Барт Зинаида Степановна

http://zarpressa.ru/news/novosti-goroda … ta-pobedy/

Зареченка была участницей салюта Победы  
07.05.2015  
http://s4.uploads.ru/t/oOik2.jpg
В День Победы почти в каждом городе России взметнутся в небо огни праздничного салюта. А вот 90-летняя Зинаида Степановна Барт видела самый долгожданный, самый дорогой сердцу каждого салют, который прогремел 9 мая 1945 года в Москве. И не только видела, но и сама участвовала в его запуске.

Могла ли представить себе в горестном 1941 году 16-летняя Зина, что в центре столицы будет салютовать Победе? Тогда она, девочка из глухого села Козулино Кировской области, думала только об одном – уйти на фронт. В первые же дни после объявления войны 30 километров протопала до райвоенкомата. Отказали: мала еще.
Три года ждала Зинаида Степановна, когда наконец придет повестка. И за это время не передумала, не испугалась. Призвали ее только в 43-м. Но отправили не на фронт, а в Москву, в зенитно-пулеметную часть.
«У нас в роте одни девчонки были. Встретили меня как родную: в первый день во время ужина каждая свой кусок сахара отдала, – вспоминает Зинаида Степановна, и глаза ее светлеют. – Ну а дальше – учеба, дежурства, бесконечные учебные тревоги».
В части учили девушек на совесть: из винтовки стрелять, из пулемета, с зениткой обращаться. «От винтовки отдача пустяки, а вот от пулемета!.. Плечи синие были», – улыбается Зинаида Степановна.

Зинаида Барт рассказывает, как 9 мая 1945 года принимала участие в запуске салюта в Москве.
Вскоре к дежурствам и учебным тревогам добавилась и еще одна очень приятная обязанность – салютовать в честь взятия городов нашими войсками. Зинаида Степановна до сих пор помнит приказ: если взят маленький город, даются 12 залпов из 120 орудий, а если большой, то уже 20 из 220 орудий. Она рассказывает: «Нам выдавали ракетницы и отправляли по объектам. Я, например, стояла на крыше здания Наркомзема (на высоте 10-го этажа. – Ред.). Сразу же, после того как Левитан прочитает сводку, по переносной рации передавалась команда «пли». Зимой было так холодно стоять по 2-3 часа на морозе, что ноги к сапогам примерзали. В конце войны салютовали настолько часто, что мы с крыши спускаться не успевали. Только отстреляемся, как по рации приказ: наши на подступах к такому-то городу, не уходите – сейчас возьмут! Мы даже наловчились в каждую руку по ракетнице брать и так, с двух рук, стрелять».

9 мая 45-го года Зинаида Степановна тоже встретила на крыше: «Ночью нас очередной раз подняли по тревоге. Как положено, за две минуты оделись и в штаб. Всю дорогу с девчонками ворчали: «Какая может быть тревога? Войне вот-вот конец. Что командиры зря дергают?» А в штабе майор нас обнимать: «Девчонки, Победа! Даешь салют!»
По словам Зинаиды Степановны, такого салюта над Москвой еще не было: все небо в красных, желтых, зеленых огнях. Салютовали с разных точек, светло было, как днем. Люди на улицах обнимались, смеялись и плакали.

Через 70 лет после легендарного салюта, поставившего точку в войне, Зинаида Степановна Барт помнит непередаваемое чувство всеобщего народного торжества. Она и сегодня, будучи уже жительницей Заречного, старается не пропускать ни одного салюта: хоть к подъезду, да выйдет посмотреть.

На вопрос, пойдет ли в этом году на празднование Дня Победы, 90-летняя Зинаида Степановна отвечает: «Хотелось бы. Здоровье, правда, не то, но я до праздника стараюсь реже выходить из дома: силы экономлю, чтобы на парад пойти». А потом, совсем по-девчоночьи улыбнувшись, добавляет: «Всегда, когда в городе салют запускают, я мечтаю хотя бы рядом с орудием постоять!»

Фронтовики. Пензенская область, 2005г..
Барт Зинаида Степановна, 19.12.1924 г.р.