Видеосюжет о Мыскиной Надежде Леонидовне размещён на сайте Пензенской государственной телевизионной и радиовещательной компании: http://penza.rfn.ru/video.html?id=26497&type=r .
Статья с того же сайта http://penza.rfn.ru/region.html?rid=25281 :
Помогало только слово «Надо».
Репортаж: Евгения Белохвостикова, Александра Меньшова
Тем, кто бывал на Мамаевом кургане в Волгограде, наверняка запомнилась одна из скульптур — хрупкая медсестра, которая выносит на своих плечах с поля боя раненого солдата. Ее прототипом могла бы послужить и пензячка Надежда Мыскина.
С Пензенским краем связано немало соединений, прославившихся на фронтах Великой Отечественной. История некоторых из них, как например 354-й Калинковичской дивизии, изучена вплоть до подробностей, но о большинстве даже краеведам известно немногое. В их числе — и 15-ая стрелковая дивизия.
19-летняя земетчинская девушка Надежда Мыскина пришла в военкомат сама — в мае 1942-го. Она только что закончила курсы медсестер, узнала, что в области на переформировании находится 15-я дивизия и, не раздумывая, написала заявление.
«В военкомат пришли, а я стриженая почти наголо, только еще отрастать волосы начали. А там врачи, те как раз, которые на курсах преподавали: «Надя, ты куда, ты только после тифа?» - «Я хочу на фронт» - «Да нет, у нас через два месяца госпиталь открывается, мы тебя возьмем сразу» - «Нет, я хочу за Родину, за Сталина», - вспоминает Надежда Мыскина.
Уже путь на фронт — десять дней пешком до Сталинграда — Надежде Леонидовне, которую прикрепили к 5-й стрелковой роте 123-го полка — показался бесконечным и непреодолимым. Что будет дальше — не задумывалась.
В первом же бою погибли все четверо санитаров, которых дали Надежде Мыскиной в помощь. Как девушке удавалось одной выносить солдат с поля сражения, не понимала даже она сама. Помогало только слово «Надо».
«Вытаскивать нужно раненых, а я одна, больше никого нет. И мне нужно к ним подползти по-пластунски, неважно когда был дождь, когда чего было. Подползу к одному по-пластунски, а он орет, он кричит, у него больно, а ведь ползти по-пластунски девчонке да после тифа-то, а я была вот такая», - рассказала Надежда Мыскина.
О какой-то анестезии на поле боя не приходилось и мечтать. Облегчить страдания бойцов помогал только глоток спирта. Потом были другие госпитали, по сотне новых раненых каждый день, битва за Днепр. Демобилизация по болезни в 1944 году и возвращение в родное Земетчино. Но летние месяцы 42-го под Сталинградом так и остались для старшего сержанта медицинской службы Надежды Мыскиной самым ярким и страшным воспоминанием о той войне.
Фотографии Мыскиной Н.Л. с сайта ГТРК.