http://pravda-news.ru/topic/9848.html
Александр Васильевич не меняет профессию
25 октября 2011, 16:45
Этого человека в Пензе знают все. А он — знает все. По крайней мере, с каким вопросом об историческом прошлом губернии не обратишься к нему, ответит мгновенно.
Человек-энциклопедия — прозвали краеведа Александра Тюстина журналисты.
Нашу беседу несколько раз прерывали телефонные звонки. На том конце привода просили консультации. И он, не заглядывая ни в одну книгу, рассказывал любопытствующим о том, где в дореволюционной Пензе продавались самые вкусные французские булки. О славящихся на всю округу пряниках «Ахлынинских», секрет выпечки которых был утерян: купец Ахлынин платил своим рабочим баснословные деньги, чтобы те не разглашали рецепт. О первых модницах пензенского дворянства, их прическах и шляпах...
Как один человек может запомнить такой объем информации?! Наверное, разгадка в том, что каждый исторический факт он «пропускает» не только через мозг, но и через сердце.
Александр Тюстин написал 18 книг по краеведению. И они родились не только на материале, нарытом в архивах. Хотя их автор и перелопатил тонны книг, журналов и рукописей в библиотеках по всей России. Не обошлось без личных встреч с родственниками великих людей, поездок, звонков, писем.
И не раз находки из прошлого влияли на будущее Пензы.
За портфелем Мейерхольда
— Одним из самых запоминающихся моментов было знакомство с родными Всеволода Мейерхольда, — рассказывает Александр Васильевич. — Его имя в советское время долго было «в опале». Многие тогда боялись даже говорить о нем. В том числе и его ученики — Зиновий Гердт, Николай Охлопков.
Тогда я отправился к сестре Мейерхольда в Москву, на улице Каляева. Баронесса доживала свой век в большой, шикарно обставленной квартире, куда вход случайным людям был заказан. Но я почему-то вызвал у нее доверие. Она очень много рассказывала о брате, передала в дар Пензе его личные вещи.
А еще — в этой квартире я познакомился с сыном Сергея Есенина — пасынком Мейерхольда. После развода с поэтом его бывшая жена вышла замуж за Всеволода Эмильевича.
И вдруг случайно узнаю: у Константина на память об отчиме осталась вещь, которая для него чрезвычайно дорога. Это был знаменитый портфель Мейерхольда.
Не знаю, как мне это удалось, но я его уговорил… Константин отдал мне портфель. Может быть, сыграло роль то, с каким жаром я рассказывал о сохранившемся на улице Володарского доме Мейерхольда, о необходимости создания в нем музея.
На радостях Тюстин нанял такси, заплатив за перевозку вещей почти все имеющиеся у него деньги.
Но тогда идея о подобном музее показалась властям слишком смелой и была реализована только спустя 14 лет.
В поисках утраченного
Александр Васильевич пролил свет на спорные моменты биографии многих известных людей. К примеру, он установил, что известный химик Николай Зинин (основатель русской научной школы, заложивший основы производства синтетических красителей и искусственных ароматов) — наш земляк!
Этот факт «пропустили» даже биографы ученого.
— Мне удалось найти ксерокопию автобиографии Зинина, сохранившуюся в отделе рукописей Казанского университета, — рассказывает Тюстин. — Там черным по белому написано: «Я родился в Пензе».
Большинство исследований краеведа посвящено пензенскому дворянству.
— Сейчас просто необходимо вернуть России тот пласт культуры, который она потеряла в свое время из-за массовой эмиграции, — говорит Александр Васильевич.
Пласт не пласт, но уж кусочек точно, возвращен лично Тюстиным.
— Я познакомился с замечательным человеком — Николаем Васильевичем Вырубовым — потомком старого дворянского рода. Увы, разве мог я позволить себе поездку в Париж? Мы общались по телефону и посредством переписки. Представьте себе: русский эмигрант — национальный герой Франции. Обладатель всех государственных и военных наград, в том числе Ордена Почетного легиона. Спросите, какое отношение он имел к Пензенской области? Так ведь дядей его был пензенский помещик Григорий Вырубов — писатель, медик, создатель системы передвижных военных лазаретов.
Николай Вырубов прислал в дар областному краеведческому музею портреты своих предков, личные вещи, военное обмундирование, ордена. Благодаря этому была создана выставка, которую, не прояви Вырубов щедрость, ни за что не могла бы позволить себе провинция.
Лечение работой
Сейчас Тюстин работает над книгой, посвященной 350-летию города. Ее рабочее название «История Пензы в лицах». В планах — еще несколько изданий по разным темам.
И это несмотря на то, что несколько последних лет выдались очень нелегкими! Скитания по больницам. Две операции. Угроза ампутации ноги. И боль, страшная, терзающая, не дающая забыться даже во сне. Слава Богу, врачам удалось ему помочь!
— Спасибо всем, кто меня поддерживал в это трудное время, — говорит Александр Васильевич.
От депрессии его спасала работа. Стол, тумбочки, соседняя пустующая койка в палате — все было завалено книгами, документами, рукописями...
Врачи не ругались: знали — это для него как лекарство.
А тем временем сотовый телефон Тюстина не переставал трезвонить — ну не могли люди обойтись без его энциклопедических знаний.
Каюсь, мне тоже приходилось нарушать звонком тишину больничной палаты. Тогда в Интернете появилась информация, что в Пензе в свое время давал концерт великий Шаляпин.
— Я переписывался с дочерью певца, но этот факт она не подтвердила, — ответил тогда Александр Васильевич. — Пенза славилась своей театральной жизнью, но Шаляпин вряд ли выступал на нашей сцене.
Слабый после капельницы голос набирал силу, когда речь заходила о вехах истории родного края.
Связной времени
Бог дал Тюстину все это пережить и вернуться к работе. Хотя, вернее будет сказать, что она не прекращалась ни на один день.
На праздные развлечения времени у краеведа не остается. Даже телевизор он включает крайне редко, разве что когда показывают один из самых любимых им старых фильмов — «Александр Невский» или «Женитьба Бальзаминова».
Перед блистательной игрой Георгия Вицина он снимает шляпу. Но когда вспоминает свой единственный разговор с легендарным киноактером, к восхищению прибавляется чувство сожаления.
— Помнится, мне удалось раздобыть номер его домашнего телефона, — рассказывает Александр Васильевич. — Трубку взяла жена. Самого Вицина не было дома. Мы очень душевно побеседовали с Тамарой Федоровной, хотя до этого момента были совершенно незнакомы. Говорили обо всем — о кино, о творчестве, об истории. И когда мы уже стали прощаться, она вдруг сказала: «Подождите, кажется Жора вернулся!» Вицин взял трубку. Я спросил о том, что меня волновало больше всего — о судьбе его матери. Он сухо ответил, что ее могила — где-то в Пензе. Но на похороны он не ездил, и не знает, где именно.
Наверное, вы понимаете, почему я разочаровался в этом человеке…
… Зачем Александру Тюстину снова и снова дышать архивной пылью? Зачем вставать затемно, чтобы успеть написать больше страниц для очередной книги? Наверное, потому, что он знает, как сильна связь времен. И если прервется ниточка, соединяющая с прошлым, оскудеют не только наши знания, но и души.
Автор: Лариса ГУЛИНА, фото Владимира ГРИШИНА