http://moypolk.ru/soldiers/bulin-ivan-evdokimovich
В бабушкином старом альбоме хранится потертая от времени, с оторванным уголком одна фотография. С неё смотрит высокий, крепкий и красивый красноармеец. Это мой дед - Бульин Иван Евдокимович (на фото слева). Его мы совсем не знаем, но память о нем свято храним. Он погиб защищая нашу Родину от фашистских захватчиков.
Родился Иван Евдокимович в 1918 году в селе Никифоровка Пензенского района. В 1937 году он женился на Кривовой (Бульиной) Екатерине Степановне. В 1938 году у них родился сын Александр (трагически погиб в мае 1955 года).
До войны дед Иван работал в колхозе "Искра" кузнецом. В 1939 году его призвали на финскую войну, с которой он возвратился в 1940 году. А в 1941 году началась Великая Отечественная война. Деда Ивана в первый год войны на фронт не взяли – у него была броня. В ноябре 1941 года у него родилась дочь – Галина (моя мама). А 1 февраля 1942 года из Кондольского райвоенкомата принесли повестку.
Проводы были тяжелые. Дед Иван долго стоял у колыбели своей дочери, смотрел на нее и все никак не мог отойти, как будто знал, что больше никогда не увидит ее.
Бульин Иван Евдокимович был направлен на Западный фронт в 882 стрелковый полк, который входил в 290 стрелковую дивизию. Дивизия была включена в состав 50-й армии. Армия приняла участие в боях под Брянском, Тулой, освободила г.Калугу и в январе 1942 года вышла к Варшавскому шоссе. В итоге многодневных боев советские войска натолкнулись здесь на глубоко эшелонированную оборону врага.
Подлинные образцы мужества и героизма проявили в боях тысячи советских бойцов. Тогда на весы человечества были жестоко брошены жизнь и смерть. В то время многим казалось, что смерть перевешивает.
Не обошла смерть и нашу семью. Похоронкой влетела в дом, никого не пожалела. Сколько же слез пролила бабушка Катя, склоняясь бессонными ночами над колыбелью своей дочери, которая никогда не узнает отцовской любви и ласки, не услышит родной голос. Похоронку ту бабушка Катя свято хранила за иконой и не верила, что муж погиб, и все ждала с войны своего Ваню. Да так и прожила всю нелегкую жизнь одна. А свою нерастраченную любовь и заботу отдавала нам – детям, внукам, правнукам и работала не покладая рук.
Теперь эту похоронку храним мы - потомки Ивана Евдокимовича. Храним бережно, как реликвию, как память, которая не дает нам забыть деда Ивана. На пожелтевшем листочке от времени уже выгорели буквы, но еще можно прочитать:
"Рядовой Бульин Иван Евдокимович погиб 23 апреля 1942 года. Похоронен Смоленская область Барятинский район д. Фомино-1". Смоленская земля навечно приютила моего деда Ивана Евдокимовича, а ведь ему было всего 24 года. Он был молод, он хотел жить. Он отдал свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться жизни. И это невозможно забыть.
Как погиб отец , где похоронен? Этим вопросом все чаще и чаще стала задаватьсямоя мама Не давал покоя и давний её сон: "Иду девчонкой по опушке леса. Вижу, на пеньке сидит седой старичок с длинной белой бородой. Он окликает меня и говорит: "А ведь твой отец жив и здоров. Кузнецом работает." И называет адрес. К сожалению адреса не запомнила. А потом было продолжение сна: приехала по данному адресу в село. На пригорке стоит кузница и действительно мой отец там работает. Захожу и говорю: "Здравствуй, папа". А он увидел меня и бросился бежать. Я вслед ему кричу: "Это же я, твоя дочь Галя". Так и проснулась".
Найти его могилу и побывать на ней стало ее навязчивой идеей. Но с чего начать? Куда писать? Кому? И вот однажды в одном журнале в конце заметки женщина указала свой полный адрес: Калужская область (ранее Смоленская) Барятинский район. И бабушка Галя написала ей письмо, с просьбой передать ее письмо в музей или в поисковый отряд. На ответ не очень - то надеялась. Но надежда все-таки была. И Вера Ивановна Шугаева (так звали ту женщину) ей ответила. Так завязалась переписка.
Строки из письма Веры Ивановны: "…Уважаемая Галина Ивановна, получила Ваше письмо с просьбой отыскать могилу Вашего отца…. Позвонила в сельский совет д.Фомино мне сказали, что всех погибших перезахоронили в братскую могилу. В этой деревне установлен большой обелиск на братской могиле. Ваш отец тоже перезахоронен в эту братскую могилу, раскопки продолжаются и по настоящее время".
В свою очередь Вера Ивановна просила выслать копию похоронки и фотографию Бульина Ивана Евдокимовича, для того чтобы занести его имя в Книгу Памяти.
Строки из письма Веры Ивановны :"… Сегодня ездила в музей д.Фомино. Долго разговаривала с заведующей. Она уточнила, что перезахоронения 1942 года погибших воинов производились на подкопе…. Там до сих пор вносятся имена погибших. Имя вашего папы она занесла в Книгу Памяти, к 9 мая будет издан дополнительный том… Спросила у неё: " Почему известно, где воевал и в какой стрелковой дивизии ваш папа, а в списках погибших его нет?" Она ответила, что когда издавалась Книга Памяти в архивах много документов было утеряно…а еще у воинов была такая примета, что записку с именем и фамилией очень многие не ложили в нагрудный медальон, в надежде, что останутся живы…"
Вера Ивановна Шугаева не только помогла найти могилу нашего прадеда, но и прислала фотографии мемориала, музея и самый дорогой для нас подарок фотокнигу "Зайцева гора", в которой собран богатейший материал о сражениях за Зайцеву Гору, где погиб прадед Бульин Иван Евдокимович.
Сражение за Зайцеву Гору было одним из самых кровопролитных столкновений за время всей войны причем в самых тяжелых боевых условиях. В армии не было продовольствия, боеприпасов, не было поддержки авиации. Бойцам часто вместо сухого пайка выдавали по одному сухарю. На танк выдавали по 1-2 снаряда, а на винтовку 1 снаряд. Фактически солдаты шли в атаку без оружия, голодные по болотным топям на хорошо укрепленные и оснащенные всей боевой техникой укрепления немцев.
Теперь у нас осталось важное дело и заветное желание – побывать на братской могиле, поклониться и рассыпать горсть земли с малой родины деда Бульина Ивана Евдокимовича. А еще выражаем огромную благодарность Шугаевой В.И. за ее помощь, отзывчивость и душевную доброту.
Пяткина Светлана