Владимир ВЕРЖБОВСКИЙ, "Молодой Ленинец", №34 от 22.08.2006 http://publish.pnz.ru/ml/2006/7288.htm#H01
Пензенский Чапаев воевал дерзко
Морской Чапаев - так еще до Великой Отечественной войны окрестили начальника штаба отряда легких сил Ивана Святова. Причем кавторанг Балтийского флота получил это прозвище не только за колоритные усы, как у Василия Ивановича, но и за свой резкий нрав, очень схожий с характером легендарного героя.
"Лихость, безумная смелость, простота и грубость в общении, беспредельная личная преданность вождю - таков был весь вчерашний кавалерист", - вспоминали о нем современники. Непосредственный командир Святова контр-адмирал Дрозд вообще считал Ивана Георгиевича "некомпетентным хулиганом". И однажды даже предложил ему написать рапорт о… переводе в сухопутные войска!
От трибунала уберег Сталин
…В ночь с 22 на 23 июня 1941-го наша флотилия торпедных катеров поставила в Ирбенском проливе мины. Лихой капитан Святов, не зная обстановки, решил ударить по врагу кавалерийским наскоком и направил весь свой отряд во главе с крейсером "Максим Горький" именно в этот квадрат! Катастрофа была ужасной. У "Горького" оторвало нос аж по первую орудийную башню, погиб эсминец "Гневный", подорвался "Гордый" и затонул тральщик. Любому другому не сносить бы головы. Но за Святова вступился сам Сталин, чьи решения, понятное дело, не обсуждались.
Было и еще несколько эпизодов, когда пензяк с непонятной беспощадностью приказывал добивать поврежденные вражескими минами корабли. В итоге образ Чапаева несколько померк, и к нашему земляку приклеилось другое, менее почетное имечко - Иван-топитель.
Спас сотни моряков
Впрочем, были на его счету и походы, о которых на флоте до сих пор ходят легенды. Однажды Святов вышел в море на эскадренном миноносце "Стерегущий". Эсминец находился на "свободной охоте", мешая немецким конвоям пробиться через Ирбены к Риге. Погода была отвратительная, видимость почти нулевая. И лишь к вечеру туман рассеялся, открыв дымы от пароходных труб на горизонте.
Пользуясь непогодой, немцы на всех парах мчались к устью Даугавы. Дальномерщики доложили дистанцию - 110 кабельтовых. И хотя противник уже находился под защитой береговых батарей, Святов приказал атаковать.
Вскоре "Стерегущий" вышел на дистанцию залпа, и орудия главного калибра раз за разом стали накрывать немецкие суда. Но тут ударили береговые пушки, и эсминцу, чтобы продолжить обстрел конвоя, пришлось маневрировать. В это же время на советский корабль ринулись фашистские торпедные катера. "Огонь по транспортам не прекращать! - скомандовал Святов. - Пусть катера выйдут на исходную для атаки, сократят дистанцию, тогда и поставим огневую завесу". Решение оказалось верным - оба немецких судна разнесло в щепки.
А в августе 1941-го, когда балтийцы отступали из Таллина, Иван-топитель полностью опроверг свое обидное прозвище. Спецгруппа кораблей под его командованием круглосуточно находилась в море, вылавливая из воды сотни бойцов и командиров, и доставляла спасенных на остров Гогланд…
Спустя три года контр-адмирал Святов вновь высаживал десант на острова, перебрасывал сюда войска и технику. Пришло время недоброжелателям прикусить язык и искренне восхищаться поразительными и дерзкими походами Морского Чапая.
Автор публикации собирал этот материал в течение трех лет. К сожалению, биография контр-адмирала Святова, покровителем которого был сам Иосиф Сталин, покрыта тайной. Толком не известны даже даты его рождения и смерти. Имеются лишь данные, что он родился в Пензе и, вероятнее всего, окончил военно-морскую секцию ОСОАВИАХИМа при заводе имени Фрунзе. Отслужил срочную в армии и, предположительно, по направлению оборонного общества поступил в военно-морское училище.