Кадомцев Борис Алексеевич
отец академика Кадомцева Бориса Борисовича (1928-1998)
из статьи о сыне
http://penza.bezformata.ru/listnews/zab … /45216133/
http://www.ym-penza.ru/index.php?option … Itemid=278
Забытые гении: Борис Кадомцев
<...>
Из пензенских мещан
О пензенских корнях Бориса Кадомцева до последнего времени было известно немного. Поиск новых документов в фондах областного архива подтвердил связь ученого с нашим краем. Его отец, Борис Алексеевич Кадомцев (1903-1942), происходил из рода пензенских мещан Кадомцевых. Дед ученого, Алексей Яковлевич Кадомцев (1873 г. р.), трудился на протяжении 18 лет заведующим и кассиром в магазине крупного пензенского купца Н. Т. Евстифеева, имел свой дом на ул. Старо-Кузнечной (ныне Суворова).
После революции 1917 г. положение его резко ухудшилось. Он работал счетоводом на пензенских заводах, а с 1921 г. занимался частной торговлей.
В 1927 г. был лишен избирательных прав как торговец. Доступ к серьезной деятельности был закрыт, пришлось работать сторожем, чернорабочим, водогреем в банях. Писал многочисленные протесты в ЦИК и был восстановлен в избирательных правах лишь в 1934 г.Борис и Надежда Кадомцевы
Отец будущего физика родился в 1903 г., среднее образование получил во 2-й мужской гимназии, высшее – на историческом факультете МГУ, после окончания которого трудился в г. Джаркенте, что расположен на границе Казахстана с Китаем. Из Казахстана Борис Алексеевич возвратился в Пензу с женой и двумя детьми.
Но жить на родине не стало легче, т. к. сын лишенца не мог получить работу учителя истории в пензенских школах. Начались поиски заработка, семейные сложности.
По воспоминаниям Михаила, младшего сына Бориса Борисовича, деду приходилось преподавать даже физкультуру в школах города. Подтверждения этому пока нет, но в списках учителей города Пензы 1935-1940 гг. я не нашел Кадомцева Бориса Алексеевича. Нет этой фамилии и в сельских школах Пензенского района. Где же мог работать в эти годы учитель истории Борис Кадомцев?
В 1941 г. отец ученого-физика становится в ряды защитников Отечества.
В конце 1942 г. семья получила похоронку, в которой сообщалось, что зам. командира минометной роты, старший лейтенант Борис Кадомцев геройски погиб 22 декабря 1942 г. и похоронен в братской могиле в совхозе «Красная заря» Боковского района Ростовской области.
Мать Бориса Кадомцева, Митрофанова Надежда Петровна (1902-1984), происходила из семьи пензенских железнодорожников. Но достаток в семье, вероятно, был, т. к. она поступила и успешно училась во 2-й женской гимназии г. Пензы.
Надежда Петровна, несомненно, обладала литературным талантом, т. к. в семейном архиве до сих пор хранятся ее гимназические дневники, в которых отражены многие события пензенской истории в периоды Первой мировой и Гражданской войн. Она хорошо пела, играла на гитаре.
Как и ее супруг, высшее образование она получила в МГУ, став учителем истории. Вместе с мужем Надежда Петровна по распределению отправилась в Казахстан, где и родился будущий ученый-физик.
После возвращения в Пензу она успешно трудилась учителем истории во многих школах города, а с 1943 г. по 1957 г. работала учителем и завучем школы № 44 г. Пензы. После отъезда в 1946 г. Бориса на учебу в Москву жила на протяжении 40 лет одна, изредка навещая в столице своего знаменитого сына.
Трудное детство
Детские и школьные годы Бориса Кадомцева прошли в Пензе. Здесь ему пришлось учиться в нескольких школах (№№ 40, 30, 2), жить в рабочем районе за нынешним дрожжевым заводом. Тяжелые годы войны, гибель отца на фронте и старшего брата в водах Суры навсегда оставят тяжелую память в его сознании.
Борис был очень любознательным ребенком. Интерес к физическим экспериментам проявился у него еще в школьные годы. Расположенный рядом с домом сарай он превратил в небольшую мастерскую, где проводил свои первые опыты по химии и физике.
Собранный им еще в ранние годы радиоприемник успешно работал даже спустя 20 лет. Аттестат зрелости и золотую медаль Борис Кадомцев получил в мужской школе № 2, которая располагалась в то время на улице Московской. Из воспоминаний сына Михаила: «…все детство отца прошло под знаком болезней. Болел очень часто и очень тяжело, например, малярией. В раннем детстве случайно поранил ногу, стал развиваться сепсис. До ампутации дело не дошло, но нога перестала гнуться. Мама считала, что, вероятно, невозможность игр со сверстниками и подтолкнула его к изучению науки. Внутренне он очень тяжело переживал свой изъян…».
<...>
* * *
Автор статьи благодарит за помощь в работе В. И. Мануйлова (автор идеи), М. Б. Кадомцева (фото и воспоминания) и заведующего библиотекой гимназии № 44 Л. И. Меркулову за архивную информацию.
Александр Волков, краеведИсточник: Улица Московская 28.03.2016 21:21
Отредактировано простомария (2018-11-10 05:29:27)