Старцева (в девич. Севастьянова) Тамара Герасимовна
http://www.vestivad.ru/news-22-4328.html

22.06.2018
Вадинский педагог работать начала в войну. Штурвальным
…В период Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в Вадинской средней школе в 9-х классах было введено как предмет тракторное дело, а в 10-х классах – комбайновое дело. Преподавателем был Алексей Яковлевич Панков. Учащиеся вместе с аттестатом об окончании школы получали права трактористов и комбайнёров.
http://s9.uploads.ru/t/zyS3j.jpg
Т. Г. Старцева (фото из семейного архива).

После окончания Вадинской средней школы, в 1942 году, Тамара Севастьянова в числе своих подруг-одноклассниц – Вики Журавлёвой, Симы Рожиной, Вали Просвирниной, Нины Савушкиной, Симы Мисюряевой и др. пошла на работу в Вадинскую МТС – ремонтировать комбайны. Там же девушка вступила в члены ВЛКСМ.
После того, как комбайны были отремонтированы, их распределили по колхозам, а девчат прикрепили к комбайнёрам штурвальными. Тамара Севастьянова работала вначале с комбайнёром с Иваном Андреевичем Беспаловым, а когда он ушёл на фронт, её наставником стал Сергей Куприянович Сосков. Трудились на комбайне «Коммунар». Машина была не самоходная, а прицепная и работала в агрегате с трактором, да ещё и часто ломалась. Так что заработать было очень сложно. Трактористом был Юрий Фёдорович Старцев. А работали все вышеперечисленные вадинцы на полях колхоза «Знамя труда», который впоследствии был переименован в «Заветы Ильича».
…Так началась трудовая биография будущего педагога Тамары Герасимовны Старцевой.
После уборочной компании она поступила на работу в Рахмановскую семилетнюю школу. Там она преподавала химию и биологию. Поскольку специалистов не хватало – была ещё и учителем в начальных классах. В то время ребятишек на селе было много, а здание школы небольшое, поэтому приходилось заниматься в две смены. Это было суровое время – шла война, кадров не хватало. Но надо было работать с молодёжью и после уроков. Молодой учительнице поручили восстановить работу пионерского отряда.
Тогда все педагоги всеми силами старались приблизить победу. Работали агитаторами в колхозе, помогали собирать средства на строительство танков и самолётов. Как могли, помогали фронту в разгроме фашистских захватчиков. Несмотря на войну, все были полны надежды на лучшее будущее.
Работы в Вадинском районе хватало, и Тамаре первый секретарь райкома комсомола Тоня Гринина предложила перейти на должность инструктора РК ВЛКСМ. В то время отказываться было не принято. И начались у инструктора командировки по сёлам района, в которые отправлялась она пешком.
Как только закончилась Великая Отечественная война, сестёр — Нину и Тамару — по комсомольской путёвке отправили восстанавливать народное хозяйство в только что освобождённые районы Украины, в Измаильскую область. Там Тамару как «опытного руководителя» назначили заведующей специальной частью и сектором отдела кадров при Районном исполнительном комитете, а затем перевели на должность секретаря Тузловского райисполкома. И опять пригодился опыт работы с молодёжью. Создавались колхозы, собирались средства на Государственный займ по восстановлению народного хозяйства СССР. Молодёжь помогала в проведении хлебозаготовок. Но молодость брала своё. Находили время и на создание кружков художественной самодеятельности, организации спортивных соревнований и т.п.
По мере того, как жизнь налаживалась, тянуло на малую родину. Да и часто болела мама. В 1949 году Тамара вернулась в родной Вадинск и стала работать учителем начальных классов в Вадинской средней школе, а затем в Вадинской восьмилетней школе, где до выхода на пенсию преподавала немецкий язык.
Активистка организовала клуб интернациональной дружбы учеников с их сверстниками из Германской Демократической Республики. Более 60 человек из её классов переписывались с немецкими школьниками, обменивались подарками (от редакции: переписка велась вадинскими школьниками со сверстниками из ГДР и Чехословакии вплоть до 90-х годов прошлого столетия). Много лет спустя, уже взрослые трактористы колхоза имени Куйбышева могли легко наизусть продекламировать стихи на немецком языке, которые они с интересом выучили в свои юные годы.
Уйдя на пенсию, Тамара Герасимовна недолго смогла просидеть без своего любимого дела. Жила она на Университетской улице, где располагалось здание восьмилетней школы. Мимо её дома каждый день проходили ученики. Ей, отдавшей всю свою жизнь работе с молодёжью, со школьниками, невозможно было оставаться в стороне. И она опять пошла работать. В начальные классы Вадинской средней. И только частые болезни через несколько лет заставили её уйти с работы. Но она всегда откликалась на просьбы выпускников помочь при поступлении в институт или просто разобраться в тонкостях грамматики. Дверь её дома всегда была открыта.
В настоящее время осталось не много современников Великой Отечественной войны, свидетелей того, как ковалась Победа вдали от линии фронта. И наш долг не забывать о тех, кто оставил свои воспоминания о том времени, о людях, которые, не считая себя героями, совершая маленькие и большие трудовые подвиги, просто жили.