Всероссийская Книга Памяти. Пензенская область. Том 6. Страница 388
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1050203591
ID 1100203591
Фамилия Пресняков
Имя Анатолий
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Место рождения Пензенская обл., г. Пенза
Дата и место призыва Пензенский ГВК
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия 08.05.1942
Донесение управления кадров Военно-Воздушных Сил от 29.01.1947 г
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=75375385
ID 75375385
Фамилия Пресняков
Имя Анатолий
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Воинское звание лейтенант
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 594259
Номер дела источника информации 71
Приказ Главного Управления Кадров Вооруженных Сил Союза ССР от 11.03.1947 г
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74364778
ID 74364778
Фамилия Пресняков
Имя Анатолий
Отчество Васильевич
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Место рождения Пензенская обл., Пачелмский р-н, с. Б. Кашаевка
Последнее место службы 743 иап
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 08.05.1942
Название источника донесения ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 563784
Номер дела источника информации 7
Информация из документа: в Красной Армии с 1938 г, командир звена.
Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями СССР начальствующего и рядового состава Красной Армии. Приказ войскам Закавказского фронта №029/н от 27.10.1942 г.
http://podvignaroda.ru/?#id=11704080&am … ilManAward
Пресняков Анатолий Васильевич 1919г.р.
Звание: лейтенант
в РККА с 1938 года
Место призыва: Каменский РВК, Пензенская обл., Каменский р-н
Место службы: 743 иап ЗакФ
Дата подвига: 15.03.1942,08.05.1942
№ записи: 11704080
Информация из документа: командир звена 743-го истребительного авиаполка.
За период боевых действий против немецких захватчиков на Крымском фронте за период с 01.02.1943 г по 09.05.1942 г звено имеет 285 боевых вылетов. Сам товарищ Пресняков имеет 117 боевых вылетов, из них на штурмовку войск противника 7, на разведку 8, на прикрытие своих войск, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, морских кораблей 102 боевых вылета. Проведено одиночных и групповых воздушных боев 13.
При штурмовых действиях по скоплению войск противника и его техники уничтожил одну автомашину с солдатами и 1 артиллерийскую батарею и до 30 фашистских захватчиков. Летая на разведку в тыл противника, тов. Пресняков с отвагой героя , выполняя задания командования, под интенсивным огнем зениток, активных действий Ме-109 против отважного звена «Чаек», всегда привозил ценные сведения и по своим следам водил бомбардировщиков на уничтожение обнаруженной им цели. 15.03.1942 г, выполняя задание по разведке над портом и городом Феодосия и штурмовку ж.д.будки заметив группу Ю-87 под прикрытием 12 Ме-109 которые штурмовали передний край нашей обороны. Пресняков не задумываясь подает сигнал своей пятерки и первым врезается в гущу фашистских стервятников. Своими дерзкими атаками, увлекая товарищей смелостью и беспредельной ненавистью к воздушным пиратам – самолеты противника были разогнаны и не допущены к дальнейшей штурмовки и бомбардировке наших войск. В завязавшейся воздушной схватке с врагом длившейся более 50 минут было сбито 1 Ю-87 и 1 МЕ-109. Отважная пятерка, выполнив задание по разведке, рассеяла и уничтожила 2 фашистских самолета, вернулась невредимой на свой аэродром с ценными сведениями.
08.05.1942 г в составе девятки выполняя задание на разведку войск противника и над линией фронта встретил большую группу до 40-50 Ме-109 с которыми вступил в воздушный бой. Смелыми атаками, не щадя самого себя храбро бросался в бой на фашистских стервятников и метко разил врага. В этом бою девяткой «Чаек» было сбито 7 самолетов противника. Защищая товарища Пресняков получает пробоины в мотор своего самолета а сам будучи ранен в ногу продолжает вести воздушный бой на лобовых атаках, сближаясь с противником до наименьшей дистанции, сам не сворачивая. В дальнейшем, будучи еще несколько раз ранен, выводит свой самолет из боя, но истекая кровью от ранений, полученных в бою, теряет сознание и погибает смертью храбрых.
Полуян П.М. Моя война. Воспоминания. — Иркутск: Издание ГП "Иркутская областная типография № I", 1998.
«…Работа на аэродроме подходила к концу, сядет последнее звено, все летчики уйдут в столовую на обед. Технический состав еще задержится на аэродроме— некоторые будут заправлять самолеты ГСМ, другие устранять пробоины и проверять работу мотора, оружейники пополнять боекомплект. Вот заходит на посадку звено младшего лейтенанта Толи Преснякова. Его правый ведомый Вася Платонов. Вот-вот «Чайки» коснутся колесами земли аэродрома, и мгновенно в хвост «Чайкам» пристроился «мессершмитт»— посылает длинную пулеметную очередь, самолеты объяты мгновенно пламенем, за считанные секунды погибли наши боевые товарищи. Их немец расстрелял сзади, когда до земли оставалось пять метров, бандитским методом, как говорят, из-за угла. В ясную погоду немцы поднимались на высоту 1000 метров и со стороны солнца пикировали на наши «Чайки», когда те возвращались с боевого задания, имея в баках на исходе горючее, открывали внезапный огонь и, не вступая в воздушный бой, позорно улетали на свои аэродромы.
Вот тогда мы поняли, что представляют из себя асы Геринга—мерзавцы, дикие звери. Нет, такими методами ведения войны вы нас не покорите, ваша карта уже бита под Москвой. Был выстроен весь личный состав полка, захоронили погибших летчиков в одной могиле. Мне этот траурный митинг показался коротким, но запоминающимся, выступающие у могилы клялись отомстить врагу за смерть товарищей. От постигшего нас горя все плакали. У многих это были первые слезы, а они запоминаются на всю жизнь. Перед тем, как опустить гробы в могилу, их останки завернули в их же парашюты. На аэродром уже опустились сумерки, захоронение подходило к концу, и вдруг, откуда ни возьмись, возле нас остановилась закамуфлированная «эмка», из нее вылез с большими усами в маршальской форме С. М. Буденный, он в то время командовал войсками Северо-Кавказского фронта. Ему доложил начальник штаба Гукасов, кто мы и что происходит, назвал фамилии погибших. Он возле нас постоял некоторое время и даже не снял фуражки, залез в свою «эмку» и на полных газах укатил в сторону Керчи. От такой неожиданной встречи и внезапного исчезновения из наших глаз все мы остолбенели и ничего не могли понять. Почему прославленный и любимый до войны народом герой гражданской войны так холодно проводил в последний путь сталинских соколов, которые до войны пользовались в народе огромным авторитетом. Такая встреча с Буденным у нас сохранилась в памяти надолго. Похороны окончены, установили на могиле деревянную тумбочку, из алюминия была установлена дощечка с указанием фамилий и имен, года рождения и года гибели. Укрепили на тумбочку красную звездочку, произвели из личного оружия прощальный троекратный залп. ……..Все ушли в столовую и, надо отдать должное руководству БАО, для поминок они не пожалели ничего, все поставили на столы, чем были богаты. Изобилие закусок, нормы в белом и красном вине не было, кто сколько мог, выпивал. После первого принятого стакана в столовой стоял сплошной говор, какими были прекрасными погибшие товарищи. Кто-то громко в слезах пытался высказать свое чувство к погибшим, его товарищи тут же просили успокоиться. Опьянели сразу все, как по команде, видимо, подействовало нервное напряжение вместе с водкой и слезами. Расстроенные и убитые горем о потере товарищей, шатаясь и поддерживая в темноте друг друга, добирались до своего сарая, падали на матрацы и засыпали крепким сном. Утром следующего дня, хмурые и неразговорчивые, потрясенные вчерашним горем, направлялись на аэродром готовить материальную часть к очередным боевым вылетам….
Много лет прошло после окончания войны. Просматривая газеты, я узнал, что в городе-герое Керчи работает отряд молодых следопытов и называется «Эльтиген». Я им написал письмо и описал свой боевой путь, а также свой полк, который стоял в 1942 году в Харджибие, а также что произошло со мной 8 мая, и какой дорогой ценой оплатили наземные войска за потерю Керчи. Как только пионеры получили мое письмо, они тут же отправили мне свой ответ, в котором говорили, что могилы моих друзей юности Васи Платонова, Толи Преснякова, Васи Пискунова сохранены и содержатся в образцовом порядке. Местечко, где во время войны стоял наш полк, сейчас называется не Харджибие, а Аджибай….»
Отредактировано Дворянкин С.А. (2020-03-02 18:50:34)