Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ, "Молодой Ленинец" №26 от 28.06.2005   http://publish.pnz.ru/ml/2005/7228.htm 

  "Ночные ведьмы" из Пензы

                     http://publish.pnz.ru/ml/2005/7228/h01.jpg

"МЛ" уже рассказывал о первой летчице в СССР Валентине Гризодубовой, которая училась летать в пензенской авиационной школе. Но из нашего города родом еще две "крылатые грации", ставшие среди женщин в Союзе авиаторами №1 и №2. Одна из них Калинина Мария Ивановна.

После десятилетки девушка хотела пойти работать, но в горкоме ВЛКСМ ее отговорили - дескать, ты же круглая отличница, начать вкалывать всегда успеешь. Иди лучше учись дальше!

Калинкина получила комсомольскую путевку, прошла строгую медкомиссию и была зачислена в группу курсантов под 13-м, "несчастливым" номером. И, как в свое время Гризодубова и Адаева, Маша стала единственной девушкой в школе. Теоретические знания курсанты проходили в маленьком деревянном здании возле нынешнего кинотеатра "Октябрь", а поднимались в небо с аэродромчика, расположенного возле фабрики "Маяк революции".

"Когда впервые села с инструктором в кабину учебной машины, я даже не успела ощутить взлета, - вспоминала Мария Ивановна. - Заработал пропеллер, небольшой разбег - и внизу уже крошечные домики и ручейки улиц. Именно тогда я и решила: буду летать во что бы то ни стало!"

После выпуска (летом 1931-го) Калинкину направили продолжать обучение в Тамбовскую объединенную школу гражданской авиации. Здесь она встретила свою судьбу - будущего мужа Виктора Теслова. А еще была несказанно рада, что вместе с ней учится землячка Адаева.

В 20 лет девушка получила звание пилота и сама стала учить курсантов. После Тамбова "летающих" молодоженов направили в Свердловск, где Мария стала командиром почтово-пассажирской машины, курсировавшей из Москвы в Челябинск и Магнитогорск. В 1941 году Тесловы стали военными летчиками. Их направили служить в авиацию МВД на север.

Однажды, когда ее самолет потерпел аварию и стал терять высоту, летчица чудом сумела посадить крылатую машину. Целые сутки она ждала, пока ее найдут. Здесь же, в поле, самолет отремонтировали, и Калинкина снова поднялась в небо.

Все военные годы она наравне с мужчинами выполняла задания любой сложности. Пилоты даже окрестили ее Бесстрашной. А когда умер муж, Мария Ивановна заменила его, став командиром звена из трех экипажей.