Шачнев Николай Николаевич
http://samlib.ru/e/egorenkow_w/wospominanijaowow.shtml
© Copyright Егоренков Виталий (egorenkov1@mail.ru)
Размещен: 02/06/2014, изменен: 06/07/2015.
Аннотация:
Воспоминания участника ВОВ в минимальной литературной обработке. При активной помощи Виталия Лысенко
Я, Шачнев Николай Николаевич, хочу рассказать, как встретил начало Великой Отечественной Войны и где служил, как провел эти трудные годы. Родился я в городе Вадинске, Вадинского района, Пензенской области. В 1941 году окончил 9 классов средней школы г. Вадинска. Наша школа, как мне помнится, была очень хорошая. В ней было множество кружков на любой вкус, позволявших ученикам развивать их способности. Я старался посещать их все, но особенно любил спортивный и драматический.
22 июня 1941 г. у нас был назначен футбольный матч. В городе было две юношеских команды, в одной из которых я участвовал как игрок. Мы сами написали и развесили по городу несколько объявлений о том, что 22 июня состоится футбольный матч.
В воскресенье в назначенное время я пришел на стадион, увидел там всех участников игры и удивительно малое количество болельщиков.
Я поинтересовался, почему так не густо пришло зрителей.
Ребята, у которых дома было радио, так называемые "тарелки", рассказали, что началась война с Германией.
Мы решили по такому случаю отменить игру и устроили митинг.
Было общее мнение, уверенность, что наша армия наступает, успешно громит фашистов и что очень скоро придет победа, а потому на нашу долю войны не хватит. Поэтому мы решили все коллективно пойти в военкомат добровольцами.
Когда мы прибыли в военкомат, нас внимательно выслушали и сказали следующее:
- Те, кто закончил десять классов, будут направлены в военное училище, те, кто еще не успел окончить школу, должны сначала доучиться, а уж затем будут призваны в армию или отправлены в военное училище.
Мы разошлись по домам.
К вечеру были сформированы отряды машин, которые повезли призывников на пункты сбора и формирования армейских подразделений. Как я видел, везде царила деловая обстановка, плачей, воплей, паники не было.
Мы слушали последние извести, продолжали учиться, посещали кружки, в том числе драматический, играли постановки. Нашу труппу знал почти весь город, как "артистов".
Я окончил школу в 1942 году и сразу же пришел в военкомат с просьбой отправить меня в военное училище.
Мне предложили зайти еще раз на следующей неделе, что я и сделал.
В этот раз мне в военкомате сообщили, что есть разнарядка из военно-технического училища, но нужно сначала пройти медицинскую комиссию в г. Пенза. Нас, группу из четырех ребят, отправили туда на следующий день.
Так как я активно занимался спортом, то не боялся комиссии и без проблем прошел всех врачей, кроме окулиста. Когда я зашел на проверку зрения, оказалось, что у меня очень слабое зрение, и я не вижу многих букв и цифр.
Как-то в школе меня посадили на последнюю парту, откуда ничего написанного на доске не было видно. Я тогда подумал, что ученики с задних мест потому и учатся плохо, что ничего не могут рассмотреть.
Я стал безобразничать, поэтому на следующий день меня снова пересадили на первую парту.
Все десять лет я сидел на уроках на первой или второй парте, а потому прекрасно видел все, что пишется на доске.
В общем, врач сделал вывод, хотя и не окончательный, что я не годен по зрению, так как было сомнение, что я хитрю и пытаюсь "откосить" от армии.
Я нашел остальных ребят, и мы все вместе пошли просить врача, чтобы она написала, что я "годен".
Мы вчетвером стали ее упрашивать, чтобы не разбивать группу приятелей.
Но врач еще раз проверила меня и подтвердила отказ, и поэтому трое моих знакомых ребят отправились в авиатехническое училище в город Вольск.
Мне же пришлось вернуться обратно домой.
Я продолжил навещать военкомат и просил забронировать назначение, где зрение не было бы столь важно.
Наконец, мне сказали, что есть несколько мест в танковое училище. Я сразу же дал согласие и оформил все необходимые документы.
Всего отобрали шесть человек, так как меня уже хорошо знали, то сказали: - Артист, ты поедешь старшим, - и вручили мне документы.
На второй день дали подводу, и нужно было ехать пятьдесят километров до железнодорожной станции Тарбеево.
Документы на всех шестерых я положил за пазуху, в рубашку, так как ни портфеля, ни сумки у меня не было.
Лошади довезли нас до станции, и мы поехали с пересадками, а где и на товарняках, так как билеты не всегда можно было достать, и в конечном итоге мы добрались в г. Ульяновск во Второе танковое училище.
Я сдал документы, нас оформили на учебу и разместили в казарме.
Училище я должен был закончить в начале 43 года. Это училище было малых танков, но в связи с появлением новой техники, самоходных установок СУ-76, то нас переподготовили.
В октябре или ноябре 43 был выпуск, я окончил училище с отличием...
Для тех, кто окончил с отличием, в качестве поощрения давали удостоверение с правом назначения в гвардейские части...
Мне присвоили звание: младший лейтенант.
В декабре я прибыл с группой сокурсников под Москву в Костеревские лагеря в танковую бригаду, которую переформировали в учебно-танковый полк СУ-76 с тремя батальонами (потом их переименовали в дивизионы), с тремя ротами в каждом.
Я оказался в батальоне, где готовили механиков-водителей. В роте было три офицера, командиры взводов. Взводы были большими: по сорок с лишним человек. В роте я был единственный танкист, остальные два командира были обычными артиллеристами.
В учебных частях офицеры не хотели служить, было очень тяжело, много занятий, тренировок, повышенная дисциплина, не было необходимой учебной литературы, поэтому большинство старалось перевестись из учебного полка на фронт.
Мне также приходилось помогать двум своим коллегам-артиллеристам, рассказывать об особенностях танковых войск, чтобы они тоже могли эффективно проводить занятия. На командиров взводов было возложено вооружение, стрельбы, вождение танков. Приходилось очень тяжело.
Я поддался общему настроению и пошел к командиру полка с заявлением, что я, как отличник службы, имею право на службу в гвардейской части, а наш полк не гвардейский, и поэтому прошу отправить меня на фронт.
Командир полка меня выслушал, и ответил на повышенных тонах: "Ты должен нести службу там, где Родина приказала", и мне пришлось до конца войны служить в учебном полку.
Много можно рассказать о сложностях, которые то и дело возникали в учебном процессе.
Вначале мы готовили механиков-водителей на трехмесячных курсах, другие батальоны готовили командиров самоходных установок и наводчиков.
После войны продолжил нести службу, служил в общей сложности тридцать три года, сменил двенадцать мест службы, в том числе в Египте. Уволился в звании полковника.
В ВОВ участвовали из нашей семьи еще двое.
Мой дядя по матери [ МАСЛОВ Василий Тимофеевич. Герой Советского Союза.] воевал еще в Первой Мировой Войне, получил несколько георгиевских крестов, которые я по малолетству растерял, он прошел Гражданскую войну, отметился в Испании, ВОВ встретил на Кавказе в Батуми, командиром дивизии, в звании генерала.
За белорусскую операцию получил звание Героя Советского Союза, был несколько раз ранен, закончил войну в Германии или в Австрии, уже точно не помню, затем служил на курсе "Выстрел" под Москвой.
Кроме того, всю войну прошел мой брат, который был старше меня на два года, воевал на многих фронтах. После войны мы встретились, и он многое рассказал про свою службу, большую часть, я, к сожалению, забыл, но один эпизод мне врезался в память.
В 43 году он был отобран в авиадесантную бригаду, одну из трех, которые секретно формировались под Москвой для Харьковской операции: заброски в немецкий тыл.
Однако, немцы узнали про эти планы, установили точки выброса и приготовили нашим горячую встречу, поставили средства ПВО и посбивали наши самолеты, как куропаток. В том числе попали в самолет, где был мой брат.
Самолет завертело в штопор. Десантники пытались выбраться через дверь, но потоки воздуха не давали этого сделать. Брат понемногу протиснулся через бомбовой люк, вначале просунул голову, плечо, выпрыгнул, дернул кольцо парашюта, за ним успели вылезти еще двое десантников.
Когда они выходили из немецкого тыла, его по пути ранили, но, тем не менее, ему удалось добраться к своим.
Брат закончил войну в звании сержанта.
Человек, который смог выбраться из горящего самолета, погиб, к сожалению, уже в мирное время в 1978 году под колесами машины, ведомой пьяным водителем.
{860044}
Кроме того, я рано начал работать в колхозе. Потому что надо было помогать зарабатывать трудодни, за которые давали хлеб. Помню, как с седьмого класса я работал в колхозе учетчиком. Работа моя заключалась в том, что я в конце дня объезжал места работы и деревянным сажнем(циркулем с расстоянием в метр) замерял ширину и длину обработанного участка, площадь делил на количество работников и заносил результаты каждому в ведомость. Бригадир преподавал мне особую науку:
- Как ты определяешь площадь?
- Как в школе, ширину умножить на длину.
- Неправильно. Сложи две длины и две ширины, потом умножь. Тогда я не мог понять, зачем так делать, а теперь понял, что в то время женщины не вырабатывали даже половину трудового дня, а бригадир хотел, чтобы им хоть по трудодню записывали.
Очень запомнилось, как мы с ним часто заезжали после работы на пасеку, где нас пчельник угощал хлебом и медом. Мне это очень нравилось, обычно я очень редко ел мед, а тут почти каждый день. Когда приблизилось первое сентября, а я не знал, как дальше обходиться без меда, то вспомнил, как кто-то говорил, если объесться какой-то едой до тошноты, то потом этого долго не захочется и я решил попробовать на себе. Ел мед и ел, так чтобы мне было плохо. И мне стало плохо. Понадеялся, что теперь меда мне больше не захочется. Мать меня молоком отпоила, стало мне легче, лег спать, а наутро понял, что опять хочу сладкого меда. И понял, что напрасно я так старался.
{860045}
В десятом классе наряду с учебными предметами нам начали преподавать работу с сельскохозяйственной техникой: комбайнами, тракторами. В течение года все получили кроме среднего образования дополнительно специальность по управлению сельхозтехникой. Когда мы закончили десятый класс и парни ушли кто в армию, кто в военное училище, девушки остались работать на комбайнах. Также в десятом классе большое внимание уделяли военному делу. По выходным мы устраивали военные игры, наш класс был поделен на взводы, и я был назначен командиром одного из взводов. Мы сделали деревянные макеты винтовок, маршировали, отрабатывали различные тактические приемы: засады, наступления на уровне отделения или взвода.
Также мы готовились, как в ОСОАВИАХИМе: стреляли из малокалиберных винтовок, изучали противогазы, так что получили определенную военную подготовку.
{860046}
В девятом и, особенно, в десятом классах, когда уже ожидалась война, мы постоянно ставили классом патриотические театральные постановки. То в школе, то в доме культуры. Режиссером выступал наш преподаватель Николай Евгеньевич [Рассказов]. В одной из пьес по рассказам А. П. Чехова 'Невидимые миру слезы' со мной произошел комический случай.
Я играл мужа, который вернулся домой к жене, мы скандалили, и она била меня тапочками по голове. В это время зал просто стонал от смеха. Сначала я отнес это на счет нашего актерского мастерства, но потом расспросил знакомых, и они рассказали, что тапочки, оказывается, несколько лет валялись на складе и основательно пропылились. И когда моя сценическая жена била меня по голове, с каждым ударом поднимался столб пыли, что приводило зрителей в полный восторг.
{860047}
В училище учили нас всему военному делу, что необходимо для танкистов на фронте. Занятий было много: классные занятия, занятия на танкодроме, на полигоне, вождение танков, стрельбы, различные занятия по изучению техники. Мы изучали легкий танк Т-70, экипаж которого состоял из трех человек: командира, наводчика-стрелка и механика-водителя.
В 1943 году на базе танка Т-70 была создана самоходная установка СУ-76 и летом 1943 года мы вместо Т-70, начали изучать новую самоходную установку и заниматься артиллерийской подготовкой для стрельбы и использования именно СУ-76.
Самоходные артиллерийские установки отличаются от танков, как по конструкции, так и по предназначению, и создаются, как правило, на базе танков. Танки имеют вращающуюся башню, а смоходки ее не имеют. Танки применяют для стрельбы с ходу и с места прямой наводкой.
А самоходные установки используют как для стрельбы с места прямой наводкой, так и для стрельбы с закрытых огневых позиций. Поэтому и прицельные устройства у них разные: на танке установлен оптический прицел с мощным резиновым кольцом на окуляре, а на самоходке установлена оптическая панорама, которая служит для стрельбы прямой наводкой и для стрельбы с закрытых позиций.
Самоходные установки имеют легкое бронирование, но мощное вооружение. Так, на танке Т-70 установлена пушка 45мм, а СУ-76, созданная на базе этого танка имеет пушку калибром 76мм. Это приводит к тому, что при выстреле из СУ-76 отдача сильнее, чем в танке, и если при выстреле не убрать голову от панорамы, то при откате окуляром панорамы можно повредить глаз.
В моей службе был случай, когда вновь назначенный командир роты (танкист) решил тоже пострелять на полигоне, но не прислушался к моему предупреждению, что при выстреле надо убирать голову от панорамы. Он мне ответил: 'Не учи ученого'.
Когда он вернулся со стрельб и вылез из самоходки, я со страхом увидел у него лиловый правый глаз. Хорошо, что глаз не был сильно травмирован.
Еа СУ-76 боевая часть была покрыта не броней, а брезентом, за что ее прозвали голопопый 'Фердинанд'. Немецкий 'Фердинанд' был мощным оружием.
Мы начали изучать и водить самоходные установки и в октябре-декабре закончили обучение, наша рота выпускалась, и в последний день пришел приказ о присвоении нам званий младших лейтенантов.
Всех выпускников собрали в столовой, к праздничному обеду добавили каждому по стакану красного вина. Начальник училища произнес перед нами прощальную и напутственную речь, мы выпили вино и пообедали. На следующий день мы начали разъезжаться по местам формирования воинских частей согласно предназначению.
Наше подразделение в сопровождении командира второго взвода нашей роты в Костеревские лагеря, Владимирская область в районе станции Костерево. Куда мы и прибыли в декабре 1943 года. Там дислоцировалась расформированная ранее бригада, на базе которой был сформирован учебный танковый полк самоходных установок СУ-76.
Я был назначен в батальон по подготовке механиков-водителей. В этих условиях было очень тяжело готовить экипажи: не хватало литературы, да и не все офицеры были танкистами. В роте было три взвода, и только я был танкистом, а два остальных офицера командиры взводов - пехотинцы, которые не имели представления о самоходных установках.
Также я по собственной инициативе начал своими силами создавать класс вооружения, а потом руководство увидело практическую пользу и оказало мне помощь. Мы брали списанное вооружение, частично ремонтировали вместе с ремонтниками, собирали, приносили в класс. Это сильно облегчало подготовку экипажей механиков-водителей по вооружению.
И стрельбы, и вождение приходилось показывать для курсантов мне самому. Также надо было проводить занятия по метанию гранат. Мы использовали Ф-1, гранаты оборонительного боя. Во взводе у меня собрались курсанты от 18 до 50 лет. Некоторые были уже обстрелянные, и гранат не боялись, а некоторые и не воевали и, естественно, робели перед таким оружием. Вот для того, чтобы никто гранат не боялся, я разбирал их, показывал и рассказывал о внутреннем устройстве.
Может, это и было нарушением, но я выстраивал взвод и, держа гранату на руке, ходил вдоль строя и показывал, что она сама по себе не взрывается. Как она хранится, что надо сделать, чтобы граната взорвалась. Я прижимал спусковой рычаг к корпусу, и выдергивал чеку. Потом опять ходил вдоль строя и давал всем послушать, что ничего не щелкает, граната не взрывается. Можно даже спокойно в карман положить, пока не отпустишь рычаг. Таким образом, я внушал курсантам уверенность по отношению к использованию гранат.
Затем, уже из траншеи, первым бросал гранату, чтобы все слышали характерный щелчок, видели, как она взрывается. Потом мы шли и смотрели мишени, какие поражения наносил взрыв. Затем бросали те, кто имел опыт. И в конце обязательно была очередь тех, кто раньше этого не делал.
Так как новички были спокойны после моих демонстраций: держания гранаты за пазухой, в кармане, я даже предлагал спать с гранатой, только чтобы руку не разжимали, то они не боялись бросать гранату. У них была уверенность, что все будет хорошо, и никто ни разу не уронил гранату в траншею под ноги себе и остальным, как сейчас часто бывает среди новобранцев.
Опять же, нарушение, но мы оставляли две-три гранаты, и после занятий шли на речку. Рядом протекала Клязьма. Бросали гранаты в воду, пытались глушить рыбу. Даже иногда всплывало несколько некрупных рыбешек. Также курсанты видели результаты взрывов, которые происходили в воде.
(Фрагмент 860048)
Все офицеры должны были после занятий в ночное время подготовить конспекты на завтрашний день. Мне было достаточно легко, так как я был танкистом и все это знал, а товарищам моим, пехотинцам, было сложнее. Они часто обращались ко мне за помощью, разъяснениями каких-то им непонятных моментов. И брали переписывать мой конспект, и добавляли свои пометки, после моих объяснений.
Большинство наших командиров проверяли и утверждали конспект для занятий на утреннем разводе. И после построения полка батальоны расходились по местам учебы и подготовки. А один начальник требовал, чтобы ему конспект обязательно представляли вечером. Он вносил замечания, изменения, обращал внимание на то, что нужно дописать и так далее.
Так как времени на подготовку вечером не хватало, мы и ночью дописывали планы и конспекты, то мы решили схитрить так, чтобы он сам отменил порядок вечерней проверки планов. Мы сговорились все, и, после отбоя, раз он говорил приходить когда угодно, шел первый с конспектами. После исправлений и утверждений первый уходил, а через полчаса шел второй. И так полночи мы ходили по очереди к командиру с планами. А ему и поспать надо, так на следующий день он заявил, что приносить на проверку все надо с утра, и никаких ночных посещений. С тех пор мы спокойно готовились до утра, и не тратили время на беготню и утверждение конспектов среди ночи. Так мы провели старшего офицера.
(Фрагмент 860050)
Хочется рассказать еще о следующем: за хороший выпуск курсантов мне, как отличнику, как говорится боевой и политической подготовки, приказом командира полка был предоставлен отпуск на 10 суток зимой 1944 года. Я решил поехать на родину: сегодня - приказ есть, завтра - как сложится. Собираться не долго: сумка офицерская, револьвер (по-моему, тогда еще был не пистолет, а револьвер) за пазуху, да документы в карман, денег на дорогу и все сборы. И поехал. Знал я единственную дорогу, когда уезжал - это с Торбеево или с Пачелмы до моей родины до Вадинска, бывшего Керенска, 50 км от любой станции. Поэтому я поехал поездом от Москвы куда-то в среднюю Азию до Пачелмы. Вышел на станции Пачелма, пошел искать почту. Думал, что почту же возят с этой станции до Вадинска. Но мне сказали, что, ни машины, ни подводы с этой станции до Вадинска не ходят. Думаю, пешком надо идти, как всегда пройду 50 км и уже дома сяду отдыхать. А потом вижу: подъехал на хорошей лошади извозчик, хорошие сани для пассажиров, каретные такие санки. Я подошел, узнал: это с Ломова приехал партийный работник, на какую-то конференцию в Пензу. На мой вопрос ответил, что к ним в Ломов ходит из Вадинска машина и подводы за почтой и оттуда можно доехать до моего города. Я попросил, чтоб этот извозчик меня подвез, так как он возвращался в Ломов, а потом в назначенное время приедет в Пачелму через несколько суток, встречать своего начальника. С этим извозчиком я приехал в Нижний Ломов уже совсем к вечеру. Извозчик посоветовал с утра идти на почту и узнавать про машину, подводу и так далее. Он меня отвез переночевать, к кому-то из своих знакомых определил, и наутро я пошел искать подводу или машину, которые ходят в Вадинск. До 12 часов дня провел в поисках машины или подводы, но ничего не узнал, тогда решил идти пешком. Так как я не ходил с Нижнего Ломово, то дорогу не знал, подсказали, что по столбам телефонным идти и, собственно говоря, по дороге от деревни до деревни спрашивать.
(Фрагмент 860051)
К вечеру стало темнеть, буря, снег, ветер страшный, в общем, как говорят, 'не видно ни зги'.
В очередной деревне, у последнего дома, где буря не так свирепствовала, стояли женщины, о чем-то судачили, пересказывали что-то. Они на меня посмотрели и говорят:
- Солдатик, куда ты идешь в ночь? Замерзнешь! Останься переночевать.
- Мне не далеко.
- А куда тебе?
- В Вадинск.
- Как же не далеко, это далеко!
Я поблагодарил их, но решил, что пойду по дороге, по столбам, и так ночь идти, пока не дойду до дома. Вышел из деревни, повернул в лес, там было непривычно тихо после вьюги и снега, что хозяйничали на открытом пространстве. Дорога была видна хорошо, лес не очень большой, может быть километра полтора, я прошел его и вышел в поле. Тут внезапно видимость стала нулевой, опять вернулся ветер, метель, я прошел несколько сотен метров и понял, что потерял дорогу. Влево, вправо, вперед, назад - а дороги нет, да и столбов не видно в темноте. Через несколько минут непрерывных метаний я понял, что заблудился, и решил отдохнуть. И леса уже не видно, чтобы вернуться и переждать непогоду в более спокойном месте. Знал, что засыпать нельзя, чтобы не замерзнуть, но сил уже не было совсем. Решил вырыть ямку в снегу, чтобы хоть отдышаться, и не заметил, как уснул от усталости. Вдруг меня разбудили какие-то крики, шум, я поднялся и скорее почувствовал, чем увидел, прямо перед собой морду лошади. Ухватился за нее, оказалось, повозка, в санях были женщины, они как закричали, представьте себе, в поле, ночью, в пургу, кто-то поднялся из снега и схватился за лошадь. Я, чтоб их успокоить, сказал, что заблудился, не бойтесь, а они говорят, мы тоже заблудились, садись с нами, и взяли меня с собой, лошадь обладает чувством дороги, она еще побродила немного и дорогу почуяла, и потихоньку пошла. Мы обрадовались, что она на дороге и вернулись через тот же лес, где я проходил, и как раз подъехали к тому дому, где стояли и разговаривали женщины, некоторые все еще были на улице. Они обрадовались, что это их родственники приехали, а за них сильно переживали, думали, что замерзли в поле, потому что такая пурга.
{ Фрагмент 860052}
Вспомнили они и про то, что вот тут прошел военный, солдатик и замерз, наверное. А мои попутчики, объяснили, вот мы вашего солдатика живого привезли. Пригласили меня в дом, есть нечего, а самогона они мне налили, да на закуску луковицу и кусочек хлеба. По тем временам, хорошее угощение. Потом мне выделили печку для ночлега, где я мгновенно и уснул, наутро поблагодарил их и пошел домой по той же самой дороге. За лесом увидел, что дорога поворачивает налево, а я вчера пошел прямо и потерял дорогу. И хорошо, что меня нашли эти жители.
Отредактировано простомария (2018-02-20 15:54:35)