БЫСТРЕНИНА
Инна Владимировна
(1887-1947)Балерина, профессор, подруга Марины Цветаевой.
Родилась в Мокшане, отец — беллетрист Владимир Порфирьевич Быстренин (1856 – 23.12.1926).
Окончила Пензенскую гимназию, в 1912 г. — Московские Высшие женские курсы и была оставлена для научной работы при кафедре профессора Московского университета Ивана Фроловича Огнева (1855-1928). В 1907 г. Быстренина поступила в балетную школу-студию одной из наиболее способных последовательниц Дункан Эллы Ивановны Рабенек, урождённой Бартельс, сценическое имя Эллен Тельс (1875-1944) при Московском художественном театре.
Быстренина упорно работала над собой и достигла высокой техники пластичности. В 1912 г. Инна Владимировна вместе с молодыми писателями Алексеем Толстым, Максимилианом Волошиным и сестрой Ольгой выехали на гастроли в Крым, где участвовала в двадцати концертах «Музыка слова и жеста». Концерты прошли с большим успехом.
В 1913 г. Инна Владимировна Быстренина проводила в зале Пензенского дворянского собрания, театре и клубах вечера пластических танцев. Местная газета писала:
«Молодая танцовщица, принадлежащая к школе А. Дункан танцует исключительно под классическую музыку… Танцы Дункан и её последователей — это возвращение к древнегреческим танцам, когда танцоры выступали не с выученными танцами перед зрителями, а творили их, отдаваясь настроениям, навеянным музыкой».
Следующие годы Быстренина, Цветаевы, Алексей Толстой и др. жили в 7-этажном доме на Малой Молчановке. Современники вспоминают:«В 5-й комнате Инна Быстренина (учительница пластики на курсах Халютиной). В 6-й — пианистка с мужем. В этом же доме, на 5-м этаже, снимал квартиру ныне покойный писатель Алексей Николаевич Толстой. Он приходил всегда «на минуту», но быстро заражался общим настроением веселья, начинал удачно каламбурить, всегда по-своему озоровать, забывал, зачем пришёл, и вдруг спохватывался: «А! Ну вас! Меня работа ждёт, до свидания!» — и тут же убегал».
Лето 1915 г. Быстренина провела в Коктебеле, о чём в воспоминаниях очевидцев говорилось:
«Дом поэта Волошина был открыт для людей искусства. Среди многочисленных друзей Максимилиана Александровича помню: Алексея Толстого, Марину и Асю Цветаевых, Серёжу Эфрона, Леню Фейнберга, поэтессу Соловьёву, Владислава Ходасевича, Мусю Новицкую, танцовщицу Инну Быстренину, художника Лентулова, Белкина и др. Пребывание в волошинском доме было интересно тем, что эти талантливые люди приобщали нас, детей и подростков, к своему творчеству, выступлениям и играм. Помню, А. Толстой читал на поляне, пропитанной полынным запахом, при лунном свете отрывок из романа «Хромой барин» и сказки. Запомнился только кот с длинным хвостом. Вера Эфрон на этой же поляне занималась с детьми пластикой и гармонической гимнастикой. Инна Быстренина выступала на большой террасе нового дома с мячом, в лёгком красном хитоне, под музыку Шопена. В конце танца она изящно бросала мяч, и он, мягко двигаясь, останавливался при последних звуках музыки у края площадки».
В 1918 г. Инна Владимировна вернулась в Пензу, где работала балетмейстером в театре оперы и балета. Под её руководством труппа осуществила постановку классических балетов «Лебединое озеро», «Раймонда», показала балетные фрагменты из опер «Евгений Онегин», «Демон», «Пиковая дама».
В 1922 г. Быстренина опять уехала в Москву, где работала преподавательницей в Московском институте ритма и получила звание профессора пластики.
В 1924 г. вновь оказалась в Пензе, где организовала балетную студию.
Позднее Быстренина стала профессором хореографического искусства Большого театра, до конца своей жизни готовя исполнителей русского и советского классического балета.
________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 66.Источник: http://penzahroniki.ru/index.php/spravo … -1887-1947
Быстренина Инна Владимировна
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12017-05-21 19:23:46
Поделиться22017-05-22 09:41:44
https://dom-gertsyk.jimdo.com/фото/ Судакский музей Серебряного века имени сестер Аделаиды и Евгении Герцык
Гости А. Герцык и Д. Жуковского. Москва, 1914г.
слева направо. Николай Бердяев (на диване), Марина Цветаева (за дверью), ?, Аделаида Герцык с Никитой, Инна Быстренина, Даниил Жуковский, Евгения Герцык, Лидия Бердяева
p.s. Никита - Никита Дмитриевич Жуковский (1913-1993 или 1995) - сын Аделаиды Казимировны Герцык, младший брат Даниила Дмитриевича Жуковского см. http://www.labirint-bookstore.ru/id/351447/
http://dpanin.ru/node/230
Панин Дмитрий Михайлович "О балете в связи с «Фаустом» Бежара в Париже"
В двадцатые и тридцатые годы были разные балетные труппы с новыми веяниями, но, как я уже сказал, балет тогда меня мало интересовал. По воле случая я приобщился к труппе балерины Инны Быстрёниной, подруги моей мамы. Инна Владимировна была хорошей балериной еще до революции; у нас была куча ее фотографий, и всюду она очень изящна и плавна. Она — пластик. У Галины Улановой — движение, все тело живет, дышит. А Инна застынет в какой-то красивой позе: она — умирающий лебедь или Офелия перед смертью. У Галины — кинематика и динамика, у Инны — великолепная статика.
После революции Инна Быстренина решила создать свою студию под флагом «Долой крепостной балет!». К революции она никакого отношения не имела, но в двадцатые годы все надо было подавать революционно. Я тогда был еще мальчиком и не припомню, что у нее видел. В 1934 году в Доме ученых в Москве состоялось ее коронное выступление — быть может, вершина ее творчества. По-моему, ее труппа замечательна тем, что все ее участники были потомками тех крепостников, которые так здорово развили в России крепостной балет. Это были удивительно красивые девушки и прекрасные, рослые, голубоглазые, белокурые молодые люди. Они с любовью, со страстью относились к своему делу; всем им страшно нравился этот балет. Под прекрасный рояль исполнялись маленькие немые пьесы, каждая из которых носила революционное название, как, например, «Капиталист и работница». Правда, не было пьесок из внутренней жизни, скажем о колхознике и парторге. Хоть пьески касались капитализма и эксплуатации, они были такими милыми, так замечательно были сделаны, что вся политграмота оставалась лишь в их названии. Ребята на сцене выделывали неповторимое, и каждая пьеса кончалась замечательной пластической фигурой, в которой застывали ее участники. В общем, отход от крепостного балета в двадцатые годы шел уже вовсю. Видимо, не одна была школа, а разные, и одну из них я имел счастье лицезреть и запечатлеть в памяти на всю жизнь.
Почему это действительно искусство? Потому что в каждом из трех упомянутых направлений балета есть стиль, идея, и в этом их общее. Если Уланова ходит на своих пальчиках, то ходит. Классический балет, американский балет (может быть, тоже классический, очень своеобразный, построенный на джазовых ритмах и чечетке), балет Инны Быстрениной, где выкинута вся балетная классика и взяты на вооружение гимнастика и пластика (фигуры, пирамиды — все очень пластично). В стиле этих трех балетов можно понять смысл передаваемых событий, если не в полном объеме, то в достаточном для их восприятия и осмысления. Уланова, как действующая густота, мадонну Рафаэля на тебя ниспосылает, снопы лучей, совершенно что-то сногсшибательное. Соразмерно меньше действие американского балета и гораздо проще и уютнее у Инны Быстрениной. Но всюду наличествуют основные признаки искусства. Во-первых, каждый балет — действующая густота, которая тебя наполняет всякими переживаниями, чувствами, положениями, и из них складываются какие-то идеи и понимание. Причем это не конгломерат разных разностей, все выдержано в определенном направлении. Вовторых, в каждом балете есть элементы красоты. Красотой наполнен балет «Ромео и Джульетта» Улановой; достаточно милой красоты у Быстрениной; своеобразная красота в американском балете местами трогает, местами, быть может, оставляет холодным.
http://www.penza-online.ru/kultura/inde … NT_ID=9255
12 января 1922 года, в Пензенском театре имени А.В. Луначарского состоялся вечер пластических танцев местной студии Инны Владимировны Быстрениной. Специально для участия в этом вечере приезжал из Москвы профессор Московской консерватории Анатолий Николаевич Дроздов, исполнявший на рояле свои новые музыкальные произведения: «Танец винограда», «Флейта Фавна» и другие. Вечер прошёл с огромным успехом, при полном театре.
http://zasechnoe.pnzreg.ru/3.04_2/3.04_3/06112015_1 Засеченский сельсовет Мокшанского р-на Пензенской обл.
Дочь писателя Инна Владимировна Быстренина (1887-1947) основательница пластической студии в Пензе, ученица всемирно известной балерины Айседоры Дункан. В 1918–1924 гг. руководила в Пензе балетной студией при театре «Народный дом». Эта студия в дальнейшем дала известных специалистов художественной гимнастике: заслуженного тренера РСФСР Н. Л. Кругликову, К. П. Абрамову, В. Ф. Ястребцеву. За своё мастерство Инна Владимировна была удостоена Сталинской премии.
http://sportlib.su/Annuals/Gymnastics/1985N1/p57-61.htm Найпак В.Д., заместитель председателя Федерации художественной гимнастики СССР. "Начало пути", с.59-60 (статья об истории развитии художественной гимнастики в СССР - из сборника "Гимнастика", вып.1 - Москва, 1985г.)
Еще в 1918 г. в Пензе открылась студия Инны Владимировны Быстрениной. В ней сначала занимались 8 — 10 девушек. На первых порах занятия шли на квартире преподавательницы. Затем — в фойе театра. Девушки осваивали различные виды ходьбы, бега, прыжков, с увлечением изучали характерный и историко-бытовой танцы. Особое внимание обращалось на легкость и музыкальность исполнения. Эта студия в дальнейшем дала художественной гимнастике известных специалистов: заслуженного тренера РСФСР Н. Л. Кругликову, К. П. Абрамову, В. Ф. Ястребцеву.
прим. Надежда Лазаревна Кругликова (1904-1993) - тренер по художественной гимнастике, хореограф, педагог Московской государственной академии хореографии, родоначальница художественной гимнастики в Астрахани http://sport-strana.ru/kruglikova-nadezhda-lazarevna/ https://gimnastika.pro/schools_trainers/4849/
одна из учениц пензенской студии И.В.Быстрениной - Роза Яковлевна Кутырева (1909-1981)
http://nd58.ru/archive/1817 Молодой ленинец, № 9 (7785) от 1 марта 2016 года
«Роза Яковлевна родилась в Пензе в 1909 году, — рассказывает главный хранитель фондов объединенного литературного музея Лариса Рассказова, ученица Кутыревой. — В двенадцать лет осиротела, а в четырнадцать пришла в хореографическую студию Пензенского государственного драматического театра, которой руководила профессиональная балерина Инна Владимировна Быстренина.
В студии Роза занималась шесть лет. И это было время, когда весь мир сходил с ума от танцев Айседоры Дункан. Кстати, жены поэта Сергея Есенина. Дунканистки, или «босоножки», как их называли в России, потому что они танцевали без обуви, занимались в свободных туниках, импровизируя под музыку, с полным пренебрежением к классическим па, позициям рук, выворотности ног, постановке корпуса и прочим элементам традиционного балетного танца. Девизом и идеей пламенной Айседоры была полная свобода и вдохновение».
Вероятно, в школе Инны Быстрениной Роза оказалась лучшей, поскольку сразу после учебы девушку оставили здесь же, при театре, преподавателем пластики. Так с 1930 года и началась ее педагогическая работа, продлившаяся полвека!
Правда, в 1936 м хореографическую мастерскую при театре закрыли, но тогда же в городе распахнул свои двери Дом пионеров. И двадцатисемилетняя Роза Яковлевна стала в нем первым и бессменным на протяжении сорока с лишним лет руководителем самого популярного в городе хореографического кружка.....
http://salsa-union.ru/2017/05/03/shkoly … 0-h-godov/
Школы пластического танце в России 1900-х – СССР 1920-х годов
03.05.2017 Дарья Менделеева
(на основе книги Ирины Владимировны Сироткиной "Свободное движение и пластический танец в России")
«Театр пластического балета» Инны Быстрениной
Об Инне Владимировне Быстрениной (1887–1947) известно меньше других. Она была дочерью пензенского писателя и окончила в Москве Высшие женские курсы Герье. Танцу она, по-видимому, училась в классах Рабенек, там же слушала лекции Максимилиана Волошина и близко с ним подружилась (но, если верить поэту, «романа» у них не было).
В 1912 году Быстренина уже выступала – в том числе в Крыму – на «Вечере слова, жеста и гармонии», в котором участвовали также Волошин и Алексей Толстой. После революции она вернулась в Пензу и до 1924 года руководила школой пластики при Народном доме. В те же годы она работала над учебником пластического танца. К сожалению, книга эта, которая могла бы стать первой в своем роде, так и не увидела свет. В конце 1920-х годов Быстренина создала в Москве группу с несколько противоречивым названием – «Театр пластического балета». На какое-то время, чтобы выжить, группа объединилась с Театром танца Веры Майя. В конце 1930-х Быстрениной пришлось оставить пластику и переключиться на народный танец. Но после войны она вновь открыла студию в родной Пензе. Занятия проходили в бывшей Первой мужской гимназии, где когда-то учился ее отец. Постановки студии напоминали «танцы красной туники», которые со своей московской школой делала еще Дункан: «Революционный этюд», «Смело, товарищи, в ногу», но встречались и композиции в духе классической дореволюционной пластики.
http://do.gendocs.ru/docs/index-99572.html?page=2
Воспоминания Цили Моисеевны Хаеш (из биографических сведений о семьей Хаешей, собранных Анатолием Ильичем Хаешем)
Это был период, когда в России появилась Айседора Дункан. Чем отличался ее танец от классического балета? Она танцевала босая. В Пензе была балетная школа Инны Быстрениной. Она тоже была босоножкой. Не знаю, были ли она знакома с Айседорой, но в Пензе Быстренина вела школу босоножек. Правда, у нее был и классический балет. Лиля Яковлева, у нее училась тоже. У меня была подружка Вера Жукова, которая тоже училась у Быстрениной, выдающаяся ее ученица, будущая прима-балерина. У Веры было много репетиций, она себя уже тогда готовила в балерины и поэтому в Сердобольской школе училась еле-еле
http://tsvetayevs.org/company/voloshin_h22.htm Феодосийский музей Марина и Анастасии Цветаевых
Максимилиан Волошин - хронология
1912г.
4 июля. Участвует в «Вечере гармонии слова и жеста» в Феодосии с танцовщицей И. В. Быстрениной, режиссером Ю. Л. Ракитиным, А. Н. Толстым и др.
«Вечер» повторяется в Феодосии (12-го), затем в Евпатории (14-го), Симферополе (15-го) и Севастополе (16-го).
http://magazines.russ.ru/znamia/2011/1/bo12-pr.html
журнал «Знамя» 2011, №1
Христина Бояджиева. Его «мыслящее тело» не умрет…
Публикация, подготовка текста, предисловие и комментарии И.В. Левичева
----
В собрании Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле сохранились неизвестные воспоминания актрисы Камерного театра Христины Феофановны Бояджиевой (1898 — после 1990) о пяти ее встречах с Осипом Эмильевичем Мандельштамом в период 1915—1934 годов [Архив ДМВ, А 257]. Они представляют собой семь машинописных листов с рукописной правкой автора синими чернилами, датированные и подписанные. На последней странице — дата и подпись — автограф черными чернилами.
---
Отдельно следует сказать и о датировке пяти встреч Бояджиевой с Мандельштамом, поскольку мемуары были написаны ею в почтенном возрасте. Хотя датировка первого эпизода Бояджиевой не указана, нетрудно предположить, что это была ее встреча с Мандельштамом в Коктебеле в 1915 году, когда он впервые стал гостем Дома Поэта. Это косвенно подтверждается упоминанием А. Толстого и И. Быстрениной, также гостивших в то время в Коктебеле. ...
Х.Ф.Бояджиева. Мои воспоминания о встречах с О. Мандельштамом
...Помню, А. Толстой читал на поляне, пропитанной полынным запахом, при лунном свете отрывок из романа “Хромой барин” и сказки. Запомнился только кот с длинным хвостом. Вера Эфрон9 на этой же поляне занималась с детьми пластикой и гармонической гимнастикой. Инна Быстренина выступала на большой террасе нового дома с мячом, в легком красном хитоне, под музыку Шопена. В конце танца она изящно бросала мяч, и он, мягко двигаясь, останавливался при последних звуках музыки у края площадки....
Поделиться32017-05-22 10:55:03
http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/ … naniya.htm
Мария Ивановна Кузнецова (Гринева) (1895-1966). Воспоминания
из книги "Воспоминания о Марине Цветаевой"
1913, 14-й, 15-й годы.
Милая Малая Молчановка! Милый дом № 8! Семь этажей. Тяжелые входные двери, а справа и слева у них по огромному льву. Мы, три актрисы Камерного театра, Вера, Лена и я, усталые после спектакля, входим в подъезд. Мягко, пружинисто идем по ковровой дорожке к лифту. Поднимаемся до последнего, седьмого этажа. Из лифта налево — наша квартира, в ней шесть больших комнат. Мы живем большой, дружной, веселой семьей. В 1-й комнате я с Леной Позоевой, во 2-й — Вера и Лиля Эфрон. В 3-й молодой профессор Борис Александрович Грифцов (читал у нас на курсах Халютиной историю искусств). В 4-й наша Пра. Так от слова Праматерь, звали мы мать поэта Максимилиана Волошина, Елену Оттобальдовну, которая заменяла нам всем родную мать — отчасти, а духовную — горячо, от всего сердца. В 5-й комнате — Инна Быстренина (учительница пластики на курсах Халютиной). В 6-й — пианистка с мужем. И 7-я — маленькая комната при кухне — эта наша столовая и гостиная, куда вечером, постепенно, один за другим, собирались мы после работы. Кто-нибудь из друзей уже ждал нас тут. Наши друзья приводили с собой своих друзей, и каким-то чудом мы все усаживались за одним узким, длинным столом. С одной стороны вдоль стола служил диваном огромный сундук, покрытый мягким, ярким, цветастым ковром изделья поморов. С другой — два стула, табуретка и старое уютное кресло для нашей любимой Пра. На столе всегда стояло огромное блюдо с винегретом. Раздавались новые звонки, приходили старые и новые друзья, и чаще всех приходили Марина с Сережей. Бывали у нас поэты, актеры, музыканты, художники. Всегда не хватало стульев. Мы бежали за ними в свои комнаты, боясь пропустить чью-нибудь интересную новость или остроумную шутку. Володя Соколов, тоже актер Камерного театра, «наш Сокол», или «Пудель», как прозвала его Марина за кудрявую голову, своим неисчерпаемым юмором доводил нас всех до упаду, до изнеможения, так неудержимо хохотали мы все. Пра в своем уютном кресле, покуривая тонкую папироску в янтарном мундштуке, слушая, улыбалась, а часто, услышав удачную остроту, тоже громко, по-молодому хохотала, откинув назад седую голову, подстриженную в скобку. Милая, красивая, хохотушка Лиля Эфрон украшала эти вечера своим чудесным, радостным, заразительным смехом, на редкость приятного тембра.
В этом же доме, на 5-м этаже, снимал квартиру ныне покойный писатель Алексей Николаевич Толстой. Он приходил всегда «на минуту», но быстро заражался общим настроением веселья, начинал удачно каламбурить, всегда по-своему озоровать, забывал, зачем пришел, и вдруг спохватывался: «А! Ну вас! Меня работа ждет, до свидания!» — и тут же убегал. Звали мы его Алехан. Однажды, поднявшись к нам на 7-й этаж, он тихо спросил Веру:
— Обормоты все дома?
— Алехан, — засмеялась Вера, — как вам не стыдно называть нас так?
— Почему стыдно? — удивился он. — Я весь ваш обормотник очень люблю.
С тех пор нас многие стали звать обормотами, а нашу квартиру — Обормотником.
Москва, ул. Малая Молчановка д.8, стр.1, тот самый "Дом со львами", где жила И.В.Быстренина
современный вид
источники фото http://www.delight.ru/house/dom-so-ljvami-230/ http://leonovvaleri.livejournal.com/6037.html
то же дом в 1950-е http://a-dedushkin.livejournal.com/816992.html
он же в фильме Эльдара Рязанова "Девушка без адреса", 1957г. https://pastvu.com/p/2638
в "12 стульях"
в фильме "Офицеры"