Фронтовые треугольники
Толстиков Данила,
ученик 6 класса,
МОУ СОШ с. Пушанина,
Белинский район, Пензенская область
Руководитель: Шебурова Т.Н.
2015 г.
Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала судьбоносным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой семьи. Семейные архивы хранят реликвии той поры – безмолвных свидетелей прошлого: военные награды, треугольники писем, «похоронки», фронтовые фотографии, именные часы и другие вещи. Воспоминания о военном времени родных и близких - участников фронтовых и тыловых будней - продолжают передаваться из поколения в поколение.
Фронтовики и мирные граждане нашей страны 1418 дней ковали Великую Победу. В наших сердцах всегда будет жить чувство огромной благодарности всем тем, кто на грани жизни и смерти приближал День Победы. Каждый соотечественник испытывает чувство гордости за Великий Подвиг нашего народа. Но в каждом из нас есть осколок той кровопролитной войны – боль за тех, кого уже нет…
В школьном музее «Боевой Славы» МОУ СОШ с. Пушанина находятся пожелтевшие от времени фронтовые письма - треугольники, написанные простым карандашом. Этим письмам уже за семьдесят, но они свободно читаются. По этическим правилам мы не имеем права читать письма, адресованные другому человеку. Но так как письма переданы в школьный музей, то они стали доступны каждому заинтересованному человеку. С чувством волнения я беру в руки ветхие листики - письма с фронта и читаю, читаю … Мне захотелось узнать о человеке, который посылал письма с фронта своей семье, кому были адресованы весточки. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ, а также сделать письма говорящими, чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг- защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
История каждого человека неотделима от истории Отечества. Отдельные человеческие судьбы, как ручейки, сливаются в большую реку – это и есть исторический путь Родины. Память – это единственное сокровище, которое у человека не отнять, не растопить, не сжечь, не купить. Моя работа – это сохранение памяти о моём прадеде, участнике Великой Отечественной войны.
Цель работы: исследовать солдатские письма и показать, что жизнь и гибель солдата - это часть истории, которую вершат не только великие личности.
Тема исследования очень актуальна в год 70- летия Победы над фашистской Германией. Я пишу о своём прадеде, погибшем в декабре 1944 года.
В работе я использовал фронтовые письма лейтенанта Толстикова Евгения Васильевича. В селе Пушанино есть памятник, на котором высечены фамилии воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной, уроженцев с. Мача. Ежегодно 9 мая здесь проходит митинг, собираются учащиеся нашей школы, жители села Пушанина, здесь мы все вспоминаем своих погибших родственников. Я горжусь тем, что одним из воинов Великой Отечественной войны является и Толстиков Евгений Васильевич, он настоящий герой, скромный, равный, среди равных, но единственный и неповторимый. Это человек, от которого зависел ход событий, на чьих плечах удержался мир и не скатился в бездну фашизма.
Основная часть
Важную роль для солдата на фронте имела связь с тылом, и в первую очередь – переписка с родными и близкими.
ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА – документы особые. Тот, кто писал их, не думал, что эти письма увидят свет. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка фронтового «треугольника» искренна.
Письма с фронта бесценные реликвии. Они еще хранятся в семьях и передаются потомкам. 42 письма лейтенанта Евгения Васильевича Толстикова сохранил его брат, мой дедушка, Анатолий Васильевич. В 1942 году Евгения призвали в армию. Год назад он окончил среднюю школу и остался работать в селе Мача Чембарского уезда. Думал учиться после войны. Он получил фронтовую специальность и был командиром радиовзвода. Письма домой писал так часто, как позволяла фронтовая обстановка и еще тогда, когда чувствовал тоску по дому, по дорогим людям. Последнее письмо отправил домой за неделю до своей гибели.
Что же представляют из себя фронтовые письма?
1. Письма писали на любой бумаге: тетрадные листы (в основном в линеечку), листочки из блокнота, обрывки любой бумаги, стандартная почтовая открытка.
2. Писали письма простым карандашом, редко чернилами и простой ручкой.
3. Каждое письмо проверяла военная цензура. Почти в каждом письме стоял штамп « Просмотрено военной цензурой и № полевой почты»
4. Посылали письма в конвертах разных по форме и размерам. Самый простой и доступный конверт- это письмо, сложенное в треугольник. Были конверты прямоугольной формы размером 15: 13 (размер почтовой открытки) и конверты вдвое меньше указанного размера.
5. На конверте или треугольнике обязательно ставился штамп полевой почты.
ФРАГМЕНТЫ ПИСЕМ
Первые восемь писем с дороги на войну из городов и деревень, где останавливались красноармейцы, ехавшие на фронт к своей работе (так писал Евгений Толстиков) к своей славе, к своей смерти, к своему бессмертию. Давайте, почитаем письма моего прадеда с фронта.
Это письмо написано в феврале 1944 года:
«…Нахожусь уже непосредственно на фронте и письмо пишу под артиллерийский гул и разрывы снарядов – уже привык. Работаю по своей специальности и нахожусь от передовой в 800 метрах. За меня не бойтесь и не беспокойтесь. 16.02.44 г.»
«…С 10 февраля нахожусь на передовой. Преследуем фрица. Нахожусь я там, где 27-28 февраля начались успешные действия. Условия такие, что не всегда есть возможность писать, так что в случае моего долгого молчания не беспокойтесь 3 03 44»
Однажды я прочитал строчки: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», я не знал автора строк и только, работая над письмами своего родственника с фронта, я узнал, что эти строки написала поэтесса Ольга Бергольц.
Читаю письмо, отправленное 16.03.44:
«…Все время были в жарких боях. Сейчас пока отдыхаем. Наверно дня три отдохнем. Теперь я могу рассказать где-нибудь в тылу, что такое война. Но, если я после первого боевого крещения остался цел, то будьте уверены - со мной ничего не случится. Бывалые вояки говорят, что этот бой исключительный, таких мало бывает. В таких боях, какие были с 6 по 13 на нашем участке я впервые в наступлении. И я думал, что будет трудно растеряюсь….А получилось наоборот. Была, конечно, настоящая угроза смерти, но об этом забывалось. Я вместе с бойцами брал штурмом деревню, хотя находиться мне положено на расстоянии 800 метров – километр от боевых порядков. Потерял я в этом бою одну станцию и двух замечательных ребят начальников станций. Скоро, наверно, опять пойдем в бой. Но обо мне не беспокойтесь, я буду находиться там, где мне положено. 16.03.44»
Это письмо пронизано патриотизмом: «…Я все, что от меня требует Родина, сделаю. Готовлю себе радиста, потому что половину «старых» потерял. Вчера из своего пистолета дал салют в честь Одессы 12.04.44.»
Вот она солдатская действительность и правда о войне:
«…С начала 1944 года я ни разу не ночевал в деревне, в хате ни одной минуты не был. Потому что большую часть фриц сжег. Да если б они и были, мы все равно не останавливаемся. Мое жилье - келья под елью, если тепло, а если холодно - землянка или блиндаж. Картина местности здесь такова: ни одной целой деревни, ни одного дома. Жители живут в блиндажах. Вместо деревни груды кирпича. 28.04.44»
Жильё солдата: келья под елью, землянка или блиндаж. И так 4 долгих фронтовых года, пока длилась Великая Отечественная война.
Гвардейцы-сталинцы, так называет своих друзей – бойцов Евгений Толстиков. Ничего у фрицев не выйдет, гвардейцы – сталинцы не позволят.
«…Сели на одном месте в оборону. И здесь вот фрицу по горло надо перерезать дорогу одну. Но у него ничего не выйдет, недаром мы зовемся гвардейцы-сталинцы. Положение он занял крепкое, настроил дотов и укреплений. Только без толку все это. Будет приказ и нас ничто не удержит. Скоро тронемся дальше, дойдем до границы, пройдем Латвию и дальше - дальше. 1.05.44»
Сколько гордости в этих двух предложениях и желание, чтобы родные поскорее об этом узнали, порадовались за сына и возможно пожелали ему удачи и скорейшего возвращения с победой. Евгений не просто рядовой, он – гвардии лейтенант.
«…Мне уже присвоили звание лейтенанта. Значит я- гвардии лейтенант. 10.05.44»
А вот письмо – сожаление: как редко приходят письма из дома. Из Сибири быстрее, чем из Пензы идут письма на фронт. Молодому лейтенанту хочет знать, а что там дома, в родной Маче, как чувствуют себя родители и брат Анатолий?
«…Сейчас получил от вас письмо, написанное Толей 2 апреля. Опять шло около двух месяцев. Из Сибири, которая в три раза дальше, чем Пенза, идет 15-20 дней, а мне два месяца. Никто не знает… почему. 26.05.44
В этом письме радость солдата: соседний фронт «попёр фрица», а сам он - кандидат в члены коммунистической партии. И снова просьба: пиши чаще, это обращение к отцу.
«…Пока все спокойно. Соседний фронт зашевелился, попер фрица. Папа можешь меня поздравить: я кандидат в члены ВКП. Пиши чаще. 13.06.44»
«…До передовой три километра. Работа моя идет, как положено. Папа, ты пишешь, чтобы быстрей одерживал победу и приезжал домой. Как будет приказ Верховного главнокомандования, так пойдем громить дальше на Запад. 16.06.44»
Письмо – надежда, что младшему брату Анатолию не придётся «понюхать пороху» : «…Три дня был в санроте, немного контузило меня, снаряд разорвался рядом. Ничего не слышал. Сейчас все в порядке. Толя, надеюсь, тебе пороху понюхать не придётся, - я за тебя отвоюю. 21.06.44»
«…Думаю, что Толе воевать не придётся. Скоро кончим эту музыку. 28.06.44.»
А в этом письме Евгений войну называет музыкой. Солдаты устали.
В этом письме я вижу, как мирное население относится к советским солдатам, с радостью встречает солдат – освободителей. А бои «такие жаркие, что жуть. Иногда даже не знаешь сам, жив или нет».
«…10 июля мы пошли вперёд. Наши войска упомянуты в приказе Сталина, как наиболее отличившиеся. Гоним его быстро. Бежит, бросая все. Население встречает радостно - ведь мы первые освободители. Такие жаркие бои, что жуть. Иногда даже не знаешь сам, жив или нет. Вы, наверно, думаете, что со мной плохо. Ничего. Все обойдётся. Не беспокойтесь. 27.07.44.»
Летом 1944 года уже всем было понятно, что враг будет разбит и Победа будет за нами и надежда, что солдаты совсем скоро встретятся со своими близкими:
«…Конец войне приближается с каждым днём. Я очень по вам соскучился. Ну, ничего, скоро увидимся. 30.07. 44»
«…В лесах ловим фрицев. Они разбиты на группы и бродят по лесам. Бежать им некуда - все равно капут. 8. 08 44.»
«…Пока отдыхаем во втором эшелоне. Скучно. В горячем бою не замечаешь времени, забываешь и о себе, и о сне, и о еде. 24.08.44.»
И снова радость, Евгений - уже член ВКП(б)
«…Готовимся к решительному удару. Папа, можешь поздравить меня: я уже член ВКП(б), вчера приняли. Целую всех. До скорого»
Солдаты в ожидании конца войны…
«…За время этих наступательных боев я лично ввиду отсутствия радистов обслуживал комвзвода, а это значит, шёл в боевых порядках пехоты. Конец войны на носу – это видно по событиям в Европе и на наших фронтах. Дорогие, надеюсь на близкую встречу. 8.09.44.»
«…Линейную связь рвало ежеминутно, на земле не было метра, на котором не было бы воронки. У меня хороших ребят ранило. Идём в бой. Но ничего – всё обойдётся. Хорошие мои, уже близок час, когда я обниму и поцелую маму, папу, Толю и Катюшеньку. Я уже очень соскучился и жду этого часа. 25.09.44.»
«…Нервы у фрица жиденькие стали. Чуть что – своё «новое оружие» применяет: белый платок или две руки. Это он в листовках нас своим «новым оружием» называют белый платок, руки вверх и крик «Гитлер капут!» И уж скоро Гитлеру верный капут, и я приеду посмотреть, как вы живёте. Я доживу до этого времени – это точно, я уверен. 20.10.44»
Мечта о встрече с родными пронизывает буквально каждое письмо:
«…Скоро будет наше с вами свидание. Я этот день уже видел во сне. Снилось лето. А я почему – то думал, что это будет раньше. Целую вас. Ваш сын и брат. 7.11.44»
«…Вчера встали на отдых. Но, наверное, ненадолго. Нам даже дали сигнал быть готовыми. Обо мне не беспокойтесь. Только бы дали отдохнуть – ведь уже месяц в непрерывных боях. Пополнялись три раза прямо на передовой. Целую. До свидания. 21.11.44
Письмо – воспоминание про родной Чембар, отца и мать. «Мы должны с тобой встретиться» - эти отцовские слова – напутствия Евгений помнил всю войну и ждал. Очень ждал этой встречи, как ждали все советские солдаты, которые не видели своих близких 4 долгих года.
«..Папа, я вспоминаю, как мы шли в последний раз по Чембару, как плакала мама, и как ты сказал: «Ну, Евгений, прощаться я с тобой не буду.. Мы должны встретиться». Ты прав, папа, мы обязательно встретимся, несмотря ни на какие преграды. До свидания. Привет всем» 5.12.44
Письмо – пожелание к новогодним праздникам 1945года:
«…Дорогие! Завтра мы идём в бой. Погода благоприятствует наступлению. Мы и так здесь запоздали. Поздравляю с Новым годом. Желаю провести праздник хорошо, весело, чтобы и весь 1945 год был таким, как день нового года. Передавайте привет всем родным и знакомым. Ну, всё. Целую. Пишите. До свидания. Ваш сын и брат Евгений Толстиков. 17.12.44»
Но не суждено было встретиться лейтенанту Толстикову ни с отцом, ни с матерью, ни с братом Анатолием. Толстиковы получили письмо, написанное другом Евгения.
«…Ваш сын Евгений 24 декабря 1944 года в бою с врагом при выполнении ответственного боевого задания погиб смертью храбрых, защищая нашу любимую Родину. Мы крепко отомстим гадам за нашего Женю. Его друг С.И. Попов. 10.01.45»
Вот и всё, значит в том бою и погиб лейтенант Евгений Толстиков.
А память… она осталась в наших сердцах. В имени моего папы, которого назвали в честь погибшего Евгения. В школьном музее есть фотография лейтенанта Толстикова. На мраморной плите памятника воинам землякам в селе Пушанино выбито «Евгений Толстиков. Вечная слава». И пока мы живы, мы будет помнить солдат, отдавших жизнь за нас, за Родину, за будущее!
О своих трудностях на фронте, особенно боевых действиях, Евгений ничего не писал в письмах. Всегда были такие слова: «жив, здоров, чего и вам желаю».
В одном из самых первых своих писем Толстиков Евгений пишет такую просьбу родителям: «что прочитаете в письме, никому ничего не рассказывайте». Так будет лучше для них и для него. Вот почему письма с фронта шли однообразные, сухие, ибо лишнего нельзя было писать, так как каждое письмо проверяла военная цензура.
Во Всероссийской книге Памяти «Память Пензенской области» в восьмом томе на с. 102 есть запись:
«Толстиков Евгений Васильевич», год рождения 1924, Белинский район, с. Пушанино, место призыва Белинский РВК. Гвардии лейтенант. Погиб 22. 12 1944 г. В бою в Латвии».
В этой записи есть недочёт, когда мой прадед уходил на фронт его родное село называлось не Пушанино, а Мача и только 26 декабря 1963 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР село Мача было переименовано в село Пушанино, в честь Героя Советского Союза Ивана Ивановича Пушанина, погибшего в войне с белофиннами. Белинского района в 1942 году не было. Он назывался Чембарским. В 1948 году после переименования города Чембар в город Белинский, район был также переименован в Белинский.
Знакомясь с фронтовыми письмами, я узнал о человеке, который их писал. Узнал, как тяжело давалась победа солдатам. Каждое письмо наполнено тоской и болью за родной дом, семью. Беря в руки пожелтевшее от времени письмо, испытываешь трепетное волнение: более 70 лет назад эти письма писал человек, который верил в Победу, верил в своё возращение домой. Я благодарен своему деду за то, что он бережно хранил фронтовые письма, фотографии, похоронку. Благодаря им, мы, юное поколение, не знавшее войны. смогли прикоснуться к одной из солдатских судеб, которая вписалась в историю Великой Отечественной войны. В ходе написания данной работы, в непосредственной беседе с моим отцом Толстиковым Евгением Анатольевичем, я выяснил, что Толстиков Евгений Васильевич - родной брат моему Деду Толстикову Анатолию Васильевичу.
Заключение
2015 год - юбилейный, мы должны помнить о ветеранах ВОВ, о людях которые жили в военные годы, ведь с каждым годом мы все дальше и дальше отдаляемся от военной поры. Не было ни одной семьи, которой бы не коснулась, так или иначе, война. Поэтому сейчас каждому из нас будет по-своему близка тема войны. Вот уже несколько поколений знают о ней только по рассказам очевидцев, книгам, фильмам. К сожалению, с каждым годом очевидцев тех страшных дней становится все меньше и меньше. Они уходят зачастую в одиночестве, а мы забываем спросить у них, как они пережили те страшные годы, как все это было на самом деле. Кто эти люди? Это и герои, увенчанные заслуженными наградами, это и простые солдаты, пехотинцы, медсестры, которых были миллионы, и судьба многих из них так и осталось неизвестной, это и взрослые, кто остался в тылу, это и дети, на долю которых выпало немало страданий. Это уже наши прапрадеды, прадеды, которые воевали, это наши дедушки и бабушки, которые были в ту пору детьми войны. На судьбе каждой без исключения семьи война оставила свой отпечаток.
Каково было им? Спросите об этом у своих родных. Еще есть возможность услышать правду о тех страшных днях из уст очевидцев. Может и в вашем семейном архиве остались вещи связанные с войной? Почти семидесятилетняя дистанция отделяет нас от событий Великой Отечественной войны. Все чаще редеют ряды бывших фронтовиков: раны и возраст берут свое. Все меньше становится участников Великой Отечественной войны- прямых и непосредственных созидателей Победы, вынесших на своих плечах невероятно тяжкое бремя сурового лихолетья. В селе Пушанино не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны.
История судьбы отдельного человека всегда удивительна и неповторима, а тем более история судьбы человека, юность которого опалена войной, прошедшего ее дорогами от Курска до Берлина. Из воспоминаний рядовых участников войны складывается история повседневности великого масштабного события - Великой Отечественной войны.
Я, к сожалению, никогда не видел своего прадеда, но я по крупицам собираю историю его нехитрой жизни, чтобы потом своим детям и внукам рассказать, каким был Евгений Толстиков. Письма гвардии лейтенанта Толстикова помогли мне понять, какими были наши прадеды, защитники страны и русского народа.
Давно закончилась война. Заметно поредели ряды ветеранов, и мы, молодое поколение обязаны помнить о тех, кто прошёл войну, погибая во имя будущего поколения. Мы, дети 21 века не должны забывать о том, что живём только благодаря великому подвигу наших дедов и прадедов.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
1. Мясников В.А. «ПИСЬМА ПАВШИХ. ( 1941-1944 г)»
Верхне-Волжское книжное издательство, 1981 год.
2. ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА
Музейный архив школьного музея
3. ДОКУМЕНТЫ И ФОТОГРАФИИ
Семейный архив Толстикова А.В.
4. ГАЗЕТНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
Газета «Сельская новь» 1997 год № 92
5. УСТНАЯ БЕСЕДА с Толстиковым Е.А