Автор: Яна Нефедова
Жаркий июльский ветер распахнул окно. Солнечные брызги рассыпались по комнате. Звонкое пение птиц наполнило пространство. Стройная молоденькая девушка аккуратно складывала вещи в чемодан. Длинные русые волосы весело прыгали от дуновения ветерка. Девушку звали Клава. С особым трепетом она погладила свой новенький диплом с отличием. Теперь она не просто Клавочка, а Клавдия Афанасьевна, врач-педиатр... В комнату стремительно вошел молодой лейтенант. Первые звезды с достоинством поблескивали на его новеньких погонах. Он теперь тоже не Толя, а Анатолий Михайлович Зуев, выпускник военного училища, его гордость и слава, лучший из лучших новоиспеченных лейтенантов. Несколько дней назад они с Клавочкой расписались. Теперь им предстояло поехать на первое место службы. Их распределили в воинскую часть города Августов в Польше. Дух захватывало от предстоящего пути. Вот она, настоящая взрослая жизнь! Вот она - возможность послужить любимой родине и стать достойными продолжателями своего рода...
Пенза провожала своих повзрослевших "птенцов " июльской жарой, синим небом, ласковым ветром. Вот уже и пропали из виду многочисленные родные на перроне, провожающие молодую пару. Кончился и сам перрон. И застучали колеса поезда, завели свою дорожную серенаду. Все дальше и дальше уносили они их от родного города. Когда Толя и Клава смогут вернуться домой? Через год в отпуск они обязательно приедут!!! Почему - то сердце сжалось в какой-то странный комок. Вдруг они больше никогда не увидят своих родных и друзей, свой любимый город? Хотя глупости все это! Им едва за двадцать, вся жизнь впереди! Они молоды, красивы, счастливы! Они вместе! И им все по плечу!!!
Короткая пересадка в Москве, и опять дорога, дорога, дорога...
И вот Августов. Часть встретила их радушно. Хорошая квартира, новые друзья. Клавочка сразу устроилась врачом. Сначала непривычно было слушать чужую речь, но в молодости все так быстро запоминается. И уже совсем скоро ребята общались с поляками легко и свободно...
Незаметно прошла осень. Пришла зима. А с ней и Новый Год. Клава и Толя ждали малыша. Большую часть времени Анатолий проводил на службе, а Клава - на работе. Несмотря на такой короткий интервал времени, они сумели завоевать любовь и уважение окружающих... Прошла весна, наступило лето. Стоял июнь. Скоро первый отпуск!!! Ребята уже готовили чемоданы в дорогу, предвкушали радость встречи с родными, дорогой Пензой. Июнь был очень жарким. В октябре ребенок Толи и Клавы должен был появиться на свет.
Та ночь была особенно душной, казалось, что сердце вот-вот остановится от невыносимого зноя. Не помогали даже открытые настежь окна. Внезапно ночную тишину прорезал сильный стук в дверь. На пороге появились офицеры. Уже через несколько минут в ночь на коне ускакал Толя, Толечка, Толенька. Он успел обнять свою жену и сказать: "Береги себя и малыша". На востоке поднималось тяжелое алое солнце, почти пунцовое. Начиналось воскресение 22 июня 1941 года...
Это был ад... Чужая страна, чужие люди. И война... Самая страшная, самая кровавая, самая беспощадная и жестокая. Никуда нельзя было вырваться. Немцы почти сразу захватили их часть. Членов семей русских офицеров расстреливали на месте. И поляки вели себя по-разному. Кто-то доносил фашистам, где прячутся русские, кто-то наоборот помогал им спрятаться, чтобы выжить. Клавочку спас польский католический священник, ксендз Иоанн. Он и помог появиться на свет двум малышкам. У Толи и Клавы родилась двойня! Шансов выжить у детей и их юной матери практически не было. И тогда ксендз предложил как можно быстрее окрестить детей. Пусть по-католически, ведь рядом не было православного храма. Клава была очень верующим человеком, несмотря на то, что в стране активно пытались уничтожить религию. И вот наступил день крестин. Священник провел обряд и сам дал имена детям. Первую, старшую, назвал Яной, что означает «Бог милостив»; вторую - Людой.
Клавочка больше никогда не увидела Толю...
Бог оказался милостив. Как и предсказал священник, что имя Яна, данное малышке, спасет род, так и получилось.
Война прошла, но не сразу смогла вернуться на родину Клава с детьми. Родители Толи и Клавы ничего не знали о детях с момента начала войны... Шли 50-е годы. Толю и Клаву считали погибшими, никто ничего не знал об их дальнейшей судьбе. И вдруг под Пасху снится Клавиной маме сон. Яркое синее небо, солнце и Пресвятая Богородица. Она подает гнездо, а в нем красивая птичка и два маленьких птенчика. А еще одна большая белая птица парит в небе над гнездом и потом улетает высоко. Через несколько дней после этого сна родители узнали, что Клава и две девочки живы и им разрешили вернуться на родину.
... Клава проработала всю жизнь врачом, спасла огромное количество человеческих жизней. Ее все запомнили как ангельски доброго и очень скромного человека. И всю свою жизнь она ждала своего Толеньку. Девочек по приезде в Пензу почему-то заставили назвать по-другому: Яну Людой, а Люду - Ритой. Но это не изменило трепетного отношения в семье к имени Яна. Дочь Яны-Люды назвали ТатьЯной. А дочь Татьяны - Яной, собственно говоря, это и есть я. Имя моего прадеда, героя России Анатолия Михайловича Зуева, увековечено в Золотой Книге Памяти страны и вписано сияющими буквами на памятной стеле у Ростка.
... Если бы я могла отменить смерть!... Я бы вернула всех моих родных, которых так несправедливо и рано отняла судьба. Если бы только я могла... Но у меня нет ни магических способностей, ни волшебной палочки. Есть только бесконечная любовь и бережно хранимая память.
Мы больше не вернемся с поля боя,
Не сможем нашей Родине служить.
Но просим вас, оставшихся живыми,
Любить страну и миром дорожить.
Мы больше не увидим неба синего,
И звезд далеких нам не сосчитать…
Земля всегда была такой красивою,
И очень не хотелось умирать…
P. S. И все же лейтенант Анатолий и врач Клавдия Зуевы вернулись в Пензу. Солнечным, жарким днем 9 мая 2013 года в составе Бессмертного полка они приняли участие в параде Победы. Герои, не вернувшиеся с войны, снова сомкнули ряды и прошли по родному городу. Благословенны те, кто принял решение создать Бессмертные полки в России. Ушедшие навеки в небо никогда не забывали тех, кто остался на земле, оставив с ними свои сердца.
Мы все уходим понемногу
Куда-нибудь, когда-нибудь.
И все тревожнее дорога,
И все короче этот путь.
А там, за звездными вратами,
Среди бесчисленных миров,
Нас встретят те, что были с нами,
Что приходили к нам из снов.
Нас встретят те, что так любили
И дорожили каждым днем,
У Бога милости просили,
Чтобы счастливым стал наш дом.
Они ушли, но не забыли.
И в самый трудный, сложный час,
Пусть даже грешными мы были,
Родные молятся за нас.
25 октября 2014 г.