Цофин Семен Абрамович
Наименование награды Орден Красной Звезды
Номер фонда ист. информации Р7523
Номер описи ист. информации 4
Номер дела ист. информации 57
Архив ГАРФ
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 560658427/
Из наградного листа: директор завода им. Макса Гельца
Цофин Семен Абрамович
Наименование награды Орден Трудового Красного Знамени
Номер фонда ист. информации Р7523
Номер описи ист. информации 4
Номер дела ист. информации 233
Архив ГАРФ
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 560706737/
Цофин Семен Абрамович
Наименование награды Орден Отечественной войны I степени
Номер фонда ист. информации Р7523
Номер описи ист. информации 4
Номер дела ист. информации 400
Архив ГАРФ
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig- … 561099700/
Воспоминания сына Цофина Семена Абрамовича – Цофина Аркадия Семеновича
Семен Цофин (слева). Ленинград, 1942 г.
Алик Цофин с родителями во дворе дома на ул. Каракозова
Когда война началась, мне было почти 2,5 года. Тогда все считали, что война кончится быстро, и нас, детей, вывезли в Лисий нос – местечко под Ленинградом. До июля мы побыли там, мать моя была воспитательницей при нас. А потом, когда немцы подошли к Ленинграду, часть завода им. М. Гельца срочно начали эвакуировать. И нас вместе с ним.
Я, конечно, это время не помню. Только со слов матери.
Она рассказывала, что заводской эшелон сначала направился на Волхов. Но там пути уже были отрезаны немцами. Тогда поезд развернулся. И все равно кое-где пришлось ехать по немецким тылам. Танки рядом немецкие бродили. Атаки были с самолетов. Но до Пензы поезд все-таки добрался.
По прибытии завод им. Гельца был развернут на площадях пензенского часового завода. Часовое производство на время войны прекратилось, и начался выпуск оборонных изделий.
Отец в Пензу не приехал. Он руководил той частью производства, что осталась в Ленинграде.
Мы – моя бабушка, мама и я – сразу же получили жилье на ул. Каракозова. Квартиру эту я уже помню: в середине дома, на 1 этаже, на три семьи. У каждой семьи была маленькая комнатенка. Дом этот, кстати, стоит до сих пор. Рядом с заводом «Текстильмаш»...
Незадолго до снятия блокады с Ленинграда, в 1943 г., Андрея Жданова, 1 секретаря Ленинградского обкома партии, вызвали на работу в Москву. Он взял с собой нескольких человек, в число которых попал и мой отец.
Отец к тому времени продвинулся в карьере и входил в ближний круг Андрея Жданова. И, как я понял, Жданов под каким-то предлогом специально увез отца тогда из Ленинграда. Сказал: «Иначе тебя угробят. Ты должен ехать со мной ради своей безопасности».
Нас с мамой вызвали правительственной телеграммой в Москву на свидание с отцом. Помню, встречались в гостинице «Москва». И я папе преподнес котлету. Бабушка перед отъездом кормила меня ей. Я надкусил, но не съел, спрятал в карман – приберег для папы...
Москве отцу дали должность начальника главка в наркомате минометного вооружения. Наркомом тогда был Петр Паршин, наш земляк, родом из Каменки.
Но отец ни дня не проработал начальником главка. Он пришел на доклад к Паршину, а тот говорит: «Слушай, у тебя, кажется, семья в Пензе? Директор пензенского часового завода в Москве попал под лошадь. Ты давай езжай в Пензу, наведи там порядок, побудь с семьей, а потом вернешься в Москву».
Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
Отец приехал в Пензу и возглавил часовой завод. Условно часовой, конечно, он тогда военную продукцию выпускал...
Фото памятника - Новозападное кладбище г. Пензы. Июль 2019 г.