.Информация из: "Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. Т. 2." Любов — Ящук/Пред. ред. Коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988.
"ОГАРЕВ
Михаил
Сергеевич
род. 6.11. 1922 в с. Саполга ныне Малосердобинского р-на Пензен. обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944. Окончил 2 курса Ашхабад. автодорож. техникума в Туркм. ССР. В Сов. Армии с 1941. В 1944 окончил Тамбов. воен. авиац. школу пилотов.
В действ. армии с июня 1944. Лётчик 783-го штурм. авиац. полка (199-я штурм. авиац. див., 4-й штурм. авиац. корпус, 4-я возд. армия, 2-й Белорус. фронт) мл. лейтенант О. к маю 1945 совершил 92 боевых вылета на штурмовку скоплений войск пр-ка, участвовал в 13 возд. боях, сбил враж. самолет. Звание Героя Сов. Союза присвоено 18.8.45.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1950 капитан О.— в запасе. Жил в Москве. Работал на Моск. автомоб. з-де им. Лихачёва. Нагр. орд. Ленина, 2 орд. Красного Знамени, Отечественной войны 1 ст., Красной Звезды, медалями. Умер 15.10.1984.
Лит.: 127/208 — 213; 193/585 — 589; 263/113—12."
Информация о Герое на сайте "Герои страны" http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6775 .
"Огарёв Михаил Сергеевич
06.11.1922 - 15.10.1984
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 18.08.1945 (медаль № 8200)
Памятники
Надгробный памятник
Огарёв Михаил Сергеевич - летчик 783-го штурмового Танненбергского Краснознаменного авиационного полка 199-й штурмовой Слонимской Краснознаменной авиационной дивизии 4-го штурмового авиационного корпуса 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, младший лейтенант.
Родился 6 ноября 1922 года в селе Саполга ныне Малосердобинского района Пензенской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил начальную школу. В годы коллективизации Огарёвы, спасаясь от раскулачивания и голода, уехали в Туркмению. Отец стал работать на строительстве железной дороги. Жили в Марыйской области, в поселке Сандыкачи, где Михаил окончил семилетку, и в Иолотани. Окончил два курса Ашхабадского автодорожного техникума, параллельно обучался на курсах пилотов при Ашхабадском Управлении Гражданского воздушного флота.
В феврале 1941 года был призван в Красную Армию и зачислен в Кировобадское авиационное училише. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В 1944 году окончил Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов, освоил самолет-штурмовик Ил-2.
В июне 1944 года прибыл на фронт. Воевал в составе 783-го штурмового авиационного полка. Боевое крещение получил в боях за освобождение Белоруссии. Затем сражался в небе Восточной Пруссии, Польши и Германии.
К маю 1945 года младший лейтенант Огарёв совершил 92 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, участвовал в 13 воздушных боях, сбил вражеский самолет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Огарёву Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8200).
После войны продолжал службу в ВВС. С 1950 года капитан Огарёв — в запасе. Жил в городе-герое Москве. Работал на Московском автомобильном заводе имени Лихачева. Скончался 15 октября 1984 года. Похоронен на Востряковском кладбище города Москвы (участок 90).
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОГО БОЕВОГО ПОДВИГА
Из наградного листа
Тов. Огарёв участвовал в боях против немецких захватчиков с июня месяца 1944 года. За время боевой работы провел 92 успешных боевых вылета.
Тов. Огарёв провел 13 воздушных боев, отражал атаки истребителей противника, при которых сбил "Фокке-Вульф-190". Он участвовал при прорыве глубоко эшелонированной обороны противника на Бобруйском направлении и по уничтожению окруженных войск противника в районе города.
Тов. Огарёв участвовал также в освобождении городов Барановичи, Слуцка, Слонима, Минска и Бреста, в разгроме противника и овладении городами и крепостями Осовец и Остроленка. Действуя в условиях сильной насыщенности огня зенитной артиллерии противника и при сложной наземной обстановке, тов. Огарёв в этих операциях совершил 15 успешных боевых вылетов.
С 14 января 1945 года тов. Огарёв участвовал в прорыве сильно укрепленной обороны противника. Своими умелыми и отважными боевыми действиями он способствовал нашим пехотным частям разрушать передний край обороны противника, а затем преследовать отступающего противника вплоть до окружения в Восточной Пруссии.
С 18 марта 1945 года тов. Огарёв принимал самое активное участие в операция по окружению и уничтожению Гдыньско-Данцигской группировки войск противника. Действуя в условиях сложной наземной обстановки и при сильной защите целей зенитными средствами, совершил 42 успешных боевых вылета.
С 23 апреля 1915 года тов. Огарёв штурмовал твердыню западного берега реки Одер, поддерживая переправу наших войск через реку и громя противника на ближних тылах, показал образцы мужества и геройства.
Все боевые вылеты тов. Огарёва связаны со смелостью и геройством. В результате 92 бомбардировочно-штурмовых ударов противнику нанесен большой урон в живой силе и технике. Им уничтожено: 9 танков и бронетранспортеров, 70 автомашин, 42 повозки с грузом, в воздушных боях сбил самолет противника "Фокке-Вульф", на огневых позициях уничтожил 3 батареи полковой артиллерии, 4 - зенитной артиллерии, 12 железнодорожных вагонов, 2 дзота, 2 склада с боеприпасами и горюче-смазочными материалами, создал 7 очагов пожаров, убил и ранил до З00 солдат и офицеров противника.
4 сентября 1944 года, выполняя боевое задание в составе 8 "илов" по уничтожению переправы через реку Нарев, тов. Огарёв показал образцы точного бомбометания. Работая с круга, на повтором заходе, точным попаданием разбомбил переправу, тем самым задержал переправу немецких войск на западный берег реки Нарев.
19 января 1945 года с ведомым в составе 6 "ИЛ" тов. Огарёв штурмовал железнодорожный эшелон на перегоне. При подходе к цели группа была встречена интенсивным огнем с платформ, прицепленных к эшелону. Встав в круг, искусно маскируясь в зоне зенитного огня, группа тов. Огарёва разбомбила и подожгла весь эшелон. Лично тов. Огарёв поджег три последних вагона. При отходе от цели группа была атакована 6 самолетами противника. Встав в оборонительный круг и тесно взаимодействуя с истребителями прикрытия, отбил 4 атаки противника.
25 января 1945 года с ведомым в составе 4 "ИЛ" в сложных метеорологических условиях летал на уничтожение автотранспорта и живой силы противника в районе города, откуда противник пытался пробиться на соединение войсками, окруженными в Восточной Пруссии. Отлично владея техникой пилотирования, они пробились через густую облачность и успешно выполнили боевое задание. Лично тов. Огарёв поджег один танк и две автомашины.
22 марта 1945 года с ведомым в составе 8 "ИЛ" летал на бомбардировочно-штурмовые удары по кораблям противника в заливе Путцигервик. Пробиваясь сквозь заградительный огонь с берега и судов, летчики умело подошли к цели и в результате двух заходов потопили корабль противника.
21 апреля 1945 года тов. Огарёв летал на выполнение боевого задания в составе 6 "ИЛ" по прорыву обороны противника на западном берегу реки Одер и по поддержанию наших наземных частей, форсирующих реку Одер. В этот день тов. Огарёв особенно показал образцы летного мастерства. Снижаясь до бреющего полета, огнем из пушек и пулеметов расстреливал пехоту противника в его траншеях.
7 мая 1945 года. Биографию подготовил Сергей Каргапольцев
Источники
Герои Советского Союза - туркменистанцы. Ашхабад. 1950.
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз"
Отредактировано Порфирьева Г.И. (2011-09-15 22:05:22)