29.04.2011
ЕЙ НЕ БЫЛО ШЕСТНАДЦАТИ...
Воспоминания о тяжелом военном времени разбередили душу Галины Андреевны Емельяновой, внесшей свой посильный вклад в общее дело защиты Родины от фашистских оккупантов.
Будучи совсем еще юной девушкой, ей не было и шестнадцати, Галина Андреевна Емильянова по распределению попала на Златоусовский машиностроительный завод, что в Челябинской области. До этого Емельянова прошла годовое фабрично-заводское обучение в г.Ташкенте, куда после начала войны из родного Новосибирска была эвакуирована ее семья. Получив сразу шесть специальностей: токаря, слесаря, наладчика оборудования, шлифовщика, сверловщика, фрезеровщика, она в составе группы девушек в июле 1942 года была направлена в г.Златоуст. Галину Андреевну по приходу на завод спросили, по какой профессии из шести полученных она может работать. Она, недолго думая, сказала первое, что пришло в голову: «Токарем». Но токарь из хрупкой девушки не получился, и ее поставили распределителем работ среди заключенных, которых приводили и уводили на завод под конвоем. В ее цехе изготавливали снаряды для танковых пулеметов, а в основные обязанности конкретно Галины Андреевны входило: выдача работникам деталей из «закалки», а по окончании работы, после контрольной проверки мастера на наличие брака, комплектование готовых деталей, годных для сборки снарядов.
Военный завод находился в лесном массиве. Жить им, вольнонаемным работницам, пришлось в палаточном городке. Но «жить» - это громко сказано, потому что они там только спали после тяжелого трудового дня, который зачастую длился по 24 часа в сутки. Галина Андреевна вспоминает, как они зимой ходили на работу, утопая в сугробах, в неподъемных ботинках на деревянной подошве. «Было холодно и голодно, - рассказывает она. - Я много раз была свидетельницей того, как люди от истощения падали замертво прямо на работе». И это немудрено, ведь основным питанием рабочих был моченый черный хлеб. Но вольнонаемные в отличие от заключенных и дезертиров (дезертиром у них считался вольнонаемный рабочий, пришедший на работу с опозданием) кроме горбушки на завтрак, на обед и ужин получали еще по куску соленой селедки. Там, на заводе, Емельянова вступила в комсомол и была избрана комсоргом. Девушка была на хорошем счету как у руководства завода, так и среди коллег. В июле 1945 года Галина Андреевна после трехгодичной трудовой вахты наконец–то получила двухнедельный отпуск. Ее девичье сердце переполняла двойная радость: за долгожданную Победу и за возможность съездить в Ташкент и увидеться с близкими. Но по приезду домой ее радость была омрачена: отец пропал без вести. А мама была в таком жутком душевном состоянии, что девушка не могла сразу сообщить о своем недолгом отпуске. Но когда сказала, в ответ услышала только одно: «Не пущу!» Галина Андреевна не стала противоречить матери и в Златоуст больше не вернулась. Хотя неприятностей в связи с этим избежать не удалось. Однако жизнь со временем наладилась. В Ташкенте вышла замуж, родила детей. Со своим супругом Алексеем она познакомилась только после войны. Он пришел настоящим героем, красивым и статным. В 1945 он дошел до Берлина и очень этим гордился. Но счастье молодых было недолгим. От полученных на войне травм, постоянно давала о себе знать контузия и другие ранения, муж через несколько лет умер. Галина Андреевна осталась одна с маленькими детьми, но она справилась, наперекор всем трудностям. А спустя годы дети выросли, обзавелись своими семьями, разъехались кто куда. Женщину все чаще стали беспокоить разные «болячки», да и возраст сказывался. Тогда одна из дочерей, Любовь, обеспокоенная здоровьем мамы, решила забрать ее к себе, в с.Прудное. Она купила ей небольшую квартиру, сделала ремонт. И вот уже несколько лет Галина Андреевна, соседствуя с дочкой и любимой внучкой Ксюшей, ежедневно чувствует их поддержку и не страшится одиночества.
"Знамя труда" http://www.znamyatrud.ru/news.html?page=88