Здравствуйте!
Оккупированное детство пензенца.
Николаю Владимировичу Варлашину в этом году исполняется 85 лет. Война застала его ребенком в оккупированном фашистами селе Медынцево Орловской области. Своими воспоминаниями об этом тяжелом, полном испытаний периоде, дополненными рассказами матери и сестер, ветеран поделился с нашим корреспондентом.
Зверства захватчиков.
«Начало войны и своего отца я не помню, – признался Николай Владимирович, когда мы встретились в его уютной квартире. – Перед оккупацией села немцами моя старшая сестра Татьяна ушла на фронт медицинской сестрой. Другая сестра, Полина, училась, а потом работала кондуктором в Куйбышеве.
Когда пришли немцы, мы жили вчетвером: отец, мать, я и сестренка Дуся. В нашей местности проходили ожесточенные бои, особенно в 1942 году. Одно из подразделений Красной Армии было окружено и разбито. Красноармейцы выходили из окружения и при содействии моего отца, имевшего связь с партизанами, отправлялись в лес. В августе 1942 года родителя выдал бывший районный следователь Копа, сотрудничавший с фашистами. Папу из дома увели два немца, которых привел фашистский прихвостень. Мамы дома в этот момент не было, только Дуся и я. Отец сказал сестре: «Дочка, не переживай, я скоро приду, береги Колю». Но он не вернулся, а вскоре односельчане рассказали маме, что видели нашего папаньку избитым и повешенным в соседней деревне.
Что творили немцы с местным населением – не поддается описанию. После гибели отца нам пришлось много переезжать, спасаться от фашистов. Хорошо, что помогали добрые люди. Я этого ничего не помню. В памяти как на фотопленке отпечатались лишь вспышки взрывов и огни пожарищ. Мы прятались по погребам и подвалам, подолгу не видя дневного света».
Спасительное чудо.
А однажды Варлашиных судьба спасла. Их вместе с односельчанами погнали на работы в Германию.
«В Севске поезд остановился, все вышли на перрон, чтобы размяться, – вспоминает мой собеседник. – Людей было много, а охраны не очень. И вдруг к нам подошел парень в гражданской одежде. Им оказался солдат, побывавший в нашем Медынцево, когда выходил из окружения. На своей подводе он увез нас подальше от поезда».
Спаситель объяснил Варлашиным, как дойти до деревни Благодаровка, которая не была занята немцами. Там семья жила до освобождения их села Медынцево.
«Когда мы вернулись в родное село, увидели наш разбитый взрывом снаряда дом. Хорошо, что к себе пустили жить соседи, – продолжает свое повествование Николай Владимирович. – Но удивительно: нашлась и наша корова, тоже пострадавшая, осколком ей перебило ногу. Питались крапивой, собирали в поле остатки гнилой картошки, делали крахмал, в общем, не знаю как выжили».
Мирная жизнь.
По окончании войны за родственниками приехала старшая дочь Полина. «Помню, она мне еще привезла подарок – валенки, – улыбается Николай Владимирович. – Они мне очень понравились, и мама оплела их лыком, чтобы дольше не изнашивались».
После школы Николай Владимирович окончил Пензенский техникум железнодорожного транспорта, отслужил в армии. Свою карьеру на железной дороге начал с помощника машиниста тепловоза. С 1970-х годов и до ухода на пенсию трудился старшим локомотивным диспетчером, заместителем начальника по эксплуатации локомотивов отдела перевозок в Пензенском отделении железной дороги.
А еще он вел поиск и собирал материалы о ветеранах, обновил коллекцию музея на Пензе I, добился открытия второго – на Пензе III – в 2015 году.
Кстати...
Еще в детстве Николай Владимирович открыл в себе талант художника. Рисовать его учила сестра Евдокия. Вместо холста использовали обрывки газет, вместо красок – свекольный сок.
Школьником он оформлял стенгазеты, рисовал для друзей, но превращать хобби в профессию не хотел. Уже в зрелом возрасте стал копировать картины известных художников: Васнецова, Маковского и других. Некоторые свои работы дарил и даже продавал на книжном развале, а какие-то и сейчас украшают стены его квартиры.
Алина Кулькова, Полина Морозова, фото А. Кульковой
Опубликовано: газета «Наша Пенза» №19 от 14.05.2025. https://nashapenza.ru/news/ot-sredy-do- … penzentsa/
Дети войны. Варлашин Николай Владимирович.
ФИО Варлашин Николай Владимирович
Дата рождения 1940 г.
Место рождения село Ледынцево Орловской области
Место проживания в годы ВОВ село Ледынцево Орловской области
Наличие медали нет
Варлашин Николай Владимирович.
Полина МОРОЗОВА, детское объединение «Маленькая редакция», г.Пенза:
- Ветеран железной дороги, ветеран труда, талантливый художник, бывший заведующий музеями локомотивного депо Пенза и просто хороший человек с непростой судьбой - Варлашин Николай Владимирович. Мы пообщались с этим удивительным человеком, ребёнком войны, и хотим немного о нём рассказать.
Родился Николай Владимирович за год до войны в селе Медынцево Орловской области в семье колхозного счетовода. Перед приходом немцев в СССР, когда уже было видно приближение врага, глава семейства отправил своих детей в разные места и устроил в школы фабрично заводского обучения. Старшая сестра, Татьяна, попала в Москву на курсы медсестёр, откуда была направлена на фронт. Вторая сестра, Полина, получила в Куйбышеве специальность железнодорожницы и работала проводницей на грузовых поездах. Годовалый Николай и десятилетняя сестра Евдокия остались при родителях.
Началась война. Немцы оккупировали территорию села. Все крепкие мужчины ушли на фронт, а колхозом стал руководить отец Николая Владимировича, которого не брали в солдаты из-за ранения, полученного ещё во время первой мировой войны. В качестве старосты в услужение немцам был поставлен бывший районный следователь по фамилии Копа.
Отношения с отцом Николая Владимировича у него были тёркие. Ещё ухудшила положение дошедшая до Копы весть, что Владимир Варлашин имеет связь с красноармейцами, выходившими из окружения, которых он снабжал необходимым и отправлял в лес к партизанам. Отец Николая Владимировича был арестован и зверски убит в 1942 году.
Немцы были безжалостны, они издевались даже над оставшимися в селе женщинами, стариками и детьми. Первым делом убивали всегда крепких и здоровых мальчиков, даже младенцев. Маленького Николая спасала мама, одевая его в девчоночее платье.
Но на этом беды не закончились. Как-то раз к Варлашиным пришёл Копа и приказал выметаться из дома. Маленькому Николаю с мамой, сестрой и тётей ничего другого не оставалось, как перебраться в погреб. Жизнь там в дальнейшем оказала пагубное влияние на здоровье мальчика. Через некоторое время Варлашиных погнали на работы в Германию.
"В Севске была остановка, все вышли из поезда, чтобы размяться или справить нужду. Людей было много, а охраны не очень. Тогда сестру Евдокию узнал один солдат, переодетый в гражданскую одежду, которому девочка стирала вещи, когда тот выходил из окружения. Этот молодой человек сказал, что у него здесь есть подвода, и он может их вывезти."
Добравшись до леса, спаситель объяснил, как дойти до деревни Благодаровка и уехал к партизанам. Путь был не маленький, 70 километров, но другого не было. В деревне Варлашины забрались в чей-то сарай, чтобы немного отдохнуть, когда их заметили хозяева, то не прогнали, а позвали в дом.
"Нас помыли, накормили и сказали оставаться там. Большое спасибо хозяевам, их фамилия вроде бы Корыстелёвы. Жили мы так до освобождения нашего Медынцева." Благодаровка не была занята немцами, поэтому жизнь там была более менее налажена. Вернувшись в родное село, Варлашины нашли от своего дома только развалины. И сова на помощь пришли добрые люди!
"Нас приютили у себя дед Кондик и Марфа Степановна. Люди даже спасли нашу корову, сестра ходила за ней в соседнюю деревню."
Ближе к концу войны из Куйбышева приехала сестра Полина. Кстати, сделать это было не так уж просто, особенно молодой двушке, ведь для въезда на оккупированную территорию необходим был пропуск.
"Сестра привезла нам подарки, мне достались валенки, первые в моей жизни. Они мне очень понравились, а мама решила оплести их лаптями, чтобы дольше не изнашивались. Я, конечно, не одобрил эту идею, ревел, кричал, но делать нечего."
Через некоторое время Полина уехала, но обещала вернуться и забрать всю семью из села. По совету своего руководства, девушка переезжает в Похвистено и перевозит туда родных. Некоторое время Варлашины жили в кондукторском резерве, а после, несмотря на сложное время, им дали квартиру.
"Жили, хорошо жили, правда, голодновато, бедновато. До 1947 года была карточная система выдачи продуктов, но нас спасала опять Подина, которая получала паёк, как железнодорожный работник, и делила его с нами, отрывая последнее от себя."
После войны жизнь по-тихоньку, с каждым годом будет налаживаться. В 1947 году отменят карточную систему, уже подросший Николай пойдёт в школу и откроет в себе настоящий талант, художественный талант.
"Рисовать меня учила ещё в детстве Евдокия. Конечно, материалов для этого особых не было, использовали обрывки газет и свекольный сок."
В школьные годы Николай Владимирович всегда оформлял стенгазеты, рисовал для друзей, но превращать хобби в профессию не захотел. Он проделал большой путь от разнорабочего до машиниста поезда, часто совмещая работу и учёбу. Но увлечение рисованием не бросил, уже в более зрелом возрасте он стал копировать шедевры великих художников: Васнецова, Маковского и многих других.
Связующая нить
В эксплуатационном локомотивном депо Пенза-3 стараются, чтобы ветераны не оставались в стороне от жизни предприятия, ощущали заботу и внимание коллектива, который привыкли считать своим.
01.10.2015. https://gudok.ru/zdr/177/?ID=1309783
Отредактировано Легошина Валентина (2025-05-15 22:56:08)