Сделать стартовой Добавить в Избранное Перейти на страницу в Twitter Перейти на страницу ВКонтакте Из Пензенской области на фронты Великой Отечественной войны было призвано более 300 000 человек, не вернулось около 200 000 человек... Точных цифр мы до сих пор не знаем.

"Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области.

Объявление

Всенародная книга памяти Пензенской области





Сайт посвящается воинам Великой Отечественной войны, вернувшимся и не вернувшимся с войны, которые родились, были призваны, захоронены либо в настоящее время проживают на территории Пензенской области, а также труженикам Пензенской области, ковавшим Победу в тылу.
Основой наполнения сайта являются военные архивные документы с сайтов Обобщенного Банка Данных «Мемориал», Общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», государственной информационной системы «Память народа» (проекты Министерства обороны РФ), информация книги "Память. Пензенская область.", других справочных источников.
Сайт создан в надежде на то, что каждый из нас не только внесёт данные архивных документов, но и дополнит сухую справочную информацию своими бережно сохраненными воспоминаниями о тех, кого уже нет с нами рядом, рассказами о ныне живых ветеранах, о всех тех, кто защищал в лихие годы наше Отечество, ковал Победу в тылу, прославлял ратными и трудовыми подвигами Пензенскую землю.
Сайт задуман, как народная энциклопедия, в которую каждый желающий может внести известную ему информацию об участниках Великой Отечественной войны, добавить свои комментарии к имеющейся на сайте информации, дополнить имеющуюся информацию фотографиями, видеоматериалами и другими данными.
На каждого воина заводится отдельная страница, посвященная конкретному участнику войны. Прежде чем начать обрабатывать информацию, прочитайте, пожалуйста, тему - Как размещать информацию. Любая Ваша дополнительная информация очень важна для увековечивания памяти защитников Отечества.
Информацию о появлении новых сообщений на сайте можно узнавать, подписавшись на страничках книги памяти в ВКонтакте, Телеграмм или Твиттер.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Сердобский район » КАЛИНКИН Борис Тихонович. Герой Советского Союза.


КАЛИНКИН Борис Тихонович. Герой Советского Союза.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Информация из "Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах". Т1 /Абаев — Любичев/ Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987:
"КАЛИНКИН  Борис Тихонович, род. 14.4. 1913 в с. Дубасово Бековского р-на Пензен. обл. в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1938. Жил в г. Ртищево Са­ратов.обл. Окончил 7 классов в 1928 и Балашов. школу ГВФ. Работал лётчи­ком-инструктором, был ком- ром звена, пилотом ГВФ. В Сов. Армии с 1941.
На фронтах Вел. Отеч. войны с 1942. Лётчик 1-й авиац. див. (АДД) капитан К., выполняя задание Сов. правитель­ства, 4.6.44 участвовал в эвакуации из враж. окружения штаба Нар.-освободит. армии Югославии. Звание Героя Сов. Союза присвоено 20.6.44. За этот же подвиг удостоен звания Нар. героя Югославии. Нагр. орд. Ленина, ме­далью, иностр. орденом.
Погиб в автомоб. катастрофе 10.6. 1945. Похоронен на Новодевичьем клад­бище в Москве. Именем Тероя названы улицы в Ртищево и Пятигорске. Навечно зачислен в списки личного состава Пяти­горского авиац. предприятия, где рабо­тал до войны. Приз имени К. присужда­ется лучшему коллективу предприятия.Лит.:    199/94—100;    715/202—203."
 
Информация о Герое на сайте "Герои страны" http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=89 .
"Калинкин   Борис   Тихонович 
19.04.1913 - 10.06.1945
Герой  Советского Союза

Даты указов
1.20.06.1944
Медаль № 3929
Орден Ленина № 18698

Памятники
  Надгробный памятник

Калинкин   Борис   Тихонович  – второй пилот самолёта С-47 Авиационной группы особого назначения, капитан.

Родился 6 (19) апреля 1913 года в селе Дубасово Сокольской волости Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне Сердобского района Пензенской области). Русский. С 1918 года жил в городе Ртищево (Саратовская область). В 1929 году окончил 6 классов школы. В 1930-1931 годах работал помощником колбасника на Ртищевском мясокомбинате.

В 1933 году окончил Балашовскую лётную школу ГВФ, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В 1937-1940 – пилот и командир звена 220-го авиаотряда ГВФ (в Птяигорске), в 1940-1941 – командир звена 22-й учебной авиаэскадрильи ГВФ (в Грозном). В армии с декабря 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в январе-сентябре 1942 – пилот авиаотряда специального назначения Северо-Кавказской особой авиагруппы ГВФ. В ноябре 1942 окончил Лётный центр ГВФ. С ноября 1942 – лётчик 9-го отдельного авиационного полка ГВФ. Участвовал в обороне Кубани и Кавказа. Выполнил более 100 вылетов на самолётах У-2, ПР-5 и Ли-2 для переброски наземным войскам и партизанам боеприпасов, снаряжения и продовольствия. С июля 1943 – лётчик 1-го авиационного транспортного полка ГВФ.

В январе 1944 года в качестве второго пилота самолёта С-47 через Иран, Египет и Италию доставил в город Дрвар (Югославия) советскую военную миссию. С апреля 1944 года в составе экипажа А.С.Шорникова, базируясь в городе Бари (Италия), совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя партизанам боеприпасы, вооружение, медикаменты и вывозя раненых и больных партизан. 4 июня 1944 года, совершив посадку на небольшую площадку в горах, экипаж за два рейса вывез в Бари руководящий состав Верховного штаба Национально-освободительной армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито и членов военных миссий.

За умелое выполнение специальных заданий командования, мужество и героизм, проявленные в ходе их выполнения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года капитану  Калинкину   Борису   Тихоновичу  присвоено звание  Героя  Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В октябре 1944 – феврале 1945 – лётчик 1-й отдельной транспортной авиаэскадрильи, с февраля 1945 – лётчик 228-го отдельного транспортного авиационного полка (1-й Украинский фронт). Участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражской операциях.

Погиб в Германии в автомобильной катастрофе 10 июня 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Капитан (1944). Награждён орденом Ленина (20.06.1944), медалями, югославским орденом Народного  героя  (25.09.1944). Народный  Герой  Югославии (25.09.1944).

Бюст Б.Т. Калинкина  установлен в городе Сердобск (Пензенская область). Его именем названы улицы в городах Ртищево (Саратовская область) и Пятигорск (Ставропольский край), а также в родном селе. Навечно зачислен в состав Пятигорского авиапредприятия.

Весной 1944 года гитлеровское командование предприняло очередную попытку разгромить Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии и тем самым укрепить свой непрочный тыл на Балканах и высвободить резервы для отправки на Восточный фронт.

На этот раз главный удар фашисты обрушили на Верховный штаб югославской армии, имея целью захватить в плен маршала Тито и его ближайших соратников.

Утром 25 мая гитлеровцы выбросили в районе города Дрвара, где располагался штаб, крупный воздушный десант. На помощь десантникам были двинуты моторизованные и танковые части, нанесшие удар с фронта, который в то время проходил всего лишь в 50 километрах от города. В ходе ожесточенного боя с охраняющими штаб подразделениями югославской армии противнику ценой огромных потерь удалось овладеть Дрваром, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжелых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко Поле, расположенное в ста километрах от Дрвара. Однако гитлеровцы преследовали по пятам, опасность не миновала, оставаться дальше в этом районе было рискованно. Югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место.

Выполнение сложной и ответственной задачи по эвакуации штаба советским командованием было поручено экипажу транспортного самолета, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан  Калинкин . Приказ на вылет был передан по радио на нашу авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками.

В ночь на 4 июня 1944 года экипаж вылетел на выполнение задания. Погода была неблагоприятной: низкая облачность, сильный ветер. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнем зенитной артиллерии противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трех тысяч метров. Низкая облачность и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Наконец, сама посадочная площадка, подготовленная партизанами, была очень малых размеров, располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.

Отважные летчики Шорников и  Калинкин  преодолели все эти трудности. Они отлично посадили самолет у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Летчики взяли на борт 20 человек, в том числе маршала Тито и руководителей союзных военных миссий, и благополучно доставили их в Бари. В эту ночь отважный экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко Поле и вывез на эту же базу остальных членов Верховного штаба.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

Источники
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Личное дело
Московский некрополь Героев. Том 2. М., 2013.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.
Учётно-послужная карта

Отредактировано Дворянкин С.А. (2015-12-18 10:01:50)

0

2

Источник информации газета "Молодой Ленинец", 2000 год.   http://publish.pnz.ru/ml/2000/6961.htm#G01 

Наш земляк - герой Югославии. Куда Борис Калинкин вывез Иосипа Броз Тито

                       
                         http://publish.pnz.ru/ml/2000/6961/160x250/g01.jpg

     В биографии военного летчика Бориса Тихоновича Калинкина, уроженца села Дубасова Бековского района Пензенской области, немало ярких страниц. В годы Великой Отечественной войны он служил в Московской авиационной группе особого назначения. В 1944 году Борис Тихонович спас маршала Югославии Иосипа Тито. Это произошло в ночь с 3 на 4 июня.

    В то время экипаж самолета "ЛИ-2", где Калинкин летал вторым пилотом, находился в городе Бари. 3 июня радист старший лейтенант Н. Вердеревский по самолетной рации принял короткую радиограмму: начальник советской военной миссии в Югославии приказывал экипажу вылететь в район Купрешко Поле и произвести там посадку.

    Как выяснилось позже, ошибись пилоты на сутки - и вылет был бы уже бесполезным.

    Погода выдалась ненастная. Над морем и в прибрежных горах Югославии шел дождь. Тем не менее "сталинские соколы" успешно прошли все опасные места и отыскали ориентир - гору Велики Виторг.

    Самолет пошел на снижение. При выравнивании машины на границе площадки в свете посадочных фар Б. Калинкин вдруг увидел большой бугор. Он мгновенно вырвал машину вверх, перелетел опасное место, и скоро под шасси самолета захрустели камни посадочной полосы. Благодаря мастерству пензенского аса самолет приземлился без поломок. Как вспоминал сам капитан Калинкин, "ни один самолет нашего типа не садится в таких условиях: ненастье, ливень, молнии..." Тем более, что машину нужно было посадить на незнакомую площадку и остановить в точно назначенном месте, где горел последний костер.

    Через полчаса у борта появился маршал Тито, члены Политбюро Компартии Югославии, члены военных миссий СССР и союзников. Маршал спросил у летчиков, сколько людей можно посадить в машину. Посоветовавшись, экипаж принял решение принять на борт двадцать человек (это предел грузоподъемности). Среди них маршал И. Тито, его первый заместитель Э. Кардель, начальник Генерального штаба югославской армии А. Йованович, генерал-лейтенанты И. Милутинович и А. Ранкович, генерал Н. Корнеев, начальник англо-американской миссии В. Стрит и члены Верховного штаба югославской армии.

    После взлета пилоты быстро вывели самолет за облака. Когда вышли на побережье Адриатического моря, в кабину зашел маршал Тито, поинтересовался, как себя чувствуют летчики, а затем спросил, можно ли еще раз слетать на Купрешко Поле и вывезти еще одну группу.

    Командир экипажа ответил коротко: "Мы готовы, товарищ маршал!"

    После приземления самолет срочно подготовили ко второму вылету. Второй полет был значительно сложнее. Приближавшийся рассвет не позволял долго находиться над посадочной площадкой, закрытой сплошной облачностью. Экономя время, пилоты решили заходить на посадку, снижаясь в облаках. Вторым рейсом были вывезены еще двадцать работников Верховного штаба югославской армии. А уже через несколько часов в Купрешко Поле вошли фашистские танки.

    Вскоре Верховный штаб и военные миссии переместились на остров Вис, единственный югославский остров в Адриатике, еще не занятый немцами. Туда же И. Тито пригласил советский экипаж. Во время дружеской встречи маршал объявил о присвоении А. Шорникову, второму пилоту Б. Калинкину и штурману П. Якимову звания Народный Герой Югославии.

    "Маршал Тито, - вспоминал Б. Т. Калинкин, - сказал, что он восхищен нашим перелетом, что мы совершили полет, который вообще был невозможен. Обращаясь к руководству советской военной миссии, Тито, смеясь, сказал: "Теперь три русских офицера стали Народными Героями Югославии. Они теперь и наши офицеры".

    А 21 июня 1944 года в "Правде" появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что за образцовое выполнение специальных заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм А. С. Шорников, Б. Т. Калинкин и П. Н. Якимов удостоены звания Герой Советского Союза.

    До самого окончания войны героический экипаж А. Шорникова находился в распоряжении Верховного командования югославской армии и Политбюро КПЮ.

    К сожалению, наш земляк Б. Т. Калинкин, летчик-герой, погиб в автомобильной катастрофе в июне 1945 года. Со всеми воинскими почестями он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Владимир Вержбовский.

0

3

Информация с сайта http://www.vedom.ru/news/view/12990 :
"...В феврале советскую военную миссию все же удалось доставить в Югославию на планерах, буксируемых английскими самолетами.

А в начале апреля Шорников совершил первый разведывательный полет в этот горный район. Аэродром по-прежнему был завален снегом. Пришлось ограничиться выброской груза, возвратиться в Бари и снова ждать.

Прошло еще несколько томительных дней. Наконец поступило сообщение: можно лететь! Экипаж без промедления ночью поднялся в воздух. Прошли Адриатику и очутились над заснеженными горными вершинами, матово блестевшими под лунным светом. Ниже над районом посадки висела сплошная облачность. Условных сигналов нигде не было видно. Снова набрали высоту, ожидая смещения облачности. Походили и опять снизились. С трудом заметили огоньки-ориентиры. Командир сделал разворот и направил машину вдоль долины. Сели впритирку к кострам.

Крепкие рукопожатия и объятия. Машину быстро разгрузили. Примерно через час взлетели и взяли обратный курс. С того момента полеты стали выполняться регулярно. За два месяца экипаж майора Шорникова совершил более сорока вылетов, перевезя сотни тонн грузов, главным образом, оружие и боеприпасы. В обратный путь брали раненых.

Эвакуация Тито и его соратников

Верховный штаб НОАЮ, члены политбюро ЦК Коммунистической партии Югославии во главе с маршалом И.Тито несколько раз меняли место своей дислокации. В мае 1944 года они располагались в городе Дрвар. Гитлеровскому командованию это стало известно, и оно решило обезглавить освободительную борьбу югославского народа. С этой целью в день рождения И.Тито - 25 мая немцы выбросили в районе Дрвара планерный и парашютный десанты, предварительно подвергнув район бомбардировке. Большая группа вражеских десантников опустилась в непосредственной близости от штаба. Фашисты перерезали все дороги, ведущие из города. Туда же были подтянуты танковые части немцев.

Десять дней велись ожесточенные бои. Оказывая упорное сопротивление гитлеровцам, югославские воины отходили в горы. Руководству НОАЮ и КПЮ вместе с членами советской и англо-американской военных миссий удалось оторваться от противника и уйти в район на 100 километров западнее Дрвара. Однако фашисты продолжали идти по пятам. Необходимо было вывезти штаб в безопасное место. Выполнение этой задачи было поручено экипажу майора Шорникова.

В ночь на 4 июня наш самолет с аэродрома Бари поднялся в воздух. Авиаторы быстро набрали высоту и пошли обычным курсом. Летели под облаками. Машину поливал сильный дождь. В районе контролируемого гитлеровцами города Сплита фашисты встретили самолет прожекторами и зенитным огнем. Пришлось повернуть в сторону и подняться выше. Пробили облачность и снова взяли нужный курс. Ориентировались с трудом. Лишь кое-где снизу выпирали громады гор. Среди них еле отыскали свой главный ориентир - вершину в районе г. Купрес. Значит, в заданном районе. Посадочных сигналов не видно - мешает густая облачность. Разворот за разворотом, а сигналов все нет и нет. Более получаса летали по замкнутому кругу, пока обнаружили огни костров. Небольшой удар - это шасси коснулись грунта.

Подошли маршал И.Тито, работники Верховного штаба, генерал Корнеев, сотрудники военных миссий союзников, поинтересовались, сколько человек можно взять на борт, какова погода на маршруте. Выслушав ответы Шорникова, они посовещались и решили, что в первой группе полетят двадцать человек. В самолет поднялись югославские руководители во главе с И.Тито, генерал Корнеев, а также представители союзников.

Без осложнений оторвались от земли, набрали высоту и легли на знакомый курс - Италия, аэродром Бари. Во время полета И.Тито зашел в кабину и спросил у Шорникова, успеет ли экипаж в эту ночь совершить повторный рейс. Майор ответил, что постарается.

Второй рейс также прошел благополучно. Удалось вывезти еще двадцать работников Верховного штаба.

Вывезенные из фашистского окружения югославские руководители переместились на остров Вис. Он был недоступен оккупантам и во время войны находился в руках югославских патриотов. Сюда членов отважного авиаэкипажа и пригласил И.Тито. Он встретил летчиков исключительно тепло. Здесь же было объявлено, что майору Шорникову, второму пилоту капитану Б.Калинкину и штурману капитану П.Якимову присвоено звание Народного Героя Югославии, а бортмеханик И.Галактионов и стрелок-радист Н.Вердеревский удостоены орденов Партизанской Звезды I степени.

В дальнейшем экипаж находился в распоряжении Политбюро ЦК КПЮ и Верховного штаба. Война продолжалась. Продолжал выполнять боевые задания особой важности и экипаж подполковника Шорникова до полного разгрома немецко-фашистских захватчиков..."

0

4

См. также Подкопин Алексей Леонидович .

0

5

http://penza.rfn.ru/rnews.html?id=297969&cid=7

24.02.2015 11:11
Герой СССР и Югославии из-под Пензы прошел всю войну и погиб от рук немецкой разведки 
http://s7.uploads.ru/t/fnsoM.jpg
Всего пару лет назад — в июне 2013 года — в Новопятигорске на улице имени Калинкина появилась аннотационная доска с указанием, в честь кого названа эта улица. На первый взгляд, событие очень незначительное. Однако, сообщается на сайте общественно-политической газеты «Пятигорская правда», оказалось, что только после установки памятного знака для многих жителей этого района города имя Бориса Тихоновича Калинкина и его подвиг стали откровением. Они наконец узнали, в честь кого названа их родная улица.
В честь летчика и героя двух народов — Советского Союза и Югославии. Более того, уроженца Пензенской области.
Борис родился в селе Дубасово Сердобского уезда в семье почтальона. В 1915 году семья Калинкиных переехала в поселок Ртищево. В 1928 году окончил семилетнюю школу. Работал помощником слесаря на мясокомбинате.
По комсомольской путевке был направлен на учебу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота, по окончании которой в 1932 году, работал летчиком-инструктором этой школы. В 1938 году Бориса Калинкина перевели в Пятигорск, где сначала он был пилотом пассажирского самолета, а затем стал командиром звена.
В годы Великой Отечественной войны сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Северо-Кавказском фронте. В марте 1944 года Калинкин выполнял правительственное задание в Каире. Чуть позднее выполнял специальное задание правительства по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии.
Подвиг Героя Советского Союза, летчика, прошедшего всю Великую Отечественную войну, как говорится, без единой царапины и погибшему через месяц после Победы — Борису Калинкину — подробно в очерке на страницах «Пятигорской правды» описала педагог дополнительного образования высшей категории ЦВПВМ Александра Коваленко.
Она пишет, что с апреля 1944 года в составе экипажа Шорникова, базируясь в городе Бари (Италия), совершал полеты в различные районы Югославии, доставляя партизанам боеприпасы, вооружение, медикаменты и вывозя раненых и больных партизан.
«Весной 1944 года гитлеровское командование предприняло очередную попытку разгромить Народно-освободительную армию и партизанские отряды Югославии и тем самым укрепить свой непрочный тыл на Балканах и освободить резервы для отправки на Восточный фронт. На этот раз главный удар фашисты обрушили на Верховный штаб югославской армии, имея целью захватить в плен маршала Тито и его ближайших соратников. Вот как о последующих событиях пишут историки», — говорится в тексте очерка.
Утром 25 мая гитлеровцы выбросили в район города Дрвара, где располагался штаб, крупный воздушный десант. На помощь десантникам были выдвинуты моторизованные и танковые части, нанесшие удар с фронта, который в то время проходил всего лишь в 500 км от города.
В ходе ожесточенного боя с охранявшими штаб подразделениями югославской армии противнику ценой огромных потерь удалось овладеть Дрваром, однако операция по захвату в плен маршала Тито полностью провалилась. Члены Верховного штаба и правительства Югославии вырвались из окружения и по заброшенным тропам ушли в горы. Через десять дней тяжелых переходов штаб Тито вышел в район Купрешко поле, расположенный в 100 км от Дрвара. Однако гитлеровцы преследовали по пятам, опасность не миновала, оставаться дальше в этом районе было рискованно. Югославское командование приняло решение эвакуировать руководящие органы в безопасное место.
Выполнение сложной и ответственной задачи по эвакуации штаба советским командованием поручили экипажу транспортного самолета, в состав которого в качестве второго пилота входил капитан Калинкин. Приказ на вылет был передан по радио на нашу авиационную базу Бари (Италия), созданную по договоренности с союзниками.
В ночь на 4 июня 1944 года экипаж вылетел на выполнение задания. Погода оказалось неблагоприятной: низкая облачность, сильный ветер. Маршрут полета проходил через морской порт Сплит, прикрытый сильным огнем противника. Надо было преодолеть Адриатическое море и хребты Динарских гор, вершины которых достигали трех тысяч метров. Низкая облачность и отсутствие характерных ночных ориентиров затрудняли нахождение места посадки. Наконец, сама посадочная площадка, подготовленная партизанами, очень малых размеров, располагалась среди гор, вблизи противника. Заход на посадку был возможен только с одной стороны.
Отважные летчики Шорников и Калинкин преодолели все эти трудности. Они отлично посадили самолет у последнего костра, за которым начинался крутой обрыв. Летчики взяли на борт 20 человек, в том числе маршала Тито и руководителей союзных военных миссий, и благополучно доставили их в Бари. В эту ночь отважный экипаж в еще более сложных условиях совершил второй рейс на Купрешко поле и вывез на эту же базу остальных членов Верховного штаба.
За умелое выполнение специальных заданий командования, мужество и героизм, проявленные в ходе их выполнения, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года капитану Калинкину Борису Тихоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За этот же подвиг удостоен звания Народного героя Югославии.
Затем он участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражских операциях.
Однако насладиться Великой Победой в полной мере не успел. Буквально через месяц после парада на Красной площади — 10 июня 1945 года — Борис Тихонович Калинкин вел легковую машину. Рядом с ним был его охранник. Близ города Бранденбурга их сбил американский «студебеккер».
«По свидетельству сестры Калинкина Антонины Тихоновны Захарченко, находившейся в то время в Берлине вместе со своим 46-м Гвардейским женским полком легких бомбардировщиков, с Бориса Тихоновича сорвали награды и отбросили их в сторону. Расследование показало, что Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии гвардии капитан Борис Тихонович Калинкин погиб от рук немецкой разведки генерала Гелена», — пишет Александра Коваленко.
http://s2.uploads.ru/t/3TgnL.jpg
Похоронен Борис Тихонович Калинкин 14 июля 1945 в Москве на Аллее Героев на Новодевичьем кладбище с почестями.
http://s3.uploads.ru/t/vA8GJ.jpg
Бюст Бориса Калинкина установлен в городе Сердобске Пензенской области.
Его именем названы улицы в городе Ртищево (Саратовская область) и Пятигорске, а также в родном селе.
В декабре 1967 года в Ртищево состоялось торжественное открытие мемориальной доски Борису Калинкину на здании школы №97 Приволжской ЖД (ныне утрачена).
http://s3.uploads.ru/t/eWcbp.jpg
Открытие памятной доски Б. Т. Калинкину на здании СОШ №97 Приволжской ЖД (декабрь 1967)

Однако сохранена доска на начальной школе.
http://s7.uploads.ru/t/5pwDU.jpg
Ртищево. Памятная табличка на здании бывшей начальной школы № 2, где с 1921 по 1925 год учился Б.Т. Калинкин
Он был навечно зачислен в состав пятигорского авиапредприятия. Приз имени Калинкина присуждается лучшему коллективу предприятия.
В настоящее время имя Калинкина высечено на пилоне в мемориале Боевой славы в микрорайоне Белая Ромашка и на стеле у огня Вечной славы.
http://s3.uploads.ru/t/XaMzF.jpg
В 1985 году почта СССР выпустила художественный маркированный конверт, посвященный Борису Тихоновичу Калинкину (художник П. Бендель).
http://s6.uploads.ru/t/ptCS2.jpg http://s2.uploads.ru/t/NQoKH.jpg
В 1985 году в Сердобске была открыта Аллея Героев, на которой в 1987 году установили 14 бюстов сердобчан — Героев Советского Союза, в том числе, бюст Бориса Тихоновича Калинкина. Автор памятников — архитектор Е.Г. Соколов.

Жизнь и подвиг героя увековечен и в очерке пензенского журналиста. В проекте телеканала «Россия 1. Пенза», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, предлагаем познакомиться с ним.

Герой двух народов
В Бековском районе, в четырнадцати километрах от районного центра, есть небольшое село Дубасово. Обычное, ничем не отличающееся от других село. Простые деревенские избы, заросшая травой улица, кипень садов по весне. Славятся бековцы по области своими садами.
И еще известно это село тем, что в нем родился Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии Борис Тихонович Калинкин.
...Январь 1944 года. Экипажам двух самолетов дальней авиации было дано правительственное задание — доставить к месту нахождения Верховного штаба Народно-освободительной армии Югославии Советскую военную миссию. В состав одного из экипажей, которым командовал майор А.С. Шорников, вошел и наш земляк, второй пилот капитан Борис Калинкин. Были здесь еще штурмам капитан П. Яиимовв, бортовой техник капитан И. Галактионов, стрелок-радист старший лейтенант Н. Вердеревский.
В этот ответственный полет были посланы лучшие летчики, проверенные многочисленными боями и вылетами. Большую летную подготовку прошел и Борис Калинкин. После окончания школы Гражданского воздушного флота в Балашове пять лет работал летчиком-инструктором, командовал звеном. Затем был пилотом пассажирского самолета в Пятигорске. Так и застала Отечественная война.
С первых дней боев попал в тяжелое транспортное соединение, участвовал в обороне Кавказа, летал с десантом в тыл врага. И вот новое задание. Курс — на Тегеран, через Астрахань и Баку. Условия полета нелегкие. Мешают низкая облачность и туман, пронзительный встречный ветер, доходивший до тридцати метров в секунду.
Когда самолеты подходили к иранской границе, облачность перешла в мощнокучевую: пришлось набирать высоту до пяти тысяч метров и лететь, маневрируя в просветах между огромными столбами облаков. Перевалили Эльбрус, приземлились в Тегеране.
Через несколько дней, миновав ряд горных хребтов, пустыни Северной Африки и Средиземное море, советские авиаторы прилетели в итальянский город Бари. Здесь была организована советская авиационная база, откуда поддерживалась связь с Югославией.
Дальнейший полет в Боснию— конечный пункт полета миссии, посланной Советским правительством для того, чтобы помочь Народно-освободительной армии и югославским партизанам, — задерживали англичане.
Ссылками на нелетную погоду, на отсутствие в Югославии аэродромов англичане всячески затягивали сроки отправки самолетов. А члены Советской миссии тем временем учились прыгать с парашютом, проводили опытные полеты на планерах. Почему на планерах? Да потому, что партизаны Югославии не могли подготовить для приема самолетов высокогорную площадку и членов миссии решено было доставить в штаб на планерах, под прикрытием истребительной авиации.
Наконец, 23 февраля, взяв на буксир планеры, вылетела первая группа самолетов. Это был скорее всего пробный вылет, цель которого состояла в том, чтобы подготовить посадочную площадку для остальных самолетов.
И вот радиограмма извещает: площадка для посадки готова.
В первую же ночь самолет А.С. Шорникова точно вышел на ориентиры, набирая высоту, углубился в горы и в узкой долине отыскал условные знаки.
Сразу посадить самолет не удалось. Облака слоями наползали на площадку и закрывали все ориентиры. Как потом вспоминал А.С. Шорников, площадка имела ограниченные подходы. Заходить на посадку можно было лишь с одного направления, близко прижимаясь к юго-восточному склону хребта. Затем следовал разворот с большим креном и выход точно по направлению посадочных знаков-костров. Перед площадкой находились сопки, разделяющие долину на две части. Нужно было буквально «перетянуть» через них и, убрав газ, спланировать к кострам.
Преодолев все трудности, А.С. Шорников благополучно посадил самолет на площадку, расположившуюся в горном заснеженном районе Медына Поля. А затем начались регулярные ночные полеты в Югославию. За короткое время экипаж самолета совершил более сорока таких полетов.
А на территории Югославии шли бои. Гитлеровцы решили во что бы то ни стало обезглавить освободительное движение в стране, разгромить главные силы Народно-освободительной армии, и в первую очередь Верховный штаб, расположенный в городе Дрваре (Западная Босния). Здесь же находилось и руководство Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВИОЮ). Короче говоря, здесь был центр народно-освободительного движения Югославии. Строго засекреченная операция немцев получила кодовое наименование «Прыжок шахматного коня».
Согласно плану операции, заброшенная в Дрвар на 34 планерах десантная группа численностью 340 человек должна была ликвидировать Верховный штаб Народно-освободительной армии Югославии. Другая группа парашютистов должна была занять подступы к городу и взять в плен Иосипа Броз Тито, который со своими ближайшими соратниками жил тогда в пещере — глубоком природном гроте.
Для молниеносного прорыва в Дрвар гитлеровцы подготовили авиацию, танковые и механизированные части.
О предполагаемом десанте стало известно в Дрваре. В лесах, в районе Потоци, подготовили запасной командный пункт для Верховного штаба. К Дрвару подтянули две бригады Пролетарской дивизии.
Но десант гитлеровцев не высадился, и бригады ушли. В это время немецкое командование и предприняло свой «прыжок». Фашисты сумели овладеть левобережьем реки Унаца и городом. Но пробиться к пещере, где находились югославские руководители, им не удалось. Они встретили героическое сопротивление бойцов Народно-освободительной армии и партизан.
Когда в Дрваре шел бой, члены Верховного штаба во главе с маршалом Иосипом Броз Тито спустились по веревке из пещеры к реке и ушли в безопасное место.
«Прыжок шахматного коня» не удался. Потеряв более половины состава, гитлеровцы вынуждены были отступить в район городского кладбища. От полного разгрома их спасла только танковая колонна, прорвавшаяся в Дрвар.
Об обстановке в Дрваре стало известно в Москве. Генерал Корнеев послал туда телеграмму. Ответили коротко: «Действуйте по обстановке». Тогда глава миссии приказал начальнику авиабазы полковнику С. В. Соколову подготовить самолет А.С. Шорникова для вылета на намеченную площадку. В телеграмме Соколову генерал писал, чтобы самолет на Купрешко Поле был выслан из Бари в ночь с 3 на 4 июня. Между тем в телеграмме, которую вручили А.С. Шорникову в штабе английского авиационного командования, стояла другая дата вылета — на сутки позже.
Тогда экипаж пошел на хитрость: оказав англичанам, что нужен полет с разведывательными целями, советские летчики развернули свой самолет и взяли курс на Югославию.
Погода стояла ненастная. Над морем и в прибрежных горах лил дождь, остро сверкали молнии. Полет проходил через морскую базу Сплит, прикрываемую сильным зенитным огнем врага.
Чтобы не попасть в грозовое облако и не отклониться от маршрута, Адриатическое море пересекли на малых высотах. Точно вышли на остров Корчула, обошли Сплит и, набрав высоту, взяли курс на самую высокую гору в районе города Купрес.
Непрерывно маневрируя, отыскали вершину горы в районе Купрешко Поле. От нее начали поиск световых посадочных знаков и сигналов.
Разворот за разворотом, но знаков не видно. Полчаса летали по замкнутому кругу, пока в разрывах облаков, «в окне», не обнаружили условные сигналы. С большим трудом посадили тяжелый самолет на незнакомую, сильно изрезанную горными ручьями и усыпанную мелкими валунами площадку.
Первым к самолету подбежал Якимов. Соскучился по друзьям. Это он вместе с группой бойцов югославской армии готовил аэродром, выкладывал сигнальные костры.
Через полчаса у самолета появились маршал Тито, члены Политбюро ЦК Союза коммунистов Югославии и Верховного штаба, представители союзных военных миссий.
А.С. Шорников доложил о прибытии самолета и его готовности к дальнейшему полету. Было решено взять на борт двадцать человек. Среди них были Иосип Броз Тито, Эдвард Кардель, Арсен Иованович, Иван Милутинович, генерал Н.В. Корнеев, исполнявший обязанности начальника англо-американской военной миссии Вивиан Стрит, а также члены Верховного штаба югославской армии.
В ночь экипаж, в котором находился и наш земляк, вновь вылетел на Купрешко Поле. Второй полет оказался еще более трудным. Начало светать, и долго находиться над посадочной площадкой, закрытой сплошной облачностью, было нельзя. Пришлось садиться, пробивая облака.
На обратном пути застал рассвет. Чтобы избежать встречи с вражескими истребителями, над морем шли на бреющем полете.
Так вывезли еще двадцать ответственных работников Верховного штаба. Через несколько часов на Купрешко Поле зашли вражеские танки.
Вскоре руководители Югославского правительства и Верховный штаб переместились на остров Вис в Адриатическом море. Весь изрезанный извилистыми узкими заливчиками, он был дальше других удален от материка. В средней его части с северо-запада на юго-восток тянулась котловина, которую и приспособили под аэродром.
Здесь, в пещере, и расположился штаб югославской армии.
Через несколько дней маршал Тито пригласил экипаж самолета на Вис. Здесь состоялась дружеская встреча советских летчиков с Верховным командованием Народно-освободительной армии Югославии.
За ужином, на котором присутствовали Иосип Броз Тито, Эдвард Кардель, Арсен Иванович, Н.В. Корнеев, начальник штаба миссии генерал-майор Мельников, югославские руководители тепло поблагодарили экипаж самолета за успешное выполнение боевого задания. Маршал Тито объявил приказ о присвоении А.С. Шорникову, Б.Т. Калинкину и П.Н. Якимову звания Народного Героя Югославии. Два других члена экипажа — И. Галактионов и Н. Вердеревский — получили ордена Партизанской Звезды.
Каждый член экипажа самолета был удостоен звания Героя Советского Союза.
С острова Вис югославское правительство должно было вылететь в Крайову. Его доставка была поручена экипажу Героя Советского Союза П.М. Михайлова, который тоже летал к партизанам.
На аэродроме самолет Михайлова ожидала группа людей, в которой выделялся коренастый военный в светло-сером плаще и пилотке.
Вот уже остались внизу изрезанные берега Адриатики, еле видны залитые лунным светом скалистые горы Боснии и Сербии. Засеребрилась ленточка Дуная — румынская земля, аэродром в Крайове. Пассажир в сером плаще поблагодарил экипаж и поспешил к выходу. На аэродроме его ждал самолет, летевший в Москву.
Только здесь узнал командир корабля, что в самолете находился маршал Югославии Иосип Броз Тито. Были приняты самые строгие меры предосторожности. Об отъезде маршала в Москву для согласования взаимодействия советских и югославских армий не знали даже некоторые члены Верховного Совета Югославии.
Высокие награды героям-летчикам были вручены в освобожденном Белграде. Вручал их председатель Антифашистского веча доктор Иван Рибар.
Потом осматривали Белград. Вот величественные своды древней крепости Калемегдан. Под ним — дорога в парк, превращенный в музей военных трофеев. Рядом — груды разбитой фашистской техники: самолеты, «пантеры», «тигры».
Калинкин, Шорников и Якимов поднялись на гору Авала, превращенную немцами в «неприступную крепость», побывали на братском кладбище. Здесь еще не было мраморных плит.
После освобождения Белграда и до Дня Победы экипаж самолета, в котором находился и наш земляк, был передан в распоряжение Верховного командования югославской армии. Ему приходилось часто вылетать в различные города Югославии, бывать в Москве, Киеве, в различных городах стран народной демократии. И всегда югославские руководители интересовались жизнью экипажа, относились к советским летчикам с искренним уважением.
Жизнь отважного летчика Бориса Тихоновича Калинкина оборвалась рано. В июне победного 1945 года в газете «Советский Сокол» появилось сообщение о гибели при катастрофе Героя двух народов. С воинскими почестями похоронили воина на Новодевичьем кладбище столицы.
Проходят годы. Но не меркнет в памяти народной подвиг, совершенный советскими летчиками. Помнят о нем в далекой Югославии, помнят и в небольшом пензенском селе Дубасово — родине Бориса Калинкина, Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии.
О. Савин «Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1972 год)
При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета
  Группы телеканала «Россия 1. Пенза»

Отредактировано простомария (2015-12-17 19:07:10)

0

6

http://moypolk.ru/soldiers/kalinkin-boris-tihonovich

http://s6.uploads.ru/t/pCqMl.jpg
http://s7.uploads.ru/t/uQy6M.jpg  http://s6.uploads.ru/t/bkWvA.jpg
Борис Тихонович  Калинкин - это родной брат моего прадедушки Калинкина Владимира Тихоновича, он родился в 1916г. в с.Дубасово Пензенской губернии, Детские и юношеские годы прошли в г.Ртищево. Для меня Борис Тихонович является двоюродным прадедом.
Борис Тихонович в 1931г. стал курсантом Балашовской школы Графжданского Воздушного Флота, после окончания работал летчиком-инструктором. В 1938г. был переведен в Пятигорский аэропорт, где сначала был рядовым летчиком, потом стал командиром звена.
Семья Бориса Тихоновича в 1943-44г. жила в г.Ртищево. Его жена Надежда и 7летний сын Слава жили с родственниками.

БОЕВОЙ ПУТЬ

Полеты Бориса в течение 4х лет над горами Кавказа и его предгорий проходили в очень трудных географических и метеоусловиях.

Накопленный опыт вождения самолетов в экстремальных условиях пригодился ему во время ВОВ., с самого начала которой его экипаж был приписан к транспортной авиации, выполнявшей задания по высадке групп деснтников в тыл врага, по обеспечению попавших в окружение частей Красной Армии и партизан продовольствием, боеприпасами, медикаментами и по вывозу от них раненых.

Самолет Бориса ЛИ-2 выполнял задания военного командования на Кубани, в Крыму, на перевалах Маруха, Клухора, Аданге гор Кавказа на высоте около 3х тысяч метров.

Борис Тихонович Калинкин был награжден медалью "За оборону Кавказа".

Опыт полетов над горами Кавказа обеспечил выполнение нескольких специальных заданий Советского командования, одним  из сложнейших и политически важным было задание по вывозу из тыла немцев маршала Народно-Освободительной Армии Югославии (НОАЮ) Иосипа Броз Тито.

Для борьбы с фашизмом и помощи по организации связи Верховного штаба НОАЮ с высшим командованием Красной Армии в середине января 1944г. была создана военно-дипломатическая миссия. Для доставки этой миссии в Югославию были подобраны 2 экипажа командиров воздушных кораблей А.Шорникова и А. Лебедева 1й Транспортной авиадивизии Гражданского Воздушного Флота. В экипаже А. Шорникова вторым пилотом был Борис Тихонович Калинкин. Вылете 17 января 1944г. оба экипажа доставили советскую миссию на базу в Бари с последующими посадками в Астрахани, Баку, Тегеране, Багдаде, Каире, Триполи и Тунисе.

Миссия 23 февраля 1944г. прибыла в Дрвар, где находился штаб И.Б.Тито. Немецкое командование решило разгромить Главный штаб НОАЮ, пленить маршала И.Б.Тито и уничтожить членов советской военной миссии. 25 мая 1944г. немецкие самолеты бомбили район Дрвар и высадили десант в 600 человек, затем еще около 200 парашютистов СС, овладели городом Дрвар, но верховный штаб Тито и советская военная миссия вышли по горной тропе к Потоци, несколько раз попадали в окружение, в итоге оказаись в месте Купрешко Поле. Связь пропала с ними что в Москве вызвало большое беспокойство. И.В.Сталин отдал приказ немедленно выяснить причины потери связи и найти способ вывезти миссию. Было принято решение отправлять самолет немедленно. Самым опытным экипажем в советской эскадрильи в Бари был экипаж майора А.С.Шорникова, состоявший из 5 человек: командир корабля А.С.Шорников, второй пилот Б.Т.Калинкин, штурман П.Н.Якимов, борттехник И.Г.Галактионов и стрелок-радист Н.С. Вердеевский. Экипаж СИ-47 взял курс на Югославию в нелетную погоду. Над Адриатическим морем и в горах разразилась гроза.самолет несколько раз попадал в лучи прожекторов противника, и тогда на его пути вставали мощные заслоны разрывов зенитных снарядов. В ночной тьме надо было увидеть ориентиры - голый высокий обрыв и свет костра, здесь и совершил посадку самолет.

в Ночь с 3 на 4 июня в 1944г. экипаж Шорникова в 2 рейса доставил в Бари 46 человек из состава Генерального штаба НОАЮ и представителей советсткой военной миссии.
Вскоре на Купрешко поле вышли немцы, но никого там уже не было.
За успешное выполнение спец.задания Советского командования экапаж был награжден: Александру Сергеевичу Шорникоув, Борису Тихоновичу Калинкину и Павлу Никитовичу Якимову было присвоено  звание Героев Советского Союза и народных героев Югославии.
Вплоть до окончания войны Борис Тихонович Калинкин выполнял рейсы различной сложности и встретил победу.
10 июня 1945г. Борис Тихонович вел легковую машину. Рядом с ним был его охранник.Близ города Брандебурга их сбила американская тяжелая машина сдебеккер.
По свидетельствам, с Бориса Тихоновича сорвали награды и отбросили их в сторону.
Расследование показало, что Герой Советского Союза и герой Югославии погиб от руки немецкой разведки генерала Гелена.
14 июня 1945г. Калинкин Борис Тихонович был похоронен в г. Москве в аллее героев на Новодевичьем кладбище с почестями.

Вся информация взята из книги сестры моего дедушки - Калинкиной Галины Викторовны - "Семья Калинкиных"

Синельникова (Калинкина) Диана Валерьяновна о своем двоюродном прадеде

Еще фото из книги: Калинкина Г.В. "Семья Калинкиных" - Ртищево, 2010
http://s6.uploads.ru/t/VYN3D.jpg http://s6.uploads.ru/t/ebZOH.jpg
1933г. с товарищем и 1933-1934гг. во время летной практике в г.Балашове
http://s6.uploads.ru/t/e63YW.jpg http://s6.uploads.ru/t/I6MYp.jpg
с женой Надеждой Васильевной и сыном Вячеславом и с боевыми товарищами после награждения
http://s7.uploads.ru/t/86EmQ.jpg
1945г. Похороны на Новодевичьем кладбище

http://papers.ekimovka.ru/?id=502&task=article
Чернышев, А. Навечно в строю : [о Борисе Тихоновиче Калинкине] / А.Чернышев // Молодой ленинец. - 1971. - 9 мая. - С. 2. - (Герои страны).
http://s7.uploads.ru/t/3b7I4.jpg

братья и сестры
Калинкин Владимир Тихонович
Калинкин Михаил Тихонович
семья Калинкиных

Отредактировано простомария (2015-12-18 08:46:28)

0

7

http://podvignaroda.mil.ru/?#id=1531412 … ilManAward
Калинкин Борис Тихонович
Звание: лейтенант
Место службы: 9 оавп ГВФ 4 ВА СКФ
Акт от: 25.08.1945 Издан: ГУГВФ Медаль "За оборону Кавказа" №П-004031
http://sg.uploads.ru/t/8RhEg.png
награду с 25 декабря 1944 вручал начальник Главного управления гражданского воздушного флота маршал авиации Фёдор Алексеевич Астахов

наградных листов на звание Героя Советского Союза в базе Подвиг народа нет.
Никаких документов о смерти, кроме книг памяти в ОБД Мемориал нет.
В книгу памяти Пензенской области не включен

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407433527 Книга памяти. Москва т.17 с. 184 (Новодевичье кладбище)
Калинкин Борис Тихонович, род. 1913 в с. Дубасово Бековского р-на Пензенской обл. Капитан 1 авиадивизии АДД. Участвовал в эвакуации из окружения штаба Нар. освободит. армии Югославии. Герой Советского Союза (20.6.1944) и Народный Герой Югославии. Погиб 10.4.1945. Похоронен на участке 4, ряд 11, могила 13.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=407219635 Книга памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне. Том 6 с. 203
Калинкин Борис Тихонович, род. 1913 в с. Дубасово Бековского р-на Пензенской обл. Гв. капитан. Летчик. Выполняя задание 4.6.1944, проявил высокое летное мастерство, храбрость и отвагу при эвакуации Штаба Народной Освободительной армии Югославии из вражеского окружения. Звание героя Советского Союза присвоено 20.6.1944. За этот же подвиг удостоен звания Народного Героя Югославии. Погиб 10.4.1945. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, участок 4, ряд 11, могила 13.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406859879 Книга памяти. Саратовская область. Том 11 с. 411
Калинкин Борис Тихонович, род. 1913, г. Ртищево. Гв. капитан, Герой Советского Союза. Погиб в бою 10 апр. 1945. Похоронен Новодевичье кладбище.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=406293815 Книга памяти. Саратовская область. Том 6, с.399
Калинкин Борис Тихонович, род. 1913 в с. Дубасово, Пензен. обл. Капитан, Герой Советского Союза, 1-я ад ДД. Погиб в бою 10 июня 1945. Похоронен Новодевичье кладб., г. Москва

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=90388379 Список захоронения
Калинкин Борис Тихонович
Дата рождения/Возраст __.__.1913
Воинское звание капитан
Дата смерти 10.06.1945
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Москва
Место захоронения г. Москва, пр-д Лужнецкий, 2, Новодевичье кладбище, участок 4, ряд 11
http://s3.uploads.ru/t/LajFf.jpg http://s3.uploads.ru/t/SXoDJ.jpg

Отредактировано простомария (2015-12-18 07:08:13)

0

8

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropri … 60662.html
http://sd.uploads.ru/t/QGNvn.jpg
бюст на Аллее героев, г. Сердобск
фото учителя Александровой Т. А. и ученицы 9б класса лицея №2 Корниенко Виолетты. Апрель 2015

0

9

Здравствуйте!

Спасший Тито. Как пензенец в годы войны помог будущему главе Югославии.

Аргументы и факты | 5.05.2022

Кроме наград своей страны, во время Великой Отечественной войны советские солдаты нередко получали медали и ордена от союзников. Например, 16 гражданам СССР вручили орден Народного Героя - вторую по значимости награду Югославии. Среди орденоносцев есть и уроженец Бековского района Борис Калинкин.

От слесаря до пилота.

Борис Тихонович Калинкин родился в селе Дубасово Бековского района 14 апреля 1913 года в семье крестьянина. Рос обычным парнишкой. Учился в семилетней школе, работал на мясокомбинате помощником слесаря.

Позже парня отправили на учебу в Балашовскую школу Гражданского воздушного флота. Из нее выпустилось более ста летчиков, получивших звание Героя Советского Союза. Обучение в школе определило судьбу пензенца: всю оставшуюся жизнь Борис Тихонович связал с небом.

В книге «Бековчане - Герои Советского Союза» описывается довоенный путь Калинкина. После окончания школы он работает летчиком-инструктором, в 1938 году его переводят в Пятигорск на должность пилота пассажирского самолета.

В первые дни войны началась тяжелая работа: пензенец доставлял военные грузы защитникам Кавказа, забрасывал в тыл врага десант. Причем большую часть войны Калинкин провел на Ли-2, на котором из вооружения - один курсовой пулемет.

«Ход конем».

Решающим для Калинкина стал 1944 год. Есть упоминание, что в марте он отправился на правительственное задание в столицу Египта Каир, совершил несколько рейсов в Югославию, выполнял секретную военную миссию. Кроме того, он доставлял бойцам оружие, медикаменты, продовольствие. Спустя два месяца, в мае, он получил задание, которое оказалось самым важным в его жизни.

Тогда, весной 1944 года, германское командование задумало операцию «Ход конем» для перехвата инициативы в войне. В тот момент положение немцев на всех фронтах было близким к катастрофическому: главного союзника, Италию, заставили капитулировать, США и Англия готовились провести самую масштабную операцию по высадке войск во Франции, советские войска освободили большую часть территории Украины и вышли к своей прежней границе, а на Балканах набирало обороты партизанское движение.

И «Ход конем» предназначался именно для партизан. Немецкое командование хотело «хирургически точным ударом» уничтожить партизанские силы и их верховный штаб. В качестве туше планировалось убийство командира югославских партизан Иосипа Броз Тито, который был лидером движения. Гибель лидера, несомненно, надломила бы боевой дух его подчиненных и помогла бы немцам сконцентрироваться на других фронтах.

В ходе операции планировалось захватить город Дрвара, где располагался штаб во главе с Тито. Кроме сухопутных войск в операции участвовали и немецкие десантники, элита Вермахта.

План провалился. Город взяли, но Тито, члены верховного штаба и правительства Югославии бежали в горы. Десять дней по заброшенным тропам югославы скрывались от преследователей-немцев.

Под носом у СС.

В это время и был отдан приказ экипажу самолета, пилотом которого являлся Калинкин: спасти маршала Тито, не допустить его гибели и упадка боевого духа югославской армии. Борис Калинкин и раньше доставлял грузы в Югославию. Но в этот раз задача усложнялась в разы. Пролететь над территорией врага, найти место, где прячутся союзники, успеть спасти будущего главу Югославии и вывезти быстрей, чем его найдут немцы! И самому остаться в живых!

Но задание есть задание. План полета тщательно разрабатывали. Ли-2 пролетел по маршруту Кавказ - Тегеран - Бари в Италию. Оттуда измученным югославам поступил сигнал «Ждите самолета».

Экипаж состоял сразу из трех человек, среди которых был Борис Калинкин. В ночь на 4 июня они подняли свое воздушное судно и направились к месту, где прятались югославы. Путь лежал через Адриатическое море, через линию побережья, ощетинившуюся зенитками. Погода была как будто на стороне врага: густые облака, нависшие над землей, сильный ветер. Но среди вершин гор советские летчики заметили огни костров и опознавательные знаки! Найдены! Самолет приземлился, чтобы забрать партизан. Тито и офицеры-югославы были спасены. Этот рейс летчики выполнили под носом у 7-й дивизии СС.

20 июня Борис Калинкин получил звание Героя Советского Союза. А в новом штабе на острове Вис в Адриатическом море Иосип Броз Тито пригласил отважных летчиков на ужин, на котором объявил о награждении Орденом Народного Героя. Правда, саму награду вручили потом, в освобожденном Белграде в октябре 1944 года. На всех портретах шею героя будет украшать орден, полученный от главы союзного государства.

Затем Калинкин участвовал в освобождении Польши, Берлинской и Пражской операциях. Летчик прожил совсем недолго после победы в войне. 10 июня 1945 года его жизнь трагически оборвалась. Калинкин на легковой машине столкнулся с грузовиком «Студебеккер». Позже сообщалось, что это была не случайность, а расчет. Писали, что, возможно, герой погиб от рук немецкой разведки, представители которой еще долго скрывались на территории Германии.

«Аргументы и факты», № 18, 4 мая 2022 г.  https://www.penzainform.ru/press/af/202 … lavii.html

Герой СССР и Югославии из под Пензы прошел всю войну и погиб от рук немецкой разведки.

...После освобождения Белграда и до Дня Победы экипаж самолета, в котором находился и наш земляк, был передан в распоряжение Верховного командования югославской армии. Ему приходилось часто вылетать в различные города Югославии, бывать в Москве, Киеве, в различных городах стран народной демократии. И всегда югославские руководители интересовались жизнью экипажа, относились к советским летчикам с искренним уважением.

Жизнь отважного летчика Бориса Тихоновича Калинкина оборвалась рано. В июне победного 1945 года в газете «Советский Сокол» появилось сообщение о гибели при катастрофе Героя двух народов. С воинскими почестями похоронили воина на Новодевичьем кладбище столицы.

Проходят годы. Но не меркнет в памяти народной подвиг, совершенный советскими летчиками. Помнят о нем в далекой Югославии, помнят и в небольшом пензенском селе Дубасово — родине Бориса Калинкина, Героя Советского Союза и Народного Героя Югославии.

О. Савин.

«Герои и подвиги» (Сборник очерков), Саратов, Приволжское книжное издательство, 1972 год)

При составлении биографических данных о Героях Советского Союза были использованы архивные материалы и сведения из Интернета

Источник: ГТРК Пенза. 24.02.2015.

0

10

Здравствуйте!

Дополнительная информация.

Воинские захоронения:: г. Москва, пр-д Лужнецкий, 2, Новодевичье кладбище, участок 1-1-11а.
Информация о захоронении. https://pamyat-naroda.ru/memorial/burial/90388389/
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Москва
Номер захоронения в ВМЦ 77-519/2014
Место захоронения г. Москва, пр-д Лужнецкий, 2, Новодевичье кладбище, участок 1-1-11а
Дата создания современного места захоронения 26.11.1942
Дата последнего захоронения 26.11.1942
Вид захоронения индивидуальное захоронение
Состояние захоронения удовлетворительное
Количество могил 1
Захоронено всего 1
Захоронено известных 1
Захоронено неизвестных 0

Захоронение на Новодевичьем кладбище.

Новодевичье кладбище — одно из самых известных мест погребения усопших в Москве. Возникло в 1898 году у южной стены Новодевичьего монастыря. В советское время превращено в своего рода национальный пантеон — второй по значению после Кремлёвской стены. Находится в юго-западной части ЦАО, в Хамовниках.

https://ru.wikipedia.org/wiki....9е; https://www.google.ru/maps....5bc6401

Информация о захоронении. https://www.obd-memorial.ru/html/info.h … amp;page=1
Страна захоронения Россия
Регион захоронения Москва
Номер захоронения в ВМЦ 77-407/2014
Первичное место захоронения г. Москва, пр-д Лужнецкий, 2, Новодевичье кладбище,
участок 4, ряд 14, могила 21
Дата создания современного места захоронения __.__.1945
Дата последнего захоронения __.__.1945
Вид захоронения индивидуальное захоронение
Состояние захоронения удовлетворительное
Количество могил 1
Захоронено всего 1
Захоронено известных 1
Захоронено неизвестных 0
Откуда производились перезахоронения Румыния

SGVAVIA © 2008-2024. https://www.sgvavia.ru/forum/463-6327-1

Новодевичье кладбище.

Новоде́вичье кла́дбище (уст. Ново-Девичье кладбище) — кладбище в московских Хамовниках при Новодевичьем монастыре. Основано при Новодевичьем монастыре, построенном в 1524 году. Официально возраст кладбища отсчитывается с 1904 года.

Статус: Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771821313160006 (ЕГРОКН). Объект № 7710989000 (БД Викигида)

Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новодевичье_кладбище

Отредактировано Легошина Валентина (2024-09-16 15:46:21)

0


Вы здесь » "Никто не забыт, ничто не забыто". Всенародная Книга памяти Пензенской области. » Сердобский район » КАЛИНКИН Борис Тихонович. Герой Советского Союза.