http://www.pravda-news.ru/topic/23098.html
Кто расписался на Рейхстаге?
19 сентября 2013
Многие пензяки-фронтовики, дойдя до Берлина, оставили свои фамилии и надписи на стенах Рейхстага. Самая известная из них гласит: «А мы из Пензы». И хотя под ней поставлена конкретная фамилия, недавно разгорелся спор об авторстве
Два Морозовых
До 2013 года все считали, что легендарные слова написал гвардии лейтенант Морозов. Подпись читается достаточно четко. А вот об имени никто и не задумывался. До поры, до времени.
Накануне Дня Победы в этом году один из пензенских телеканалов показал сюжет об установке памятника на могиле Ивана Морозова. Этот человек после войны жил и работал в Заречном. В сюжете, конечно, прозвучала информация о том, что это он написал знаменитую фразу «А мы из Пензы»,
Иван Константинович Морозов
И вдруг после этого в музей начали звонить и приходить разные люди с одним и тем же вопросом: как звали легендарного лейтенанта Морозова? Ажиотаж длился несколько дней. Это заставило меня изучить вопрос. И вот что выяснилось.
Морозовых из Пензенской области, расписавшихся на стене Рейхстага, было двое. Один из них — уроженец Кузнецка. В местном музее хранится материал о связисте, гвардии лейтенанте Василии Григорьевиче Морозове.
Василий Григорьевич Морозов
В музее города Заречный оформлен уголок, посвященный артиллеристу — старшему лейтенанту Ивану Константиновичу Морозову, уроженцу села Кучки Пензенского района (первое фото).
Наши журналисты не оставляли без внимания обоих Морозовых и писали о них в разные годы. При этом каждый считал, что герой тот, о котором он пишет. Разнобой в именах — то Иван, то Василий — не привлек ничьего внимания.
Волнующая встреча
О Василии Григорьевиче Морозове в газете «Молодой ленинец» от 29 апреля 1980 года написал статью Е. Верстунин из Кузнецка. Автор рассказывает о волнующей встрече в Берлине братьев Морозовых: старшего Ивана Григорьевича — гвардии майора артиллерии и младшего Василия Григорьевича — гвардии лейтенанта войск связи. Родные братья прошли всю войну, не виделись четыре года, оба являлись кавалерами многих боевых наград.
Вскоре после падения Берлина офицеры штаба части, в которой служил Василий (часть была уже в Берлине), решили осмотреть рейхстаг. Поехали на американском «додже». Увидев на стене надпись «А мы из Москвы», Василий произнес: «Прекрасно, а мы из Пензы! И тоже в Берлине!». Подогнав машину к стене, он забрался на кабину и штурмовым ножом вывел: «А мы из Пензы гв. л-нт Морозов».
Об Иване Константиновиче Морозове (из Кучек) тоже писали многие журналисты. Войну он начал на Западном фронте, в 1941-м году был ранен, лечился в госпитале. В апреле-мае 1945 года его 86-я тяжелая гаубичная артиллерийская бригада в составе 3-й ударной армии штурмовала Берлин. Дочь фронтовика вспоминает: «Отец рассказывал, что он поставил к стене рейхстага ящик и, встав на него, вырезал штыком: «А мы из Пензы» и подписался».
Где же та самая надпись?
Интересный факт содержится в книге «Судьбы солдатские» Олега Савина, известного журналиста и краеведа, изданной в 1991 году. Он приводит отрывок из письма, присланного в редакцию в ноябре 1945 года фронтовиком В. Алексеевым: «…у рейхстага встретился с земляком Иваном Морозовым, это он, Морозов, проявивший чудеса героизма в боях за Берлин, штыком высек на задымленной стене рейхстага памятные слова «А мы из Пензы». Среди таких же своеобразных авторов воинов-победителей — москвичей, волжан, уральцев — запечатлел наш земляк имя родного города».
И далее на странице 284 Олег Савин продолжает: «19 ноября 1963 года Т.П. Кадышев сообщил в «Пензенской правде», что автор надписи на рейхстаге «А мы из Пензы» — майор запаса И.К. Морозов, который «вместе со своими артиллеристами дал первый залп по Берлину».
В это время, пишет далее Савин, И.К. Морозов был уже старшим лейтенантом, и две неразборчивые буквы, стоящие в надписи на рейхстаге перед словом «л-нт», надо, по-моему, расшифровывать как «ст», а не «гв» (гвардии), как это делается в некоторых публикациях».
8 мая 1985 года в «Пензенской правде» опубликована статья Ю.И. Кривошеева: «… надпись оставил в мае 1945 года начальник штаба одного из артиллерийских дивизионов, теперь инженер Иван Константинович Морозов. Его надпись прочли многие пензенцы, которые праздновали победу в Берлине. Упоминает о ней в письме и преподаватель Пензенского педучилища В.В. Степанов: «Мы вошли в вестибюль Рейхстага. На большой высоте я прочел глубоко прорезанную крупную надпись: «А мы из Пензы». Я попросил своего товарища сфотографировать ее, но фото, к сожалению не получилось…».
Возникает вопрос: где же была надпись — внутри Рейхстага или снаружи? Не перепутал ли что-то со временем ветеран? А возможно, что надпись с упоминанием Пензы была и внутри, и снаружи здания…
Изучив материалы, я пришел к выводу, что расписаться на стенах Рейхстага могли оба Морозовых!
…В 5-м томе книги «Память. Пензенская область» — около 500 военнослужащих по фамилии Морозов, погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести.
Каждый из них мечтал дожить до конца войны, дойти до Берлина и с победой вернуться домой. И то, что двое наших земляков-Морозовых это сделали, само по себе символично, очень значимо и, по большому счету, является подвигом.
Мне кажется, что, в принципе, не столь важно, кто из них сделал надпись на стене, ставшую брендом Пензы. Оба Морозовых уже вошли в военную историю и историю нашей области.
В ТЕМУ
Вообще же «автографы» на Рейхстаге оставили многие пензяки. К сожалению, не все нам известны. В историю, кроме двух Морозовых, вошли Пронькин из Пензы и Невежин из Пензенской области. Пензяки писали свои фамилии, не указывая принадлежности к городу. Павел Невежин — полный кавалер ордена Славы. После войны жил в Москве или Московсокй области, возможно, и сейчас живет. Сведений о его смерти нет.
Автор: ведущий специалист Пензенского краеведческого музея, Геннадий ТАМБОВЦЕВ