Здравствуйте!
Бессмертный полк.
Малышев Николай Иванович.
КАПИТАН 3-ГО РАНГА / КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
26.11.1911 - 13.10.1973
Место рождения: д. Новопавловка, Кондольская волость, Петровский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
История солдата.
Николай Малышев родился 26 ноября 1911 года в деревне Новопавловка Кондольской волости (ныне — Пензенский район Пензенской области).
В 1931 году Малышев был призван на службу во флот. С апреля по декабрь 1932 года он служил краснофлотцем-комендором на линкоре «Марат», в Балтийском флоте. В 1932 году он окончил артиллерийскую школу Учебного отряда, в 1933 году — морской факультет при электроминной школе имениПопова, в 1937 году — Военно-морское училище имени Фрунзе. После окончания училища служил на Черноморскомфлоте. С октября 1937 года по ноября 1938 года Малышев занимал должность командира штурманской боевой части ПЛ «А-4».
В 1939 году Малышев окончил спецкурсы для комсостава подводного плавания, после чего продолжил службу на Черноморском флоте, с июля 1939 года по ноябрь 1940 года находился на должности помощника командира ПЛ «А-2», а в ноябре 1940 года — ноябре 1941 года — командира ПЛ «А-3». К началу Великой Отечественной войны подводная лодка, которой командовал Малышев, находилась в Севастополе на капитальном ремонте. В июле 1941 года, завершив ремонтные работы, она была передислоцирована в город Поти, где до ноября 1941 года она выполняла задачи несения дозорной службы в морском районе юго-западнее города, но встреч с кораблями противниками не имела.
В ноябре 1941 года старший лейтенант Малышев был назначен командиром подводной лодки «М-62». Под его командованием подлодка принимала участие в обороне Севастополя и Кавказа, освобождении Крыма, производила выход в боевые походы на коммуникации противника, поиск и уничтожение кораблей противника. Подлодка действовала в районах мыса Тарханкут, мыса Бургас, островов Фидониси, Сулина-Констанца. Подлодка неоднократно подвергалась атакам вражеских судов, однако благодаря своевременным действиям Малышева, подлодку всегда удавалось увести из-под удара.
С ноября 1941 года по сентябрь 1944 года подлодка Малышева совершила 19 боевых походов, потопив при этом 2 транспорта и десантную баржу.
16 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за «образцовое выполнение боевого задания командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленные при этом мужество и героизм» капитан-лейтенант Малышев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3809. 20 июля 1944 года Малышеву было присвоено воинское звание капитана 3-го ранга. 22 июля того же года подлодка Малышева была удостоена гвардейского звания.
В ноябре 1944 года — июле 1945 года Малышев командовал подлодкой «ТС-3». В июле 1945 года Малышев был переведён на Краснознамённый Балтийский флот, но с января 1946 года вновь продолжил командовать подлодкой «ТС-2» на Черноморском флоте. В январе 1948 года капитан 3-го ранга Малышев был уволен в запас. Был также награждён орденами Красного Знамени (1943), Красной Звезды (1946; представлялся к ордену Нахимова II степени), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа»
История солдата 07.05.2016 внесена в регионы: Калининградская область, Калининград. Страницу солдата ведёт: Каюков Алексей Геннадьевич. Ⓒmoypolk.ru Бессмертный полк. https://www.moypolk.ru/soldier/malyshev … vanovich-3
Николай Иванович Малышев (26 ноября 1911, Петровский район — 13 октября 1973, Ялта, Крымская область) —советский военный моряк, командир подводных лодок в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (16.05.1944), лишён звания Героя и наград 6.05.1952 г. в связи с осуждением за убийство сына. Капитан 3-го ранга (20.07.1944)...
Был освобождён досрочно, с 1957 года жил в Челябинске, затем вернулся в Ялту. Неоднократно безуспешно ходатайствовал о восстановлении в звании Героя. Скончался 13 октября 1973 года в Ялте, где и похоронен.
Биография.
Родился 26 ноября 1911 года в деревне Новопавловка Кондольской волости (ныне — Пензенский район Пензенской области).
Примечания
Николай Иванович Малышев. Сайт «Герои страны».
Белова И., Старикова О. Подводники — Герои Советского Союза. Матиясевич Алексей Михайлович. // Морской сборник. — 2006. — № 4. — С. 86—87.
Малышев Николай Иванович. № записи: 49251134. Подвиг народа. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года.
Кондольский район. Суслоны: Авторский портал М. Полубоярова. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано 18 ноября 2011 года.
Малышев Николай Иванович 1911 г.р. № записи: 50643171. Подвиг народа. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года.
Представление на награждение. № записи: 7748288. Подвиг народа. Дата обращения: 6 февраля 2016. Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года.
Конев В. Н. Прокляты и забыты. Отверженные Герои СССР. — М.: Яуза: Эксмо, 2010. — С. 250—251. — 480 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-44298-0.
Фото здесь. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Малышев,_ … _Иванович_(подводник)
Великая Отечественная - под водой.
о подлодках и о подводниках 1941-1945
«А-3» (бывшая «АГ-25», «Марксист») подводная лодка типа Американский Голланд
22 июня 1941 года «А-3» встретила под командованием старшего лейтенанта Малышева Николая Ивановича в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ в капитальном (по другим данным в аварийном) ремонте в Севастополе. 3 июля, закончив ремонт, подводная лодка вышла к месту постоянного базирования в Поти, откуда начала выходы в дозор юго-западнее Поти (июль – сентябрь) и западнее Батуми (октябрь 1941 – январь 1942). 11 ноября 1941 года командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Цуриков Сергей Антонович.
Судьба капитана-подводника Н.И. Малышева.
Этот день в истории: Благодарю камрада Вячеслав Чешский за информацию.
История Российского подводного флота на Черном море полна загадок и "неточностей". Немало вопросов оставляет период Великой Отечественной войны. Боевые успехи, судьбы субмарин и их экипажей, жизненный путь отдельных подводников вновь стали объектом пристального внимания исследователей. И как оказалось не случайно. Сегодня можно спокойно, с большей долей объективности, где-то даже критически, чем это было во времена Л.И.Брежнева разобраться в фактах и сравнить их отражение, как в отечественных, так и в иностранных источниках. Правда, времени с тех пор проходит все больше, живых свидетелей почти не остается и нужно торопиться…
Нас заинтересовала судьба, "витязя черноморских глубин", "командира счастливой "Малютки" Героя Советского Союза Николая Ивановича Малышева, и особенно его послевоенная участь. После 1950 года о Малышеве упоминалось лишь вскользь, известно, что он лишен звания Героя, но за что, и куда он пропал, не сообщалось, что вызвало массу домыслов и даже инсинуаций. Разговоры с людьми, знавшими его окружение, еще больше запутали ситуацию. Изучение немногочисленных статей о нем, и обсуждение его судьбы на Интернет-форумах, породили предположения одно фантастичнее другого, пока наши поиски, длившиеся более года, не привели к одной архивной находке, достоверность информации из которой уже не вызывает сомнений. Это наконец-то позволило, всё расставить на места. Или почти всё…
Витязь черноморских глубин.
Николай Иванович Малышев родился 26 ноября 1911 года в деревне Новопавловка, что у города Петровск Саратовской области. Его отец ушел на фронт империалистической войны в 1914 году, а во время смутных дней революции перешел к красным, но долго служить ему не пришлось. Уже в 1919 году он скончался от полученного ранения.
Затем Николай переехал в Сталинград, где трудился чернорабочим, продавцом магазина и заведующим складом. В 1931 году уже в Саратове ему – рабочему завода комбайнов крайком комсомола оказала большое доверие, направив на учебу в Ленинград в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Жизнь сугубо сухопутного парня круто изменилась, когда он попал во флотскую среду. И хотя сразу в училище он не попал, не выдержав экзамен, домой возвращаться не стал, а пошел добровольно во флот, как он пишет в своей автобиографии.
В 1932 году Николай закончил учебную артиллерийскую школу и был направлен на линкор "Марат", где почти восемь месяцев служил краснофлотцем-комендором. После окончания срочной службы Николай Малышев решил навсегда связать себя с флотом. Сначала он закончил электроминную школу им. А.С.Попова, а в 1937 году - Военно-морское Краснознамённое училище имени M.B. Фрунзе.
Ленинград стал для него городом, где началась не только его военная карьера, но и семейная жизнь. В 1936 году он взял в жены Ленинградку Марию Батурину, и в том же году у них родился сын Владимир.
Однако приморский город и форма морского командира таили в себе и множество соблазнов, но, об этом Малышев пожалеет уже позднее. Молодой командир поменял военно-морскую специальность и твердо решил стать подводником. После окончания училища он более года служил на Черноморском флоте в должности командира штурманской БЧ (боевой части) подводной лодки "А-4". Николай Малышев зарекомендовал себя грамотным специалистом и хорошим командиром. Его карьера быстро пошла вверх, и после окончания специальных курсов комсостава Учебного отряда подводного плавания он вновь вернулся на Черноморский флот, где был назначен сначала помощником командира подводной лодки "А-2", а с ноября 1940 года – командиром подводной лодки "А-3".
Информация от Ю. Щербакова.
В июне 1941 года, доставшаяся молодому командиру лодка, находилась в аварийном (по другим данным в капитальном) ремонте и с первого дня войны, когда немцы совершили налет на Севастополь и минирование Севастопольской бухты, подверглась серьезному риску. Ремонт форсировали, и в начале июля лодка ушла на Кавказ в место нового базирования порт Поти. Через неделю капитан корабля Малышев вывел субмарину в свой первый боевой поход на патрулирование района моря юго-западнее базы, однако в ходе более чем семисуточного плавания лодка встреч с кораблями противника не имела. Под командованием Н.И.Малышева эта лодка совершила еще шесть выходов в дозор, но боевого крещения экипажу получить так и не удалось.
11 ноября 1941 года Н.И. Малышева на посту командира этой лодки сменил С.А. Цуриков. Под началом этого командира экипаж лодки воевал до октября 1943 года, пока в полном составе не пропал без вести. А старший лейтенант Николай Малышев получил под свое командование подводную лодку "М-62", с более удачной судьбой, чем предыдущая. Хотя причину смены командования обычной не назовешь. Прежний командир лодки старший лейтенант А.А. Юрьев после перехода лодки из Крыма в Очамчири 7 ноября 1941 г (обратите внимание на дату) смертельно ранил себя "в результате неосторожного обращения с оружием" и на другой день скончался.
После ремонта было еще несколько нерезультативных боевых выходов, попадание под глубинные бомбы румынского конвоя, вновь ремонт, встреча под водой с вражеской подводной лодкой и другие события. 17 декабря 1942 года подводная лодка "М-62" произвела торпедную атаку вражеского транспорта. Подводники вновь зафиксировали два взрыва, ровно через минуту после пуска. Лодка подверглась атаке пятью глубинными бомбами, которые вреда ей не причинили, и вернулась на базу.
К сожалению, сразу отправиться в новый поход не удалось. По халатности одного из членов экипажа, произошло частичное затопление электромоторного отсека, и новый ремонт задержал лодку до Нового 1943 года. 1 марта при попытке атаки конвоя, лодка вновь была обнаружена и вражеские корабли сбросили на нее уже 16 глубинных бомб, но экипажу повезло и в этот раз, лодка невредимой прибыла в Очамчири. Вооружение лодки, количество торпедных аппаратов и боезапаса на борту заставляли командира принимать решение об атаке, только в том случае, если цель была достойной того, чтобы потратить на нее торпеды. 6 октября 1943 года Н.И. Малышев, находясь в районе Севастополя, записал в бортовом журнале, что отказался от атаки на конвой ввиду малоценности объекта.
А судьба готовила "Малютке" новые испытания. 17 ноября в новом походе в западный район Черного моря лодка попала на минные заграждения и даже коснулась корпусом минрепа одной из мин. На этом происшествия не закончились. При выполнении маневра, субмарина запуталась в рыбацких сетях и с трудом смогла от них освободиться.
Николай Малышев нарабатывал опыт походов в разных погодных условиях. В один из походов (февраль-март 1944г.) на его подводной лодке вышел начальник управления подводного плавания ВМФ СССР, испытав с экипажем весь риск этого рейда. Им пришлось перенести очень жестокий шторм, который вывел из строя навигационное оборудование[8]. В том же походе руководитель высокого ранга стал свидетелем безрезультатной атаки на быстроходную десантную баржу из-за того, что ее осадка составляла всего 1,5 м, а глубина хода торпеды еще при снаряжении устанавливалась на четыре метра, как для крупных кораблей, которых флот противника на Черном море почти не имел.
В апреле 1944 года завершалась ликвидация группировки немецко-румынских войск в Крыму. С точностью "до наоборот" повторялась ситуация 1942 года. Немцы пытались эвакуировать войска в Румынию, и помешать им могли лишь активные действия нашей авиации, подводного и надводного флота.
В очередном боевом походе лодка Н.И.Малышева атаковала румынский транспорт "Ардял", при этом также был зафиксирован взрыв после пуска торпед. Однако этот поход едва не стал для лодки последним. Дважды противник преследовал субмарину, сбросив на нее сначала 61, а потом еще 14 глубинных бомб.
24 апреля 1944 года "Малютка" "М-62" произвела пуск торпед по немецкому транспорту "Töben". При этом взрыв одной из торпед подводники наблюдали визуально, а звук взрыва второй слышали уже при погружении. Немцы, уже не такие активные, как прежде, огрызнулись лишь двумя глубинными бомбами, не причинив лодке никакого вреда.
В конце боевых действий на Черном море 11 мая 1944 года субмарина "М-62" вступила в поединок с румынской подводной лодкой "Марсуинул". Румыны выпустили по лодке Малышева торпеду и открыли артиллерийский огонь, однако поразить "Малютку" не смогли. По иронии судьбы впоследствии эта румынская лодка в качестве трофея войдет в состав Черноморского флота и Николай Малышев даже будет назначен ее командиром.
Но это случится позднее, а пока Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение боевого задания командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Малышеву Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3809).
22 июля 1944 года лодке было присвоено звание "Гвардейской"[12]. В Очамчири она прошла очередной ремонт, и только тогда на ней установили столь необходимое (особенно при атаках по мелкосидящим быстроходным немецким десантным баржам) оборудование для установки хода торпед.
Досье "Military Крым".
Офицерский состав 3 и 4-го Дивизиона подводных лодок Черноморского Флота. Очамчири. 1943г.
Сидят (слева направо): командир А-4 капитан- лейтенант С.А. Трофимчук, командир М-113 капитан 3 ранга А.И. Стрижак, начальник штаба 3-го ДПЛ капитан 3 ранга И.С. Израилевич, командир 3-го ДПЛ капитан 2 ранга А.С. Жданов, командир 4-го ДПЛ капитан 2 ранга Н.Ф. Клынин, командир ПЛБ "Эльбрус" капитан 3 ранга И.К. Бурнашев, заместитель командира 4-го ДПЛ капитан 3 ранга Н.И. Морозов, штурман 3-го ДПЛ старший лейтенант Н. Парфенов.
Стоят: командир береговой базы Очамчири (неизвестен), командир М-51 капитан-лейтенант М.М. Голубев, командир А-5 капитан-лейтенант В.И. Матвеев, командир М-62 капитан-лейтенант Н.И. Малышев (в белом кителе), штурман М-35 Милов, командир М-112 капитан-лейтенант С.Н. Хаханов, командир А-2 капитан-лейтенант Б.С. Буянский, заместитель командира береговой базы (неизвестен), командир А-3 капитан 3 ранга С.А. Цуриков, командир М-35 капитан-лейтенант В.М. Прокофьев, командир М-54 капитан-лейтенант А.А. Николаев, командир М-55 капитан-лейтенант Э.Б. Бродский".
Фото предоставлено В. Симоненко. На обороте надпись "Очамчири.1944. Однако дата вызывает сомнения. Согласно комментарию В. Конева на фото изображен А.И. Стрижак – бывший командир (до 12.1942 г.) Щ-201. Был осужден военным трибуналом с отсрочкой исполнения приговора и посылкой на фронт...
Версия вторая: Побег за границу.
Это предположение впервые опубликовал Владимир Конев, долгое время занимающийся изучением биографий Героев Советского Союза, лишенных этого звания. В журнале "Кавалеръ" он даже создал рубрику "Герои без Золотой Звезды", посвящая каждый ее выход в свет судьбе "забытого Героя".
В третьем номере журнала за 2001 год в статье "Командир счастливой "Малютки" В. Конев выдвинул версию о том, что Н. И .Малышев, будучи направлен в конце войны в Великобританию для получения субмарины, отказался вернуться на Родину. В среде исследователей Великой Отечественной войны и в частности Военно-морского флота – эта версия давно гуляла неофициально. И для ее существования был ряд предпосылок. О разного рода предположениях можно прочитать на многочисленных форумах подводников и "околоподводников" в Интернете.
Фото. Ялта. Малышев Николай Иванович. Могила.
Называются и мотивы такого поступка Малышева (якобы он опасался, что его липовые Победы будут разоблачены), и называются даже даты его командировки (конец1944г.) и даже марка подводной лодки, за которой он был направлен (англичане, якобы захватив несколько итальянских лодок, после падения режима Муссолини, посчитали возможным передать Советскому Союзу одну из субмарин "Ursula").
А в последние годы появилось еще одно свидетельство измены Малышева. Просочилась информация о том, что в 1968 году помполит одного из советских гражданских судов, стоявших в порту Мельбурна, беседовал там с эмигрантом, утверждавшим что он Герой Советского Союза, покинувший Родину. Помполит, по прибытию в Союз доложил об этом начальству и по фотографии якобы опознал Малышева...
Подробно: © AfterShock 2010-2024. https://aftershock.news/?q=node/705452&full
115 -летию Черноморского Подплава посвящается.
12 дек 2022.
Малышев Николай Иванович.
12.11.1911 – 13.10.1973
Родился 26 ноября 1911 года в деревне Новопавловка Кондольской волости (ныне Пензенский район Пензенской области).
В 1931 году призван на Военно-морской флот. С апреля по декабрь 1932 года служил комендором на линкоре «Марат» Балтийского флота. В 1932 году окончил артиллерийскую школу Учебного отряда, в 1933 году - морской факультет при электроминной школе имени А.С.Попова, в 1937 году - Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. После окончания училища служил на Черноморском флоте. С октября 1937 года по ноября 1938 года - штурман подводной лодки А-4.
В 1939 году окончил Специальные Курсы Командного Состава Подводного Плавания, после чего продолжил службу на Черноморском флоте. С июля 1939 года по ноябрь 1940 года - помощник командира подводной лодки А-2, в ноябре 1940 года - ноябре 1941 года - командир подводной лодки А-3. К началу Великой Отечественной войны подводная лодка, которой командовал Н. И. Малышев, находилась в Севастополе на капитальном ремонте. В июле 1941 года, завершив ремонтные работы, А-3 была передислоцирована в город Поти, где до ноября 1941 года выполняла задачи несения дозорной службы в морском районе юго-западнее города, но встреч с кораблями противниками не имела.
В ноябре 1941 года старший лейтенант Н.И.Малышев назначен командиром подводной лодки М-62. Под его командованием подводная лодка принимала участие в обороне Севастополя и Кавказа, освобождении Крыма, совершала Боевые походы на коммуникации противника, поиск и уничтожение кораблей противника. Подводная лодка действовала в районах мыса Тарханкут, мыса Бургас, островов Фидониси, Сулина-Констанца. М-62 неоднократно подвергалась атакам вражеских судов, однако благодаря своевременным действиям Н.И.Малышева, подводную лодку всегда удавалось увести из-под удара. С ноября 1941 года по сентябрь 1944 года М-62 совершила девятнадцать Боевых походов, потопив при этом два транспорта и десантную баржу.
16 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за «образцовое выполнение боевого задания командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками по освобождению Крыма и проявленные при этом мужество и героизм» капитан-лейтенант Н.И.Малышев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
20 июля 1944 года Н.И.Малышеву было присвоено воинское звание капитана 3 ранга. 22 июля того же года подводная лодка Н.И.Малышева была удостоена гвардейского звания.
В ноябре 1944 года - июле 1945 года командовал подводной лодкой ТС-3. В июле 1945 года был переведён на Краснознамённый Балтийский флот, с января 1946 года вновь продолжил командовать подводной лодкой ТС-2 на Черноморском флоте. 30 января 1948 года Приказом Главнокомандующего ВМС СССР в возрасте 36 лет Н.И.Малышев уволен в запас «по болезни с правом ношения военной формы с особыми отличительными знаками на погонах».
Награждён орденами Красного Знамени (1943 год), Красной Звезды (1946 год); медалями «За боевые заслуги» (1944 год), «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». Был представлен к награждению орденом Нахимова II степени.
В июле 1950 года состоялось заседание областного суда, рассмотревшего дело по обвинению Н.И.Малышева. По свидетельству очевидцев, хотя дело имело большой общественный резонанс, и о нем знали в городе почти все почти все, в зал суда попали не многие. Суд вел себя не совсем обычно. Председательствующий заслушивал свидетелей и подсудимых лишь по существу, не давая им отвлекаться на иные обстоятельства. Пресекались любые попытки высказать иные мотивы случившегося. Некоторые утверждали, что в перерывах Н.И.Малышев неофициально общался с председательствующим и вел себя очень уверенно. Тем не менее, суд согласился с мнением обвинения, и Н.И.Малышев был осуждены по статье 136 Уголовного Кодекса РСФСР и за незаконное хранение огнестрельного оружия.
Николай Малышев хотя и был приговорен к восьми годам лишения свободы, но срок получил условно и после окончания судебного заседания вернулся домой. В приговоре суда не упоминалось о лишении орденов и медалей, не было внесено и ходатайство в Президиум Верховного Совета СССР о лишении Н.И.Малышева звания Героя Советского Союза.
9 июня 1951 года Н.И.Малышев был взят под стражу, 8 сентября 1951 года осужден на 10 лет лишения свободы с последующим поражением в правах сроком на 5 лет. Суд лишил части наград и ходатайствовал о лишении звания Героя Советского Союза. 6 мая 1952 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николай Иванович лишен звания «Герой Советского Союза» с изъятием медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. Н.И.Малышев написал в ЦК ВКП(б) жалобу еще после первого суда над ним. В жалобе он указывал, что «совершенно не заслуживает той склоки, которую создала прокуратура». Жалоба осталась без последствий...
Николай Иванович Малышев скончался 13 октября 1973 года в Ялте, где и похоронен.
В те времена некоторые Герои Советского Союза были репрессированы и по злому навету. Однако впоследствии все эти люди были оправданы. Именно вследствие реабилитации к настоящему времени высокое звание было возвращено, даже посмертно, примерно половине всех когда-либо лишавшихся этой награды. В 90-е года звание Героя было возвращено даже фронтовикам, которые после войны совершили уголовные преступления. Однако имя Н.И.Малышева так и осталось в другой половине этого списка…
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ М А Л Ы Ш Е В А НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА.
Подводная лодка А-3 (АГ-25, «Марксист»).
Подводная лодка тип «Американскмй Голланд» строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Барнет Ярд» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании. Перекуплена Россией и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль». В августе 1917 года подводная лодка зачислена в списки Российского флота под наименованием АГ-25. Перезаложена 11 июля 1921 года в Николаеве на заводе «Руссуд». 5 апреля 1922 года подводная лодка спущена на воду, 26 мая 1922 года вошла в состав Морских сил Черного моря. 23 марта 1923 года получила наименование «Марксист», 15 сентября 1934 года переименована в А-3.
22 июня 1941 года А-3 находилась в составе 6-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота. За годы войны совершила двадцать Боевых походов, потопила один танкер.
22 октября 1943 года А-3 вышла в район м. Урет - Евпатория. Днем 28 октября не смогла атаковать конвой противника из-за шторма. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была покинуть позицию 3 ноября. Возможные причины гибели подводной лодки: подрыв на плавающей мине, ошибка личного состава или отказ техники, также вероятен подрыв на мине германского заграждения S46 при возвращении в базу в случае навигационной ошибки в районе западнее м.Лукулл. Корпус подводной лодки А-3 не найден по сей день.
13 марта 1944 года подводная лодка исключена из состава ВМФ СССР. На борту А-3 в последнем походе погибло 32 подводника – все посмертно награждены орденом Отечественной войны. По состоянию на окончание 2022 года считается пропавшей без вести. Точное место, дата и причина гибели достоверно не установлены.
Подводная лодка М-62.
Подводная лодка тип «М» XII серии заложена 20 января 1938 года в Горьком на заводе №-112 («Красное Сормово»). Спущена на воду 5 октября 1939 года, 31 августа 1940 года вошла в состав Балтийского флота. С 15 ноября 1939 года по 1940 год имела временное наименование М-59. 21 сентября 1940 года была перечислена в состав Черноморского флота и вошла в состав 7-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота.
В годы Великой Отечественной войны подводная лодка принимала активное участие в Боевых действиях: несение позиционной и дозорной службы, совершила двадцать шесть Боевых походов.
12 января 1949 года подводная лодка отнесена к подклассу малых подводных лодок. 21 января 1951 года переформирована в состав 151-й Бригады подводных лодок 21-й Дивизии подводных лодок Черноморского флота. В январе 1953 года перечислена в состав 154-й Отдельной Бригады подводных лодок ЧФ и передана для подготовки курсантов 67-й школы Подводного Плавания в г.Поти ( в октябре 1953 года переведена в Севастополь).
17 августа 1953 года подводная лодка М-62 исключена из состава ВМФ СССР в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1 октября 1953 года расформирована команда подводной лодки. Впоследствии подводная лодка разделана на металл на базе «Главвторчермета» в Инкермане.
Подводная лодка ТС-2 (S2 «Marsuinul» («Касатка»).
Заложена в 1938 году на государственной верфи в Галаце (Румыния). 22 мая 1941 года подводная лодка спущена на воду, в июле 1943 года без проведения приемных испытаний формально вошла в состав Королевского флота Румынии. В сентябре 1943 года окончательно вступила в строй. Под Королевским флагом Румынии подводная лодка S2 («Marsuinul») приняла участие в Боевых действиях против Черноморского флота, совершив выход к побережью Кавказа. На протяжении всего Боевого похода подводная лодка подвергалась постоянному и длительному преследованию как своих, так и советских сил противолодочной обороны.
29 августа 1944 года S2 захвачена в качестве трофея войсками Красной Армии в Констанце. 5 сентября на ней поднят советский Военно-морской флаг, 14 сентября 1944 года под обозначением «ТС-2» (ТС – трофейное судно) вошла в состав Черноморского флота.
20 февраля 1945 года на стоянке в порту г.Поти при попытке извлечения немецкой торпеды G7a из торпедного аппарата на ТС-2 произошел взрыв зарядного отделения торпеды. По данным комиссии, расследовавшей катастрофу, взрыв произошел в результате преждевременного снятия продольной торпедной балки. Торпеда резко задралась носовой частью вверх и ударилась зарядным отделением о выступающие части корпуса. В результате взрыва торпеды погибло четырнадцать подводников, подводная лодка, несмотря на то, что находилась в порту, через шестьдесят пять минут затонула, так как из-за растерянности личного состава борьба за живучесть подводной лодки не велась. Через 9 суток к 16 часам 1 марта 1945 года ТС-2 была поднята с глубины шесть метров и осушена силами 36-го Аварийно-Спасательного Отряда ЧФ и отбуксирована в Севастополь для проведения восстановительного ремонта. Погибшие члены команды подводной лодки похоронены на городском кладбище в Поти.
По результатам «оргвыводов», начальник минно-торпедного отдела ЧФ капитан 2 ранга А.П.Дубровин, флагманский минер ЧФ капитан 1 ранга С.В.Рогулин и командир дивизиона подводных лодок Герой Советского Союза Б.А.Алексеев понижены в воинских званиях на одну ступень, начальник отдела подводного плавания контр-адмирал П.И.Болтунов снят с должности, командиру Бригады подводного плавания контр-адмиралу С.Е.Чурсину и начальнику штаба капитану 2 ранга Н.Д.Новикову объявлены строгие выговоры. Командир ТС-2 капитан 3 ранга А.С.Алиновский «за систематическое пьянство, развал дисциплины и организации службы» предан суду военного трибунала.
4 августа 1947 года подводной лодке присвоили наименование «Н-40», 16 июня 1949 года – «С-40». 28 ноября 1950 года ввиду невозможности восстановления подводная лодка С-40 исключена из списков кораблей ВМФ СССР, 8 декабря 1950 года передана в Отдел Фондового Имущества для разборки.
Подводная лодка ТС-3 («Delfinul» («Дельфиниха»).
Заложена в 1929 году на судоверфи «Cantieri Navali dei Quarnaro» в Фиуме (Италия) по заказу Румынии. Одновременно с постройкой подводной лодки итальянцам была заказана постройка плавбазы «Констанца». Подводная лодка спущена на воду 22 июня 1930 года, в 1931 году вступила в строй ВМС Италиии. В апреле 1936 года подводная лодка была выкуплена правительством Румынии и вошла в строй Королевского флота Румынии.
С началом войны против Советского Союза подводная лодка приняла участие в Боевых действиях против советского Черноморского флота. Несмотря на то, что «Delfinul» до прибытия немецких и итальянских подводных лодок была единственной подводной лодкой стран Оси на Черном море, советское командование было вынуждено отвлечь для выполнения задач противолодочной обороны значительные силы. Существует легенда, рассказывающая о том, что осенью 1941 года командир «Delfinul», обнаружив советский линкор «Парижская коммуна» в момент, когда последний шел без охранения и подставлял свой борт под торпедный залп, дал команду «Отбой!». Изумленному помощнику он пояснил: «Никто не поверит, что единственная румынская подводная лодка потопила единственный на Черном море русский линкор».
20 августа 1941 года «Delfinul» стала объектом атаки советской подводной лодки М-33, которая безрезультатно выпустила по румынской подводной лодке торпеду. 5 ноября 1941 года в 5 милях севернее Ялты «Delfinui» атаковала неизвестное одиночное советское судно. Атака не зафиксирована советской стороной. Возможно, объектом атаки стал советский моторный танкер «Кремль» (бывший «Союз водников»). Упоминаемые по этому поводу в ряде источников пароходы «Ураллес» и «Ленин», не могут считаться в качестве таковых, так как «Ураллес» погиб удара немецкой авиации у Евпатории 30 октября 1941 года, а «Ленин», погиб на советской мине у мыса Сарыч на исходе 27 июля 1941 года.
27 августа 1944 года подводная лодка «Delfinui» захвачена в качестве трофея советскими войсками в Сулине. 5 сентября 1944 года на подводной лодке поднят флаг ВМФ СССР, 14 сентября 1944 года подводная лодка вошла в состав советского Черноморского флота. В октябре не боеготовая подводная лодка отбуксирована в Балаклаву, 20 октября 1944 года подводная лодка получила обозначение «ТС-3» (ТС – трофейное судно). В составе ВМФ СССР Боевых походов не совершала.
12 октября 1945 года подводная лодка «Delfinui» возвращена Румынии, 6 ноября 1945 года исключена из списков ВМФ СССР. Под прежним наименованием «Delfinul» подводная лодка служила в составе ВМС Социалистической Республики Румыния до 1957 года, после чего была исключена из списков, разоружена и сдана на слом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Все фото здесь. Владимир Бойко. https://vk.com/wall471434447_468
Боевые действия подводных лодок Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. https://avvmf.ru/novosti/boevye-dejstvi … 945-godov/
Информация о месте рождения.
Кондольский район.
КОНДОЛЬСКИЙ РАЙОН расположен на юге Пензенской области. На 1.1.1992 г. площадь района составляла 914,8 кв. км, 12143 жителя, 34 населенных пункта. Население русское, мордвы 836, татар 171 чел. (1989 г.). Административный центр – село Кондоль. Район образован 16.7.1928 г. в Средневолжской (Куйбышевской) области. В 1926 г. на территории района (в границах 1929 г.) проживало 48.063 человека. 10.2.1932 г. упразднен, 25.1.1935 г. восстановлен. 27.9.1937 г. передан из Куйбышевской в Тамбовскую, 4.2.1939 г. – в Пензенскую области. 1.2.1963 г. снова упразднен, 12.1.1965 г. восстановлен. С апреля 2006 г. входит в состав Пензенского района.
НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ КОНДОЛЬСКОГО РАЙОНА
НОВОПАВЛОВКА (Ново-Павловка, Новая Павловка), русско-украинское село, бывший центр сельсовета (с 14.12.1977 г.), в 14 км к юго-западу от районного центра. На 1.1.2004 г. – 167 хозяйств, 410 жителей.
Основана помещиком на левом берегу речки Колышлей. Входила в состав Петровского уезда Саратовской губернии. На карте Петровского уезда 1783 г. показана как д. Новопавловка на левом берегу Колышлей. По ревизии 1795 года, в д. Новопавловке статского советника и кавалера Василия Васильевича Ваколя насчитывалось 22 двора, 87 ревизских душ (РГВИА, ф. ВУА, д. 19014, Петр. у., № 107). Перед отменой крепостного права д. Новопавловка показана за помещицей Екатериной Павловной Татищевой, за ней (вероятно, с другими деревнями) 800 ревизских душ крестьян, 4 р.д. дворовых людей, 200 тягол на барщине и 130 тягол частично на оброке, частично на барщине (летом отрабатывали по 2 «сгонных» дня), у крестьян 243 двора на 127,32 десятины усадебной земли, 2000 дес. пашни, 710 дес. сенокоса, 130 дес. выгона, у помещицы 2508 дес. удобной земли, в том числе леса и кустарника 155 дес., сверх того 177 дес. неудобной земли (Прил. к Трудам, т.3, Петр. у., №51). После отмены крепостного права крестьяне вышли от своей помещицы Татищевой на дарственный надел.
В 1894 году в населенном пункте насчитывалось 127 крестьянских семей, в них грамотных – 33 человека, рабочих лошадей – 140, коров – 86, безлошадных семей – 29, без коров – 43; на одну ревизскую душу приходилось 1,7 десятины пашни; за селом недоимок не было. В 19 – начале 20 веков – в составе Покрово-Березовской (Березовской) волости Петровского уезда. В 1877 – 128 дворов. В 1911 – 154 двора, церковноприходская школа. В 1912 – 171 рабочая лошадь, 113 коров, 442 овцы. В 1914 при селе показаны усадьба Татищевой и Рязановой под названием «Павловский хутор при речке Колышлей», один дом, и усадьба А.М. Смирнова, один двор.
В январе 1921 г. в П.-Березовской волости, 155 дворов. В 1955 – бригада колхоза «Путь к коммунизму». В 1959 – д. Н. Павловка Покрово-Березовского сельсовета. В 1980-е – центральная усадьба совхоза «Новопавловский». Восточный конец села называется Раскос (бывшая деревня, 7 дворов, колхозный сад). 24.11.1966 в черту села включен поселок Совхоз «Широкополье» (Второе отделение). До 1977 – в составе Покрово-Березовского сельсовета. 22.12.2010 года Новопавловский сельсовет упразднен, с передачей его территории вновь в состав Покрово-Березовского сельсовета.
Численность населения (по годам): в 1795 – около 174, 1859 – 596, 1877 – 682, 1884 – 662, 1894 – 732, 1911 – 885, 1914 – 980 (в том числе на хуторе Татищевой и Рязановой – 12, на их же водяной мельнице – 9, на хуторе Смирнова – 20), 1921 (янв.) – 1147, 1930 – 1057, 1939 – 199, 1959 – 406, 1979 – 507, 1989 – 508, 1996 – 482 жителя.
НОВОПАВЛОВКА(Павловский), бывший украинский поселок Краснопольского сельсовета, в 3 км к западу от него. Основан в первой четверти 20 века. В 1926 – поселок того же сельсовета Телегинской укрупненной волости, 25 дворов. Решением Пензенского облисполкома от 27.01.1988 исключен из учетных данных в связи с выездом жителей.Численность населения (по годам): в 1926 – 147, 1930 – 164, 1939 – 184, 1959 – 131 житель.
Кондольский район. © Полубояров Михаил Сергеевич, 2007-2014 г. https://web.archive.org/web/20200629062 … Kondol.htm
Новопа́вловка — село в Пензенском районе Пензенской области России. Входит в состав Покрово-Березовского сельсовета. Население: 327 человек (2010) Село находится на левом берегу реки Колышлей, на расстоянии примерно 12 километров (по прямой) к юго-западу от села Кондоль, административного центра района. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новопавловка_(Пензенская_область)
Отредактировано Легошина Валентина (2024-08-22 00:37:40)