По осколкам памяти
Пожалуй, нет в нашей стране ни одной семьи, в которой 9 мая не вспоминают своих героев
С гордостью и я хочу вспомнить своего дедушку – Александра Ивановича Ревнивцева, который родился в 1913 году и всю жизнь прожил в селе Большие Хутора.
Судьба деда была нелёгкой, как, впрочем, и у других людей этой эпохи. Когда ему исполнилось 13 лет, умер отец, поэтому все хозяйственные заботы мальчик взял на себя. В те времена колхозов ещё не было, и семьям давали надел земли, который, по сути, кормил их. Саня брался за любой труд: и пахал, и сеял, и убирал урожай. Одним словом, со временем парень оказался завидным женихом, трудолюбивым и ответственным. А вскоре и невеста нашлась: односельчанка Маша.
Но молодому человеку ещё предстояло отслужить свой срок в Красной Армии. Поезд с призывниками прокатил через всю страну и привёз новобранцев аж в Комсомольск-на-Амуре. Спустя какое-то время к Сане на Дальний Восток прибыли молодая жена и его сестра. И место для работы Марии тоже нашлось: она трудилась в солдатской столовой.
После окончания службы молодые вернулись на малую родину, в Хутора. А осенью 1939 года родилась дочка Нюра. Однако радостное событие омрачила война. Дело в том, что начались военные действия на территории Финляндии. Правда, эта война закончились быстрой победой Красной Армии. Но мирная жизнь оказалась для Александра Ивановича недолгой: 22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война.
С этого дня не осталось ни одного дома, ни одной семьи в Больших Хуторах, кого бы обошла стороной большая беда. На фронт уходили сыновья, братья, отцы и деды. Многим из них не суждено было вернуться, другие получили ранения. Но даже те, кто вернулся живым и здоровым, навсегда сохранили в памяти боль от потери товарищей.
...В июне 1941-го 28-летний Александр уезжал из родного села. Мысли о жене и маленькой дочке придавали сил защитнику Родины.
А 25 августа боец 596-го стрелкового полка во время сражения около станции Алакуртти в Мурманской области получил серьёзные ранения в мягкие ткани обеих ног и в левую руку. После этого Александр долгое время провёл в госпитале. Как оказалось, ранения были тяжёлыми: повреждение седалищного нерва привело к неподвижности коленного и голеностопного суставов. На этом война для солдата Ревнивцева закончилась. И в марте 1942 года он был комиссован.
Домой солдат вернулся уже на костылях. Но без дела сидеть не мог. Поэтому первое время на дому плёл лапти, а когда появилась возможность передвигаться самостоятельно, стали посылать его в Прянзерки и Атмис обучать будущих солдат военному делу.
Страна в это время жила очень тяжело. Есть было почти нечего, все продукты отправляли на фронт.
В послевоенное время Александр Иванович и Мария Михайловна по-прежнему трудились в колхозе «Новая жизнь». Как и все, работали за трудодни. Никаких денег не получали, а вместо этого им ставили палочки в конторских книгах. За один трудодень полагалось 20 копеек и немного зерна. Пока родители с утра до вечера работали в поле и на фермах, пятеро ребятишек сами управлялись по хозяйству. Две старшие дочери приглядывали за младшими братьями. Кроме того, в колхоз нужно было сдавать масло, яйца, шерсть.
...Говорить о войне дедушка не любил, старался уходить от этой темы. Только однажды своему сыну сказал: «Тяжело вспоминать о войне. Это было ужасное время. Победа досталась нашей стране слишком дорогой ценой. Очень страшно было, когда пошлют в разведку, а солдаты назад не возвращаются. Привыкнуть к этому невозможно».
С осколками в ноге дед прожил до 80 лет. У него к этому времени было много наград. Среди них орден Отечественной войны I степени и медаль «За отвагу».
На протяжении уже нескольких лет в строю Бессмертного полка в разных уголках Пензенской области в священный для страны день торжественно чеканит свой шаг и бессмертный солдат Ревнивцев Александр Иванович.
Я горжусь тобой, мой славный дед!
Светлана ЗАЙЦЕВА.
Зайцева С. По осколкам памяти [Электронный ресурс] // Нижнеломовская районная газета Куранты-Маяк [сайт]. 2019. 27 ноября. URL: http://www.kurant-mayak.ru/news-3-5682.html (дата обращения 24.12.2019).