Как пензяк в Венгрии оркестр создал
Татьяна МИХАЙЛОВА
Уроженец села Шеина Пачелмского района Василий Фемистоклов был мобилизован в ряды Красной Армии 30 августа 1941 года. Он прошел всю войну. Получил ранение в боях под Курском, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта".
Гармонь в разрушенном доме
В Венгрии всюду были видны следы поспешного бегства немецких войск: грузовики и автобусы, застрявшие в непролазной грязи после прошедшего накануне сильного дождя, полупустые бочки с соляркой. В домах наспех упакованные, но брошенные чемоданы.
"Помню, как мы заходили в каждый дом с автоматами на изготовку, проверяли, не остались ли где немцы, - говорит Василий Васильевич. - Вдруг в одном из особнячков я увидел в углу забытую кем-то гармонь. Руки сами потянулись к инструменту".
До войны в родном селе Фемистоклов считался лучшим гармонистом. Пальцы привычно побежали по кнопочкам.
"Я взял брошенную гармонь. Очень уж хотелось порадовать своих сослуживцев музыкой, подарить хотя бы несколько минут отдыха", - вспоминает ветеран. В тот вечер гармонист отвел душу - играл в казарме до самого отбоя.
Победный вальс
Командование и политработники батальона, где служил Василий Фемистоклов, решили отметить победу вместе с местным населением.
Пензяку, как уже всеми признанному музыканту, поручили организовать оркестр и привлечь к этому делу и советских солдат, и венгерских граждан. Нашлись энтузиасты: на площадке собралось около 50 человек с различными инструментами. Кто играл на балалайке, кто взял с собой гитару. После нескольких репетиций самодеятельный оркестр уже сыгрался до такой степени, что был готов представить разнообразную танцевальную программу.
А потом успех решили отметить. Мешая русскую водку с местным пивом, полные чарки раздавали всем - и военным, и гражданским музыкантам.
Вот провозглашен тост "За дружбу!" - и раздается громоподобное "Ура!" Сначала оркестр заиграл мужественный марш, а потом мелодия легкого вальса закружила пары в танце. Вальс сменил русский перепляс, а затем и задорный чардаш.
Каждый год 9 мая Василий Васильевич Фемистоклов вспоминает слова, сказанные на этом общем празднике пожилой мадьяркой: "Вы посмотрите на этих людей, - она указала на ликующих горожан, - они радуются вместе с вашими солдатами и совсем не боятся их. А при немцах все сидели по домам и старались не выходить на улицу. Солдату Советской армии не нужно чужого. Он всегда приходит помогать. Мы, старые люди, хорошо это знаем".
Свою речь старушка закончила совсем уж неожиданно: предложила кому-то из солдат обменять гимнастерку на домотканые брюки и крепкий френч. Обмен, конечно же, состоялся!"
А оркестр все играл и играл. Вот только грамонь перед отъездом на Родину пришлось сдать на склад. Постеснялся боец Фемистоклов попросить у батальонного начальства разрешения оставить венгерскую гармошку у себя. Поскромничал. О трофейном инструменте сегодня напоминает только пожелтевший снимок.
газета "Молодой ленинец", №19 (7377) 6 мая 2008г.