Взгляд с другой стороны: Взрыв железнодорожного моста в Пскове
16:56, 23 августа 2013,
16 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство" было присвоено звание Герой Советского Союза младшему лейтенанту Байкову Семену Григорьевичу. Стоит отметить, что наградной лист на командира взвода 50-го отдельного моторизованного инженерного батальона 1-го мехкорпуса младшего лейтенанта Байкова С. Г. был подписан еще 26 июля 1941 года. В начале войны награды давали скупо, а чтобы получить звание Героя Советского Союза надо было совершить что-то действительно экстраординарное. Так что же сделал Семен Байков?
В наградном листе в описании подвига читаем: "Командир саперного взвода младший лейтенант Байков в период с 2 по 4 июля 1941 года по приказу командующего СЗФ произвел минирование и подготовку ко взрыву железнодорожного моста через реку Великая, у пос. Корытово (гор. Псков). Закончив минирование, взвод Байкова нес охрану моста. 8 июля мл.лейтенант Байков получил приказ от майора – начальника инженерной службы 111 замыкающей стрелковой дивизии произвести взрыв моста и отойти по заранее указанному направлению. К моменту взрыва командиру команды саперы доложили, что на противоположном берегу к единственному не взорванному ж.д. мосту с боем пробивается артдивизион Красной армии. Кольцо врага смыкалось вокруг артиллеристов.
Тов. Байков сразу же принимает решение – оказать помощь артиллеристам, находящимся в опасности. Команда быстро делает деревянный настил из материалов близлежащих строений и пропускает артдивизион через минированный железнодорожный мост. В это время мост подвергался обстрелу артиллерии и танков противника, подошедшего вплотную к мосту. В результате непрерывного артогня противника была повреждена электросеть к зарядам. Команда подрывников во главе с мл.лейтенантом Байковым, будучи пламенными патриотами Родины, проявляя исключительный героизм и отвагу, не щадя своей жизни, бросились на мост и огневым способом взорвали мост вместе с собой".
Красивая история, но уж очень похожа на легенду. Многое в ней не укладывается в обычную логику, временные рамки. Разобрать строения, настелить настил, на это все нужно время. Что же в действительности произошло у железнодорожного моста, кто около него был, кроме взвода Байкова, кто через него переходил. Попробуем хоть немного ответить на эти вопросы.
На фото: Таким увидели железнодорожный мост и восточный берег Великой немецкие солдаты, подходящие к мосту от Корытово.
Советских документов, касающихся взрыва железнодорожного моста немного, они описывают произошедшее очень лаконично. Не так захватывающе, как в наградном.
"16.7.41 Боевое донесение №17. О частичных разрушениях мостов путем взрыва на р. Великая рижского жел. моста у ДКА г. Псков и железнодорожного у пос. Корытово... При взрыве жел.дор. моста у пос. Корытово вследствие попадания снаряда в заряд ВВ погибли: 1 мл. л-нт, один мл. сержант и 5 кр-цев".
Надо отметить, что в 50-м инженерном батальоне поначалу вообще ничего не знали, что же произошло у железнодорожного моста во второй половине дня 8 июля 1941 года. Не знали даже, взорван ли он или нет (в Боевом донесении о взрыве мостов от 9.07.1941 г. про железнодорожный мост ни слова). Судя по процитированному донесению, что-то прояснилось только через неделю. Не менее интересная история и с потерями, о которых пишут в донесении. Среди погибших вместе с Байковым пять красноармейцев, в том числе Холявин Иван Иванович. На самом деле красноармеец Иван Холявин из дереревни Подборовье Псковского района остался жив, более того, прошел войну, в 1985-м году награжден орденом "Отечественной войны" в честь 40-летия Победы.
На фото: Взорванная левобережная ферма упала в русло. На переднем плане затонувший полуглиссер НКЛ-27. Такие катера были в составе советского тяжелого понтонного парка Н2П. Фото из коллекции Андрея Иванова.
Довольно интересный вопрос, кто же находился у моста. Приходилось не раз слышать упреки в адрес командования, мол "забыли они про железнодорожный мост, не был он назначен ни для одной части Красной армии, как маршрут движения через Великую, взвод Байкова был у моста в гордом одиночестве". Что правда, то правда, для частей Красной армии железнодорожный мост не был назначен маршрутом отхода. Через него отходили части НКВД. В частности 110-й полк 2-й дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. Он и вел бой с пытающимися переправиться через мост немцами. В этом бою погибли 11 бойцов внутренних войск во главе с командиром взвода младшим лейтенантом Костенко А. Д. Более того, мост прикрывался бронепоездом № 51 внутренних войск НКВД.
"Красноармеец наводчик орудия БЕПО 51-го полка тов. Володин Яков Павлович 8 июля 1941 года действуя в составе бронепоезда, в бою у реки Великой у города Пскова и прикрывая отход гарнизона 110-го полка, огнем своего орудия уничтожил 4 фашистских танкетки и расстрелял около взвода мотоциклистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года за проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками награжден Орденом Красного Знамени".
На фото: Взорванная ферма крупным планом. Видно, что взорвали ее у самого берегового устоя. Фото из коллекции Вячеслава Волхонского.
Были и другие участники событий у железнодорожного моста. Дальше мы увидим это. В отличие от советской стороны немцы свои похождения с попыткой захвата переправы у Корытово описывают подробно. Более того, впечатляет объем описания этих событий в Журнале боевых действий 36-й моторизованной дивизии. Если про неудачную попытку захвата моста Красной армии (Ольгинского) у них написан всего абзац, то железнодорожному посвящена целая страница.
Вообще у немецкой 36-ой моторизованной дивизии весь день 8 июля прошел в попытках захватить хоть какую-нибудь переправу через Великую в неповрежденном состоянии. Дивизия наступала на Псков от Палкино, вдоль западного берега Великой двумя боевыми группами. Еще ночью правая из них (87-й пехотный полк, усиленный артиллерией и самоходками из 616-го противотанкового батальона) получила задачу захватить мост в Филатовой Горе. Немцы не знали, что советская сторона ночью уже взорвала этот мост.
Взяв утром Филатову Гору немцы выяснили это и продолжили дальнейшее движение правофланговой группой в сторону Пскова по Палкинскому шоссе, к 15.00 они подошли к Кислово, где встретили упорное сопротивление. Немцы не смогли с ходу сломить его, пришлось подтягивать артиллерию.
Зная, что железнодорожный мост еще цел (об этом докладывала авиаразведка, а именно железнодорожный мост был обозначен приоритетной целью в Пскове), командование торопилось, поэтому к мосту, в объезд, по берегу Великой, отправили усиленную роту 87-го пехотного полка и группу диверсантов обер-лейтенанта Хейна из 800-го полка особого назначения "Бранденбург", посадив их на полугусеничные тягачи и самоходные орудия 616-го противотанкового батальона. Видимо это и есть те самые танки, танкетки и т.д., постоянно упоминаемые в советских описаниях боя.
Кстати, поездка эта не обошлась без курьезов. Дело в том, что ни самоходка, ни полугусеничный тягач не могли взять на себя много стрелков, поэтому пехота в основном бежала позади машин. Из-за этого две самоходки, вырвавшиеся вперед, чуть не стали добычей красноармейцев. Группа советских пехотинцев примерно в 150 человек неожиданно атаковала немцев с левого фланга, экипажи немецких самоходок банально бросили машины и убежали. К сожалению, красноармейцы не смогли распорядиться трофеями должным образом, даже не сожгли их. Подоспевшая немецкая пехота отбила захваченные орудия.
Тем временем левофланговый немецкий 118-й пехотный полк, сумевший прорваться к Рижскому шоссе, по нему подошел к мосту Красной армии и мост был взорван (я уже писал об этом). Естественно, сброшенные с шоссе вправо части Красной армии устремились к железнодорожному мосту в поисках сохранившийся переправы.
Вот как описывается происходящее в донесении политотдела 118 стрелковой дивизии: "В это же время начался отход наших частей через р. Великая, некоторые подразделения проявили неорганизованность и паникерство. Во время артиллерийской стрельбы противником на берегу р. Великая, к тому же преждевременный взрыв моста, вызвал у отдельных бойцов и командиров боязнь быть отрезанными, они начали бросаться вплавь по реке (604-й ЛАП и 463-й СП)".
Немцы в красках описывают свой подход к мосту и события у него: "Стрелковые роты спешили вперёд бегом. Даже слишком большая жара не могла остановить штурмующие роты. Автомобили, мотоциклы с колясками и мотоциклы, стреляя по всем сторонам, ехали в город. С правой и левой стороны дороги лежали мертвые лошади, трактора и автомобили, это было показателем того, как хорошо нанесла удар наша артиллерия.
По достижению городской окраины 1-й взвод получил приказ, двигаться вперёд, вдоль железной дороги и взять ж/д мост. Взвод первым добрался до ж/д моста, однако его движение было остановлено выстрелами танков и пулемётов с противоположного берега. Вскоре после этого другие части I./J.R.87, части J.R.118 и A.R.36 подошли к мосту с Запада. Сильный огонь с противоположного берега помешал тому, чтобы эти части смогли перейти через этот мост. В это время на мосту произошел сильный взрыв и у командира I./J.R.87 сложилось впечатление, что мост будто бы разрушен".
Решив, что мост разрушен, группа из I./J.R.87 форсировала Великую примерно в районе Покровской башни на штурмовых лодках, перевезя на них одно пехотное и одно противотанковое орудия. В это время к мосту прибыл командир дивизии:
"Командир дивизии сообщает, что ж/д мост цел. После этого мост снова был атакован. 1-я группа 1-ой роты под командованием оберфельдфебеля Weidmann, прорвавшись сквозь сильный огонь противника, в 17.30 добралась до противоположного конца моста и держалась там до снятия осады частями, переплывшими туда на надувных лодках.. Непосредственно после того как оберфельдфебель Weidmann добрался до противоположного берега, мост, с находившимися на нём многочисленными солдатами, был взорван. Огонь с противоположного берега за это время не уменьшился, так что на западном берегу также были потери.
В 18.00 несколько солдат, из переправившихся частей 1-го батальона с пехотным орудием и противотанковой пушкой пробились по дороге вдоль реки до ж/д моста и освободили группу оберфельдфебеля Weidmann. Пехотное орудие было уничтожено здесь вражеским танком. Сражение за мост было на этом закончено. Несмотря на все усилия, его не удалось взять целым".
Из немецкого описания следует, что взрывов было два. Сначала по какой-то причине произошла частичная детонация заряда (вполне возможно, что вследствие попадания снаряда, немцы вели артиллерийский огонь по восточному берегу), затем кто-то успешно взорвал мост вместе с штурмующими немцами.
Кто это сделал, наверное, достоверно установить мы уже не сможем. Скорее всего его подорвал Семен Байков или кто-то из его саперов, хотя есть у нас еще один возможный кандидат (версия построенная на косвенных признаках, поэтому писать о ней я не буду). Как они это сделали - огневым способом, вызвали детонацию заряда гранатами (есть такая версия) или сумели подключить подрывную машинку в обрыв - мы тоже уже не узнаем.
Мы только можем себе представлять, о чем мог думать тот самый сапер или саперы под мостом, у заряда в тонну взрывчатки, когда сверху по мосту уже бежали немецкие солдаты. Вечная им память.
Байков Семен Григорьевич, 1914 года рождения, Пензенская обл, Башмаковский р-н, дер. Капцовка;
Панов Николай Иванович, 1916 года рождения, Ленинградская обл. г. М. Вишера;
Анашенков Андрей Иванович, 1908 года рождения, Псковский р-н, Б. Жезловский сельсовет, дер. Звон;
Никитин Петр Кузьмич, 1907 года рождения, Псковский р-н, Б. Жезловский сельсовет, дер. Средний Лог;
Алексеев Владимир Алексеевич, 1918 года рождения, Псковский р-н, Тубиловский сельсовет, дер. Покровщина;
Хомляшов Дмитрий Петрович, 1908 года рождения, Псковский р-н, Б. Галковский сельсовет, дер. М. Объездница;
Холявин Иван Иванович, 1908 года рождения, Псковский р-н, Б. Жезловский сельсовет, дер. Подборовье.
Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации
Источник: https://informpskov.ru/news/122688.html