http://www.trud58.ru/news-13-3461.html

     Мой дед Иван Ермин
               http://www.trud58.ru/images/news/news_text_3461_12516_ded300.jpg

      Деда нет вот уже 16 лет, но остались на память фото военных лет, медали, красноармейская книжка, да удостоверение "За участие в героической обороне Сталинграда".
В моей памяти всплывают дедушкины скупые рассказы о войне. Призвали на войну Ивана Федоровича Ермина в 28 лет, 10 июля 1942 года. Благословила его мать, повесив крестик. А как мы знаем из истории, 17 июля 1942 г. началась Сталинградская битва. Гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград. Выйти к Волге, по которой можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. И мой дед вместе с однополчанами ценой неимоверных усилий должен был сдерживать натиск врага. Было невыносимо тяжело, но согревала мысль о том, что дома его ждут. И с этой мыслью шел в бой, переносил все тяготы солдатской жизни. Не было боевого опыта, недостаток боеприпасов, еды, сказывалось и осадное положение Сталинградской области.
Восемь месяцев от дедушки не было вестей. Бабушка, Анна Федоровна, рассказывала, как бомбили Сталинград, слышно было в селе, люди вставали на возвышенность и смотрели в сторону Сталинграда, где все сияло заревом, молились за своих мужей, братьев, сыновей, проклиная фашистов. Над нашим селом пролетали вражеские самолеты, неся смертоносные бомбы.
Дед рассказывал, как копали окопы, не ели несколько дней, вместо обуви – обмотки на ногах, как первый раз ел жареного ёжика. У мертвого немецкого солдата тушенка, шоколад, колбаса, добротная одежда. Приказано ничего не брать, все отравлено. Потери были огромные. Дед находился в одном окопе с другом, который был из села Александровка, их сближало не только соседство сел, были общие знакомые, пуля просвистела над головой в один миг и... друга не стало. Победа была за нами.
28 июля нарком обороны И. В. Сталин издал приказ №227, известный больше как "Ни шагу назад!".
Великая битва закончилась разгромом врага, увы, ценой жизни миллионов людей. Пленные шли, их не охраняли усиленно, куда им деваться в 35-градусный мороз, шли, умирали, живые шли дальше. У моего дедушки было осколочное ранение. Осколок в его руке жил с ним до конца его жизни. В мирное время он давал о себе знать. Когда менялась погода, рука ныла. Я помню, когда была школьницей, 9 мая приходила к деду, он, стесняясь одевал костюм с медалями, и мы отправлялись с ним на праздничное мероприятие.
После войны дед прожил еще долго, и я бережно храню не только пожелтевшее фото, на которых запечатлен мой дед, но его истории о войне, и рассказываю их нашей молодежи в клубе. Чтобы не забывали, потому что память о Великой Отечественной войне должна  сохраниться,  чтобы  не  повторилась  та  страшная  беда,   которая пришла в 1941 году.

Надежда ВАНЬКОВА,  с. Ключи.