторстве с Беллой Зорич, Вадимом Шершеневичем, Виктором Шкловским, Николаем Эрдманом)
1928 — Проданный аппетит («Филантроп») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
1929 — Веселая канарейка («Железный ящик») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
1929 — Живой труп («Законный брак») (в соавторстве с Борисом Гусманом)
1929 — Посторонняя женщина («Сплетня», «Баба», «Ревность») (в соавторстве с Николаем Эрдманом)
1936 — О странностях любви (в соавторстве с Борисом Гусманом)
Экранизации
Циники (фильм) (1991)
Киновоплощения
Андрей Зайков «Золотая голова на плахе», 2004
Дмитрий Щербина «Есенин», 2005Литература
Аверин Б. Проза Мариенгофа // Мариенгоф А. Роман без вранья; Циники; Мой век…. — Л.: Худож. лит., 1988. — С. 473—479.
Аверин Б. Проза Мариенгофа. — Л.: Худож. лит., 1991. ISBN 5-208-02411-2.
Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. — Ч. 2: М—Я. — М.: Просвещение, 1998. ISBN 5-09-006995-6(2), ISBN 5-09-006994-8 (общ.)
Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. ISBN 978-5-86793-568-9.
Сухов В.А. Эволюция образа Москвы в творчестве А.Б. Мариенгофа // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №27. С. 402-406.
Маквей Г. Пробил час Мариенгофа: обзор книг об Анатолии Борисовиче Мариенгофе (1897 – 1962) // Сура. 2010. № 5(99). С. 131–137.
Демидов О.В. "Жизнь и творчество Мариенгофа во время Великой Отечественной войны" // Журнал "Сура", 2015, №4, с.132-146 http://sura.liblermont.ru/content/files … emidov.pdf
еще фотографии со сттраницы http://www.liveinternet.ru/users/3741926/post245765581/
А. Мариенгоф с отцом и матерью. Нижний Новгород, май 1899 года
Мариенгоф с отцом, матерью и сестрой Руфиной, Нижний Новгород. 25.03.1907 г.
А. Мариенгоф, Нижний Новгород, ок. 1901 года (слева). А. Мариенгоф - ученик Дворянского института, Н. Новгород, 25. 03.1907 год
Мариенгоф с отцом и сестрой, Пенза, сентябрь - октябрь 1913 г.
Слева направо: Иван Старцев, Григорий Колобов, Анатолий Мариенгоф, Пенза, 7.01.1915 г
Мариенгоф. Пенза, 1916 г. Карточка для посылки в университет (слева)
А. Мариенгоф. "Земгусар", 1916 - 1917 гг.
Анатолий Мариенгоф с сестрой и отцом, Пенза, 1918 год
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф, А. Б. Кусиков, В. Г. Шершеневич. 1919, лето (?). Москва
С. А. Есенин, А. Б. Кусиков, А. Б. Мариенгоф. 1919, лето. Москва
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф, Г. Б. Якулов. 1919
Анатолий Мариенгоф, 1920 годы
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф. 1921. Москва
С. А. Есенин, В. Г. Шершеневич, А. Б. Мариенгоф. 1921 (?). Москва
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф, В. В. Хлебников. 1920, апрель. Харьков
С. А. Есенин, Л. И. Повицкий, А. Б. Мариенгоф. 1920, апрель. Харьков
С. А. Есенин, А. Б. Гатов, А. Б. Мариенгоф, Ф. А. Шерешевская, Э. Кроткий, Е. Я. Стырская, А. М. Сахаров. 1920, апрель. Харьков
С. А. Есенин, В. Г. Шершеневич, И. В. Грузинов, А. Б. Мариенгоф, Ф. А. Шерешевская. 1920. Москва
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф. 1920, июль. Ростов-на-Дону
С. А. Есенин, В. В. Казин, Г. Р. Колобов, А. Б. Мариенгоф, Г. А. Санников, проводник вагона (?). 1920. Ростов-на-Дону
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф, Н. Р. Эрдман. 1921 (?). Москва
А.Б.Мариенгоф. Фото. 1920-е годы
С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф. 1919. Москва
С сыном Кириллом. Коктебель, 1930
Кирилл с матерью А. Никритиной
Анна Борисовна Никритина (1900 — 1982), которая была тремя годами моложе Анатолия Мариенгофа, пережила его на двадцать лет. Они поженились 31 декабря 1922 года и были вместе до самой смерти Мариенгофа. Артист и режиссёр Михаил Козаков, знавший их с раннего детства, в своей статье «О дяде Толе Мариенгофе» написал о них такие вот слова: «Лучшей пары, чем Мариенгоф — Никритина, я никогда не видел, не знал и, наверное, не увижу и не узнаю».
А. Мариенгоф, Москва, Богословский переулок, 1927 г.
Мариенгоф с Никритиной и Шостаковичем. Ленинград, конец 1930-х годов
На обороте надпись Никритиной: "У нас дома. Писатель Меттер, я, писатель Юрий Герман, его жена и Мариенгоф. Застолье
А. Мариенгоф и А. Никритина. На обороте фото надпись Никритиной: "Я с Мариенгофом в гостях. 32 год
А. Никритина и А. Мариенгоф, Ялта 1946 или 1947 г.
Мариенгоф на юге, конец 1950-х годов
Отредактировано простомария (2016-08-29 14:29:26)