http://www.vpered58.ru/news-23-2756.html

    Все выдержал и выстоял
Участнику Великой Отечественной войны Анатолию Кирдяеву из Иссы    многое   довелось испытать в жизни.   Он и за плугом походил, и врага победил,  детей растил и внуков, правнуков крестил.
                     http://www.vpered58.ru/images/news/news_text_2756_9279_p1190253.jpg

Как родная меня мать провожала…

   В   суровом военном 1942 году уроженцу с. Симанки Анатолию Кирдяеву  исполнилось девятнадцать.  Местные колхозники, в числе которых в большей степени оставались старики да женщины, потужили, узнав о том, что их незаменимый на многих участках, молодой, работящий, смышленый помощник отправляется на фронт.   Но что поделаешь. Главное, чем жил и к чему стремился наш народ в те трудные годы —  это  одолеть ненавистного врага, принесшего  разруху и смерть.
На огневом рубеже
В начале июля 1942 г. ставкой Верховного командования был создан Сталинградский фронт,  начались бои за Волгу. 
Железные магистрали и автомобильные дороги находились под ударами немецкой авиации. Волга отрезала переднюю линию фронта от тыла. Соединить их можно было только наплавными мостами и паромными переправами.  В эти дни судьба страны оказалась, по сути, в руках транспортников. Им предстояло   доставить    все необходимое в район  великой битвы. Срочно переделывались баржи в паромы, оборудовались дополнительные причалы. Немцы всеми силами старались уничтожить этот путь, переправу регулярно бомбила авиация противника.
Нашего земляка направили на один из таких причалов на берегу Волги помогать транспортникам  обеспечивать поставку в Сталинград различных грузов. 
«... От берега отходила  дорога - лента. По ней мы  осуществляли погрузку на речные суда и  паромы техники, оружия, материалов, продовольствия,  которые доставлялись    на противоположный берег, — вспоминает Анатолий Семенович. — Волга была  огневым рубежом, преодолеть который нередко можно было только ценой жизни. Несмотря на то, что к весне 1943 года  немцы были отброшены от Сталинграда,  их авиация  совершала налеты, бомбила переправу и суда».
На всю оставшуюся жизнь
Однажды во время  такого налета, когда бойцы отдыхали в казарме, один из вражеских снарядов разорвался поблизости  с постройкой. Взрывной волной в ней выбило окна.  А. Кирдяев    упал на пол и сильно ударился. Из ушей пошла кровь. Эта контузия сильно подорвала здоровье бойца.
«Фельдшер части, когда посмотрел меня, сказал, что ничего серьезного не случилось, — рассказывает ветеран. — Я остался в части, но самочувствие мое с каждым днем ухудшалось.  Питание было скудным. Воду  брали из реки.  Она  от трупов и пролитой крови была густая и коричневая. Ее кипятили и готовили обед.  Меня рвало от такой пищи.  Я сильно похудел, обессилил.   До болезни во мне был 81 килограмм, осталось 44.  Фельдшер  под руки повел меня к специалисту в госпиталь, который располагался в 3 километрах. Ели дошли.  После осмотра  врач  сказал,  что нужна срочная операция  в Саратове или в Астрахани. Но ввиду истощения организма  операцию  отложили.   Отправили домой поправляться».

В тылу, как на войне

Почти три месяца длились вынужденные  каникулы бойца. В августе Анатолия Семеновича снова призвали в действующую армию. Теперь нашего земляка определили  служить в отдельный батальон химвойск, который формировался в Пензе. А службу он нес на Украине.
«Мы были приписаны к первому  Украинскому фронту, которым командовал  генерал армии Николай Ватутин, — рассказывает собеседник. — Смелый он был человек, — отозвался ветеран о своем военачальнике. — Погиб от рук бендеровских предателей, которые во время войны пособничали фашистам, служили у них полицаями. Ватутина похоронили со всеми почестями в Киеве, несли  по Крещатику. Я тоже был на похоронах».
В 1944 г. Анатолий Семенович служил в батальоне НКВД, вел борьбу с бандформированиями на Украине. Случалось, неделями находились в лесах, проводя  спецоперации по обнаружению и уничтожению отрядов украинских националистов  и    разрозненных  групп немецких солдат.
«После окончания войны вышла амнистия членам таких отрядов, — вспоминает А. Кирдяев. — Они стали возвращаться домой. Налаживалась мирная жизнь.  Наш батальон расформировали. Некоторых направили охранниками в  места заключений. А я  продолжил службу в лагере для  военнопленных № 275, располагавшемся во Львове. Довелось сопровождать военнопленных в Румынию, Германию и другие страны.  Их  везли в вагонах, а мы — сопровождение, ехали  на крыше.  Дождь, ветер — все доставалось нам. Особенно некомфортно чувствовали себя при проходе через тоннели.  Там скапливается дым, гарь.  Дышать трудно. Опасались, чтобы   не  удариться о свод».
В одной из таких поездок в Германию в 1946 г. Анатолий Семенович сильно простудился. Дала знать о себе старая проблема   со здоровьем.  Солдата  комиссовали.   
 
  Домой…

«… Так случилось, что когда   документы  отправили в Лунино,   в районе костыляйского  моста,   на ту пору  сломанного, машина  слетела с  насыпи    временной плотины,  затопленной весенними водами, и   перевернулась.   Все мои документы пропали. Надо было проходить повторную комиссию. А когда? Столько дел было и в колхозе, и дома». 
Вскоре  после демобилизации А. Кирдяев женился.  Но  избранница его рано  умерла, оставив сиротами пятерых   детишек. Анатолий Семенович женился во второй раз. От второго брака у него родилась еще одна дочка.  Непросто было прокормить большую семью. Глава дома брался за любую работу.
«Я как тот Балда из сказки, работал на многих участках, — улыбается ветеран. —     Вербовался в Калининград, лес валить.  В своем районе  работал в колхозе, потом в совхозе, на тракторе и в животноводстве, на пилораме и на току.   Даже хлеб из лукошка сеял и вручную косил». 
Общий трудовой стаж у А. Кирдяева — более сорока лет.  К боевым наградам  добавились  и за мирный труд.
Вот такие они, представители  славного поколения, спасшие мир от фашизма.

Отредактировано Дворянкин С.А. (2017-11-27 09:30:40)