Анализ проблем книг памяти Пензенской области.
История создания Книг памяти Пензенской области.
Впервые книга памяти, содержащая список защитников Отечества, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, была издана к 30-летию Победы - в 1975г.. Книга содержала 100 185 имён не вернувшихся с войны фронтовиков.
Эта книга большого формата, массивная и громоздкая, носит, скорее, демонстрационный характер, выпущена в двух экземплярах: первый выставлен на всеобщее обозрение в нише Мемориала воинской и трудовой Славы на проспекте Победы в Пензе, второй экземпляр находится в госархиве Пензенской области. Список защитников Родины в ней разделён по районам и городам Пензенской области и содержит минимум информации - только фамилии, имена и отчества:К сожалению, состав и местонахождение материалов по подготовке первой книги памяти Пензенской области неизвестны. Сравнение первой книги с последующим изданием показывает, что часть имён из первой книги памяти отсутствует в следующем издании. Причины этого нельзя установить из-за невозможности точной идентификации персоналий по причине недостаточности установочных данных.
Старт 2-му изданию Книги памяти, названной Книга «Память. Пензенская область» был дан постановлением Политбюро ЦК КПСС от 17.01.1989г. «О Всесоюзной Книге Памяти», выпуск его состоялся в середине 1990-х и приурочен был к 50-летию Победы. В 10-и томах содержалась информация о 187 490 не вернувшемся с войны (информация о 814 была дополнена или исправлена в 10-м томе, т.е. всего в 10-и томах содержалось 188 304 записей). В 9-и томах размещалась информация о защитниках Отечества по порядку согласно первой букве их фамилий:
1-й том: фамилии, начинающиеся на буквы А, Б – 24 082 персоналии;
2-й том: фамилии, начинающиеся на буквы В, Г, Д – 21 406 персоналий;
3-й том: фамилии, начинающиеся на буквы Е, Ж, З, И – 15 191 персоналия;
4-й том: фамилии, начинающиеся на букву К – 28 381 персоналии;
5-й том: фамилии, начинающиеся на буквы Л, М – 21 860 персоналий;
6-й том: фамилии, начинающиеся на буквы Н, О, П, Р – 24 191 персоналия;
7-й том: фамилии, начинающиеся на букву С – 18 271 персоналия;
8-й том: фамилии, начинающиеся на буквы Т, У, Ф, Х – 16 638 персоналий;
9-й том: фамилии, начинающиеся на буквы Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – 14 872 персоналии;
10-й том: фамилии на все буквы А-Я – 2 598 новых персоналий и 814 дополнений, всего 3 412 записей.
В 10-м томе размещалась информация на защитников Отечества, которая по разным причинам не была размещена в 9-и алфавитных томах, а также была уточнена (исправлена) информация на 814 человек, информация о которых ранее была размещена в каком-либо из 9-и томов с неверными или неполными данными.
Из-за отсутствия документирования исправленных данных в 10-м томе (не указывалось какие именно данные подверглись редактированию, как это делалось в некоторых регионах) до сих пор не удаётся установить имена 39 человек, данные которых были исправлены или дополнены в 10-м томе, в связи с чем данные люди до сих пор значатся в учётных данных, видимо, дважды либо указаны как дополняющие в 10-м томе ошибочно.
Основным источником сведений для составления списков служили данные, полученные из Всесоюзного НИИ документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), сотрудниками которого производилась оцифровка сведений из Центрального Архива министерства обороны РФ (ЦА МО). Эти данные дополнялись сведениями гор- и райвоенкоматов, Советов ветеранов, сельских администраций, органов соцзащиты региона, родственниками. Для дополнительного получения сведений списки публиковались в газетах.
При подготовке 2-го издания книги «Память. Пензенская область.» на каждого защитника Отечества заводилась персональная учётная карточка, куда заносились все имеющиеся на человека сведения, использовавшиеся в Книге памяти.
Илл.5-8
По окончании формирования картотеки она была проверена сотрудниками госбезопасности на наличие в ней карточек с именами изменников Родины и часть карточек была из неё изъята, дабы не допустить упоминания этих имён в Книге памяти.
Несмотря на кропотливую работу, проведённую редакцией Книги памяти, по разным причинам, в Книге имеются записи с неполными данными, т.е. личности не установлены. В ней, к сожалению, содержится достаточно большое количество ошибок, неточностей, что стало понятно, практически, сразу после выхода в свет данного издания.
В десяти томах Книги памяти у 552 человек неизвестны имена: имени нет совсем - 36 чел., имеется только первая буква имени - 455 человек и в лучшем случае имеется сокращение имени Алекс., Кис., Ник. и т.п. – у остальных 61. В Книге памяти 1 548 неполных отчеств, из них 904 отсутствуют совсем. Дата рождения отсутствует у 19 654 человек. У многих нас.пункты мест рождения указаны неверно – вероятно, в силу обстоятельств, в которых составлялись фронтовые донесения о потерях, в первичных документах были искажения, которые не удалось исправить редколлегии Книги памяти. У 52 367 человек населённый пункт места рождения не указан вовсе – это более четверти от всех записей в Книге памяти Пензенской области. Например, не указано конкретное место рождения у 2 980 защитников Отечества - уроженцев Лунинского р-на, в Никольском р-не не указан нас.пункт места рождения у 1 383 человек, в Кузнецком - у 1 648, в Земетчинском – у 3 845 человек и т.д.. У 2 382 человек в Книге памяти отсутствуют, вообще, какие-либо данные о месте рождения (не указаны ни страна, ни регион, ни район, ни нас.пункт) .
Встречаются также и просто ошибки, искажения в Ф.И.О., дат рождения, мест рождения и пр.:
Том 1. стр.551
Том 1. стр.314
Илл.9-10
В Книге памяти, помимо правильного, встречается ещё 4 вариации, например, пензенского с.Кевдо-Мельситово Каменского района:
Том 2 стр.142
Том 4 стр.419
Том 4 стр.542
Том 5 стр.95
Илл.11-14
Или, например, п.Ягодный Лунинского р-на – в 3-х вариантах: п.Ягодный-д.Ягодный-с.Ягодное. с.Верхнее Аблязово Кузнецкого района, ещё в 1952г. переименованное в с.Радищево, у 52-х человек в книге памяти указано как с.В.Аблязово либо как с.Верхнее Аблязово.
В Книге местом рождения встречается, например, с.Брюновка (Антонов Георгий Сафронович 1899г.р.) или с.Бирюковка (Кочедыков Иван Иудович 1905г.р.) Лунинского р-на - на самом деле это д.Брюховка, переименованная в 1959г. в д.Родники (ныне не существующая).
В Книге памяти с.Вышелей у 9-х человек было отнесено к Лунинскому р-ну вместо Городищенского. с.Аришка у 17 человек, с.Ильмино у 15 человек значатся в Книге памяти за Лунинским р-ном вместо Никольского. с.Н.-Шкафт 10 раз в Книге памяти отнесено к Лунинскому р-ну вместо Никольского, В.-Шкафт 5 раз - к Никольскому, 3 раза - к Лунинскому вместо Городищенского р-на.
Во время войны в Лунинском р-не было две Александровки: одна село – ныне в Бессоновском р-не, 2-я – деревня, вошла в черту с.Ермоловка Лунинского р-на, ныне не существующего. В Книге памяти у 100 уроженцев Лунинского района местом рождения значится с.Александровка, у 20 – д.Александровка и, соответственно, часть людей (уроженцы села Александровка) должна была быть «перемещена» в Бессоновский район, чего, по каким-то причинам, не было сделано. Но не факт, что обозначения «с.» и «д.» в Книге памяти, с учётом проведённого анализа по другим нас.пунктам, расставлены правильно – соответственно, сначала нужно установить место рождения каждого уроженца нас.пункта Александровка Лунинского района. А ещё нужно учитывать, что в Бессоновском р-не в годы войны была своя Александровка, а ещё был п.Александровский, ставший позднее Александровкой II-й, поэтому если всё же часть уроженцев лунинской Александровки были указаны в Книге уроженцами бессоновской Александровки, то какой именно Александровки установить невозможно.
Зачастую в Книге памяти деревни называются сёлами, сёла деревнями или посёлками и наоборот, причём один и тот же нас.пункт в Книге мог именоваться как деревней, так и селом. Это не самая страшная, но наиболее часто встречающаяся неточность в Книге памяти при указании нас.пунктов, которая, как в случае с Александровкой ранее Лунинского р-на, может приводить к указанию совершенно другого места рождения солдат.
Также в книге памяти у 3 790 человек совсем отсутствуют какие-либо данные о месте призыва. У 842 не указаны ни данные о месте рождения, ни данные о месте призыва одновременно – это, в основном, умершие в госпиталях на территории Пензенской области.
41 человек значатся погибшими в бою, пропавшими без вести в 1941г. до 22 июня, т.е. начала войны. Ещё у 64-х указаны точно неверные даты выбытия, такие как 29.93.1942, 17.00.1943, 30.02.1945 и т.д..
Том 4 стр.416
Том 4 стр.481
Том 5 стр.297
Илл.15-17
У 213 человек в Книге памяти указаны даты рождения за пределами годов призыва, в том числе и такие как: 1, 1015, 1200 и т.д.
Том 4 стр.52
Том 1 стр.176
Том 9 стр.86
Илл.18-20Всего в 10-и томах Книги памяти значатся пропавшими без вести либо без установленной причины выбытия 90 677 человек, т.е. 48,4% - почти половина всех не вернувшихся с фронта (187 490), судьба которых по данным Книги памяти остаётся неизвестной. Из оставшихся 96 814 защитников Отечества с установленной судьбой у 50 463 не указано определённое место захоронения.
Немного лучше положение дел в Книге памяти с данными наших выдающихся земляков – Героев Советского Союза. Информация о них в Книге памяти также коротка и лаконична, как и у всех защитников Отечества в Книге, тогда как в некоторых регионах им, например, посвящены целые страницы в Книгах памяти. Кавалеры ордена Славы 3-х степеней не выделены совсем, да и звания Героев Советского Союза указаны не у всех Героев:
Герой Советского Союза Артамонов Н.С.:
Том 1 стр.218
Герой Советского Союза Асеев И.П.:
Том 1 стр.238
Илл.21-22
А вот так в Книге памяти выглядит запись на Героя Советского Союза Ермолаева С.И.:
Том 3 стр.98
Илл.23
На Героя Советского Союза Жулябина П.А., 1905г.р. уроженца с.Усть-Каремша Нижнеломовского р-на Пензенской области, призванного в Московской области, записи в Книге памяти нет либо она выглядит вот так:
Том 3 стр.171
Илл.24
В Книге памяти, к примеру, Герой Советского Союза Бобров Н.А. не только не обозначен как Герой, но и значится пропавшим без вести:
Том 1 стр.441
Илл.25
Тогда как его судьба была хорошо известна задолго до издания Книги памяти – экипаж бомбардировщика ценой своей жизни уничтожил батарею противника на ст.Лемболово, направив на неё свой подбитый вражеской артиллерией горящий самолёт. В 1966г. на месте гибели экипажа был открыт памятник, посвящённый бессмертному подвигу Героев.
В книге памяти также имеются и по 2-3 записи на одного человека:
Том 9 стр.259
Илл.26-27
См. Шумилин Александр Иванович
И если первая запись соответствует имеющимся первичным документам, то вторая запись была создана, видимо, из-за того, что в одном из донесений место рождения Александра Ивановича было указано так:
Илл.28
На каком-то этапе это преобразовалось в Соловцовку Иссинского района .
Том 1 стр.26
Том 1 стр.63
Илл.29-30
Если проанализировать фамилии уроженцев с.Индерка, станет понятно, что фамилия данного человека искажена. При этом судьба реального человека осталась неизвестной (Аббясов (Абасов, Авосов) Исхак (Исаак, Искак) Хасянович (Васильевич)):
Том 1 стр.28
Илл.31Однако, нужно понимать, что иногда то, что кажется искажённой фамилией, является просто редкой фамилией. Например, фамилия Капртма (Кпртма) - см. Капртма (Копертмац, Каратук) Идрис (Идрыс) Садыкович :
Илл.32
На первый взгляд кажется, что не может быть такой фамилии и, видимо, так в книге памяти появляется запись:
Том 1 стр.87
Илл.33
Спустя годы в 11-м томе будет вот такая запись на этого же человека (как на вновь выявленного):
Том 11 стр.55
Илл.34
Внимательный анализ позволяет выявить в ОБД Мемориал и ЭБД Подвиг народа нескольких людей с такой же фамилией и уже в 10-м томе это было известно – запись, видимо, на родного брата Идриса Садыковича – Исхака Садыковича:
Том 10 стр.62
Илл.35
В книге памяти также встречаются системные ошибки, когда из-за возможности разночтений имён на одного человека вносятся две записи на одного человека. Например, имя Иосиф-Осип:
Том 2 стр.117
Том 2 стр.119
или
Том 3 стр.23
Том 3 стр.23
Илл.36-39
То же самое, соответственно, с отчествами:
Том 3 стр.119
Том 3 стр.119
или
Том 5 стр.221
Том 5 стр.226
Илл.40-43
В книге памяти значатся погибшими, пропавшими без вести фронтовики, вернувшиеся с войны. На момент написания данного материала экспертами сайта Всенародной книги памяти Пензенской области выявлено более 1 470 защитников Отечества, значащихся в книге памяти погибшими, пропавшими без вести, но при этом вернувшихся с войны - см. ,Их посчитали погибшими, а они выжили
Недочёты книги памяти стали совсем очевидными с созданием в 2007г. министерством обороны публичных интернет-ресурсов ОБД «Мемориал» ,позднее ЭБД «Подвиг народа…» с архивными документами военного времени с безвозвратными потерями, послевоенными донесениями военкоматов о не вернувшихся с войны, наградными документами. Тогда появилась возможность в реальном времени увидеть реальные документы на участников войны.
В 2010г. был выпущен 11-й том книги «Память. Пензенская область.», в котором, как и в 10-м томе, размещались как новые имена, так и исправленные и дополненные. По какой-то причине, в 11-м томе использовалось не только современное адм.-тер. деление, но и деление военного времени, бравшееся из военных документов. Большое количество записей, размещённых в Книге как новые, оказались искажёнными записями, размещёнными ранее в 10-и томах и т.д..
Том 1 стр.43.
Том 11 стр.7. (в разделе включённых в КП вновь). Место захоронения в 11-м томе указано неверное.
Илл.44-45
Том 11 стр.7
Илл.46
Такого человека нет в 1-10 томах книги памяти, т.к. в редакции книги памяти, видимо, имелись сведения, что ещё в 1946г. военком Кузнецкого РВК вернул извещение на него в Бюро по учёту потерь Красной Армии, «так как последний жив и демобилизован из РККА»:
Илл.47
Источник: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?i … 46&p=1
И т.д. и т.п..
В 2020г. готовится к печати 12-й том, в котором, в большей части, учтён опыт работы над прошлыми выпусками книги памяти.
Количество записей в 11-м и 12-м томах книги «Память. Пензенская область»:
11-й том: фамилии на все буквы А-Я – 4 652 новых персоналий и 475 дополнений, всего 5 204 записей;
12-й том: фамилии на все буквы А-Я – 4 729 новых персоналий и 3 535 дополнений, всего 8 187 записей.
Всего в 12-и томах книги «Память. Пензенская область» 196 826 персоналий и 4 824 дополняющих/уточняющих записей, общее количество записей 201 695. С учётом вышеизложенных проблем нужно понимать, что данные цифры не отражают реальных данных.
В целом, уже 1-10 тома книги памяти сформировали полную базу данных фронтовиков, которые в большинстве своём не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Выявление новых имён – редкость, речь идёт о единицах, даже долях процентов, что лежит в рамках допустимой погрешности при организации работ такой сложности. А так как в региональные книги памяти изначально предполагалось внесение мобилизованных/призванных в данном регионе, то в настоящее время как вновь выявленные в книги памяти заносятся, в основном, данные о фронтовиках – уроженцах данного региона, но призванных в других регионах.
В настоящее время, когда накоплен значительный опыт работы с документами военного времени, получены навыки работы с документами по установлению судеб защитников Отечества, министерством обороны РФ дополнительно размещён и продолжает размещаться в открытом доступе значительный комплекс документов (в том числе по учебным частям), позволяющих устанавливать судьбы военнослужащих, с учётом накопленного опыта по работе над Книгами памяти, имеющимися средствами для работы с большими базами данных появилась реальная возможность приступить к работе над новой редакцией областной Книги памяти, предварительно проведя работу в городах и районах Пензенской области.
При обработке такого объёма информации недочёты, ошибки неизбежны, это нужно понимать.
Показанные выше примеры недочётов в книгах памяти приведены с целью иллюстрации сложностей, ожидающих новых создателей книги памяти, на предстоящем пути. Совсем избежать ошибок, неточностей не удастся точно, но наша задача сократить их количество до минимума. А для этого, как показывает анализ работ над предыдущими редакциями книг памяти и многолетний опыт работы с сайтом Всенародной книги памяти, необходимы: единые правила работы всех заинтересованных лиц и ведомств с единой базой данных, чёткая координация работ, достаточные ресурсы (человеческие, технические, вычислительные, временнЫе и т.д.), строгая дисциплина, неукоснительное многоуровневое документирование работ, строгий многоступенчатый контроль на всех этапах работ.администратор сайта Всенародной книги памяти Пензенской области Дворянкин С.А.
(из доклада на семинаре Комитета по делам архивов Пензенской области по созданию районных книг памяти. 22.02.2020г.)