Чариков Федор Спиридонович
http://rserd.pnzreg.ru/news/2014/08/7/15353705
Ветеранам Сердобского района вручены юбилейные медали в честь 70-летия освобождения Беларуси
7.08.2014 15:30
Указ об установлении юбилейной медали в честь 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков был подписан президентом республики Александром Лукашенко в начале текущего года.
Сегодня, 7 августа в Сердобском районе чествовали четырех участников белорусской наступательной операции "Багратион", непосредственно принимавших участие в боевых действиях за освобождение Беларуси. Это Тамара Семеновна Савельева (с. Пригородное), Александр Федорович Никулин (с. Рощино), Федор Спиридонович Чариков (с. Рощино), Николай Герасимович Соломонов (с. Кирово).
В этот день поздравить ветеранов и вручить им памятную награду прибыли представители районной администрации, военного комиссариата, главы администраций сельских поселений.
Награжденным пожелали крепкого здоровья, благополучия и счастья, уверенности в завтрашнем дне и светлых надежд на будущее, бодрости духа, неиссякаемой энергии, внимания и заботы близких людей.
http://www.serdobsky.ru/news-3-4721.html
http://pravoslavie58region.ru/index.php … i-4660.htm
28.01.2015
7 января житель села Рощино, уважаемый всеми ветеран Великой Отечественной войны и труда Федор Спиридонович Чариков отметил свое 90-летие.
Много воды утекло за это время, за плечами осталась жизнь, наполненная, как и у всех людей на земле, разными событиями - и хорошими, и не очень, но Федор Спиридонович не сетует на судьбу: она направила его по верному пути, с которого он никогда не сворачивал, и всегда хранила…
Родился Федор Спиридонович в 1925 году в поселке Колышлей. Когда мальчику было 10 лет, семья лишилась отца. Матери приходилось очень тяжело - надо было поднимать троих детей, а кормильца не было. Семья в поисках лучшей доли несколько раз переезжала из деревни в деревню: на хутор Крутец, в деревню Павловку Телегинского района, а потом перебралась в Кондольский район, на хутор Тагайка.
Мальчик закончил 4 класса начальной школы, но учиться дальше не стал. Федор, чтобы помочь матери, решил идти работать. Он был старшим мужчиной в семье и чувствовал свою ответственность за близких, хотя исполнилось ему в ту пору всего 12 лет. Наравне со взрослыми подросток пахал, сеял, косил - мог делать любую крестьянскую работу.
В 1940 году колхоз послал Федора в село Краснополье Кондольского района учиться на тракториста. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Федор Чариков был уже опытным механизатором и работал трактористом на хуторе Тагайка. На фронт его призвали в январе 1943 года, когда юноше исполнилось 18 лет.
Как и в наши дни, призванных молодых ребят сначала отправили в "учебку". Федор попал в стрелковый полк, который располагался в Селиксах. После учебы стрелков направили на фронт.
Федор Спиридонович помнит рядового Никитина, который был родом из Саловки. Когда эшелон, перевозящий их на фронт, остановился там, Никитин пытался уговорить младшего сержанта Чарикова, чтобы тот отпустил его навестить родных, так как поезд, по слухам, должен был простоять на станции долго, и рядовой надеялся успеть. Но Федор не смог нарушить правила, о чем до сих пор жалеет.
Рядовой Никитин по прибытии на 3-й Белорусский фронт попал в одну роту с Федором. Стояла суровая зима: мороз, гололед… Автоматчики получили приказ выдвигаться на передовую. Двигались по лесу ночью, не разбирая дороги. Никитин поскользнулся и упал прямо на острие своей саперной лопатки. Остро отточенная (на фронте и саперная лопатка была оружием), она порезала солдату ногу, видимо, серьезно повредив ее. Хлынула кровь. Кое-как остановив кровотечение, Никитин с трудом дошел до передовой, откуда его сразу же отправили в госпиталь. Больше Федор Спиридонович никогда не видел Никитина и не знает, что с ним сталось, а сам он с другими бойцами получил приказ держать оборону на передовой.
Наша войска начали массированную артподготовку, поступила команда: "Вперед!" - и Федор Спиридонович принял свой первый бой. Противника выбили с занимаемых позиций и начали преследовать.
- Мы освобождали от немцев белорусские деревни, небольшие хутора в направлении Барановичей, - вспоминает Федор Спиридонович. - Я не прятался за спины других, но скажу честно: очень хотелось выжить, чтобы посмотреть, какая она будет, жизнь после войны. Ведь мы так мечтали о счастье каждого человека, с такой надеждой строили это светлое будущее, а фашисты хотели это будущее разрушить…
Бой, в котором Федор Спиридонович получил первое ранение, он помнит так ясно, словно это было вчера. Его подразделение сражалось за очередную высоту. Группе бойцов, в которой был и Чариков, был дан приказ занять позицию на другом фланге. Они шли через лес всю ночь, на место прибыли к рассвету. Только вышли на поляну, раздался оглушительный взрыв: немцы, заметив отряд, открыли по нему минометный огонь. Тут и там падали пораженные разлетевшимися осколками солдаты. Федор Спиридонович был ранен в левую ногу, воин рядом с ним получил ранение в глаз…
Бой шел уже без них. Раненые пролежали весь день в землянке, а ночью за ними пришла машина, на которой их отправили в Калинковичи, где погрузили в эшелон и привезли в госпиталь в Новобелицах.
Судьба сохранила нашего земляка. Его ранило в ногу, хотя могло и убить: верх его солдатской шапки был срезан осколком, как бритвой, чуть пониже, и не стало бы головы. Почему-то, - вспоминает ветеран, - была вся иссечена осколками нижняя рубаха, а на теле - ни царапины!
Тем не менее, ранение было серьезным. Почти три месяца пролежал Федор Спиридонович в госпитале. Один из осколков немецкой мины засел в щиколотке левой ноги, и хирурги не решались его удалять, потому что исход операции был непредсказуем. Научившись жить с этим осколком, который и сейчас "сидит" в его ноге, боец после выписки попадает в распредпункт в Добреже. В это время там набирали солдат в самоходный артиллерийский учебный полк. Самоходная установка, конечно, отличалась от трактора, но Чариков быстро освоил эту машину. Учебные занятия проводились под освобожденным от фашистов Брестом. И здесь вновь произошел случай, доказывающий, что судьба оберегала молодого бойца, хранила его для мирной жизни.
Прошло три месяца учебы, уже сдали все положенные экзамены, предстоял последний - ночное вождение. Солдаты ехали в кузове "полуторки" по проселочной дороге. Следом шла самоходка, на которой сдавали экзамен. Бойцы сменяли один другого за рычагами, остальные ехали в кузове сопровождающей машины. Федору хотелось поскорее показать свое мастерство, и он с нетерпением ждал, когда наступит его очередь. Вот, наконец, она подошла, и Чариков уже направился к самоходке, но инструктор остановил его, сказав, что сейчас будет сдавать вождение другой солдат. Федор очень расстроился, даже обиделся и в сердцах решил: не буду садиться в машину! Он залез в башню самоходки, чтобы теперь уж точно не пропустить своей очереди.
Грузовик неторопливо пополз по проселочной дороге, за ним тронулась самоходка. Вдруг раздался взрыв. "Полуторка" горит, из нее выскакивают раненные и обожженные люди, кругом крики, стоны.
Выяснилось, что эта проселочная дорога была заминирована немцами при отступлении, и ее еще не успели разминировать. По чьему-то разгильдяйству информация о заминированном объекте не была доведена до руководства учебных курсов, не были установлены и предупреждающие об опасности таблички, как предписывалось. А люди пострадали. Федор Чариков не знает, понес ли кто-нибудь наказание за этот случай, ему было не до того: он сдал экзамен и был вновь направлен на свой "родной" 3-й Белорусский фронт в качестве механика-водителя СУ 76 в звании старшего сержанта. Наши войска уже освобождали Польшу.
Прибыли на место, разгрузились. Командиры произвели комплектование экипажей (командир, водитель, наводчик, заряжающий), и подразделение направилось на передний край. Заняли оборону. Утром не успели бойцы доесть завтрак, началась артподготовка. Прозвучала команда: "По машинам!" - война есть война.
Федор Спиридонович с благодарностью вспоминает своих командиров, которые старались сберечь жизнь своих солдат, не рисковать ими понапрасну. Там, в Польше, командиром их "четверки" был сибиряк лейтенант Николай Рыльский. Бравый офицер, высокий, стройный, всегда носил кубанку, наверное, он был из казаков. "Как он нас оберегал!", - вспоминает ветеран.
Однажды при разработке очередной операции их самоходке было приказано занять позицию, на которой солдаты неизбежно стали бы легкой мишенью немцам. Лейтенант Рыльский не побоялся открыто отстаивать в штабе свою точку зрения по поводу пересмотра этого приказа. И к его мнению в штабе прислушались, разрешили им занять более выгодную и безопасную позицию.
Федор Чариков принимал участие в освобождении нескольких польских хуторов и станции Кутня. В ожесточенном бою за станцию в январе 1945 года Федор снова был ранен, опять в ногу, теперь уже правую. Лейтенант Рыльский тоже был ранен, но легко и после перевязки вновь занял свое место в самоходке, а Федору предстояло долгое лечение в госпитале. Загипсованный по пояс, он лежал и не знал, будет ли когда-нибудь ходить. Насмотрелся в госпитале всякого. До сих пор помнит стоны раненых на соседних кроватях, предсмертную агонию умирающих…
Лейтенант Рыльский навестил своего солдата в госпитале, попрощался перед отъездом, обменялись адресами. Уже после войны от него пришло письмо, в котором лейтенант сообщил Федору, что за тот бой под Кутней он награжден орденом Отечественной войны II степени, сообщил даже номер приказа. С этим письмом Чариков ходил в военкомат, где ему и выдали награду.
Весть о долгожданной победе пришла к Федору Чарикову в санитарном поезде, который вез выздоравливающего бойца в госпиталь в Самарканд. На одной из остановок недалеко от Ташкента кто-то пробежал по вагону, крича: "Победа!" Как ликовали тогда все! Плакали от радости, не скрывая слез…
Теперь-то уж точно нужно было жить. Федор, превозмогая боль, вновь учился ходить: сначала на костылях, потом с палочкой. Выписался из госпиталя инвалидом II группы в июле 1945г. Куда ехать? Из писем брата и сестры он знал, что они вместе с матерью уехали из Тагайки и завербовались на работу на Камчатку, в рыболовецкий совхоз. Федора тянуло в родные места, и он решил для начала поехать к своему дяде, который жил в Колышлее. Вспоминает фронтовик интересную встречу на вокзале в Ташкенте. Рядом с ним ожидала поезда на Москву женщина. Он присмотрел за ее вещами, когда она ненадолго отходила, потом разговорились. Федор Спиридонович не помнит уже, как ее звали, помнит только то, что его поразило: она рассказала, что маршал Георгий Константинович Жуков - ее племянник, что она находилась в Ташкенте в эвакуации, а сейчас возвращается домой в Москву, где ее ждет дочь.
Проводив попутчицу, фронтовик сел в свой поезд, который привез его на родину. Как водится, навестил всех родственников, и однажды приехал в совхоз "Большевик" к сводной сестре. Вот здесь-то и встретил Федор свою судьбу - Шурочку Агееву, которая работала тогда бригадиром на свиноферме. В 1946 году Федор и Александра поженились и уехали на Камчатку, в Большерецк, куда их давно звали брат и сестра.
Работали молодожены в рыболовецком совхозе имени XVIII Партсъезда, там родились их дочки Галя и Валя. Все было хорошо, но тянуло домой, не нравился климат, и семья Чариковых решила вернуться в родные места.
С 1952 года они окончательно осели в "Большевике". Сначала жили в саманном домике на улице Рабочей, а потом получили квартиру на улице Гагарина. Работали, конечно, в совхозе: Александра Ивановна сначала на весовой, потом на заправке, а Федор Спиридонович - на разных работах. Был заведующим пунктом искусственного осеменения, бригадиром и управляющим на свиноферме. Жили, душа в душу, трудились честно и добросовестно, воспитали прекрасных дочерей, дождались внуков и правнуков.
Сегодня дочки заботятся о своем отце, а он восхищается и гордится ими. А все многочисленные внуки и правнуки гордятся своим замечательным дедушкой. Уважают Федора Спиридоновича и земляки. Никогда не забывают поздравить ветерана со всеми праздниками ребята из школы, приглашают его на мероприятия, разместили его биографию в школьном музее.
Совет ветеранов и администрация села Рощино сердечно поздравляют Федора Степновича Чарикова с юбилеем и желают ему здоровья, большого человеческого счастья, долгих лет жизни и мирного неба над головой!
http://roshino.serdobsk.pnzreg.ru/news/ … 7/17115711
http://rochinoscool.ucoz.ru/news/slava_ … -05-12-413
В селе Рощино проведен митинг посвященный 71-ой годовщине Дня Победы
7.05.2016 16:57
Торжественный митинг состоялся 7 мая у памятника павшим односельчанам в с. Рощино. На мероприятии присутствовали представители администрации села, школы, культуры, совета ветеранов и общественности. Главными гостями праздника, конечно, стали ветераны. Их осталось только трое. К сожалению, по состоянию здоровья не присутствовала Лидия Лаврентьевна Рудакова, но Александр Фёдорович Никулин и Фёдор Спиридонович Чариков были с нами, давая всем присутствующим очередной урок стойкости. Участники митинга отметили, что не смотря ни на что, подвиг нашего солдата в победе над фашизмом, невозможно придать забвению. Будущее поколение, сегодняшние ученики, достойно перенимают эстафету памяти, примером тому является всероссийская акция "Бессмертный полк", которая была придумана студентами и поддержана всей страной. Вот и в этот день школьники держали в руках фотографии солдат, наших земляков, вспоминая, их подвиг во имя мира. В завершении митинга дети выпустили в небо белых голубей.
http://podvignaroda.ru/?#id=1105772561& … ailManCard
Чариков Федор Спиридонович
Год рождения: __.__.1925
место рождения: Пензенская обл., Колышлейский р-н, Колышлеевский с/с
Звание: ст. сержант
в РККА с 1943 года
Место призыва: Кондольский РВК, Пензенская обл., Кондольский р-н
№ записи: 1105772561
приказ №7/н от 22.03.1945 Издан: ВС 61 А 1 Белорусского фронта Орден Отечественной войны II степени (представление к ордену Славы III степени)
Место службы: 1899 сап БТ и МВ 61 А
Дата подвига: 14.01.1945-17.01.1945
старший сержант, заряжающий СУ-76, 1899 самоходный артиллерийский Винницкий ордена Красной Звезды полк
русский, беспартийный
в Отечественной войне с 1944, 1-й Белорусский фронт
имеет 1 легкое ранение 20.01.1944
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=62528072 Информация из медицинского документа. ЭГ 3693, книга учета умерших, 07.06.1945-12.09.1945
Чариков Федор Спиридонович
Последнее место службы 1899 тп
Воинское звание ст. сержант
Причина выбытия умер (в тексте - снят с учета)
Дата выбытия 14.06.1945
Госпиталь ЭГ 3693
ЦАМО, ф. 58, оп. А-83627 , д. 6067
Фронтовики. Пензенская область, 2005г..
Чариков Федор Спиридонович, 07.01.1925 г.р.
Отредактировано простомария (2017-03-05 02:42:15)