Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



>13-й запасной истребительный авиационный полк

Сообщений 1 страница 26 из 26

1

13-й запасной истребительный авиационный полк. Википедия

13-й запасной истребительный авиационный полк (13-й зиап) — учебно-боевая воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА, занимавшаяся обучением, переподготовкой и переучиванием лётного состава строевых частей ВВС РККА в период боевых действий во время Великой Отечественной войны, осуществлявшая подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах Як.

Создание полка
13-й запасной истребительный авиационный полк формировался в период с 20 июля по 5 сентября 1941 года в ВВС Приволжского военного округа в городе Кузнецк Пензенской области[1].

Основное назначение полка
13-й запасной истребительный авиационный полк осуществлял подготовку маршевых полков и отдельных экипажей на самолетах типа Як[1].

Расформирование полка

13-й запасной истребительный авиационный полк 23 августа 1945 года был расформирован в Бобруйске[1].

В составе соединений и объединений
Период          Округ                                      армия           дивизия                                           примечание
20.07.1941 г. Приволжский военный округ    ВВС округа
23.12.1941 г. Приволжский военный округ    ВВС округа   3-я запасная авиационная бригада
07.08.1944 г. Белорусский военный округ     ВВС округа
23.08.1945 г. Белорусский военный округ     ВВС округа                                                          расформирован

Подготовка лётчиков
Процесс переучивания лётного состава был типовым: с фронта отводился полк, потерявший большое количество лётного состава, производилось его пополнение до штатных нормативов, лётчики переучивались на новую материальную часть. Полк получал новые самолёты и снова отправлялся на фронт. Таким образом, запасной полк распределял самолеты, поступающие с заводов и с ремонтных баз.
В целях приобретения боевого опыта командно-инструкторский состав запасных авиационных полков направляли в авиационные полки действующей армии.

Базирование
Период                      Аэродром
07.1941 — 08.1944    г. Кузнецк[1] Пензенской области
08.1944 — 08.1945    г. Бобруйск[1] Белорусской ССР

Самолёты на вооружении
Период            Самолеты
1941 — 1945   Як-7УТИ
1944 — 1945   Як-9
1941 — 1943   Як-1

Подготовленные полки
11-й истребительный авиационный полк
20-й истребительный авиационный полк
27-й истребительный авиационный полк
32-й истребительный авиационный полк
161-й истребительный авиационный полк (сформирован 18.08.1941 г. на Як-1)
161-й истребительный авиационный полк (09.10.1941 — 05.12.1941, доукомплектован)
161-й истребительный авиационный полк (с 16.06.1942 г.)
179-й истребительный авиационный полк (22.10.1943 — 18.11.1943, Як-1 и Як-9)
236-й истребительный авиационный полк
269-й истребительный авиационный полк (11.07.1943 — 06.11.1943, Як-1)
347-й истребительный авиационный полк (с 16.11.1942 по 05.01.1943)
368-й истребительный авиационный полк
427-й истребительный авиационный полк
431-й истребительный авиационный полк (15.12.1942 — 17.04.1943, Як-7б)
483-й истребительный авиационный полк (23.08.1943 — 06.09.1943, Як-7б)
484-й истребительный авиационный полк (сформирован 10 ноября 1941 года в полку на Як-1)
484-й истребительный авиационный полк (10.03.1943 — 10.06.1943, доукомплектован)
517-й истребительный авиационный полк (11.1941 — 02.1942)
518-й истребительный авиационный полк (с 25.10.1943 по 04.02.1944, доукомплектован)
627-й истребительный авиационный полк (сформирован 09.11.1941, И-16)
754-й истребительный авиационный полк (сформирован 01.1942 - 06.1942, Як-1)
770-й истребительный авиационный полк (с 24.02.1942 по 10.04.1942, Як-1)
770-й истребительный авиационный полк (с 20.06.1942 по 21.09.1942, расформирован[2])
795-й истребительный авиационный полк (с 12.03.1942 по 25.04.1942, Як-1)
795-й истребительный авиационный полк (с 01.06.1942 по 21.09.1942, 1-я эскадрилья направлена на доукомплектование 875-го иап, 2-я аэ — 517-го иап (при 8-м зиап) [3][4])
929-й истребительный авиационный полк (с 24.08.1942 г., расформирован[5][6] 18.09.1942 г.)

Награды
В период нахождения на переучивании и переформировании 269-й истребительный авиационный полк за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года награждён орденом Красного Знамени.

Примечания
1. ↑ 1 2 3 4 5 Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 919. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
2. ↑ шифротелеграмма № 221/986 от 08.09.1942; директива НШ ПриВО № орг/004278 от 17.09.1942 г.
3. ↑ Шифротелеграмма № 221/986 от 09.09.1942 г.
4. ↑ Директива НШ ПриВО № орг/004278 от 17.09.1942 г.
5. ↑ Шифротелеграмма № 221/986 от 09.09.1942 г.
6. ↑ Директива НШ ПриВО № орг/004278 от 17.09.1942 г.

Литература
Коллектив авторов. Перечень № 12 авиационных полков Военно-воздушных сил Красной армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Покровский. — Министерство обороны СССР. Военно-научное управление Генерального Штаба. — Москва: Воениздат, 1960. — Т. Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. — 96 с.
Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 919. — 944 с. — ISBN 978-5-9955-0707-9.

0

2

Золотов Александр Леонтьевич служил с декабря 1942 по август 1943 в 13 запасном истребительно авиаполку в г. Кузнецке, с августа 1943 по май 1946 - в составе 269 истребительного авиаполка в должности стрелка авиавооружения, обеспечивал боевые вылеты самолетов Як-1, Як-9, Як-9у.
Цыбизов Михаил Михайлович мастер авиавооружения 13-го запасного истребительного полка с 1943г. до конца войны. Демобилизован в 1951.

Отредактировано простомария (2018-06-07 06:07:25)

0

3

Михеев Виктор Илларионович
из статьи В.Шумова "Таран в ночном небе" в газете «Красное знамя» за 20 июля 1982 года:

Михеев А.В. написал(а):

Михеев окончил училище [Энгельсское военное авиационное училище] летом 1939 года. В память об этом событии он прислал родным свою фотографию. Никто не думал тогда, что эта фотокарточка окажется единственной реликвией в семье Михеевых.         
После окончания училища Виктор Михеев служил младшим летчиком в 162-м резервном авиационном полку, затем командиром звена 13-го запасного авиаполка. В 1941 году коммунисты авиационной части приняли его в ряды ленинской партии.         
С 4 июня 1941 года младший лейтенант Михеев находился в летних лагерях близ города Гомеля в Белоруссии. Здесь и застала его весть о войне. Однако впервые сразиться с фашистскими стервятниками молодому летчику довелось не скоро, лишь 25 октября 1942 года. Уже в том первом воздушном бою командир звена 897-го истребительного полка Михеев проявил себя как хладнокровный, находчивый и мужественный воин.

отсюда получается, что 13 ЗАП был сформирован еще до начала войны, место постоянной дислокации в статье не указано.

0

4

Добрый день, "ПростоМария"!  Позвольте, я с Вами не согласен. 13 ЗИАП был сформирован после начала ВОВ. Первым командиром был капитан Солопов. В 1943 году - 13-й авиаполк - в/ч 30036... В 1944 году полк "ушел" в Бобруйск, а на его  "фонды" пришла 67-я авиашкола воздушных стрелков из Куйбышевской области. Эта школа действовала до лета 1947 года.

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-07-23 10:57:59)

0

5

Сергей 1963 написал(а):

Добрый день, "ПростоМария"!  Позвольте, я с Вами не согласен. 13 ЗИАП был сформирован после начала ВОВ. Первым командиром был капитан Солопов.

Здравствуйте, Сергей. Пока это не аргументировано, поэтому оставляю как вопрос.
В Википедии стоит дата формирования - июль 1941, со ссылкой на энциклопедию 2014г.
По воспоминаниям В.И.Михеева, он уже был в части на начало июня 1941, т.е. где-то за месяц до войны.
Воспоминания спустя 40 лет, конечно, могут быть ошибочны; составители энциклопедии тоже не известно откуда брали информацию.
Поэтому желательно бы увидеть официальный документ, т.е. приказ о формировании.

0

6

Добрый вечер, Мария!   Уже прошло несколько лет, как я работал по этому полку в чит.зале ЦА МО.....Данные оттуда... Можете сомневаться, а можете проехать и удостовериться... Спасибо за "контроль".

См.также Гафиатуллин (Гафиятулин) Газиззян (Газизян) Шарипзянович (Шаринзянович)

Отредактировано Дворянкин С.А. (2018-08-01 00:53:50)

0

7

Здравствуйте, Мария, Сергей Васильевич!

Мария, утверждать, что В.И.Михеев был в 13-м зиап в начале июня 1941г. по тексту статьи, на мой взгляд, нельзя:

простомария написал(а):

После окончания училища Виктор Михеев служил младшим летчиком в 162-м резервном авиационном полку, затем командиром звена 13-го запасного авиаполка.
В 1941 году коммунисты авиационной части приняли его в ряды ленинской партии.         
С 4 июня 1941 года младший лейтенант Михеев находился в летних лагерях близ города Гомеля в Белоруссии. Здесь и застала его весть о войне.

Здесь может быть в статье нарушен хронологический порядок или так неудачно скомпонован текст. Где Кузнецк и где Гомель!
Вот 162-й рап базировался перед войной в Белорусской ССР - см. http://allaces.ru/sssr/struct/p/resap162.php :

162-й резервный авиационный полк

Входил в состав ВВС Западного ОВО.
Перед началом войны полк базировался в Зябровке, Бронном, Холмиче.
К 22.06.41 г. на вооружении имел 64 самолета И-16, И-153, СБ (из них 8 неисправных).
В первые недели войны перебазирован из Белоруссии в Казань, перевооружен бомбардировщиками Пе-2 и переформирован в 9-й зап.

Источники информации:
1. РККА.
2. Иванов А.А. Авиаторы Татарстана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — Казань, изд-во "Память", 2000.

Сергей Васильевич, пожалуйста, давайте обходиться без предложений проехать и удостовериться. У Вас сохранились ссылки на источники информации? Может быть, копии документов сохранились?
Если у кого-то из наших экспертов или посетителей сайта имеются вопросы или сомнения, пожалуйста, давайте отвечать без обиняков и конструктивно.

0

8

Дорогие друзья!  Дополнительно сообщаю о том, что имеется на флешке. Первым командиром 13 ЗИАПа - с 20.07.1941 года назначен капитан СОЛОПОВ Иван Тихонович. Далее, с 10.11.1941 года - майор Лагутин Петр Иванович. А с 10.05.1942 года командиром стал - майор (затем п/п-к) Крикун Григорий Михайлович. 
    По 67-й авиашколе.....   Первым командиром в Кузнецке был - п/п-к Макаров Дмитрий Кузьмич. Вторым являлся п/п-к Шумейко Андрей Андреевич....  Бывший начальник штаба ДИТЮК захоронен в Кузнецке.   
    P.S.  Сносок и ссылок на вышеуказанную инфу (на флешке) не имею. Как говорится, чем богаты...Извините..

+1

9

В начале сентября 2015 года, на базе Посельского БДЦ, областное правительство (во главе - зам.пред.Пуликовский) проводило выездную встречу с населением. НП "Землячество Кузнецкого района" тоже обратилось к нему  со своим предложением. Оно касалось  увековечивания памяти авиаторов, погибших в годы ВОВ. Таких военнослужащих набирается что-то около 30 человек. Могу ошибаться, так как в свое время неполностью отработал в ЦАМО архивное дело 13  ЗИАПа (аварии и катастрофы). После окончания войны, уже в мирное время были потери 67-й авиашколы. Например, курсант Шишкин (Саратов.обл) погиб при выполнении парашютных прыжков. Затем в сентябре 1950 года погиб ст.лейтенант Олейник. Он проходил службу в Кузнецком авиационном учебном центре. К сожалению, наше предложение тогда  "не прошло" и осталось только на бумаге. В настоящее время бывший аэродром  планируется к малоэтажной застройке.

http://sd.uploads.ru/t/TZ0M1.jpg

0

10

http://s3.uploads.ru/t/uyN3e.jpg

1950-60-е годы. Кузнецкий аэродром. Кузнецкий авиационный учебный центр. Начальник - фронтовик, полковник Зазаев Александр Васильевич (в центре, в кителе). Умер и похоронен в Кузнецке.

+1

11

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Сергей 1963 написал(а):

В настоящее время бывший аэродром  планируется к малоэтажной застройке.

А где территориально находится/находился аэродром? Можете показать на карте?

0

12

Сергей Васильевич, на спутниковом снимке это там бетонная взлётка видна?
http://sh.uploads.ru/t/AKjhF.jpg
Источник: Яндекс.Карты.

0

13

http://s8.uploads.ru/t/pAi3r.jpg

+1

14

Доброе время суток! Рядом с селом Козляковка располагался полевой аэродром 13-го запасного ист.авиационного полка. В полку было две аэродромно-технические роты. Одна "стояла" в Козляковке, а другая в Кузнецке. За годы существования аэродрома имелись случаи аварий и катастроф. Например, 23 августа 1941 года взлетел на самолете Як-1 пилот Зубков Василий Алексеевич (г.Конотоп, 1916 г.) и потерпел аварию. Самолет сгорел, а лейтенант Зубков погиб. После окончания ВОВ 1941-45, земля использованная под аэродром так и осталась в ведении МО СССР. Может быть лет 20-25 назад, вроде бы была возвращена местной исполнительной власти.

Отредактировано Сергей 1963 (2018-10-02 20:49:31)

+1

15

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Спасибо за информацию!

В распоряжении 13-го зиап были 2 (Два) аэродрома или были ещё? Зубков В.А. погиб на аэродроме в Козляковке? Где был захоронен Зубков В.А. известно?

0

16

Сергей 1963 написал(а):

Например, 23 августа 1941 года взлетел на самолете Як-1 пилот Зубков Василий Алексеевич (г.Конотоп, 1916 г.) и потерпел аварию. Самолет сгорел, а лейтенант Зубков погиб.

по донесениям - Александрович
Зубков Василий Александрович

0

17

Добрый вечер, Мария и Сергей Анатольевич!  Да, были еще аэродромы. В Чирчиме и в Пугачеве. Вот только я не знаю точно: все они были в одно время или же их количество "росло" постепенно... Когда сформировали 13-й ЗИАП, то для его обслуживания, как это водится в авиации, был БАО (батальон аэродромного обслуживания). Так вот, этот 741-й БАО просуществовал до января 1942 года. Затем его расформировали и создали отдел МТО. По месту захоронения: точных данных у меня нет. Труп пилота сильно обгорел. Есть с места трагедии фотки. Они хранятся, как и весь материал расследования, в фонде 13-го ЗИАПа, дело аварий и катастроф. Естественно, в деле не только одна эта катастрофа. Позднее, как буду дома, то могу прислать сюда - Основание....Однако, мне думается, что его захоронили на сельском кладбище, в Козляковке. Пару лет назад, я запрашивал у ЦАМО фото нескольких офицеров, наших земляков, из их личных дел. Так вот, мне прислали их документы, в т.ч. и на Зубкова. Отчество - Алексеевич...   Спасибо..
         P.S.  После окончания войны, этот полевой аэродром использовался Кузнецким авиационным учебным центром.

Отредактировано Сергей 1963 (2018-10-03 21:45:15)

+1

18

Здравствуйте, Сергей Васильевич!

Спасибо!
Будем ждать документы, в т.ч. и на Зубкова.

0

19

Сергей Анатольевич, добрый вечер!   В январе 1942 года, из личного состава 741 БАО, умерли : Бессонов Тимофей Иванович 1907-06.01.42; Бабников Федор Сергеевич 1914-06.01.42; Синцов Александр Тимофеевич 19 ? - 15.01.42

+1

20

Доброе время суток! 741 БАО, под командованием майора Сорокина Сергея Ефимовича, приказом 09 от 28.01.42 был расформирован. Все службы стали службами отдела МТО. Аэродомно-техн.роты 196-я рота и 197-я остались самостоятельными. ПАРМ (перед.аэрод.ремон.мастерские) возглавлял Ильинский Александр Леонидович.

0

21

Продолжение. В с.Козляковка "стояла' одна из АТР. Номер в моих бумагах не сохранился.20 июля 1942 года с аэродрлма Козляковки взлетел И-15 бис. Пилот сержант А.А.Каримов.  Потерпел катастрофу . Пилот выжил. Документы об авиакатастрофах- фонд 13-го зиап, опись 71945, дело 2, коробка 10265. Там указаны авиапроишестаия на всех аэродромах 13-го авиаполка. Со многих аварий имеются фото.

+1

22

Всем доброе время суток! В декабре 1941 года, в 13-й ЗИАП прибыл молодой пилот Охай Григорий Ульянович, 1917 года рождения. Почти три года он обучал в Кузнецке других пилотов "обращению" с самолетами Яковлева.  Конечно, при этом и сам набирался опыта, оттачивая свои лётные навыки. Быстрому становлению способствовали его фронтовые стажировки в Действующую армию. Вскоре, после окончания ВОВ, на капитана Г.Охай выпала еще одна война - в Корее. За сбитые 7 американских самолетов Григорию Ульяновичу была вручена Золотая Звезда  "Героя Советского Союза". Общее количество сбитых самолетов неприятеля - 11. Умер Г.У.Охай в 2002 году...

+1

23

24

https://i.imgur.com/kYmG0Ecm.jpg

На земле, в небесах и на море
вторник в 12:30

"Сбил 3 американских самолета и поступил, как мужчина". Подвиг и трагичная гибель отца генерала Сергея Суровикина
***
"Когда Сергей Владимирович был командующим Восточным военным округом, он постоянно приезжал на могилу своего отца" – пишет один из наших военкоров
В 1941 г. младшему лейтенанту Владимиру Суровикину было всего 20. В том же году он окончил летное училище, а в 1942 его направили летчиком-инструктором в г. Кузнецк. Там он подготовил не один десяток советских асов, и за добросовестное выполнение обязанностей получил медаль "За боевые заслуги".

Во время Великой Отечественной Владимиру Суровикину в боях участвовать не приходилось. Однако упущенное он наверстал в ходе Корейской войны.

Освоив пилотирование на реактивных "МИГах", Суровикин трижды в воздухе встречался с американскими пилотами. И трижды выходил из боев победителем.

"В октябре 1951 г. в небе схлестнулись 24 наших МИГа и 26 американских F-86. Лейтенант Суровикин и капитан Бахаев сбили в том бою два американских самолета" – утверждает писатель И. Сейдов в книге "Красные дьяволы в небе Кореи".
После войны Владимир Суровикин служил летчиком-испытателем. За успешные полеты на новейших самолетах Владимира Суровикина наградили орденами Красного знамени и Ленина.

В 1966 г. летчик геройски погиб. У самолета, на котором осуществлял полет Суровикин, отказал двигатель. Был получен приказ катапультироваться. Владимир Иванович делать этого не стал – самолет летел прямо на жилые дома. В последний момент Суровикин изменил направление самолета... Разбился пилот в безлюдном месте и спас тем самым десятки жизней простых людей.

За этот подвиг Суровикина наградили орденом Ленина посмертно.

Через несколько месяцев после гибели у Владимира Суровикина родился сын – Сергей.

См. : https://my.mail.ru/community/ground_sky … AD803.html

0

25

Всем доброго времени суток ! Самый известный "выходец" из 13-го ЗИАП - генерал-лейтенант Кадомцев  А. Л. (1920-1969), уроженец села Подхватиловка... с 1964 - Кадомцево... Ныне село не сохранилось.. Было переименовано в честь "ГСС" Анатолия Ивановича Кадомцева (1918-1944). Анатолий Леонидович являлся Командующим авиацией ПВО СССР и погиб в результате полета на МИГ-21 П (перехватчик) в Астраханской области.  Похоронен на Новодевичьем кладбище г.Москвы. Самым результативным летчиком Корейской войны (из ур.Пензенской области) - Шеламонов Николай Константинович (1915). Он уроженец Лунинского района. Сбил пять американцев...Дважды награжден орденом "БКЗ".  Жил и умер в Киеве в 1998 году.

Отредактировано Сергей 1963 (2023-03-01 18:45:16)

0

26

Продолжение корейской темы...  Был такой лётчик Понамарёв Михаил Сергеевич (1920-2006, Херсон). Успел повоевать и летчиком, и "пехотинцем"...Был возвращен в авиацию...Служил некоторое время в 13-м запасном авиаполку... Воевал в Корее...Также как и Охай, получил золотую Звезду Героя Советского Союза.

Отредактировано Сергей 1963 (2023-03-02 22:33:47)

0