Старший лейтенант Фирсов Дмитрий Андреевич, 1908г.р., с.Кондоль.
Весть о начале войны с Германией,застала нашего земляка,ст.л-та Фирсова Дмитрия Андреевича,на одном из полевых аэродромов в Забайкалье,где 32 сбап находился в летних лагерях и занимался полетами.Полк,поднятый по тревоге перелетел на свой основной аэродром базирования Бада,который находился рядом с одноименной станцией Бада, ж.д.Молотова,в Хилокском р-не,Читинской обл.Сборы были не долги.Разобрав двухмоторные самолеты СБ и погрузив их на ж.д.платформы,а личный состав в товарные вагоны,полк несколькими эшелонами начал свой путь на фронт 26 июня 1941г.Семьи остались ждать своих мужей и отцов,в Северном городке,который сразу опустел и осиротел.Прибыв в р-н г.Балашов,Саратовской обл.,после разгрузки эшелонов принялись собирать самолеты на местных аэродромах.Вместе с 32 сбап ,прибыли 38 и 150сбап и Управление 28ад.В результате больших потерь наших самолетов в первые дни на фронте,было принято решение о переформировании прибывающих с востока страны авиаполков.Из одного полка делали два.Три первых авиаскадрилии,трех полков,которые были подготовлены к полетам ночью,объединили в один полк,который получил наименование 150сбап особого назначения.Командиром назначили командира прежнего 150сбап,майора Полбина И.С.,будущего дважды Героя Советского Союза.Новый 150сбап оказался единственным авиаполком в авиации КА,полностью подготовленным к полетам ночью.16 июля 41г.полк Полбина взлетел с аэр.Лебедянь и взял курс на г.Ржев,где после посадки вошел в состав 46ад ВВС ЗФ. 17июля полк выполнил свой первый боевой вылет днем,в р-н Смоленска.Начало было успешным.Полк выполнил задачу и вернулся без потерь.В дальнейшем пришлось выполнять задания составом эскадрилий,действуя самостоятельно с полевых аэродромов.Первый вылет аэ капитана Ляпина В.С. в экипаже которого Фирсов был штурманом,оказался менее удачным.Из 9 СБ не вернулись 2 самолета,сбитые ЗА пр-ка в р-не Новосокольники-Великие Луки.Продолжая выполнять задания,летая днем и ночью,аэ Ляпина, не имела потерь.Очередным приказом,8.8.41г.,аэ Ляпина была выведена из состава 150сбап и передана,на усиление 140сбап 47ад,в котором почти не осталось самолетов,т.к.этот полк прибыл на фронт на второй день войны из Орловского ВО.Здесь аэ Ляпина продолжила свою дневную и ночную работу,встречая сильное противодействие врага.Однако летчикам везло,привозили много пробоин,но все возвращались.Техники и механики выбивались из сил восстанавливая самолеты к утру.Но везение окончилось и аэ понесла новые потери.В ночь с 18 на 19.8 не вернулся один самолет СБ л-та Васильева Б.А. из р-на с-в Смоленска и был убит в воздухе штурман другого самолета,л-т ШилковН.Е.Его заменил штурман из 140сбап,мл.л-тКараваев В.В.В результате следующего приказа,аэ Ляпина,в составе 8 самолетов СБ,вышла из состава 140сбап и 47ад,и в 6.00,22.8.41г.взяла курс на аэродром Луги(с-в 12км г.Андреаполь,Тверск.об.)В этот же день были потеряны 2 самолета СБ,вылетевшие на боевое задание в р-н Сиверст-оз.Жижицкое.После выполнения задания они были атакованы 8Ме-109 и загорелись в воздухе.Вся тяжесть дальнейшей работы по прорвавшему фронт врагу,в р-не Жижицких озер и ст.Кунья,легла на плечи оставшихся 6 экипажей аэ.По прежнему летая на задания днем и ночью,они наносили бомбовые удары по врагу.Роковым днем для аэ стала суббота 30 августа.Взлетев в 16.45 с аэродрома Луги на бомбардировку колонны врага на большаке Торопец-Нелидово,которая накапливалась у д.Лоховка(юв10км Торопец),аэ оказалась без истребительного прикрытия.Назад все 5 СБ не вернулись.Судьба трех экипажей: к-на ЛяпинаВ.С.,ст.пр-каПоволоцкогоИ.А. и ст.л-таБирюковаИ.К.,до сих пор не известна.Среди них и наш земляк...
Отредактировано Дворянкин С.А. (2015-01-23 22:28:17)