Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Чернецов Василий Тихонович

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Чернецов Василий Тихонович

https://riapo.ru/belinsk/istoriya/v-bel … 3968789984

В Белинском открыта мемориальная доска первому чембарскому лётчику
07 сентября 2022, 10:28
https://i.imgur.com/sCCd8IGm.jpg
– В 1941 году Василия Тихоновича призвали на фронт, так как он уже был кадровым военным в звании капитана. Во время войны командовал 289 штурмовым авиационным полком. Сам лично совершил 94 успешных боевых вылета. Был удостоен звания подполковник и награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны 1 и 2 степени, орденом Суворова, медалью «За отвагу и боевые заслуги». В 1945 году подполковник Василий Тихонович Чернецов вышел в отставку. Свою жизнь он прожил во Львове, –- такую биографическую справку дала ведущая мероприятия, специалист Централизованной библиотечной системы Белинского района Елена Янина.
Исследование «Как Чембар приобщался к авиации», которое на протяжении пяти месяцев вёл руководитель «Гильдии первопроходцев земли Пензенской» Александр Шилин, было опубликовано в №26-27 газеты «Сельская новь» за 2022 год.
– А началось всё с газеты «Трудовая правда» за 1928 год, где глаз «зацепился» за заметку об окончании приёма первого набора в пензенскую школу  гражданской авиации. Перечислено шесть человек, в том числе там была фамилия Чернецова из Чембара. Мой интерес к авиации взял верх. Информация собиралась по одному слову, по одной фразе. По метрическим книгам составлял информацию о семье с 10 детьми, которая проживала на Нижнесаратовской улице. Родной племянник – Владимир Афанасьевич Петровичев возглавлял районное управление культуры в течение 10 лет, а также до войны был основателем оркестра, – рассказал Александр Александрович. – Сегодняшнее событие совпало с Днём города и окончанием Второй мировой войны, которую до последнего дня прошёл Василий Тихонович.
Присутствовавший на мероприятии первый заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов поручил расширить экспозицию в краеведческом музее и добавить информацию о столь выдающейся личности Чембара, а также продолжить кому-то из учеников дальнейшую исследовательскую работу. Ведь до сих пор неизвестны факты биографии после 1968 года и место захоронения Василия Чернецова.
– Открытие мемориальной доски рождает целый пласт интересных идей. Пусть будет больше таких проектов – увлекательных и важных. Тем более, что мемориальная доска размещена в аутентичном месте, – сказал Олег Ягов и предложил Александру Шилину опубликовать статью в «Пензенском краеведении», направить во все школы региона, чтобы дети знали о своём удивительном земляке.
Здание бывшего педагогического училища им. В.Г.Белинского было выбрано не случайно. Изначально здесь располагалась гостиница «Россия», принадлежавшая купцу Антюшину. Когда умерла его дочь, в 1909 году в память о ней он подарил здание городской управе. Сначала здесь была женская прогимназия, потом женская гимназия. После революции учебное заведение было преобразовано в Чембарскую единую трудовую школу второй ступени, в которой с 1923 по 1927 годы и учился Чернецов. С 1 сентября 1930 года здесь стало функционировать педучилище.
Глава администрации Белинского района Олеся Мягкова назвала данное событие значимым, ведь чембарская земля богата героями и ею следует гордиться.
Люди, давшие средства на изготовление доски, пожелали остаться неизвестными. Известно только, что это жители города. На доске из базальта размером 80 на 40 сантиметров изображён портрет лётчика. За ним – штурмовик ИЛ-2, на котором Василий Чернецов прошёл всю Великую Отечественную войну. «Летающий танк» изображён в посадочной конфигурации с выпущенными шасси и закрылками.
– Своей изящной глиссадой он символизирует успешное выполнение боевого задания, возвращение лётчика домой, к семье к родным и близким, и на свою малую родину – в Чембар, – пояснил задумку Александр Шилин.
Известно, что Василий Чернецов последний раз был в Белинском в 1965 году, где с родственниками собирал землянику и ходил купаться на речку.
Присутствовавшие почтили память первого чембарского лётчика, участника Великой Отечественной войны, подполковника Василия Чернецова минутой молчания и возложили цветы к его портрету.

Ольга Ларина

Источник фото: редакция газеты "Сельская новь"

https://belinskij.pnzreg.ru/news/culture/417890/ администрация Белинского района Пензенской области

В Белинском районе состоялось открытие мемориальной доски в память о первом летчике Пензенской губернии Василии Тихоновиче Чернецове
Культура 02.09.2022
https://i.imgur.com/ul67UUAm.jpg
В Белинском районе состоялось открытие мемориальной доски в память о первом летчике Пензенской губернии Василии Тихоновиче Чернецове. На ней рядом с портретом летчика изображен символ-самолет, на котором летчик совершил 94 успешных боевых вылета в годы Великой Отечественной войны.Табличку установили на здании бывшего педагогического училища, где в своё время учился будущий летчик.На мероприятии присутствовали Первый заместитель Председателя Правительства Пензенской области Олег Ягов. В своем выступлении он выразил слова благодарности пензенскому краеведу, журналисту Александру Шилину за новое имя в истории города Белинского.
Глава администрации Белинского района Олеся Мягкова отметила, что последнее время наблюдается тенденция развития краеведения в городе и районе. Белинцы всё больше интересуются историей малой родины.
Присутствующие почтили память Василия Тихоновича Чернецова минутой молчания и возложили цветы к его портрету.

0

2

https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero109166959/
https://i.imgur.com/4rAc36Rm.jpg
Чернецов Василий Тихонович
Учетно-послужная картотека
Дата рождения: 02.02.1908
Место рождения: Пензенская обл., г. Белинский
Дата поступления на службу: __.12.1929
Воинское звание: подполковник
Наименование воинской части: 136 шап 199 шад 4 шак, 317 равп
Дата окончания службы: 21.09.1945
Награды: Медаль «За оборону Москвы», Медаль «За взятие Кенигсберга», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 226
Номер ящика: 2
http://s6.uploads.ru/t/mweHp.png http://sd.uploads.ru/t/cevzi.png http://s6.uploads.ru/t/NgiVv.png

Чернецов Василий Тихонович
Учетно-послужная картотека
Дата рождения: __.__.1908
Место рождения: Сталинградская обл., г. Сталинград
Дата поступления на службу: __.12.1929
Воинское звание: подполковник
Наименование воинской части: 317 рап, 566 шап, 10 одрап, 289 шап
Дата окончания службы: 21.09.1945
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Номер шкафа: 680
Номер ящика: 43

Чернецов Василий Тихонович
Орден Красного Знамени
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Воинское звание: капитан
Кто наградил: ВВС
Наименование награды: Орден Красного Знамени
Дата документа: 20.01.1942
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 94, ящик 15
http://s2.uploads.ru/t/dsxLt.png

Чернецов Василий Тихонович
Орден Красной Звезды
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Дата поступления на службу: __.__.1929
Воинское звание: майор
Воинская часть: 566 шап ЗапФ
Даты подвига: 27.01.1942-01.07.1942, 05.07.1942-10.07.1942
Наименование награды: Орден Красной Звезды
Дата документа: 29.07.1942
Приказ подразделения
№: 804 от: 29.07.1942
Издан: ВС Западного фронта
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 682524
Дело ист. информации: 343
командир эскадрильи 566 шап с сентября 1941
член ВКП(б) с 1931
С 27.11.1941 по 27.01.1942 эскадрилья произвела 168 успешных боевых вылетов. Лично произвел 8 боевых вылетов, при этом повреждено 5 танков, 8 автомашин, подавлены 2 точки ЗА и ЗП, уничтожена 1 цистерна с горючим, частично уничтожено и рассеяно до 2 взводов пехоты.
С 27.01.1942 по 01.07.1942 эскадрилья произвела 149 успешных боевых вылетов. Лично сам произвел 25 боевых вылетов, при этом уничтожил и повредил 7 танков, 38 автомашин, 3 повозки, 4 точки ЗА и ЗП, 6 цистерн  с горючим, до взвода пехоты, 2 крытых вагона, 5 самолетов на аэродромах противника, 4 артиллерийских орудия, 1 трактор-тягач.
С 05.07.1942 по 10.07.1942 эскадрильей произведено 24 успешно выполненных боевых вылета.  Сам произвел 7 боевых вылетов, один из них на штурмовку аэродрома противника г. Орел, где в паре уничтожил 8 самолетов. При отходе был атакован, получил повреждения самолета, ушел от истребителей противника, произвел посадку на аэродроме дозарядки.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t85881.png

Чернецов Василий Тихонович
Именной список части
Дата рождения: __.__.1908
Место рождения: Пензенская обл., г. Чембар
Дата призыва: __.__.1929
Воинское звание: майор
Воинская часть: 10 ап
Куда выбыл: 289 шап
Дата прибытия: 08.01.1943
Откуда прибыл: 566 шап
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 21960
Опись ист. информации: 451982с
Дело ист. информации: 1

Чернецов Василий Тихонович
Именной список части
Дата рождения: __.__.1908
Место рождения: Пензенская обл., г. Чембар
Дата призыва: __.__.1929
Воинское звание: майор
Воинская часть: 10 оравп
Дата прибытия: 08.01.1943
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 21960
Опись ист. информации: 387037с
Дело ист. информации: 1

Чернецов Василий Тихонович
Орден Отечественной войны I степени
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Место призыва: доброволец
Дата поступления на службу: __.__.1929
Воинское звание: майор
Воинская часть: 10 орап
Наименование награды: Орден Отечественной войны I степени (представление к ордену Александра Невского)
Дата документа: 12.08.1943
Приказ подразделения
№: 38/н от: 12.08.1943
Издан: ВС 1 ВА
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 682526
Дело ист. информации: 1257
командир эскадрильи 10 Московского Краснознаменного отдельного авиационного разведывательного полка фронта
тяжело ранен в 1942
За период Отечественной войны лично произвел 90 вылетов.

https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t28940.png

Чернецов Василий Тихонович
Орден Суворова III степени
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Дата поступления на службу: __.__.1929
Воинское звание: подполковник
Воинская часть: 289 шап ВВС
Наименование награды: Орден Суворова III степени
Приказ подразделения
№: 64/н от: 27.09.1944
Издан: ВВС
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 690306
Дело ист. информации: 3566
командир 289 штурмового авиационного полка с сентября 1943г.
http://s7.uploads.ru/t/ukHnN.png

Чернецов Василий Тихонович
Медаль «За боевые заслуги»
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Воинское звание: подполковник
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Медаль «За боевые заслуги»
Дата документа: 03.11.1944
Информация об архиве -
Архив: ЦАМОза выслуг
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 94, ящик 15
Приказ подразделения
№: 219/136 от: 03.11.1944
Издан: Президиум ВС СССР
Информация об архиве -
Архив: ГАРФ
Фонд ист. информации: Р7523
Опись ист. информации: 4
Дело ист. информации: 256
за выслугу лет
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t34975.png

Чернецов Василий Тихонович
Орден Красной Звезды
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Воинское звание: подполковник
Кто наградил: Президиум ВС СССР
Наименование награды: Орден Красной Звезды
Дата документа: 06.11.1945
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Картотека: Картотека награждений
Расположение документа: шкаф 94, ящик 15
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t85881.png

Чернецов Василий Тихонович
Орден Отечественной войны II степени
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1908
Дата поступления на службу: __.__.1929
Воинское звание: подполковник
Воинская часть: 136 шап 199 шад 4 шак
Даты подвига: 14.02.1945-09.05.1945
Наименование награды: Орден Отечественной войны II степени
Приказ подразделения
№: 58/н от: 05.06.1945
Издан: ВС 4 ВА
Информация об архиве -
Архив: ЦАМО
Фонд ист. информации: 33
Опись ист. информации: 686196
Дело ист. информации: 6717
командир 136 штурмового авиационного Новогеоргиевского полка с 14.02.1945
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t47366.png

Чернецов Василий Тихонович
Орден Красной Звезды
Наградной документ
Воинское звание: подполковник
Наименование награды: Орден Красной Звезды
Приказ подразделения
№: 223/100 от: 06.11.1945
Издан: Президиум ВС СССР
Информация об архиве -
Архив: ГАРФ
Фонд ист. информации: Р7523
Опись ист. информации: 4
Дело ист. информации: 412
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t85881.png

Чернецов Василий Тихонович
Записи из ГУК
Дата рождения: 1908
Место рождения: Пензенская область город Чембар
Дата призыва: 1929
Воинское звание: подполковник
История: Орден Красной Звезды (1942);Орден Отечественной войны I степени (1943);Орден Суворова (1944);Медаль "За боевые заслуги" (1944);Орден Отечественной войны II степени (1945), медаль "За боевые заслуги" (1945), Орден Красного Знамени
https://forumupload.ru/uploads/000b/dd/53/2/t34975.png

https://pamyat-naroda.ru/heroes/isp-che … k10223217/
Чернецов Восилий (Василий) Тихонович
Именной список части
Дата рождения: __.__.1908
Место рождения: Пензенская обл., Чембарский р-н, г. Чембар
Дата призыва: __.__.1929
Воинское звание: майор
Воинская часть: 10 оравп
Дата прибытия: 08.01.1943
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 21960
Опись ист. информации: 387035с
Дело ист. информации: 2

0

3

https://i.imgur.com/3j4QAOXm.jpg
источник фото http://www.pobeda1945.su/frontovik/3730 … 794/158738

0

4

Здравствуйте!

ЧЕМБАРСКИЙ ОТВЕТ ЧЕМБЕРЛЕНУ.

77-летию Великой Победы, 100-летию Союза Советских Социалистических Республик посвящается.

Первый лётчик из Чембара и от уездов Пензенской губернии. Из выпускников первого набора первой в СССР школы гражданской авиации он стал самым титулованным. О нём же мы до сих пор почти ничего не знали…

https://i.imgur.com/Bp8BF7Vm.jpeg

Василий Чернецов в день выпуска из Пензенской школы ГВФ, 20.06.1929.

«Стремим мы полёт наших птиц…»

В результате известных геополитических событий 1917–1922 годов возникло крупнейшее в мире Социалистическое государство. Сам факт его способности к жизни стал поперёк горла «нашим западным партнёрам», считавшим, что только им уготована миссия свыше, воцариться в Хартленде – на территории, и сейчас подозрительно точно соотносящейся с их аппетитами на мировое господство.

Наивно полагая, что вновь созданный ансамбль – пока что из четырёх союзных республик – будет играть по их дипломатическим нотам, извечные подстрекатели большинства международных конфликтов, островитяне из Северного моря, стали навязывать свои агрессивные партитуры. Сначала был знаменитый ультиматум 47-го министра иностранных дел Соединённого королевства Джорджа Керзона, который последовал 8 мая 1923 года. Он между строк призывал, что большевиков надо поставить на место, и чем быстрее – тем лучше. В случае невыполнения разнузданных требований островитян, Керзон фактически угрожал Советскому Союзу новой военной интервенцией.

Эта короткая заметка в губернской газете придала импульс исследованию, суть которого оказалась значительно глубже биографии одного человека.

https://i.imgur.com/kOeFBGSm.jpeg

«Трудовая правда» (Пенза), №150, вторник, 03.07.1928, стр. 4.

В этих условиях зарождался собственный авиационный флот Страны Советов. Общество Друзей Воздушного Флота, объявившее о своём создании ровно за два месяца до получения буржуазной, отнюдь не музыкальной нотации, уверенной поступью родного «Авиамарша» возвестило соотечественникам о том, что «на каждый ультиматум воздушный флот сумеет дать ответ».

«Нашим ответом Керзону» стал необычайный патриотический подъём в обществе и небывалая сплочённость власти, крестьянства, пролетариата. Призывы «Все в ОДВФ!», «Трудовой народ, строй воздушный флот!» обрели смысл национальной идеи. Друзьями воздушного флота становились действительно все, от мала – до велика, от председателя совнаркома – до пастуха. Повсеместные кружечные, гарнцевые и другие виды пожертвований, деньгами и натуральным продуктом, позволили совершить переход от летающих этажерок, когда-то производившихся малыми сериями, к самолётам в прямом смысле этого слова. Осуществить замену импортных, зачастую трофейных, летательных аппаратов на машины советских конструкторов – А.Н. Туполева, Н.Н. Поликарпова, К.А. Калинина. Заложить основы отечественного авиастроения, как мощной индустрии, превосходившей разработки потенциального соперника и супостата. Создать систему профильного образования, воспитать лётчиков, штурманов, инженеров с мировым именем.

https://i.imgur.com/lzyQ7cbm.jpeg

Четыре года спустя – 23 февраля 1927-го – история с русофобией повторилась. На сей раз о персональной алаверды взывал другой уважаемый лорд – 49-й министр иностранных дел Великобритании Джозеф Чемберлен. Именно этот «Ответ…» советского авиапрома вошёл в мировую историю, как самый крылатый, в смысле прямом и переносном, по сию пору наполненный свежим изящным подтекстом.

Самолёты строили и преподносили вниманию заграничных ревнителей целыми эскадрильями: «Ультиматум», «Ультиматум ОДВФ», «Наш ответ Чемберлену». В каждой из них были свои – именные – машины, изготовленные на средства, собранные в первичных ячейках ОДВФ, а затем – Авиахим и Осоавиахим.

От внешнеполитических коллизий не отставала и антирелигиозная пропаганда – выяснилось, и притом весьма убедительно, что быстрокрыло и вездесуще летать могут совсем иные «небес посланцы».

https://i.imgur.com/jiKYBaTm.jpeg

Друзья воздушного флота имели полное право чувствовать свою сопричастность, видеть конкретные результаты всенародных свершений не только на передовицах центральных газет. С этой целью уже в 1923 году начались агитационные облёты российской глубинки, куда только самолётом можно было добраться, хотя там и аэродромов никогда не было. Летом воздушные гости становились на поплавки и отправлялись по кольцевым маршрутам вдоль рек, зимой переобувались в лыжи и приземлялись в заснеженном поле. Именно тогда – в 1920-х годах – огромное количество обывателей впервые в своей жизни увидели настоящих металлических птиц, а отдельным счастливцам довелось на них покататься. Баловали, конечно, не всех, а самых достойных – тех, кто особенно отличился на ниве созидательных взносов, либо сумевших оплатить увеселительную прогулку за облаками.

Воспарить над земною твердью неискушённой публике было в диковинку, и для таких вот «младенцев» уже состоявшиеся друзья воздушного флота придумали интересный обряд – воздушные крещения, или воздушные Октябрины.

Крестины, как ритуал посвящения новорожденного Христу, в 1923 году обрели иное прочтение, и в результате обрядотворчества новой власти стали именоваться Красными крестинами с наречением имени будущему защитнику судьбоносных Октябрьских свершений. Они же именовались и Октябринами, вне зависимости от месяца проведения торжеств, поскольку другие варианты не обсуждались.

Таким образом, интерес к авиации подогревался от слов – к делу, вовлечённость в процесс совместного самолётостроения не знала границ – «всё выше, и выше, и выше!» На первый взгляд недосягаемая дружба мало кому известного пастуха и председателя совнаркома прочно закольцевалась во всенародных патриотических устремлениях!

Чембарские друзья воздушного флота.

5 июня 1923 года состоялось учредительное собрание, посвящённое организации Пензенского губернского отделения Общества Друзей Воздушного Флота, а уже через десять дней эта инициатива была подхвачена в Чембаре.

Из Протокола №7 Заседания пленума Чембарского укома РКП(б) от 16 июня 1923 года.

Постановили:

1. Вступить членами Пензенского Общества Друзей Воздушного Флота;

2. Создать Комиссию по содействию Пензенскому Обществу Друзей Воздушного Флота из представителей партийных, советских, профессиональных и хозяйственных организаций, которой поручить собрать средства на постройку одного аэроплана (с именем собственным «Чембарец», относящимся, вероятно, к самолёту Р-1, конструкции Н.Н. Поликарпова – прим. авт.);

3. Открыть приём пожертвований … в июле месяце от волисполкома сельсовета и других заведений и учреждений.

Из Протокола №1 Расширенного заседания пленума Чембарского укома РКП(б), уисполкома и профсоюзов от 16 июля 1923 года.

Постановили:

1. Заслушав доклад о значении воздушного флота, и план проведения недели помощи воз[душному] флоту, провести кампанию под лозунгом «Трудовой народ уезда должен создать республике один аэроплан», а для того принять все зависящие меры к проведению настоящего лозунга.

<…>

4. Обратиться к трудовому населению уезда с призывом поддержать строительство красного воздушного флота неослабным вниманием и постоянной материальной поддержкой из своих трудовых средств.

Во главе Чембарской уездной комиссии по содействию ОДВФ, а с 25 ноября 1923 года – Чембарского уездного отделения ОДВФ, стал военный комиссар Борис Петрович Теплов. 9 августа 1925 года уездные отделения ОДВФ и Доброхим объединились в Авиахим. Новым руководителем укрупнённой организации был избран Василий Никифорович Сапсуев.

Грядущий Чембарский ответ, сначала Керзону, а после и Чемберлену, этим недальновидным заморским лордам, не оставлял ни малейших шансов избежать покаяния. Все знали – «Чембарец» будет!

«…Общими сплочёнными силами Чембарский уезд, как известно, задался гордой мыслью на собственные средства создать аэроплан, имярек ему «Чембарец». Нельзя сказать, чтобы слова здесь расходились с делами, и каждое учреждение, каждая организация на первом месте ставит вопрос об изыскании средств на создание необходимой суммы, чтобы идею провести в жизнь.

18 ноября состоялся первый уездный съезд членов ОДВФ <…>. Ко дню съезда в Чембарском ОДВФ значилось членов до 80 человек. Деньги и хлеб на усиление флота поступали частью от постановок спектаклей, концертов, частью от добровольных сборов по деревням, процентных отчислений и пр. В общем, к 18 ноября в кассе числилось 160 рублей наличными, на 375 пудов хлебных облигаций, 230 пудов ржи на Воронской мельнице, 12.6% облигаций золотого займа, кроме того, неизвестно точное количество пудов имеющегося на местах по волостям собранного крестьянами хлеба…»

Пока суд да дело, пришло время явить активистам Авиахима и тем, кто себя к таковым ещё не причислил, настоящий аэроплан, а с ним – воздушных гостей, отважных первопроходцев, именами которых пестрели передовицы центральных газет.

10 июня – 20 августа 1925 года лётчик Никита Иванович Найдёнов и бортмеханик Василий Власьевич Осипов, участвуя в первом советском «Великом перелёте», на моноплане Junkers F.13, RR-DAO, «Красный Камвольщик» преодолели около 10 тысяч километров по маршруту Москва <…> Улан-Батор – Пекин – Шанхай.

Став после этого перелёта Заслуженным лётчиком СССР, дважды орденоносцем – советского «Красного Знамени» и китайского «Полосатого Тигра» – ровно через семь месяцев Н.И. Найдёнов прибыл в Чембар. Бортмехаником с ним был А.С. Клочко. Самолёт – такой же Junkers F.13, только с другим бортовым номером RR-ODB и именем «Все в Авиахим».

Надо ли говорить, каким необычайным событием в жизни чембарских обывателей стал первый в их жизни прилёт аэроплана, а тут ещё «…С приветственной речью выступил т. Найдёнов, прося принять переданный через него привет от китайского народа…».

Мало кому известный провинциальный Чембар, каждый житель его, вдруг обрели персональную сопричастность важнейшим воздушным течениям, невзирая на турбулентность международной общественно-политической атмосферы.

Так должен был выглядеть «Чембарец».

https://i.imgur.com/Upiq9lom.jpeg

Вот что об этом писал уездный «Пахарь»:

«…Самолёт ожидался в Чембаре 18 марта в базарный день. Тысячи крестьян напряжённо всматривались в туманное небо, – спешили за город к месту спуска – и вдруг разочарование! Самолёт ещё в Саранске, и вылететь не может. И только 20-го в 2 часа над Чембаром показался аэроплан. Посыпались листовки. Весь город заторопился на встречу. Вечером чествовали гостей в народном доме. Заслуженный лётчик, участник исторического перелёта Москва – Монголия – Китай, тов. Найдёнов поделился своими впечатлениями от перелёта.

На другой день – Октябрины. Первыми полетели четверо крестьян: Кисткин (Доншино), Генералов (Березенки), Сафронов (Бугровка), Аркашкин (Волчково).

Вторая посадка: Мачинский (почта), Шурыгин (школа II ступени), Юдин (рабочий), Макаров (м-р). Третья посадка: Торкин, Венедиктов, Теплов, Сапсуев. Четвёртая посадка: Чуйкин, Земляникин, Храмов, Попов.

У всех от полёта осталось самое отличное впечатление. Покойней, чем в вагоне – общее мнение. «Сними тулуп-то, кричат, не в сани лезешь!». Но за словом крестьянин в карман не полезет. – «Ладно, твоё дело, помягче падать будет!».

Прилёт самолёта значительно пополнил Авиахим новыми членами…»

24-25 июня 1926 года побывавший в Чембаре аэроплан снова вошёл в историю. Бортмеханик А.С. Клочко и лётчик В.Б. Копылов совершили на нём перелёт по маршруту: Москва – Красноуфимск – Курган – Омск. Их пассажирами были американские авантюристы Линтон Уэллс и Эдвард Эванс, которые предприняли кругосветное путешествие «всеми видами транспорта», и успешно осуществили его за рекордно короткое время – 28 суток 14 часов.

18 января 1928 года этот же борт, только несколько «повзрослевший» – с именем «Все в Осоавиахим» – вновь побывал в Чембарском уезде, теперь с агитационным визитом на станции Башмаково. Бортмеханик А.С. Клочко и лётчик Г.И. Козлов катали крестьян.

https://i.imgur.com/8HArbqXm.jpeg

«…Желающих летать оказалось огромное количество, но в кабинку самолёта вошло только четыре старика, сдавшие полностью сельхозналог и все причитающиеся недоимки. Старик Проскурдин, живой и весёлый землероб, полез в аэроплан прямо с хворостиной, которой погонял лошадь. – Всего лучшего! – шутливо крикнул он собравшимся и захлопнул дверку кабины…».

Сообщения о строительстве аэроплана «Чембарец» встречались в уездной прессе, по крайней мере, до 7 ноября 1927 года – сельские активисты, не щадя своих кровных, по-прежнему вызывали друг друга к азартным финансовым поединкам. Одновременно с «Чембарцем» таким же способом «строились» несколько других аэропланов, но, сколько из них в итоге взлетело, история деликатно умалчивает.

Всё это являлось наглядным примером того, насколько самозабвенно чембарское крестьянство и пролетариат были вовлечены в процесс, дать достойный ответ коварному Чемберлену. И – давали, потому что главной здесь оставалась дружба!

Первая в Советском Союзе.

Школа гражданской авиации в Пензе была создана по инициативе губернского совета Осоавиахим – к 10-летию Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Шефство над нею взяла 2-я военная школа лётчиков (Борисоглебск), открытая в декабре 1922-го, в настоящее время – Борисоглебская учебная авиационная база Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (Воронеж).

Воскресным днём, 22 июля 1928 года – в заключительный день 2-й Всесоюзной «Недели обороны» – на аэродроме за станцией Ульяно-Ленинской железной дороги (Пенза III) школа гражданской авиации была торжественно открыта [9]. Теоретические занятия проводились в здании по улице Кураевской, 37/1 (сейчас – улица Кирова), смежном с кинотеатром «Октябрь», в 1979-м ещё не сломанном, помнившем всех своих повзрослевших, опалённых войною птенцов.

Пензенская школа гражданской авиации (бывшая), ул. Кирова, 37/1, 1969 год. Фото из архива И. Шишкина.

https://i.imgur.com/J1ToLZ0m.jpeg

Будущим ученикам следовало оправдать упования приёмной комиссии:

«…В авиашколу будет приниматься рабоче-крестьянская молодёжь в возрасте от 18 до 25 лет. При приёме преимущество будет оказано активистам Осоавиахима. По образованию в авиашколу будут приниматься лица, окончившие семилетку или имеющие знания в объёме этой программы. Желательно знание одного из ремёсел – слесарного, столярного. По здоровью приниматься будут те, кто удовлетворяет требованиям, близким к приёму в военно-теоретическую школу…»

Василий Чернецов – выпускник Чембарской единой трудовой школы II ступени, заведующий столярной мастерской и активист уездного отделения Осоавиахим (школьная ячейка, тогда ещё Авиахима, была образована 17 ноября 1925 года) – всем этим качествам соответствовал в полной мере.

Будучи «пропущенным через комиссию» при конкурсе семь человек на место, он уверенно обошёл других соискателей, «командированных от уездов». Здесь стоит заметить, что… «…В настоящее время идёт кампания по набору кандидатов в школу, о чём даны соответствующие указания на места по линии Осоавиахима, а также разосланы программы для ознакомления желающих поступать в школу. Но кампания по набору на местах идёт слабо: ячейки, усоветы, райсоветы Осоавиахима не придали первому набору в авиашколу должного внимания, широкие массы рабочих и крестьян плохо информированы о школе и наборе в неё. В результате мы имеем к настоящему времени только 6 заявлений о принятии в школу из Пензы, из уездов же не поступило ни одного заявления.

Срок набора в школу продлён до 25 июня, к каковому времени усоветы, райсоветы Осоавиахима должны весь материал на отобранных кандидатов прислать в губсовет, о сроке прибытия кандидатов в город Пензу будет сообщено дополнительно…»

21 июня 1928 года Чернецов даже ещё не подавал заявление, а 3 июля он был уже зачислен в авиашколу. Одиннадцать дней, которые потрясли мир юного чембарца, всех его родных и близких!

Василий Чернецов родился 3 февраля 1908 года в городе Чембаре, в многодетной мещанской семье Чернецовых Тихона Дмитриевича (1868) и Дарьи Николаевны (09.03.1871), в девичестве Озерновой, а 4 февраля был крещён во храме Святителя Николая Чудотворца.

Метрическая запись о рождении Василия Чернецова.

https://i.imgur.com/vC5sCNDm.jpeg

Кроме Василия в семье было ещё девять детей: Владимир (15.07.1890 – 03.01.1907), Антонина (23.02.1893 – 05.02.1982), Иван (01.12.1895), Михаил (11.07.1898), Мария (08.03.1901), Сергей (05.10.1903 – 19.12.1911), Пётр (13.06.1906 – 10.03.1907), Тамара (05.06. – 05.07.1910) и Анатолий (24.09.1911).

В 1920 году Василий окончил Чембарскую школу I ступени. До этого в ней помещалась мужская гимназия, а ещё раньше – мужское приходское училище и больница, построенная на средства императора Николая I. Здание славилось очень богатой историей, но, «сохраняя прошлое», его уничтожили. При этом никакое «будущее» на возникшем пустыре так и не создали.

Чембарская единая трудовая школа II ступени (бывшая), Комсомольская площадь, 8,  2022 год.

https://i.imgur.com/Zd8laSdm.jpeg

«Пахарь» (Чембар), №16, четверг, 21.07.1927, стр. 4.

https://i.imgur.com/yd3VsDym.jpeg

В 1927 году будущий лётчик окончил Чембарскую единую трудовую школу II ступени. Сначала здесь был трактир «Россия», который принадлежал купцу 2-й гильдии Ф.И. Антюшину, потом – женская гимназия, а до недавних пор – Педагогическое училище имени В.Г. Белинского. Сейчас в этом здании созидают Детская школа искусств, Дом детского творчества и городская администрация.

Далее было бы своевременным рассказать о ходе обучения в школе гражданской авиации, но сделать это – значило бы посвятить публикацию истории школы, а ей ещё надлежит стать объектом нашего пристального внимания.

В четверг, 20 июня 1929 года, в шесть часов вечера, на аэродроме за станцией Ульяно-Ленинской железной дороги состоялся торжественный выпуск первых четырёх лётчиков, окончивших курс обучения в Пензенской школе гражданской авиации. Воздушный праздник собрал несколько тысяч человек –

«…от обилья белых одежд, кажется, что поле аэродрома зацвело гречихой…» .

<…>

«…У ангара, выстроившись в одну линию, стояли четыре самолёта (учебные бипланы У-1, конструкции Н.Н. Поликарпова, близкие родственники английских Avro-504K – прим. авт.). Возле них несли почётную охрану активисты Осоавиахима. Тут же стояли лётчики – молодые орлы гражданской авиации, виновники торжества, готовые подняться ввысь на этих стальных птицах, чтобы показать, чему они научились в школе (Григорий Аристов, Николай Кадышевский, Михаил Курбатов и Василий Чернецов – прим. авт.).

<…>

Ученик школы тов. Чернецов заявил:

Разрешите заверить всех трудящихся, что мы крепко будем держать руль самолёта и полетим туда, куда нам укажет коммунистическая партия и власть советов. Сегодня мы получили звание молодых орлов. Мы будем носить его с честью и оправдаем доверие советского государства.

Это заявление встречается громкими аплодисментами. После митинга состоялись полёты новых красных летунов…».

Командир «летающего танка».

«Коммунистическая партия и власть советов» молодому орлу указали продолжить учиться летать в 8-й военной школе летчиков (Одесса). В декабре 1929-го он был зачислен в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, в 1931-м вступил в ВКП(б) и к началу Великой Отечественной войны двенадцать лет нёс службу в заоблачных высотах Северного Причерноморья.

Кровавое воскресенье, 22 июня 1941 года, уже состоявшийся кадровый военный, капитан Чернецов встретил на полевом аэродроме близ села Вормс (с 1 февраля 1945 года – село Виноградное) Берёзовского района Одесской области, в расположении 317-го отдельного разведывательного авиационного полка ВВС Одесского военного округа (затем – ВВС Южного фронта). Здесь проводились плановые учения в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке, но никто и знать не мог, что близость эта окажется столь роковой и беспощадной.

В составе авиаполка находились 40 самолётов СБ (АНТ-40) и 47 боеспособных экипажей. Шесть недель спустя их осталось 9 и 6 соответственно.

Самолёт СБ (АНТ-40), лето 1941 года.

https://i.imgur.com/pQUFsAtm.jpeg

317-й ОРАП, авиационная эскадрилья, аэродром Вормс, 1941 год.

https://i.imgur.com/yD09Y5hm.jpeg

2 августа 1941 года, после таких огромных потерь в личном составе и технике, полк был расформирован.

5–12 сентября 1941 года на военном аэродроме Плясово в Воронежской области был сформирован 566-й штурмовой авиационный полк. Здесь В.Т. Чернецов освоил штурмовик Ил-2 и стал во главе 2-й эскадрильи «летающих танкистов».

Надпись на обороте: «На память сестре от семьи Чернецовых. Станция Сухобезводная»

https://i.imgur.com/sgveWY6m.jpeg

27 ноября 1941 года с подмосковного аэродрома Монино крылатые однополчане произвели первый боевой вылет – с этого дня они участвовали в Битве за Москву.

«…Лично тов. Чернецов с 27 ноября по 27 января 1942 г. произвёл 8 боевых успешных вылета. При этом уничтожено и повреждено: танков – 5, 8 автомашин с пехотой и грузом, подавлено точек ЗА и ЗП – 2, уничтожена 1 цистерна с горючим, частично уничтожено и рассеяно до 2-х взводов пехоты…»

Указом Президиума Верховного Совета СССР №605/128 от 20 января 1942 года «О награждении орденами и медалями лётно-технического состава частей ВВС КА» капитан Чернецов был удостоен первой правительственной награды – ордена Красного Знамени.

В боевых действиях с 27 января по 1 июля 1942 года.

«…тов. Чернецов лично сам произвёл 25 успешно выполненных боевых вылетов, уничтожил и повредил 7 танков, 38 автомашин, 3 повозки, точек ЗА и ЗП – 4, цистерн с горючим – 6, до взвода пехоты, 2 крытых вагона. Уничтожено на аэродромах противника 5 самолётов, 4 полевых арт. орудия, 1 трактор-тягач…» [14, л.118об].

С 5-го по 10-е июля 1942 года.

«…тов. Чернецов проявил мужество и отвагу. За 4 лётных дня им произведено 7 успешно выполненных боевых вылетов, один из них на штурмовку аэродрома противника Орёл. По наблюдению экипажей 784 ШАП тов. Чернецов в паре уничтожил на аэродроме противника 8 самолётов. При отходе с аэродрома был атакован 6-ю Ме-109. В самолёте оказалось 30 пулевых пробоин, перебито управление правого элерона, пробит колпак лётчика, ЗА противника пробит кок винта. Маневрируя и используя складки местности тов. Чернецов ушёл от истребителей противника и точно вышел на аэродром дозарядки, где и произвёл посадку.

За этот период тов. Чернецов уничтожил: 1 танк, 4 автомашины, 4 точки ЗП, 1 арторудия, 3 миномёта, в паре уничтожил на аэродроме противника Орёл 8 самолётов, разрушено и повреждено до 10 блиндажей и дзотов…» [14, л.118об].

Надпись на обороте: «Фотографировался в Кремле (Москва) вместе с М.И. Калиниными и группой офицеров при получении первого ордена. Январь 1942 год»

https://i.imgur.com/zwGMJ7Hm.jpeg

Приказом войскам Западного фронта №0804 от 29 июля 1942 года «О награждении личного состава» майор Чернецов получил орден Красной Звезды [14, л.6].

19 ноября 1942 года 566-й ШАП был переведён на новое штатное расписание, а 8 января 1943 года подразделение Чернецова, на правах 3-й эскадрильи ближних разведчиков, вошло в состав 10-го отдельного разведывательного авиационного Краснознамённого Московского полка 1-й воздушной армии Западного фронта.

«…Лётным составом под его руководством произведено 396 боевых вылетов, из них успешно выполнено 335, за этот период лично сам произвёл 11 успешных боевых вылетов на разведку поля боя и ближних тылов противника…» [16, л.52].

Приказом войскам 1-й воздушной армии №038/Н от 12 августа 1943 года «О награждении личного состава» Василий Чернецов обрёл орден Отечественной войны 1-й степени [16, л.16].

9 сентября 1943 года В.Т. Чернецов принял командование 289-м штурмовым авиационным полком. Вверенная ему боевая часть формировалась с 4 апреля по 5 июня 1942 года в 10-м запасном авиационном полку на аэродроме Каменка-Белинская. Здесь обескровленный 289-й ближнебомбардировочный авиаполк, ранее воевавший на устаревших самолётах Су-2, возродился в новом качестве.

Надпись на обороте: «На память сестре и племяннику. Фотографировался в 1943 году в Отечественную войну вместе со своим штурманом, который погиб в 1944 году»

https://i.imgur.com/aO51GHdm.jpeg

289-й ШАП принимал участие в успешном проведении Смоленской и Оршанской наступательных операций в составе 1-й воздушной армии Западного фронта, Белорусской наступательной операции в составе 16-й и 4-й воздушных армий 1-го и 2-го Белорусских фронтов.

«…Лично тов. Чернецов имеет 91 успешный боевой вылет, из них на Ил-2 – 62 вылета, из них на 2-м Белорусском фронте – 1 боевой вылет…» [17, л.206].

Читать далее: Александр Шилин. https://culture-province.ru/rubriki/che … hemberlenu

0