Почивалова (в девич. Халдеева) Александра Степановна
http://nijniylomov.bezformata.ru/listne … /18913539/
Счастливая жизнь!
В последнее время, когда по указу Президента старожилов, достигших 90-летнего возраста, стали официально поздравлять с днём рождения, мы не раз писали о наших земляках. Вернее сказать, о землячках: мужчин, достигших такого возраста, до обидного мало. И всякий раз, когда мы пишем о наших дорогих юбиляршах заметки, на газетную страницу невольно проскальзывает слово «бабушка»: ещё бы, 90 лет – это ведь без малого целый век! К такому рубежу многие приходят действительно глубокими бабушками, измученными трудами и болезнями.
А вот об Александре Степановне ПОЧИВАЛОВОЙ написать в материале «бабушка» рука почему-то не поднимается! Ибо ни долгие годы, ни лишения, ни война, ни болезни оказались не властны над ней. До глубокой старости она сохранила красоту. В свои 90 лет Александра Степановна – просто пожилая женщина. И верится, что именно внутренняя красота, красота души и позволила сохранить ей красоту внешнюю.
Из «кулаков»
Родилась Саша в пригородном селе Кривошеевка, в семье, где, кроме неё, было ещё трое детей: сестра и два брата. Детство девочки выпало не только на переломный период в жизни страны, когда новая власть устанавливала новые порядки, но и на сиротство, порождённое этой властью. Ей было 13 лет (Саша – старшая из детей), когда отца Степана Николаевича ХАЛДЕЕВА сначала раскулачили, а потом посадили на 10 лет. Мать осталась беременной с тремя ребятишками на руках. Вся вина «кулаков» в том, что у них были корова, лошадь и дом под железной крышей – обычная русская крестьянская работящая семья, какими тогда славилась Россия. Но справедливость в селе устанавливали поддерживаемые новой большевистской властью самые распоследние в Кривошеевке люди – Огонь и Даданя. Выгребали у людей всё подчистую. Единственную ценную вещь – разноцветное стёганое одеяло – мать Анастасия Ивановна успела отнести к соседке на сбережение. Хотя могла бы и не делать этого: на следующий день соседка вынесла одеяло на улицу, расстелила на траве и насажала ребятишек: «Како тако одеяло? Это моё!» – и владелице его больше не вернула.
Семья из дома, который отобрало государство, переселилась в «выход» – каменный подвал, какие строились в сёлах рядом с домами. В память на всю жизнь врезалось, как мать, затемно уходившая на работу в колхоз, где трудилась за «палочки», затемно и возвращалась: придёт, корову подоит и в чём есть, не раздеваясь, валится спать на земляной пол. Домашнее хозяйство было на детях: травы корове нарвать, воды принести, огород прополоть, за младшим Васяткой приглядеть.
Плакали денежки…
А отец в это время добывал уголь на Воркутинской шахте, где его однажды завалило, так что память на всю жизнь на лице осталась в виде синих следов. Потом заключённого приметил еврей-фармацевт и взял работать к себе в аптеку. К выходу на свободу, а это случилось в 1947 году, заработал Степан Николаевич 5 тысяч рублей, радовался, что снова сможет поставить дом для своей бедствующей семьи. А вернулся домой, тут и денежная реформа грянула. Пропали бережно копимые долгие десять лет денежки. Побежала было жена в магазин, хоть материи какой купить, да и тут ничего не вышло. Чтобы заработать на дом, нанялся Степан Николаевич пастухом к односельчанам: в колхозе за «палочки» много не заработаешь. Потом трудился грузчиком в «Заготзерно», после конюхом в колхозе. Однажды, 67 ему уже было, пас коней на лугах недалеко от железнодорожной станции, пошёл за отбившейся лошадью к путям, там его и сбил паровоз. Через четыре года, в таком же возрасте, умерла и мать.
Сын «врага народа»
Но к тому времени Саша, её брат-погодка Владимир и жених Степан Васильевич ПОЧИВАЛОВ, тоже уроженец Кривошеевки, с соседней улицы Паниковка, уже прошли Великую Отечественную войну, завершив её в Германии. В Берлине санинструктор Александра Халдеева встретилась со своим братом. К тому времени госпиталь, в котором она работала, уже погрузили в вагоны. Но брат успел увидеться с сестрой. Потом Саша вернулась домой, а брат некоторое время ещё оставался в армии.
А с женихом она всю войну переписывалась. У Степана судьба в детстве и юности была похожей на судьбу Саши: его отец тоже оказался репрессированным. Да и могло ли быть иначе в большевистской стране, если Василий Павлович после окончания школы закончил военное училище и стал офицером? Как же! Белопогонник! Царский офицер! В 37-м году об этом вспомнили! Хорошо ещё не угодил под расстрел. Но тюрьмы не избежал. Там, в лагерях, и сгинул в 1942 году. А ведь до этого на хорошем счету был, работал бухгалтером в «Лесхозе». Среди односельчан пользовался уважением. Об этом можно судить даже по уличной фамилии: «Васильпалычевы»!
Мать осталась с пятью детьми на руках и беременная последним сыном Анатолием. Когда началась война, Степана, старшего из детей Почиваловых, в армию не взяли: сын врага народа! Но забрали в Селиксы траншеи копать. Мобилизованные на эти тяжёлые работы жили впроголодь. И однажды Степан не выдержал: сбежал в областной центр и на станции Пенза-I, где стоял состав с военными, упросил взять его на фронт. Трудно сказать, что тогда взяло верх: патриотическое чувство, когда надо было защищать Родину от врагов, или элементарный голод, когда все мысли были сосредоточены только на одном – на еде. Парню повезло: кто-то отстал от состава, паёк остался, и Степана взяли на фронт. А матери опять расстройство – в село нагрянули органы: куда дела сына врага народа, где прячешь?! И только когда с фронта стали приходить письма, от родных отстали. А сын «врага народа» (уже потомственный военный!) воевал так, что домой вернулся с орденом Красного Знамени и орденом Славы III степени! Это Родина сурово относилась к детям «врагов народа» и «кулаков», словно мачеха, а дети всё равно любили её, как мать, и в тяжёлую годину, не задумываясь, встали на защиту.
Защищали Родину
Саша окончила районные курсы оборонного спортивного общества и стала санинструктором. В марте 1943 года угодила со своим передвижным полевым хирургическим госпиталем, который формировался в Пензе, прямиком на Курскую дугу. Затем были Украина, Польша, Германия. И долгие два с лишним года – фронтовые будни, когда приходилось и голодать, и замерзать в холодных палатках, и, не сменяясь, работать по трое суток. И поваром Саша была на войне, и сестрой-хозяйкой, и дезинфектором одновременно. Бывало, отправят санинструкторов вперёд, на голое место: обустраивайтесь! Ни хлеба нет, ни соли. Рыбу ловили и несолёную ели. Зато всю войну Бог хранил девушку от пули!
А вот Степана пули не обошли. С 1942 года воевал он на передовой. После тяжёлого ранения в 1943 году был признан нестроевым, но желание воевать не позволило ему вернуться домой. Вылечившись в госпитале после ранения, он окончил курсы водителей в Ульяновске и до конца войны не выпускал из рук баранку фронтового ЗИС-5, таская за собой 76-миллиметровую пушку, дошёл до Берлина.
А в Берлине его сильно ранило в лицо. Валялся он без памяти в одном дворе, возможно, там и умер бы, но советского солдата спас немец. Увидев раненого, лежащего без сознания, немец пришёл в советскую комендатуру и сообщил о нём. Солдата забрали в госпиталь. Всю жизнь Степан Васильевич хранил в сердце благодарность тому неизвестному немцу!
«А вдруг не уродятся!?»
…Сегодня сын Александры Степановны Юрий Степанович ПОЧИВАЛОВ, генеральный директор ОАО «ПО «Электроприбор», со смехом рассказывает, как пришёл жених к будущей тёще просить руки невесты. Анастасия Ивановна тогда, в 1946 году, оставалась в семье и за хозяйку, и за хозяина, муж ещё отбывал срок в Воркуте. Материально было туго. Вот и говорит она дочке и её жениху:
– Что же это вы в мае-то надумали жениться? Подождали бы маленько, когда огуречки да помидорчики появятся, всё полегче будет свадьбу играть.
На что дочка резонно заметила:
– А вдруг огуречки и помидорчики не уродятся?!
После такого «контрдовода» пришлось соглашаться на май. Да и семья Почиваловых была посостоятельнее: у них и своя пасека имелась, и сад замечательный, да и Степан уже работал.
И опять сын со смехом рассказывает, как в девять месяцев беременности мать, гостившая у своих на Бутырках, пока муж-водитель поехал в командировку в Москву, пошла на соседнюю улицу на «весёлый вечер» посмотреть. В то время всеми развлечениями молодёжи были игрища, посиделки и «весёлые вечера». «Весёлые вечера» – это когда парни и девчата снимали на вечер какую-нибудь избу, нанимали гармониста и приглашали молодёжь с других улиц. Протиснулась Саша в битком набитую избу, сдавили её со всех сторон, еле выбралась она потом наружу. А в ночь родила первенца – Юру. Через четыре года в семье появилась дочка Таисия. Почиваловы воспитали достойных детей. Сегодня у Александры Степановны четверо внуков и трое правнуков.
Почёт и уважение
…Когда я пишу о пожилых людях, всегда спрашиваю, что хорошего было в их жизни и что плохого? И постоянно, поразмыслив и вспомнив свою жизнь, старые люди с грустью говорили, что ничего хорошего они в этой жизни и не видели: одни лишения, одни трудности, голод, холод, нужда.…
И вот, наконец, мне встретился человек, который, оглянувшись назад, твёрдо сказал, что прожил хорошую жизнь!
– Ещё бы! – вступила в разговор сестра Александры Степановны Мария Степановна ЗАЙЦЕВА. – Она за своим Степан Василичем всю жизнь как за городовой стеной была!
А ведь так оно и есть! Народ когда ещё подметил подобную особенность: за хорошим мужем и жена красна! То есть – прекрасна!
Степан Васильевич, вернувшись с фронта, устроился водителем в автотранспортное предприятие. И всю жизнь проходил в передовиках, удостоившись за свою работу ордена Октябрьской Революции (вот вам и «сын врага народа»!). Был и механиком, и начальником автоколонны. Но в районе его все знали как передового водителя. Наград за свою работу заслужил много, однажды даже мотоциклом его поощрили за первенство в областном соревновании по перевозке зерна. Вслед за старшим братом в автохозяйство пришёл работать и младший Анатолий. Фамилия Почиваловых всегда была на слуху, всегда в почёте.
А Александра Степановна свой трудовой путь начинала в кондитерском цехе, потом трудилась на пищекомбинате, весовщиком в «Заготзерно». На электромеханический завод (бывший «почтовый ящик», то есть военный), её сначала не брали: дочь раскулаченного! Но прошло время, и стала Александра Степановна работать на ЭМЗ. Оттуда и на пенсию ушла.
– Она у нас работница золотая всю жизнь была! – с гордостью и любовью говорит сестра. – Она даже после операции, когда надо было особенно беречься, по-прежнему в огороде работала. Восемь лет за парализованным мужем ухаживала.
Александра Степановна перенесла несколько операций. В 2005 году схоронила мужа. Сегодня передвигается с костылями. Но при этом сохранила и бодрость духа, и жизнерадостность, и внешнюю благородную красоту.
В тепле и заботе близких
Ныне она живёт в Пензе. По настоянию сына перебралась поближе к нему и внукам. Дочка далеко – в Москве. В Пензу, поближе к сыну, переехала и её сестра Мария Степановна. Они живут неподалёку друг от друга, младшая часто навещает старшую (к слову, оба брата у них умерли, а у Степана Васильевича в живых остались два брата). 90-летие Александры Степановны её родные и близкие торжественно отметят 30 марта в ресторане.
Мы присоединяемся к поздравлениям: Александра Степановна, здоровья Вам, благополучия и многая лета!
Людмила САЛЯЕВА.
Источник: Куранты-Маяк
01.04.2014 09:58
http://shikardos.ru/text/pozdravlyaem/ Кривошеевские вести
Почивалова Александра Степановна родилась 23 марта 1924 года в селе Кривошеевка Нижнеломовского района. 13 марта 1943 года Александру Степановну забрали на фронт совсем ещё юной девушкой. Боевой путь начала на Курской дуге. В Курской области, в селе Степное был расположен госпиталь. Там она и стала медсестрой.
Александра Степановна прошла долгий и тяжелый боевой путь. В сентябре 1945 года ее демобилизовали. В настоящее время она находится на заслуженном отдыхе. Имеет много наград.
Фронтовики. Пензенская область, 2005г..
Почивалова Александра Степановна, 23.03.1924 г.р.
муж Почивалов Степан Васильевич
сын Почивалов Юрий Степанович , почётный гражданин г. Пенза
Отредактировано простомария (2018-07-31 22:05:03)