Здравствуйте!
Документ о военнопленных от 31 октября 1958. Тип документа: Справка с медицинской документацией по лазарету Шталага 352. Списки и личные карточки дают право принять указанных в них лиц на учет Отдела, как в/служащих, умерших в немецком плену в 1941-1945 г.г. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … en67588656 :
Коршунов Федор Васильевич
Дата рождения: __.__.1905
Воинское звание: рядовой
Дата выбытия: 28.02.1942
Судьба: погиб в плену
Дата пленения: Не позднее 22.01.1942
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 58
Опись ист. информации: 977531
Дело ист. информации: 73
Доп. сведения из документа: пехотинец, русский. Место жительства: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Бессоновка, ул. Гусиновка (так в док-те). 20. I. 42: здоров, барак № 69, переведен, видимо, в барак № 6. Жалоб нет, самочувствие хорошее, может выполнять физические работы.
Судя по характеру записей, документ ничто иное, как Книга учета в/пленных, находившихся в лазарете лагеря. Поскольку в сведениях о других в/ пленных в данном документе часто упоминаются Минск и лазарет, например, см.: № п/п 444. Шкиотов (Шкиатов) Сергей Федорович, умерший в лагере, учтенный в поименном списке узников, захороненных в Масюковщине, речь идет, действительно, о концлагере в Белоруссии Шталаг 352. Вероятнее всего, здесь говорится о нахождении Коршунова Ф. В. в " Лесном лагере". Сведения о лагере, о месте захоронения документ не содержит.
Документ о военнопленных 4 ноября 1958. Тип документа: Справка. Списки и личные карточки дают право принять указанных в них лиц на учет Отдела, как в/служащих, умерших в немецком плену в 1941-1945 г.г. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … en67340955 :
Коршунов Федор Васильевич
Дата рождения: __.__.1905
Место рождения: Пензенская обл., Бессоновский р-н, с. Бессоновка
Воинское звание: рядовой
Судьба: попал в плен
Лагерный номер: 20404
Дата пленения: Не позднее 28.02.1942
Информация об архиве -
Источник информации: ЦАМО
Фонд ист. информации: 58
Опись ист. информации: 977531
Дело ист. информации: 77
Доп. сведения из документа: русский, запас., женат, жена- Екатерина (? Алексеевна). 25.2.1942 барак 16; 3/III.1942 переведен в терапевтическое отделение с улучшением. Имеется зачеркнутая запись: в списках дважды. Сведения о наименовании лагеря документ не содержит.
Дополнительная информация о возможном месте рождения или проживания, указанном в документе о в/ пленном.
В списке ныне существующих улиц в с. Бессоновка, Бессоновский р-н, Гусиновка или, возможно, Гусиловка, не установлены. https://mapdata.ru/penzenskaya-oblast/b … vka/ulicy/
Сводная информация о нахождении его в лагере выглядит, возможно, следующим образом.
Судьба: 20. I. 42: здоров; 28.02.1942: погиб в плену; 3/III.1942: переведен в терапевтическое отделение.
Информация о лагере Stalag 352.
Минск был взят немецкими войсками 28 июня 1941 г. Фашисты установили в городе жестокий оккупационный режим. Создали лагеря смерти (на ул. Широкой, в пригородах Минска - Дроздах и Масюковщине , в д. Тростянец). Лица еврейской национальности были согнаны в гетто. За время оккупации гитлеровцы уничтожили в городе и прилегающих к нему районах свыше 400 тыс. советских граждан - военнопленных и мирных жителей. В Масюковщинском лагере смерти уничтожено свыше 80 тыс. человек, в Тростянецком - свыше 200 тыс. человек...>
Cм. источник: https://www.sgvavia.ru/forum/152-441-1
Информация о захоронении
ID 261828640
Добавить в избранное
Страна захоронения Беларусь
Регион захоронения Минская обл.
Номер захоронения в ВМЦ З375-563
Место захоронения Масюковщина р-н, близ г. Минска
Дата создания современного места захоронения __.__.1941
Дата последнего захоронения __.__.1942
Вид захоронения братская могила
Состояние захоронения хорошее
Количество могил 1
Захоронено всего 80000
Захоронено известных 10065
Захоронено неизвестных 69935
Кто шефствует над захоронением в/ч 31795; спецкомбинат КБО г. Минска; СШ-150В поименном списке захоронения Коршунов Федор Васильевич не установлен.
Масюковщина — жилой район Минска в составе Фрунзенского района, сохранивший название располагавшейся на его месте деревни. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Масюковщина_(Минск)
Лагерь военнопленных и Мемориал в Масюковщине.
История создания и фото Мемориала в Масюковщине представлено в Источнике: https://medsport.by/memorial-v-masyukovshchine
В Книге Памяти Пензенской области Коршунов Федор Васильевич, 1905 г.р, уроженец с. Бессоновка, Бессоновский р-н, погибший в плену, не установлен.
См.: бессоновцы Коршуновы Фёдоры Васильевичи.
Источник: КП. https://pamyat-naroda.ru/heroes/memoria … 050263211/
См. также: >Лагерь в/пл. Беларусь. г. Минск. Пензенцы - узники "Шталаг 352" Коршунов Федор Васильевич в списке погибших также не числился.
Донесение в/части, в котором Федор Васильевич числится в списках безвозвратных потерь, не установлено. В лагерных документах дата его смерти явно не однозначная. Информация об увековечивании его имени в списке узников лагеря Stalag 352 в ОБД Мемориал отсутствует.
Трагедия концлагеря в Масюковщине: разорванные на части замерзшие трупы и побег на броневиках.
Лагерь для военнопленных в 1941-44 годах был на месте нынешнего минского микрорайона. Правду о 80 тысячах смертей начали раскрывать 75 лет назад, а итоги расследования шли Сталину.
На таких тележках вывозили трупы из лагеря к братской могиле, а по сути – 100-метровому рву. Фото: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.
Свою историю минский микрорайон Масюковщина может вести как минимум с конца XVI века, когда эту землю купили татары Селицкие. Ученые полагают, что от изменения имени одного из них - Мусы - и пошло название селения, которое со временем стало фольварком, а потом и деревней. К началу ХХ века их, одноименных, по соседству числилось даже две. А сегодня это огромный жилой массив, от которого рукой подать до совершенно новой столицы - с «Минск-Ареной» и высотками микрорайона Лебяжий.
- Однако не новостройки сделали Масюковщину известной. Печальную славу ей принес огромный лагерь для военнопленных, - говорит Наталья Яцкевич, завотделом научно-исследовательской работы Белгосмузея истории Великой Отечественной войны, одна из авторов недавней книги «Масюкоўшчына. Трагедыя савецкіх ваеннапалонных».
Книга о концлагере вышла в тематической серии издательства "Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі".За колючей проволокой с током ходили в одежде с клеймом SU.
Один из первых лагерей военнопленных в Беларуси появился у поселка Дрозды под Минском. Это было 29 июня 1941-го - назавтра после захвата города гитлеровцами.
- Военнопленные и гражданские (формально тут собирались регистрировать мужчин от 15 до 60 лет) узники оказались в чистом поле, разделенные проходом для охраны, - рассказывает Наталья Яцкевич. - За первые 12 дней в Дроздах 10 тысяч человек расстреляли нацисты, а еще около 2 тысяч погибли из-за жары, голода, эпидемий, развивавшихся на жаре. Тогда минчан после регистрации стали отпускать домой, правда, евреев перевели в тюрьму. А часть военнопленных отправили в только созданный шталаг №352. Он состоял из городской части в Пушкинских казармах в районе нынешних улиц Сурганова, Чорного, Калинина, улицы Якуба Коласа (там находился Пушкинский поселок) и лесного лагеря в Масюковщине в бывшем советском военном городке, существовавшем с 1930-х годов (тогда - в 5 км от Минска). Лагерь имел 22 филиала по городу и более 90 отделений на станциях железной дороги.
На немецкой карте 1944-го там обозначено 38 построек. Они стояли за несколькими рядами трехметровой колючей проволоки, по которой ночью пускали электричество. По углам стояли вышки с прожекторами. Ограждали проволокой, по воспоминаниям узников, еще и лагерные отсеки - представителей разных национальностей, командиров и рядовых содержали раздельно.
- У пленных отбирали документы, теплую одежду, а взамен кожаной обуви выдавали деревянные колодки, - рассказывает Наталья Анатольевна. - На верхней одежде - на спине, груди, коленях - белой краской ставили клеймо SU, на грудь вешали жетоны с номерами. В каждом бараке на 60 - 75 мест по 400 - 500 человек. Пленные спали вповалку на бетонном или земляном полу под пробитой крышей - у многих не было ни гимнастерок, ни шинелей. Но и при этом поначалу только пятой части заключенных хватило мест в бараках, остальные были на улице.
Таким был лесной лагерь в годы войны – тогда еще в 5 км от Минска. Фото: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войныДля 130 - 140 тысяч пленных самой тяжелой стала зима 1941 - 1942 годов: каждое утро из бараков вывозили по 100 - 150 трупов.
- Пленным выдавали в сутки 80 - 100 граммов хлеба и две кружки перлового супа с мерзлой картошкой, соломой или опилками. Пили смешанный с грязью снег. А конце 1941-го вспыхнула эпидемия тифа, она убила 25 тысяч человек. Узник Владимир Зыков, заразившись, выжил благодаря товарищам, которые добывали кусочек сахара и медикаменты. Ведь в сохранившемся поныне 3-этажном здании лазарете из препаратов была только марганцовка...
Трупы не успевали хоронить - складывали на территории лагеря аж до весны 1942-го, затем их вывезли и закопали в ямах. Умерших, вспоминал бывший узник - военный фельдшер Винник, ежедневно вывозили из лагеря и сбрасывали в общие могилы на кладбище. В тележку для вывоза запрягали несколько человек, которые полкилометра везли до 100-метровой траншеи по 10 трупов в повозке. «Когда нижний слой трупов вмерзал в грязь, при уборке и вывозке в яму приходилось раздирать трупы на части», - вспоминал узник Воронов.
До апреля 1942-го в Масюковщине погибло 55 тысяч человек. К весне - лету 1942-го узников в шталаге осталось 8 - 10 тысяч. Тогда все пленные уже размещались в бараках, в лагере работали баня, госпиталь, санпропускник. А хлеба давали по 270 граммов. Еще через год число узников снизилось как минимум еще на 4 - 5 тысяч человек.
Пленных постоянно использовали на работах для немецкого тыла и армии.
- Некоторые узники попадали на заводы Минска. Часто пленные носили на себе в Масюковщину кирпичи из Минска. Кто не справлялся, тех конвой расстреливал по пути…
Пленных нередко спасали минчане. Женщины передавали свои адреса и фамилию, чтобы солдаты могли назваться их мужьями. Еще 2 тысячи красноармейцев спасли подпольщики. Случались удачные побеги и из самого лагеря. В марте 1942-го 5 из 12 заключенных, проводивших ремонт в доме отдыха «Ждановичи», перебив конвой и завладев его оружием, смогли бежать и организовать партизанский отряд. А в июне 1943-го 15 пленников бежали из лесного лагеря на двух броневиках, угнанных из лагерной мастерской. Двое погибли от пуль преследователей, а остальные вырвались.
Военнопленных задействовали на прокладке дороги. Фото: Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.
О 80 тысячах смертей докладывали лично Сталину.
Наталья Яцкевич замечает, что большинство бежавших из плена в партизаны или в армию о лагере вспоминают очень скупо, если упоминают вообще.
- Те же, кто пробыл тут весь период войны, вернувшись домой, чувствовали себя изгоями. Многие умерли, так и не дождавшись реабилитации и не оставив воспоминаний. Ведь не секрет, что долгое время в СССР было неоднозначное отношение к узникам фашистских лагерей, а тем более лагерей для военнопленных.
28 июня 1944 года, за 5 дней до освобождения Минска, всех заключенных по приказу командования вернули в Масюковщину, а оттуда лагерь эвакуировали в Инстенбург - нынешний Черняховск Калининградской области. Масштаб трагедии Масюковщины раскрылся, когда в июле 1944 года Чрезвычайная государственная комиссия обследовала территорию лагеря и кладбища. В акте от 13 августа говорилось, что в 197 ямах обнаружено сваленных в беспорядке более 80 тысяч трупов мужчин 20 - 40 лет. Как выяснится потом, десятая часть всех погибших в Беларуси военнопленных. Все эти сведения направляли лично Сталину.
В 1964-м был выпущен мартиролог на основе найденных документов с поименным списком 9400 воинов, погибших в шталаге №352 в 1941 - 1942 годах. Эти сведения помогли многим вдовам, детям, сестрам и братьям установить, что их близкие все-таки не «пропали без вести». А в 1965-м кладбище в Масюковщине стало мемориалом в память о жертвах шталага №352 - он у самой железнодорожной станции Масюковщина. Там горит Вечный огонь и стоит ротонда, где в свое время лежала настоящая книга памяти, но теперь из-за внимания к объекту вандалов положили муляж.
После войны лесной лагерь использовали для немецких военнопленных, потом в военный городок вернулись советские военнослужащие. Сама часть разместилась южнее. Со временем почти все старые сооружения снесли - о страшных годах Масюковщины напоминают здания, которые немцы использовали в структуре лагеря: бывшая казарма (в годы войны там был административный корпус, потом лазарет, а теперь тут жилой дом по адресу Лынькова, 71), а также перестроенные столовая и клуб на территории военной части. Остановка электричек как раз находится напротив расположения лагеря военнопленных, рядом - мемориальное кладбище.
О трагедии лагеря, где погибло более 80 тысяч человек, в Масюковщине напоминает мемориал. Фото: Администрация Фрунзенского района Миснка.
КСТАТИ.
Пленные удалось выпустить с огромным риском для жизни выпускать в шталаге №352 рукописную газету «Пленная правда». В городской части лагеря ее экземпляр нашел минский школьник в 1949-м. Ее автор - писатель Степан Злобин, автор известного романа «Степан Разин». Он ушел на фронт из Москвы, а после контузии под Вязьмой попал в шталаг №352. В лагере был санитаром лазарета и по ночам писал. О городской части шталага он написал в книге «Пропавшие без вести».
24 ноября 2019. Сергей ТРЕФИЛОВ, главный редактор . Читайте на WWWKP.RU: https://www.kp.ru/daily/27054/4120647 :
См. : Хомутов Григорий Иванович, 28.01.1908, Бессоновский р-н.
Отредактировано Легошина Валентина (2025-07-20 13:17:07)