Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Сосновоборский район » ЖАРКОВА Анна Петровна. Герой Социалистического Труда.


ЖАРКОВА Анна Петровна. Герой Социалистического Труда.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Информация с сайта "Герои страны" http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9462 :
"Жаркова Анна Петровна
25. 8. 1918 - 23. 9. 1994
Герой Соц.Труда

    Даты указов 

1. 05.11.1943 
   

Жаркова Анна Петровна - дежурная по станции «Африканда» Кировской железной дороги; одна из трёх железнодорожниц, которые были первыми удостоены звания «Герой Социалистического Труда».

Родилась 12 (25) августа 1918 года в селе Русское Труево ныне Сосновоборского района Пензенской области.

С 1938 года работала на железной дороге, стрелочницей на станции Кировск. Потом была переведена в Кандалакшу. Когда началась Великая Отечественная война Анна Жаркова была уже опытной стрелочницей и работала старшей стрелочницей на станции Алакурти, рядом с финской границей.

На стрелочниц накладывалось большая ответственность, особенно при отсутствии автоблокировки и централизованного перевода стрелок. Нужно было принять поезд с боеприпасами, боевой техникой и людьми, перевести несколько стрелок, чтобы отправить эшелон в лесной тупик, обеспечить паровозу въезд-выезд из депо к поезду. Работа была круглосуточная, зимой и летом под открытым небом, в любую погоду, и это в Заполярье.

Станция находилась фактически в прифронтовой полосе, с первых дней подвергалась налетам финской и немецкой авиации. Жаркова не покидала свой пост даже во время бомбёжки, принимая эшелоны с фронтовыми грузами и обеспечивая отправку разгруженных, отвечая за все свои одиннадцать стрелок. Однажды, будучи раненной осколками бомбы в обе ноги, она оставалась на боевом посту.

Ещё до ранения Аня помогла задержать вражеского лазутчика в нашей военной форме, сдала его военному патрулю. Ведя разговор с незнакомым пехотным лейтенантом, вызвавшим у нее подозрение, Аня подала патрулю сигналы флажками: «Скорей сюда». За находчивость и смелость, проявленные при задержании немецкого шпиона, Военный совет Карельского фронта в марте 1942 года наградил её медалью «За боевые заслуги».

После продолжительного лечения Аня была направлена на должность делопроизводителя на станцию Кировск, но на конторской работе она задержалась ненадолго. Как только окрепла, пошла на курсы станции Кемь, по окончании которых приступила к работе дежурной по станции «Африканда». Если «Алакурти» — тупиковая станция, то «Африканда» была на главном ходу от Беломорска до Мурманска, а в Беломорск от Обозёрской на Северной дороге шли в незамерзающий порт важные экспортные грузы, уголь для кораблей Северного флота; отсюда в тыл и в действующую армию направлялись прибывшие с караванами союзников военные грузы. Здесь, в «Африканде», её застала неожиданная весть о присвоении ей звания Героя Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Жарковой Анне Петровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Она стала одной из трёх первых женщин, удостоенных этого высокого звания. Такой же награды была удостоена стрелочница Октябрьской дороги Антонина Александрова и машинист паровоза Елена Чухнюк. Высокие награды героине были вручены в декабре 1943 года в Кремле.

Вскоре из «Африканды» Жаркову перевели в Кандалакшу, где она начинала свой трудовой путь на железнодорожном транспорте. Здесь грузовой работы было значительно больше, так как у станции была пристань на Кандалакшинском заливе Белого моря. Слава Анны Жарковой гремела по всей Кировской магистрали и Карельскому фронту, о ней писалы дорожная, областные и районные газеты.

С конца 1944 года она с мужем работала в освобожденном Каунасе Литовской железной дороги инструктором технического обучения, а после войны вернулась в родные края, где протекает река Сура, и приступила к работе на Куйбышевской магистрали, станции Кузнецк, расположенной между Пензой и Сызранью. В 1950 году её назначили начальником вокзала этой станции. На этом посту находилась до выхода на пенсию в 1981 году.

Жила в городе Кузнецке Пензенской области. Вела большую общественную работу, избиралась депутатом городского Совета. Скончалась 23 сентября 1994 года.

Награждена орденом Ленина, медалями. Трижды награждалась знаком «Почетный железнодорожник».


Биографию подготовил Сергей Каргапольцев
 

    Источники 

   Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
   Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001 "

0

2

Из книги «Пензенцы – Герои Социалистического Труда». Библиографический указатель. – Пенза, 1988. – с.162-163:

«Жаркова Анна Петровна

А. П. Жаркова родилась 27 июля 1918 года в селе Русский Труев Сосновоборского района. Член КПСС с 1952 года, образование неполное среднее.
С 1937 года по 1944 год Анна Петровна  работала на Кировской железной дороге в Карелии. Свой рабочий путь она начала стрелочницей, затем работала старшей стрелочницей, кладовщицей.  Первый год войны Анна  Петровна встретила на станции Алакурты в должности дежурной по станции. Людей не хватало, и  после дежурства Жаркова заменяла стрелочницу и работала на восстановлении разрушенных бомбами путей. Затем ее перевели на станцию Африканская. Там в 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября Анне Петровне Жарковой  присвоили звание  Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой  медали «Серп и Молот» — за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства.
В 1944 году А. Д. Жаркова переехала в Каунас, работала инструктором по техническому обучению.
В 1945 году Анна Петровна вернулась на родную землю.
В 1945—1950 годах она работала дежурной по вокзалу на станции Кузнецк Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги. С 1950 года Анна Петровна — начальник станции Кузнецк.
А. П. Жаркова награждена многими медалями, трижды удостоена знака «Почетный железнодорожник».
А. П. Жаркова в настоящее время находится на заслуженном отдыхе.
Живет в г. Кузнецке.

Литература
Указ Президиума  Верховного Совета СССР  о присвоении звания  Героя Социалистического Труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу железнодорожных войск. //Ведомости Верховного Совета СССР. — 1943.— № 49, — 18 нояб.; Известия. — 1943. — 6 нояб.
В том числе Жарковой Анне Петровне — дежурной по станции Африканская Кировской железной дороги.
*    *    *
Жаркова А. Будем работать еще лучше. //Сталин. знамя. — 1948. — 1 янв. — Фото.
Жаркова   А. Забота о пассажире.   //Сталин.   знамя. — 1946. — 1 мая. — Фото.
*    *    *
Вьюнов Г. У карельских озер. //Вьюнов Г. Когда загораются звезды. — Саратов — Пенза, 1967.— С. 3—14.
Афанасьева 3. Анна Петровна, Герой Труда. //Пенз. правда.—1977. — 20 ноября.
Щипанов В. Человек в шинели. //Кузнецкий рабочий. — 1966. — 8 марта.
*    *    *
А. П. Жаркова: Фото. //Сталин. знамя. — 1950. — 7 дек.
А. П. Жаркова: Фото. //Сталин. знамя. — 1948. — 1 авг.».

0

3

Здравствуйте!

Анна Петровна Жаркова

https://i.imgur.com/vK1qirom.jpg

Дата рождения 25 августа 1918
Место рождения: Русское Труево, Кузнецкий уезд, Саратовская губерния, РСФСР
Дата смерти 23 сентября 1994 (76 лет)
Место смерти Кузнецк, Пензенская область, Россия
Страна  СССР Россия
Род деятельности железнодорожница
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Медаль «За боевые заслуги»   
Медаль «Ветеран труда» Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Знак СССР «Почётному железнодорожнику» Знак СССР «Почётному железнодорожнику»
А́нна Петро́вна Жарко́ва (12 [25] августа 1918 — 10 июня 1994) — железнодорожный работник; Герой Социалистического Труда, одна из первых женщин, удостоенных этого звания.

Биография
Анна Жаркова родилась 12 (25) августа 1918 года в селе Русское Труево.

С 1938 года работала стрелочницей в Мурманской области сначала на станции Кировск, затем на станции Кандалакша. Позже, уже в звании старшей стрелочницы, была переведена на станцию Алакуртти Кировской железной дороги. В ходе Великой Отечественной войны организовывала железнодорожное движение на станциях Мурманской области, расположенных в непосредственной близости к линии фронта. В 1942 году была назначена делопроизводителем на станции Кировск и дежурной на станциях Африканда и Кандалакша.

Во время войны неоднократно проявляла героизм, продолжая работу во время бомбёжек. Однажды, в ходе очередной бомбёжки, получила ранения обеих ног и всё равно не покинула свой пост. Участвовала в задержании вражеского разведчика. В 1943 году в числе первых трёх железнодорожниц Анна Петровна Жаркова была удостоена высшей трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда, за «особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».

В 1944 году Анна Петровна была переведена на Литовскую железную дорогу на должность инструктора технического обучения на станции Каунас. В 1945 году вернулась на родину в Пензенскую область, где работала сначала заместителем, а с 1950 года — начальником вокзала станции Кузнецк. На последней должности Анна Жаркова проработала более 30 лет, до выхода на пенсию в 1981 году. Проживая в Кузнецке, избиралась в городской совет депутатов.

Кроме звания Героя Социалистического Труда среди наград Анны Петровны Жарковой: орден Ленина, медаль «За боевые заслуги», ряд других медалей, три знака «Почётный железнодорожник».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Жаркова,_Анна_Петровна

Бессмертный полк

Жаркова Анна Петровна

Нет фото

ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

12.08.1918 - 10.06.1994

История солдата

Анна Жаркова родилась 12 августа 1918 года в селе Русское Труево. С 1938 года работала стрелочницей в Мурманской области сначала на станции Кировск, затем на станции Кандалакша. Позже, уже в звании старшей стрелочницы, была переведена на станцию Алакуртти Кировской железной дороги. В ходе Великой Отечественной войны организовывала железнодорожное движение на станциях Мурманской области, расположенных в непосредственной близости к линии фронта. В 1942 году была назначена делопроизводителем на станции Кировск и дежурной на станциях Африканда и Кандалакша. Во время войны неоднократно проявляла героизм, продолжая работу во время бомбёжек. Однажды, в ходе очередной бомбёжки, получила ранения обеих ног и всё равно не покинула свой пост. Участвовала в задержании вражеского разведчика. В 1943 году в числе первых трёх железнодорожниц Анна Петровна Жаркова была удостоена высшей трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда, за «особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени». Кроме звания Героя Социалистического Труда среди наград Анны Петровны Жарковой: орден Ленина, медаль «За боевые заслуги», ряд других медалей, три знака «Почётный железнодорожник».

Боевой путь

Принимал участие
Участвовала в задержании вражеского разведчика

Награды
https://i.imgur.com/XMtZTTdb.jpg

Орден Ленина, Медаль "За боевые заслуги.

После войны

В 1945 году вернулась на родину в Пензенскую область, где работала сначала заместителем, а с 1950 года — начальником вокзала станции Кузнецк. На последней должности Анна Жаркова проработала более 30 лет, до выхода на пенсию в 1981 году. Проживая в Кузнецке, избиралась в городской совет депутатов.

Страницу солдата ведёт: Жаркова Анна Вячеславовна

История солдата 06.05.2020 внесена в регионы: Пензенская область, Пенза

Источник: https://www.moypolk.ru/soldier/zharkova-anna-petrovna

#Музей Победы #Подвиг Народа #Герой Социалистического труда #Анна Жаркова

Ее ранило в обе ноги, но она не покинула поста. Подвиг Анны Жарковой

18 сентября 2022

Герой Социалистического Труда, одна из первых трех женщин, удостоенных этого высокого звания, — Анна Петровна Жаркова родилась 25 августа 1918 года в селе Русское Труево Пензенской губернии.

На железной дороге
С 1938 года она работала стрелочницей на станции Кировск одноименно железной дороги в Мурманской области. Затем переведена в Кандалакшу, а далее – на станцию Алакуртти, которая расположена вблизи финской границы. К началу Великой Отечественной войны Жаркова уже была опытной стрелочницей.

Под немецкими бомбежками
Жаркова продолжала нести трудовую вахту даже в часы бомбёжек со стороны немецких и финских захватчиков. Между тем, авиаудары по станции и железнодорожному полотну были регулярными. Также при ее активном участии удалось задержать немецкого разведчика, переодетого в советскую форму. Анна Петровна смогла распознать в нем вражеского лазутчика и дать сигнал флажками военному патрулю.

В марте 1942 года именно за этот подвиг Военный совет Карельского фронта наградил Жаркову медалью «За боевые заслуги».

В ходе очередной вражеской бомбёжки она получила сильные ранения обеих ног, но всё равно не покинула свой рабочий пост. Несмотря на полученные увечья, Анна Петровна продолжила управлять вверенными ей одиннадцатью стрелками — регулируя движение по станции.

В 1942 году после продолжительного лечения была назначена на должность делопроизводителя на станции Кировск, однако в конторском кресле долго не задержалась. Окрепнув после ранения, она стала работать дежурной на станциях Мурманской области: сначала на Африканде, затем — в Кандалакше. Станция Африканда находилась на главном пути от Беломорска до Мурманска. По этому маршруту в незамерзающим порт по стальной магистрали беспрерывно шли важные грузы, в частности, уголь для кораблей Северного флота, а в обратную сторону поставки союзников в действующую Красную армию.

Герой Социалистического Труда
В 1943 году Анна Жаркова была удостоена высшей трудовой награды — звания Героя Социалистического Труда за «особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени».

В 1944 году Анна Петровна переведена на Литовскую железную дорогу в качестве инструктора технического обучения на станцию Каунас. В 1945-ом вернулась на родину в Пензенскую область. Там она сначала работала заместителем, а с 1950 года — начальником вокзала станции Кузнецк. В этой должности пробыла до выхода на пенсию в 1981 году.

После Анна Петровна вела активную общественную работу, избиралась депутатом городского Совета. Умерла ветеран войны в 1994 году.

Кроме звания Героя Социалистического Труда Анна Петровна Жаркова награждена орденом Ленина, рядом медалей. Также ей трижды присваивалось звание «Почетный железнодорожник».

О самоотверженном труде, о личных достижениях советских людей, удостоенных звания Героя Социалистического Труда в военные и послевоенные годы, рассказывают материалы информационного экрана «Ими гордится страна» тематического раздела «Производство» экспозиции «Подвиг Народа».

Источник: https://dzen.ru/a/YyTOMWsg1RU_ruG5

Примечание. Есть фото военного и послевоенного периода.

Мурманский календарь: 5 ноября. Анна Жаркова не покинула свой пост даже после ранения

https://i.imgur.com/5Gf5bOPm.jpg

Анна Петровна Жаркова

В этот день 70 лет назад – 5 ноября 1943 года - дежурная по железнодорожной станции Африканда Анна Петровна Жаркова стала Героем Социалистического Труда.

На железную дорогу она пришла в 1938 году. Начинала младшей стрелочницей на станции Кировск. Училась у старших коллег, перенимала их опыт. Вскоре ей присвоили более высокий разряд и направили старшей стрелочницей на станцию Алакуртти, что близ границы с Финляндией. Там и застала ее война.

Кандалакшский железнодорожный узел имел тогда важное стратегическое значение. На стрелочниц ложилась большая ответственность, особенно при отсутствии автоблокировки и централизованного перевода стрелок. Нужно было принять поезд с боеприпасами, боевой техникой и людьми, перевести несколько стрелок, чтобы отправить эшелон в лесной тупик, обеспечить паровозу въезд-выезд из депо к поезду. Работа была круглосуточной, зимой и летом под открытым небом, в любую погоду, несмотря на суровый заполярный климат.

Гитлеровцы всячески стремились нарушить работу железной дороги, вывести из строя как саму станцию, так и подъездные пути к ней. Поскольку станция Алакуртти находилась в прифронтовой полосе, то бомбежки были практически ежедневными. Жаркова не покидала свой пост даже во время вражеских налетов, принимая эшелоны с фронтовыми грузами и обеспечивая отправку разгруженных поездов, отвечая за все свои одиннадцать стрелок. Однажды, будучи раненной осколками бомбы в обе ноги, она осталась на боевом посту.

«Еще до ранения, - сообщается на сайте http://www.warheroes.ru, - Аня помогла задержать вражеского лазутчика в нашей военной форме, сдала его военному патрулю. Ведя разговор с незнакомым пехотным лейтенантом, вызвавшим у нее подозрение, Аня подала патрулю сигналы флажками: «Скорей сюда». За находчивость и смелость, проявленные при задержании немецкого шпиона, Военный совет Карельского фронта в марте 1942 года наградил ее медалью «За боевые заслуги».

После продолжительного лечения Жаркова была направлена на должность делопроизводителя на станцию Кировск, но на конторской работе задержалась ненадолго. Как только окрепла, пошла на курсы на станции Кемь, по окончании которых приступила к работе дежурной по станции Африканда. Эта станция была «на главном ходу» от Беломорска до Мурманска, а из Беломорска шли в незамерзающий порт Мурманск важные экспортные грузы, уголь для кораблей Северного флота;из Мурманска же в тыл и в действующую армию направлялись прибывшие с караванами союзников военные грузы. Работать стало сложней, но Жаркова не жаловалась и прекрасно справлялась со своими обязанностями. Здесь, в Африканде, ее застала неожиданная весть о присвоении ей звания Героя Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Жарковой Анне Петровне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Она стала одной из трех первых женщин в СССР, удостоенных этого высокого звания. Такие же награды получили стрелочница Октябрьской дороги Антонина Александрова и машинист паровоза Елена Чухнюк. Высокая награда была вручена Анне Петровне в декабре 1943 года в Кремле.

Читайте на WWWMURMANSK.KP.RU: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26156.3/3043615/

Источник: https://www.murmansk.kp.ru/daily/26156.3/3043615/

Куйбышевский железнодорожник

Волжская магистраль Восточно-Сибирский путь Вперед Дальневосточная магистраль Железнодорожник Поволжья

Выпуск № 148 24.08.2018

Героический труженик дороги

Завтра, 25 августа, исполняется 100 лет со дня рождения Анны Петровны Жарковой – Героя Социалистического Труда, трижды почётного железнодорожника.

Источник: https://gudok.ru/zdr/177/?ID=1432156

Отредактировано Легошина Валентина (2023-07-31 10:31:01)

0


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Сосновоборский район » ЖАРКОВА Анна Петровна. Герой Социалистического Труда.