Дорогие друзья!
Приветствую вас на онлайн-платформе «Возродим Донбасс».
Наше муниципальное образование обладает богатым и исторически значимым прошлым, великолепной природой и дружелюбными, трудолюбивыми жителями. Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку, мы продолжаем совместно с региональными лидерами и правительством республики улучшать условия для комфортной жизни и развития качественной социальной и культурной среды в нашем районе. Сегодня мы открыты для всех, кто готов к сотрудничеству на благо Старобельского района и кто желает установить с нами плодотворные и дружеские отношения.
Чернев Владимир Ильич, глава муниципального округа муниципальное образование Старобельский муниципальный округ
(0261) 2-32-65
starobelsk_lnr@mail.ru
Историческая справка о Старобельском муниципальном округе
Старобельский муниципальный округ расположен в центре Луганской Народной Республики, с уклоном в северную часть региона. На севере Старобельский муниципальный округ граничит с Белокуринским и Новопсковским, на северо-востоке – с Марковским, на востоке – с Беловодским, на юге – с Новоайдарским, на юго-западе – с Кременским, а на северо-западе – со Сватовским муниципальными округами ЛНР.
Административный центр муниципального округа – город Старобельск.
Расстояние от г. Старобельск до г. Луганска по автодороге - 94 км.
Площадь Старобельского муниципального округа, составляет 1,582 км2. Численность населения округа оценивается примерно в 20 тыс. человек.
В муниципальный округ входит 58 населенных пункта, преимущественно сел, за исключением поселка Степовое. Главная водная артерия района – река Айдар. Через территорию района проходит железная дорога направления Москва – Донбасс со станцией «Старобельск».
Район расположен в степной зоне. Климат – умеренно континентальный. Лето – жаркое и засушливое, зима – ветреная и холодная, но с частыми оттепелями. Рельеф местности – преимущество равнинный, с возвышенностями в центре района вдоль р. Айдар. Почвенный покров земли – плодородный чернозем.
Удобно расположенная в естественном степном коридоре между Азией и Европой и оснащенная природными богатствами территория в бассейне р. Лугань – правого притока р. Северский Донец, осваивалась человеком с древнейших времен. Здесь обнаружено большое количество курганов могильной культуры – скифские, сарматские и других кочевых племен. Археологами установлен возраст этих памятников - IV-VIII века н.э. Здесь же находятся развалины славянской крепости Кречевицы, сооруженной в IX веке для защиты от набегов кочевников. После татаро-монгольского нашествия территория района, как и всей Луганщина надолго опустела. Новое освоение этих земель началось с продвижением Российского государства на юг. В конце XVI века в заводях р. Айдар на его левом берегу был установлен сторожевой пост, а рядом вырос городок, где была возведена церковь Покровской Божьей Матери. Сторожевой городок был назван Бельский – по имени его основателя боярина Б.Я. Бельского. Первые документальные упоминания о городке относятся к 1686 году, который считается датой основания города. Название городка со временем менялось – Белянский, Беленский. После Булавинского восстания, жестко подавленного Петром Первым, сюда в 1709 году сослали участников восстания – донских казаков, которые заселившись переименовали городок в слободу Старая Белая, а территория была отнесена к Острогожскому казачьему стольному полку. Свое нынешнее название город получил в 1797 году, когда был включен с примыкающими слободами Песчаное и Заерчановское (Заерок) в состав Слободско-Украинской (позднее Харьковской) губернии. К концу XIX века в городе и окружающих его поселках проживало свыше 13 тыс. человек.
Современная история Старобельщины началась с установлением на территории Советской власти в 1919 году. В 1923 году был образован Старобельский район. В начале 1930-х годов в районе была проведена тотальная коллективизация. Большая часть сельскохозяйственных угодий, удобно расположенных в степи, передана под посевные площади зерновых. Аграрный район со временем становится житницей Донбасса. В ноябре 1934 года была запущена в эксплуатацию железная дорога – магистраль Москва – Донбасс. В это же время открыта станция и железнодорожный вокзал «Старобельск». В 1938 году район был административно передан вновь образованной Ворошиловградской области. В довоенные годы Старобельский район успешно развивался, был передовым по уровню сельскохозяйственного производства.
С началом Великой Отечественной войны Старобельский район мобилизовался и встал на защиту Родины. Во второй половине ноября 1941 года немецко-фашистские войска ворвались на территорию района. Происходили ожесточенные бои за станцию Сентяновка. Началась многомесячная оборона Донбасса. Героически воевали ополченцы района, железнодорожники, в том числе на трех бронепоездах. 12 июля 1942 г. гитлеровцы прорвали нашу оборону и захватили город и район. Начались тяжелые месяцы оккупации. Жители района боролись с захватчиками в партизанских отрядах, подполье. Однако 23 января Старобельск, а затем и весь район были освобождены войсками 1-ой гвардейской армии Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской наступательной операции.
Сильно разрушенный город и пострадавшие села района были восстановлены в короткие сроки. В следующие ударные пятилетки значительно укрепилась экономика района. Аграрии района успешно собирали богатый урожай зерновых, развивалось животноводство и садоводство. В городе и районе были запущены маслобойный завод, маслосырзавод, пивоваренный завод, моторемнотный (ремонтно-механический) завод, мельница, хлебокомбинат. К 1975 году были открыты также завод железобетонных изделий, плодоконсервный завод, мебельная и швейная фабрики и другие предприятия. Численность населения района составляла 22 700 человек.
Район богат интересными фактами своей истории. Осенью 1926 года сюда были командированы журналисты центральной редакции издания железнодорожного транспорта «Гудок» Илья Арнольдович Файнзильберг (Ильф) и Евгений Петрович Катаев (Петров). Итог этой командировки вылился в написание сатирического романа «Золотой теленок», благодаря которому его авторы навсегда стали классиками сатирической прозы. Считается, что прообразом Старгорода, который на автомобиле марки «Лорен-Дитрих» водителя Козлевича весело проезжали герои романа, является город Старобельск. Также справедливо считается, что события, на которых основан кинофильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики» реальные и происходили как раз в Старобельском районе.
Старобельский район – это край живописной природы с богатой историей и гостеприимными жителями.
--