БАХМЕТЕВ
Николай Иванович
(10.10.1807 — 31.08.1891)Директор Придворной певческой капеллы, светский музыкант-любитель и церковный композитор, генерал-майор.
В своей рукописи «Записки и дневник Н. И. Бахметева», хранящейся в Российском государственном историческом архиве композитор пишет:
«Родился я в Пензе, в Лекарской улице, 10 октября 1807 года».
В те годы в Пензе жила Ольга Михайловна Мачеварианова (Мчемериани), урождённая Назарьева, дочь которой Александра Сергеевна вышла замуж за коллежского советника, помещика Саратовской губернии Ивана Николаевича Бахметева (ок. 1765-1830).
Н. И. Бахметева с Пензой связывало не только рождение в городе на Суре, но и многочисленные пензяки — случайные и постоянные спутники композитора. Его сестра Мария Ивановна Наумова жила в своём поместье Блохино Пензенского уезда, которое досталось ей в 1836 г. после раздела отцовской недвижимости.
Тётка Николая Ивановича Анна Сергеевна Мчемериани была замужем за саратовским губернатором Алексеем Давыдовичем Панчулидзевым и приходилась мачехой пензенскому губернатору Александру Алексеевичу Панчулидзеву. Н. И. Бахметев часто бывал в гостях у своей двоюродной сестры Ольги Алексеевны, состоявшей в счастливом браке с генерал-майором Егором Ивановичем Пашковым. Другая двоюродная сестра Анна Алексеевна была замужем за Львом Яковлевичем Рославлевым, от которого имела дочь Марию, вышедшую замуж за поэта, философа, общественного деятеля Николая Платоновича Огарёва.
Таким образом, Николай Иванович Бахметев по женской линии происходит из рода Панчулидзевых, заполнивших все ниши общественной и культурной жизни Пензенской губернии.
На концертах в Петербурге Н. И. Бахметев неоднократно встречался и общался с русским виолончелистом, организатором симфонического общества графом Матвеем Юрьевичем Виельгорским и композитором, симфонистом Михаилом Юрьевичем Виельгорским, богатые поместья которых находились в Керенском уезде Пензенской губернии.
Наконец, из всех знаменитых профессоров пансиона Московского университета, где учился Николай Иванович, самым памятным для него стал Дмитрий Матвеевич Перевощиков — уроженец Пензенского наместничества и воспитанник местного начального училища.
Детские годы Н. И. Бахметева прошли в Старой Бахметевке Саратовской губернии, где он получил первое соприкосновение с музыкой, играя на домашних концертах на скрипке. В 1820 г. отец отвёз его в Москву и определил в пансион Московского университета. Учебу в пансионе он успешно совмещал с уроками игры на скрипке у московских музыкантов Семёнова, Шацкого, Шпринга.
Дальнейшее образование Николай Иванович продолжил в Пажеском корпусе — военно-учебном заведении, основанном в 1755 г. Доступ в корпус был доступен лишь мальчикам из знатных дворянских родов, которые по окончании образования получали почётное придворное звание пажа. В декабре 1825 г. Н. И. Бахметев был направлен для прохождения военной службы в Конную гвардию, а 14 июня 1826 г. произведён в корнеты Павлоградского полка, командиром которого был полковник Егор Иванович Пашков, женатый на двоюродной сестре Николая Ивановича Ольге Алексеевне Панчулидзевой. В этом же полку офицерами служили мужья родной сестры Марии Ивановны и двоюродной — Ольги Николаевны Матхониной. Бахметев участвовал в войне с Турцией в 1828 г., во взятии Нахичевани, был отмечен орденом Св. Анны 3-й ст. с бантом.
В составе русского посольства находился в Константинополе, где создал первый в городе оркестр, посвятив его баронессе Отенфельс. Сам Николай Иванович выступал в качестве капельмейстера. Сослуживцем Н. И. Бахметева по Конной гвардии был зять М. И. Кутузова, впоследствии действительный тайный советник и обер-гофмейстер Фёдор Петрович Опочинин (1779–1852), родившийся в семье советника Пензенской палаты уголовного суда Петра Михайловича Опочинина (1760–1815) и Александры Фёдоровны, урожденной Ладыженской.
В 1842 г. Н. И. Бахметев подал прошение об отставке и был уволен с чином полковника.
Он сразу же перебрался в своё родовое имение — Старую Бекетовку. Перед отъездом в деревню он обвенчался с Елизаветой Николаевной Муравьёвой (1824-1868), дочерью тайного советника Николая Назарьевича Муравьёва.
Н. И. Бахметев писал, что в связи с внезапной смертью саратовского губернского предводителя дворянства Петра Ивановича Бекетова (1790–1848), женатого на его сестре Евдокии Ивановне (ок.1810-1893), «саратовское дворянство экстренным собранием (….) единогласно избрало меня своим губернским предводителем». В этой должности он состоял с 10 января 1848 г. по 25 декабря 1851 г.
Оказавшись в провинции, Н. И. Бахметев не отказывал себе в удовольствиях: завёл домашний театр, в штате которого присутствовали актёры различных амплуа — трагические и комические, любовники, слуги, резонёры, конфиденты. Помимо театра сферу развлечений Бахметева дополняли хор и оркестр, музыкальные концерты которых принесли Николаю Ивановичу известность.
В 1861 г. по предложению министра императорского двора графа Владимира Фёдоровича Адлерберга Н. И. Бахметев в соответствии с желанием императора Александра II занял пост директора Придворной певческой капеллы, сменив композитора и дирижёра, автора музыки национального гимна России Алексея Фёдоровича Львова. В этой высокой и почётной должности он пробыл до 1883 г., организовав первое музыкально-концертное общество. В 1866 г. Н. И. Бахметев удостаивается придворного звания камергера Высочайшего двора, а в 1872 г. становится гофмейстером с возложением обязанностей управления дворцовым хозяйством и штатом придворных.
Николай Иванович вошёл в культуру России как автор 116 музыкальных произведений, из которых свыше 50 носят церковное содержание. Он выпустил сборники обихода церковной службы «Ирмология», «Октоих», признанные классическими образцами церковной музыки.
ахметева и игумена Иринея в Кишинёве в 1817 г. было учреждено Библейское общество, президентом которого стал Алексей Николаевич. В 1826 г. Ириней (в миру Иван Гаврилович Нестерович (1783–1864) был назначен в род-ную А. Н. Бахметева Пензу, где хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского.
11 сентября 1825 год — указом императора Александра I было образовано Нижегородское генерал-губернаторство, включавшее в себя пять губерний: Нижегородскую, Казанскую, Пензенскую, Саратовскую и Симбирскую. Генерал-губернатором был назначен генерал от инфантерии Алексей Николаевич Бахметев. В декабре 1828 г. по случаю окончания генерал-губернаторских полномочий его ввели в состав Государственного Совета. Имя героя многих боевых сражений А. Н. Бахметева было занесено на памятную плиту в Храме Христа Спасителя.
Дочь Алексея Николаевича от первого брака с графиней Викторией Станиславовной Потоцкой — Варвара Алексеевна (1816–1896) была замужем за лейб-гвардии полковником Конного полка Валерианом Григорьевичем Столыпиным (1807–1892), сыном пензенского губернского предводителя дворянства Григория Даниловича Столыпина (1773–1829).
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 39-40.Истчоник: http://penzahroniki.ru/index.php/spravo … 31-08-1891
Никола́й Ива́нович Бахме́тев (иногда Бахме́тьев; 1807, Пенза — 1891, Санкт-Петербург) — русский композитор и скрипач; гофмейстер, действительный статский советник.
Биография
Из известного дворянского рода Бахметевых: отец — Иван Николаевич Бахметев (ок. 1765—1830), коллежский советник, помещик Саратовской губернии; мать — Александра Сергеевна Бахметева (урождённая Мачеварианова)[1]. В семье было ещё 5 дочерей: Александра (ок. 1802 — ?); Мария (ок. 1805 — ?), в замужестве — Наумова; Анна (ок. 1806—1841), в замужестве — Бутягина; Евдокия (ок. 1810—1893), в замужестве — Бекетова; Екатерина (ок. 1813 — ?), в замужестве — фон Гардер.
Довольно рано обнаружил музыкальные способности: на 12-м году, когда он был отдан в Москве в пансион Вейденгаммера, где впоследствии воспитывался Иван Сергеевич Тургенев, Николай уже хорошо играл на скрипке, исполняя отчетливо и чисто сочинения Роде, Виотти и др. Его учителем на скрипке был известный скрипач Бём, а теории — Швейнке и Шрейнур. С 1823 года, в Саратове, с ним на дому занимался будущий директор Саратовской гимназии (в 1825—1831 и 1834—1837 гг.) Яков Александрович Миллер (с ним и с его товарищами, братьями Загоскиными, занимались также и другие профессора и учителя гимназии).
Николай Бахметев был с детства записан в Пажеский корпус, во внимание к отличной службе его родственника Андрея Аркадьевича Бахметева; в декабре 1825 года выдержал в Пажеском корпусе экзамен и 14 июня 1826 года был произведён в корнеты Павлоградского гусарского полка, с которым принимал участие в кампании 1827 года, состоя в армейском гусарском полку. В 1829 году состоял при посольстве князя А. Ф. Орлова в Константинополе, когда был заключён Адрианопольский мирный договор. В течение двух лет (до 20 января 1832 года) был адъютантом командира 1-й бригады гвардейской Кирасирской дивизии, генерала-адъютанта графа Орлова; затем, некоторое время, адъютантом Ф. П. Оффенберга.
С 1833 года Николай Иванович Бахметев служил в лейб-гвардии, в элитном Конном полку, квартировавшем тогда в Стрельне; в том же году был награждён, в числе прочих офицеров, орденом Белого Орла. В 1838 году, продолжая службу в том же полку и ведя вполне беспечную, свойственную офицерам гвардии того времени, жизнь, Бахметев из любопытства посетил концерт норвежского скрипача-виртуоза Оле Булля, игравшего на скрипке собственного изобретения, — и был буквально потрясён. Позже Бахметев писал[2]:
« Новизна стиля, качество звука, мощность, разнообразие смычков, между тем, легкость, с которою он все исполнял, — меня все это так поразило, что все вместе взятое вполне завладело мною, и я остался навеки его поклонником, и впоследствии так был одушевлен, что все мои после того сочинения носили отпечаток его стиля, исключая только то, что я не усвоил себе ни его грифа, ни подставки, ни смычка... »
Николай Иванович Бахметев
Первая пьеса, которую он, находясь под впечатлением от игры Булля, вскоре написал, была фантазия для скрипки на мотив из оперы Беллини «Норма»; Бахметев сыграл эту пьесу на вечере у жены флигель-адъютанта П. К. Александрова — Анны Александровны; среди гостей на этом вечере были и «несравненная» оперная певица Генриетта Зонтаг, и «царь виолончелистов» Франсуа Серве и Великий князь Михаил Павлович. — Бесспорный успех Бахметева на этом вечере послужил ему сильным толчком к дальнейшему сочинительству и авторскому исполнению[2].В 1839—1841 годах он много играл в публичных концертах, иногда в один вечер в 2 залах; аккомпанировали ему Фольвейлер, Герне, Шрейцерн, Легран. На концертах присутствовали члены Императорской фамилии.
Летом 1841 года он встретился с Елизаветой Николаевной Муравьёвой, дочерью Н. Н. Муравьёва, которая в следующем году (12 июня 1842 года) стала его женой. Выйдя в отставку с чином полковника, он переехал в своё саратовское имение, где создал из крепостных хор и оркестр. Шесть лет, с осени 1848 года, состоял саратовским губернским предводителем дворянства. В имении давались оперы и концерты; в последних была, между прочим, исполнена 9-я симфония Бетховена — факт весьма любопытный для тогдашнего времени.
В 1861 году Н. И. Бахметев был назначен на место А. Ф. Львова директором Императорской певческой капеллы. При вступлении в должность, «во уважение к прежней службе губернским предводителем», он был награждён чином статского советника, — миновав полагавшийся по закону чин надворного советника[2].
В должности директора капеллы произошло у Бахметева анекдотическое недоразумение с П. И. Чайковским. Воспользовавшись правом цензуры, дарованным ещё императрицей Екатериной II лично Д. С. Бортнянскому, Бахметев запретил исполнять на богослужении новую литургию Чайковского, только что изданную. Запрет этот отменили через суд[2].
В 1864 году Н. И. Бахметев был произведён в действительные статские советники, в 1866 году пожалован званием камергера, через два года удостоен ордена Св. Станислава 1-й степени[3].
В 1872 году директор капеллы Н. И. Бахметев был пожалован чином гофмейстера Высочайшего двора, а в 1874 году получил орден св. Анны 1-й степени. В том же году награждён мекленбургским орденом Вендской короны со звездой (по случаю бракосочетания Великой Княгини Марии Павловны с Великим Князем Владимиром Александровичем). В 1879 году он получил орден Св. Владимира 2-й степени.
На композиторском поприще обнаружил большую плодовитость. Он написал 52 церковных сочинения, 47 светских (русские и французские романсы), квартет для струнных инструментов (D-dur), одну симфонию (G-moll), 13 сочинений для скрипки и 4 для фортепиано, всего до 120 сочинений. Из его романсов особенной популярностью пользовались в 1840-е и 1860-е годы:
«Борода ль моя, бородушка»,
«Ты душа ль моя» и
«Песнь ямщика».Из духовных произведений Бахметева более выделяются его эффектные «Херувимские», хоровое исполнение которых представляет немалые трудности.
В 1883 году покинул пост директора Императорской певческой капеллы.
В 1887 году Николай Иванович составил подобие мемуаров, озаглавленных «Записки и дневник Н. И. Бахметева»; рукопись этих «Записок» сохранилась в архивах и в 2003 году, после научной обработки, была впервые опубликована. Воспоминания композитора охватывают период с 20-х до 80-х годов XIX века и полны интересных подробностей о военной службе и светской жизни автора[2].
Семья
Жена — Елизавета Николаевна Муравьёва (1824—1868) Дети:
Иван (12.3.1843— 1844)
Александра (1845—1845)
Мария (1849—1896), была в 1877 году пожалована во фрейлины к Императрице Марии Александровне; вышла замуж за Владимира Васильевича Оржевского.
Николай (1852—?)Источник: Википедия