Плотников Михаил Иванович
Фото с сайта: http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=5618
Родился в 1891 году в посёлке Николаевский хутор в семье мещанина Ивана Кирилловича и Евдокии Никитичны Плотниковых. Крестил его в местной церкви знаменитый на всю асеевскую вотчину священник Платон Евгеньевич Лавров. А крестными были добрые люди - Яков Жоржиков и Александра Денисова.
В 1913 году успешно окончил курсы учебной команды при 45-ой артиллерийской бригаде (ныне артиллерийское училище в г.Пензе), стал канониром, получив первый офицерский чин подпрапорщика.
Результаты выпускных экзаменов, которые оценивались по 12-ти балльной системе, позволяли нашему герою-земляку продолжать свое военное обучение в Александро-Михайловской лётной школе при Михайловской артиллерийской академии.
Дело в том, что в 1898 году здесь был создан специальный класс, куда перевели 50 лучших юнкеров для подготовки к новому роду войск - авиации, который только-только зарождался. В 1915 году, после её окончания, в звании подпрапорщика Михаил Иванович Плотников прибыл на службу сначала в 7 Армейский Авиационный отряд II Гвардейского корпуса действующей армии. Уже полным ходом шла Первая мировая война.
Один почти авантюрный поступок привел нашего героя в стены престижных учебных заведений - Александро-Михайловской, а затем и Севастопольской летных школ. 28 сентября 1915 года, то есть через две недели после первого самостоятельного вылета, Плотников успешно сдает экзамен на звание «пилота-авиатора» и его переводят на более сложный и немного более быстроходный самолет - «Фарман‑VII». На нем нужно было сдать испытания по более сложной программе для получения следующего, высшего звания - «военного лётчика».
По-прежнему старательно тренируясь в полетах, не упуская ни одного дня с хорошей погодой, молодой лётчик продолжал, особенно в нелётные дни, усиленно трудиться над разработкой различных улучшений в проекте своего самолета. Среди этих занятий, поглощавших без остатка все его время, незаметно подошло и окончание программы обучения летной школы.
Наконец, 15 октября 1915 года Михаил Иванович отлично сдал экзамен на звание военного лётчика. За все время обучения у него не было ни одной аварии или хотя бы мелкой поломки, что было редчайшим фактом в практике авиационных школ того времени. В аттестации, вписанной в послужной список этого человека командованием Александро-Михайловской лётной школы, сказано: «Лётчик выдающийся, технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хороши... Школу окончил по первому разряду. Достаточно подготовлен к должности заместителя начальника отряда...». Первая мировая империалистическая война разразилась 19 июля (1 августа нового стиля) 1914 г. Она была неожиданной для русского населения, царская Россия была подготовлена к войне плохо.
Основными самолетами, состоявшими на вооружении русского воздушного флота в начальный период войны, были уже известные «Ньюпоры-IV», «Мораны». В этот же период имелись отряды, вооруженные бипланами типов «Фарман-XVI» и «Фарман-XV», «Блерио» и т.д. Бомбардировочная авиация была вооружена самолетами-гигантами отечественной конструкции и производства «Илья Муромец» - первыми в мире и непревзойденными до конца войны тяжелыми бомбардировщиками. К сожалению, господствовавшие в правящих кругах неверие во всё отечественное, как и слабость промышленности, затруднившая перевод заводов на производство новых типов самолетов, вели к тому, что вплоть до конца войны русские заводы продолжали строить самолёты иностранных систем.
Тем не менее, благодаря отличной выучке, мастерству и подлинному героизму летного состава, русская военная авиация с первых дней войны зарекомендовала себя как неоценимый помощник армии.
Русские летчики показали, что они умеют отлично справляться не только с заданиями по разведке и связи. На непревзойденной высоте, как показывают документы, стояли аэрофотосъёмка, точность бомбометания, а позже и воздушный бой. Лётчики-истребители одерживали в воздухе блестящие победы над противником, летавшим и в больших количествах и на лучших самолетах.
Свои первый и второй Георгиевские кресты лётчик Плотников получил как раз за то, что во время разведки львовских укреплений, ему удалось сохранить подбитую машину целой, дотянуть до своих и грамотно посадить её на небольшой ровной поверхности перед лесом. Сведения, доставленные лётчиками, были столь важными, что подпрапорщик Плотников был автоматически увеличен в чине. Кроме того лётчику, будучи одному в самолёте, было трудно вести наблюдение, фотографирование, бросать бомбы, стрелять, если понадобится, хотя бы из нагана или карабина.
В 1916-1917 гг. высшим фронтовым командованием были возбуждены ещё два ходатайства о награждении Михаила Ивановича Плотникова высшей в царской армии боевой наградой - орденом Георгия II и I степеней, что позволило ему получить почётное в то время звание полного Георгиевского кавалера. В 1918 г. лётчик Плотников состоял уже в III Авиационном парке РККВВФ на должности члена постоянной приёмной комиссии. В грозные революционные годы по вполне понятным причинам он скрыл свои награды, ставшие не популярными в новой России. Демобилизовался из армии в конце 1922года. Однако судьба этих крестов удивительна. Первый крест спас семью от голодной смерти в далёкие 30-е годы, а последний был продан 2 года назад. Но это уже другая история.
Источник: --
Плотников М.И. (второй справа). Фото сайта: http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=5618
Плотников М.И. (во втором ряду второй справа). Фото с сайта: http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=5618
СУРСК (Никольский Хутор), город районного подчинения (с 24.8.1953 г.). Расположен по обе стороны р. Суры. Площадь 55 кв. км. На 1.1.2006 г. – 7292 жителя. В 3 км от ж.-д. станции Асеевская, в 20 км к северу от г. Городище. Основан в 1849 г. помещиком Астафьевым как поселок Никольский Хутор при суконной фабрике. Крестьяне переведены из Кузнецкого уезда. В конце 1870-х гг. фабрику купил купец А.В. Асеев, который ее реконструировал и вложил средства в постройку железной дороги (поэтому ближайшая станция железной дороги называется Асеевская). Асеевские сукна пользовались успехом на крупнейших российских ярмарках. В 1880 г. при фабрике открылась школа, в 1899 г. – больница. В 1911 г. – Николаевский Хутор Наскафтымской волости, население состояло из двух общин бывших крепостных крестьян помещика Астафьева (107 дворов, 589 жителей), церковь, больница, фабричная школа, почтовая контора, базар; остальную часть хутора составляло некрестьянское население. В 1922-1926 г. появилось электрическое освещение, проведен водопровод, открыты клуб, библиотека, радиоузел. В 1928 г. Никольский Хутор переведен в категорию рабочих поселков. В 1930-е гг. произошло расширение фабрики и рабочего поселка, его благоустройство. В 1941 г. основан литейно-механический завод (на базе эвакуированного Вышневолоцкого механического завода «Пролетарский авангард»). Эти два предприятия и являются основными в городе, получившем название Сурск в августе 1953 г. Центр шерстяной промышленности области (комбинат «Красный Октябрь») производит драпы и пряжу. Полотно использовалось для создания диорамы «Сталинградская битва».
В 1992 г. предприятие преобразовано в АО «Сурская суконная фабрика» (2,5 тыс. работников). Литейно-механический завод (литье и другая продукция для предприятий текстильной промышленности) (700 работников). Передвижная механизированная колонна (ПМК-60) занимается строительством промышленных и гражданских объектов (на 1.1.1993 г. – 220 работников). Больница, поликлиника, фельдшерско-акушерский пункт, аптека, 4 школы, 2 дома культуры, 2 клуба, 4 библиотеки, спорткомплекс. Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Город богато озеленен, современная застройка чередуется в старых его районах с деревянными усадьбами.
Родина Героя Советского Союза, капитана, командира бомбардировочной авиаэскадрильи Виктора Васильевича Анисимова (1912-1941), который направил подбитый самолет на скопление боевой техники противника; в городе установлен памятник Герою, его именем названа улица. В Сурске жил и учился Герой Советского Союза П.Н. Емельянов. В городе живет и работает поэт Виктор Андреевич Макаров (род. в 1935 г. в Ленинграде, жил в г. Душанбе). На восточной окраине имеется древнее городище (местное название «Пугачев вал»).
Численность населения (по годам): в 1886 – 175 постоянных и 284 приписных жителей, в 1897 – 826, 1911 – 589, 1926 – 3566, 1931 – 4598, 1939 – 7222, 1.1.1946 – 9000, 1953 – 12500, 1959 – 10879, 1970 – 10145, 1979 – 9825, 1989 – 9902, 1993 – 10864, 1998 – 9700, 2010 – 6802, 2013 – 6974 жителя.
Лит.: Григорьев Н.Я., Сильченко О.М. Сурск. – Саратов, 1980.
Источник: http://www.suslony.ru/Penzagebiet/gorodishe2.htm
Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-06-21 23:05:25)