Ксения ВДОВИКИНА, Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ, "Молодой Ленинец" №25, 17 июня 2003 года
http://publish.pnz.ru/ml/2003/7122.htm#H01
Наш земляк конвоировал золото
Англичане хорошо знали: более трех раз в конвоях никто не ходит. Либо погибнешь, либо откажешься.
"Ты встречал мертвецов с пропавших кораблей, и волна несла их на своем ликующем гребне, а мертвецы не тонули, раздутые, как и бушлаты на них...
Ты невольно вбирал голову в плечи, когда из ночных туч, с воем поглощая пространство, падал тяжелый самолет на четырех звенящих моторах, из фюзеляжа его рушилось что-то похожее на бочку - это еще одна мина прибавлялась в океане.
И чаще всего погибал человек самой худшей из всех смертей, которая зовется безвестной. Это не та общедоступная смерть, когда тебя подберут, накроют шинелью и положат в братскую могилу. У этой смерти нет даже могилы..."
Именно так писал известный российский писатель Валентин Пикуль о моряках, участвующих в сопровождении караванов с военными грузами от наших союзников во время второй мировой войны.
Единственный из оставшихся в живых пензяк - участник конвоя (всего их было трое) Василий Подлеснов попал на Северный флот по комсомольскому набору.
Служить 16-летнему парню предстояло в Архангельске. Но вместо положенных четырехмесячных курсов уже через пять недель, в сентябре 1944-го, Василий вышел в море.
Правда, свой первый маршрут он совершил по внутреннему конвою: Дудинка - Норильский никелевый комбинат. А потом караваны по Северному морю. Вода была буквально нашпигована минами.
За конвоями охотились немецкие подлодки и асы Геринга. Случалось, что и наши, не разобравшись в обстановке, штурмовали корабли, шедшие в Союз.
Свой первый заграничный рейс Василий Егорович помнит до сих пор. Прежде чем попасть в пункт назначения Нью-Йорк, команде предстояло прожить две недели в Англии. После 36-градусных морозов в России дожди Туманного Альбиона показались матросам экзотическим курортом.
Да и в Штатах, знающих о войне в Европе только по радио, флотским было чему удивиться. Однажды после 12-часовой смены, когда пришлось грузить на палубу военную технику и снаряжение, морякам удалось вырваться в город. Василий был просто изумлен, увидев знаменитый "Empire State Building" - стоэтажный небоскреб. Кстати, в Америке русские моряки впервые приоделись на зависть российским невестам. Тем более, что зарплата выдавалась в долларах. Еще наш земляк пристрастился к пятицентовым шоколадкам. Они вылетали прямо в руки из раздаточных автоматов, стоявших на причале.
Отношение к советским на Западе было теплым. Особенно в Лондоне, где моряков встречали и провожали, как родных. Англичане хорошо знали: более трех раз в конвоях никто не ходит. Либо погибнешь, либо откажешься. Правда, это распространялось только на вольнонаемных британцев, а наших о согласии никто и не спрашивал.
Впрочем, не только фашисты поджидали караваны в море. Как-то "Архангельск", на котором служил Подлеснов, попал в жуткий ураган, который случается раз в полвека. Скорость ветра достигала 170 км/ч. Судно потащило на берег, а вокруг плавали мины, щедро оставленные как немцами, так и нашими. Но кораблю, ведомому Василием Егоровичем, удалось миновать все опасности. Позже стало известно, что в тот день некоторые суда просто сломало пополам, а в недалеком Дублине вихрь повырывал с корнем все деревья.
Не раз ходил "Архангельск" и по Енисею, причем обязательно в сопровождении военных кораблей. Тогда моряки недоумевали: зачем идти в Дудинку под конвоем? И лишь после войны стало известно, что в опломбированных ящиках, аккуратно уложенных в трюмах, находилось золото.
Несмотря на почтенный возраст (Василию Егоровичу 75 лет), пензяк до сих пор на трудовом фронте. Свою вахту он несет в ПГУ на кафедре "Теоретическая механика и технология", которой посвятил более 30 лет.