http://www.penzenskaya-pravda.ru/news.11570.htm
Прошедший фашистский ад
О страшной судьбе своего дяди, сгинувшего в концлагере Берген-Бельзен, Виктор Строганов узнал спустя 70 лет.
— Папа, я теперь знаю, что случилось с твоим дядей! — взволнованно кричала по телефону дочь Виктора Строганова, жителя села Пыркино Бессоновского района. — На сайте «Народная книга памяти Пензенской области» сказано, что бывший рядовой РККА Егор Васильевич Строганов умер в концлагере Берген-Бельзен 26 июня 1943 года…
Виктор Александрович вытер испарину со лба и чуть слышно проговорил:
— Не дожили до этого дня бабушка с дедушкой. Все ждали, ждали…
80 граммов хлеба
Фашистский концлагерь Берген-Бельзен, находившийся в приграничной зоне Германии и Австрии, был самой настоящей фабрикой смерти. Основанный в 1943 году, он предназначался для советских военнопленных, которых планировалось обменивать на плененных Красной Армией немецких солдат и офицеров. Однако в 1944-м сюда стали сгонять и мирных жителей – граждан СССР, Польши, Австрии и др.
По данным немецкого командования, одних только советских военнопленных здесь погибло и умерло около 100 тысяч. В их числе были 143 уроженца Пензенской области. Они прошли через ад и приняли мученическую смерть.
Люди умирали и погибали ежедневно. Нацисты казнили их за малейшую провинность, травили собаками, вешали, убивали в газовых камерах. Заключенные надрывались на непосильных работах. Многие скончались от истощения: в ежедневный рацион узника Берген-Бельзена входили 80 граммов хлеба, 3 грамма сахара, 3 грамма мяса, 2 грамма жира. На таком «пайке» люди могли протянуть максимум год. Другие умирали от инфекционных заболеваний: так, в 1944 году эпидемия тифа выкосила жизни 20 тысяч человек. Еще 13 тысяч умерло от той же болезни уже после освобождения лагеря английскими войсками 11 апреля 1945 года, как ни старались спасти узников британские медики.
Все данные о заключенных концлагеря долгие десятилетия были засекречены. Только в 2003 году сведения стали доступны широкому кругу россиян. Документы о военнопленных были отсканированы и выложены в Интернет на сайте «ОБД «Мемориал».
Когда наши историки получили первые данные о 143 земляках, погибших в Берген-Бельзене, им на помощь пришли ученики пензенской средней школы №37 — члены военно-патриотического клуба «Поиск». Подросткам предстояла долгая, кропотливая работа на сайте wwwobd-memorial.ru. Имея на руках только фамилии, имена и дату пленения бойцов, школьники искали все документы, которые могли бы пролить свет на судьбу того или иного человека: карточки из концлагерей, наградные листы, сведения о ранении и т.д.
Узник № 126214
Ученик 10 «А» Дмитрий Золкин обработал около десятка фамилий, когда ему попался на глаза необычный документ. Это была заполненная на немецком языке карточка концлагеря Берген-Бельзен на заключенного 126214.
— Карточка была примечательна тем, что на ней сохранилась фотография узника. А такое встречается довольно редко.
Молодой мужчина, темноволосый, с простым русским лицом. Чуть растерянный, но еще не затравленный взгляд. Судя по всему, фотография была сделана вскоре после пленения в июне 1942-го. Рядовой РККА Егор Строганов служил в 41-й стрелковой дивизии, в 102-м саперном полку. Принимал участие в ожесточенных боях за станцию Лозовая Харьковской области (Украина), где его захватили фашисты и где начался его крестный путь длиной в 12 месяцев. Вначале был пересыльный лагерь Шталаг-355 на территории Украины, затем Лонхаузен в Ганновере (Германия). Последним пунктом числится Берген-Бельзен.
В карточке указаны год и место рождения — 1913, Пыркино, Лунинский район, Пензенская область, гражданская профессия — слесарь, ближайшие родственники — отец Строганов Василий Федорович. Внизу стоит дата смерти: 26 июня 1943 года. Причина не указана.
— Было ли это смертельное заболевание, а может, расстрел при попытке к бегству — мы можем только гадать, — говорит руководитель клуба «Поиск» Лариса Казакова.
Помните!
На днях родственники Егора Строганова побывали в школе №37 на встрече с членами клуба «Поиск». Виктор Александрович Строганов и его супруга Нина Николаевна от души благодарили Ларису Владимировну и ее воспитанников.
— Если бы не вы, мы бы никогда не узнали правду.
Виктор Строганов рассказал, что его дядя был старшим из троих детей Василия Федоровича Строганова. Отслужив срочную службу, работал в колхозе слесарем. Егор обладал веселым нравом, был дружелюбным, всегда готовым прийти на помощь. Семьей своей не успел обзавестись. На фронт ушел в первые дни войны, 28 лет от роду. А в 1942 году родители получили страшное известие: Егор пропал без вести. С тех пор о нем ничего не было слышно.
— Моя мама говорила, что в конце 1945 года в Пыркино вернулся один наш односельчанин, пришел к бабушке с дедушкой и сказал: «Видел я Егорку в Германии. Две колонны военнопленных гнали навстречу друг другу. В одной шел я, в другой он. Мы поравнялись на минуту — и узнали друг друга. Молча кивнули и разошлись. Я так надеялся, что он тоже выжил».
Егора Строганова не забыли. А о скольких бойцах, сгинувших в фашистских концлагерях, сегодня даже вспомнить некому, потому что родственников-то в живых не осталось!
— Помнить о них должны все ныне живущие! — убеждена Лариса Казакова. — И сделать все, чтобы на нашей земле никогда не повторилась та страшная война. Россия будет жить, пока жива наша историческая память.
11.12.12
Пензенская правда
Отредактировано ЛАК (2012-12-15 16:06:30)