http://www.penzenskaya-pravda.ru/doc.19.htm
Настоящий человек
10 июля (2009) исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Михайловича Бутузова
«Дорогая Анастасия Александровна, – писал Борис Полевой 21 января 1967 года. – Весть о кончине дорогого Сергея Михайловича застала меня буквально накануне вылета в Прагу. Не имел возможности отложить его… Вместе с вами скорблю по поводу его кончины. Это был прекрасный человек, Настоящий большевик – деятельный, прямой, несгибаемый. Таким он и останется навсегда в памяти своих друзей».
Строчки искренние, трогательные, врезающиеся в память. Но, пожалуй, больше всего здесь обращает на себя внимание только одно слово – «Настоящий». Из уст Бориса Полевого, автора жизнеутверждающей повести о советском летчике Алексее Маресьеве, оно звучит особенно многозначительно – не просто так. Выходит, у писателя были основания называть Бутузова «настоящим человеком». И эта оценка, согласитесь, дорогого стоит.
В коммунизм – не на корове
За свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 58 лет) Сергей Михайлович Бутузов сменил несколько ответственных постов, в том числе был и первым секретарем Пензенского обкома ВКП(б)-КПСС с 1952 по 1961 год. Для нашей области это было даже не десятилетие, а целая эпоха. Край менялся постепенно: из довольно слабого аграрного региона превратился в мощный промышленный. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры.
– Объем производства сельского хозяйства вышел на уровень 2 миллиардов рублей в год, а промышленности – 5 миллиардов, – говорит почетный гражданин Пензенской области, председатель облсовпрофа с 1963 по 1990 год Александр Изосимович Алексеев. – Хотя в начале 50-х мы были сильны только в сельском хозяйстве.
Валовый продукт Пензенской области стал превосходить по этому показателю Куйбышевскую (сегодня – Самарскую. – Авт.). Это притом, что этот регион был в промышленных лидерах. Изделия пензенских заводов и фабрик (настенные и настольные часы, текстильные машины, трубозапорная арматура) начали экспортироваться в 50 стран мира.
Один из партийных работников позже вспоминал: «Из Пензы меня перевели первым секретарем обкома в Кострому. И я решил, что сделаю из области по промышленным показателям второй Сурский край. Возможностей, казалось, для этого масса, одна из главных – приближенность к столице. Только… быстро мне стало тошно: важности новых предприятий никто не понимал. Я им до посинения втолковывал: «Вы что, в коммунизм на корове хотите въехать?!». Но с места так ничего и не сдвинулось».
Бутузову повезло: у него были все составляющие успеха – стальной характер, железная воля, большая команда единомышленников в Пензе и, что не менее важно, мощная поддержка в Москве.
Министром машиностроения Советского Союза в то время был наш земляк Петр Иванович Паршин – генерал-полковник, уроженец села Голицыно Сердобского района. Кому-кому, а ему точно не нужно было объяснять важность промышленного производства. Так в области один за другим стали расти новые заводы – Пензхиммаш, Пензадизельмаш, «Биосинтез», Сердобский машиностроительный завод, Сердобский электроламповый завод, организовался десяток научно-исследовательских институтов – НИИФИ,
НИИВТ, НИИЭМП и др.
На фото: Сергей Бутузов (слева) на первомайской демонстрации
Ему было важно все
– Кузнецк в те годы был красивым многотысячным городом, – вспоминает почетный гражданин города Пензы Виктор Иванович Ерзунов (в 50-е годы – секретарь Кузнецкого горкома КПСС). – Только с трудоустройством было сложно – промышленность не развивалась. И мы постоянно напоминали об этом Сергею Михайловичу. Все решилось в один день. Он приехал к нам с министром Паршиным. Посмотрели три площадки для возможного строительства… и спустя несколько лет у нас появилось сразу три крупных предприятия – завод приборов и конденсаторов, радиозавод, завод ферритов.
Казалось, Бутузов работает на «батарейках» – постоянные поездки по области, командировки в столицу, тысячи мелких дел. Но ничто не ускользало от его внимания: даже те вопросы, которые можно было перепоручить замам.
– Например, он контролировал развитие кирпичного производства, – вспоминает Виктор Иванович. – Как-то на очередном пленуме (после серьезных баталий) сказал, иронично улыбаясь: «У вас сейчас два пресса, а я буду третьим. Так и знайте».
С каждым – на равных
Люди, работавшие под началом Бутузова, как один, называют его не просто человеком – сильной личностью. Цельной, честной, яркой. И в первую очередь вспоминают даже не профессиональные качества, а человеческие. Говорят, например, что с подчиненными Сергей Михайлович общался на равных, по-простому. Был внимателен к просьбам, поощрял за достижения, был суров к провинившимся.
Любопытная деталь: спокойного выговора Бутузова партийные работники боялись больше, чем крика других начальников. Он никогда не повышал на подчиненных голос. И никогда не унижал себя матом. А еще – очень любил наш край, болел за него душой, несмотря на то что Пенза была ему «неродной» (Бутузов родился в Московской области).
Наш земляк, известный писатель и сценарист Александр Васильев, любил вспоминать, как однажды Сергей Бутузов долго, эмоционально объяснял ему у карты области, какие преобразования ее ждут. Говорил с теплотой – как будто о своем ребенке. Будущее показало: «ребенок» получился именно таким, каким его задумал Бутузов – город строился быстро, мощно. В том числе в его сердце – на площади Ленина – появилось величественное, узнаваемое здание Пензенского обкома КПСС (сегодня – правительства Пензенской области).
В кругу семьи
Бутузов был не только отцом нашей области, но и идеальным главой семьи. Так его охарактеризовал младший сын, доктор экономических наук Владимир Сергеевич, а в 50-е годы – обычный школьник Вовка.
– Папу мы видели редко, – рассказывает он. – Но, несмотря на это, в памяти навсегда остались некоторые его «заветы». Он любил повторять, что во всем и всегда надо занимать инициативную позицию: не просиживать штаны, а если уж и заниматься делом, то вникать во все, быть лучшим. Это мне очень помогло в жизни.
Дом Бутузовых часто был полон гостей (они жили на улице Лермонтова, в одноэтажном особняке с большим садом). Сюда приходили одноклассники Вовы, однокурсники Гали, средней дочери Сергея Михайловича (старший его сын Станислав в то время учился в Москве). Отец никогда не ограничивал круг общения своих детей. Он и сам любил шумные застолья, большие компании – на Новый год и 7 ноября всегда приглашал в гости коллег. Шутил, рассказывал анекдоты, иногда пел – вместе со всеми.
Эти вечера, кстати, тоже воспитывали детей: они понимали, что нельзя ставить себя выше других людей. Потому что отец такой. А он для них был непререкаемым авторитетом во всем.
К благам цивилизации Бутузов был равнодушен: из здания обкома домой поднимался пешком по улице Московской, по пути обсуждая рабочие моменты с сослуживцами. А лучшими минутами считал те, что удавалось провести в кругу семьи.
Отдыхать главе области удавалось редко. Но каждый год он находил время в плотном графике, чтобы съездить с женой Анастасией Александровной на Черноморское побережье. В такие поездки они не брали детей – хотели в эти редкие свободные дни просто побыть вдвоем.
…Сергей Михайлович умер в 1967 году. К тому времени он несколько лет не был в Пензенской области, работая заместителем генерального директора одного из научных центров Подмосковья. Но на прощание с бывшим первым лицом области приехали два автобуса пензенцев – людей, которые его не забыли. Наверное, в том числе и ради этого стоит жить на земле – ради любви и уважения людей. Любви искренней – той, которая не зависит от должности.
Бутузову повезло: у него были все составляющие успеха – железная воля, команда единомышленников в Пензе и мощная поддержка в Москве.
Ирина ПАРШИНА, фото из семейного архива Бутузовых / "Пензенская правда" 10 июля 2009, N 52